КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила выставления оценок и отметок
Знаний Психологические и педагогические требования к оценке Когда учителя оценивают работу учеников, то важную, а иногда определяющую роль играет то, как они это делают. Очень часто при этом допускаются ошибки, которые становятся источниками конфликтов. Это и выставление завышенных или заниженных отметок, стремление избегать крайностей в оценках и т.п. Недопустимым является перенос личного отношения к ученику на оценивание его знаний - как говорит В.Ф. Шаталов, если учитель поставил в журнале по предмету двойку за поведение, то он должен уйти из школы. Ученики по-разному воспринимают выставляемые отметки. Плохая отметка угнетает слабых учеников, снижает их настроение, учебные силы и мотивы, иногда оказывает даже парализующее действие. Двойка воспринимается ими как наказание и вызывает негативные переживания. Эти переживания начинаются в классе и продолжаются дома, приводя иногда к конфликтам в семье. В таких условиях школа для ребенка становится источником неприятностей, отбивает охоту учиться, и он совсем опускает руки. Самая распространенная в школе отметка «тройка» может стать для учеников источником совершенно разных переживаний. Если ученик имеет низкий уровень притязаний и является закоренелым «троечником», то для него полученная тройка приносит удовлетворение, сохраняет ему чувство полноценности, не мешает продолжать обучение и нормальное развитие, но, как правило, закрепляет безразличное отношение к учебе. Такие ученики ищут признания и уважения на стороне, сближаются с себе подобными, занимаются учебой ровно на столько, сколько надо для спокойного существования. Если тройка у ученика появляется эпизодически, то отношение к ней зависит от того, в каком направлении продвигается ученик - от неуспевающего в середняки или наоборот. При высоком уровне притязаний у ученика, который учится на четыре и пять, получение тройки может вызвать острое чувство неполноценности за счёт ущемленного самолюбия и задетого престижа. Такие отрицательные переживания могут привести к срывам, нарушениям дисциплины. Известен случай, когда хорошо учившийся мальчик из благополучной семьи, получив неожиданно двойку на уроке, не пошел домой, а пошел в ближайший лес и построил там шалаш. Он боялся, что дома его будут ругать родители. И только голод вынудил придти к бабушке, где его нашли сотрудники милиции. Получение четверки может восприниматься как снижение результатов, если она следует за пятеркой. А может стать обнадеживающей и окрыляющей, заявкой на последующие успехи в учебе, если она следует за тройкой. Поэтому учителю очень важно аргументировать выставляемые отметки таким образом, чтобы:
Многие учителя считают, что ученики всегда согласны с их оценками, поэтому не анализируют и не аргументируют свои оценочные суждения, но из-за этого часто сталкиваются с неприятием их. Если учитель предоставляет ученику возможность отстаивать свое мнение, тактично его направляя, то этим он помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, способствует развитию высоких моральных качеств. Развернутые содержательные оценки ответов, сопоставление успехов ученика с его старыми достижениями, эмоциональная поддержка в ходе ответа весьма положительно влияют на обучение и личностное развитие детей, создают атмосферу психологического комфорта. Самые отрицательные последствия имеют процентомания, использование учителем нотаций и угроз, недоброжелательная ирония, сравнение успеваемости и способностей учеников, заведомо не равных в этом отношении.
Можно ли сравнивать детей между собой? Современная педагогика и психология отмечают, что постоянный показ недостатков одних учеников и достоинств других, неблагоприятно сказывается на межличностных отношениях в классе и нравственном развитии каждого ученика. Лучше сравнивать отношение к учебе, добросовестность, старательность, ответственность, трудолюбие, а поощрять надо сотрудничество и взаимопомощь. Что касается выставления отметок по информатике в начальных классах, то большинство педагогов склоняется к тому, что их не следует выставлять, по крайней мере, в первом полугодии. Лучше использовать развернутые вербальные оценки, применять игровые и соревновательные методы обучения, позволяющие самим ученикам определять свое место среди одноклассников. Более подробно об этом описано в разделе 4. В заключение следует остановиться на таком моменте, как использование отметок, которые выставляет ученику компьютерная контролирующая программа. Некоторая часть таких программ содержит блок оценивания, и после прохождения учеником процедуры контроля автоматически выставляет отметку. Причем, некоторые программы жёстко контролируют ещё и время на выполнение отдельных заданий и всей работы. Учителю следует с осторожностью пользоваться отметкой, выставленной компьютером, так как её снижение может быть вызвано случайными ошибочными действиями ученика, воспринимающим информацию с экрана компьютера. Сами учащиеся, как правило, далеко не всегда считают объективной отметку, выставляемую машиной, поэтому при любых сомнениях и возражениях со стороны ученика учителю следует детально разобраться и вынести окончательное суждение.
Основной формой обучения информатике остается урок. Тем не менее, учителями и методистами продолжается поиск новых более эффективных форм организации учебного процесса на основе информационных и коммуникационных технологий, применение которых может существенно изменить характер школьного урока. Особенностью курса информатики является систематическое использование работы школьников на компьютере. Поэтому выделяются три основных вида использования кабинета вычислительной техники на уроках: демонстрация, фронтальная лабораторная работа, практикум. Кроме урока в преподавании информатики используются учебные экскурсии, местом проведения которых может быть вычислительный центр, издательство, использующее современные информационные технологии подготовки печатной продукции, диспетчерские залы и центры управления и т.п. Экскурсии позволяют учащимся непосредственно наблюдать самые современные аппаратные средства информационных технологий, процессы создания разнообразных информационных продуктов, работу высококвалифицированных специалистов. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Успех экскурсии определяется её подготовкой - учитель должен предварительно ознакомиться объектом, составить план проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии и после её проведения, провести на уроке инструктаж учащихся и выдать задания. Важным моментом экскурсии является определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, например на полиграфическое предприятие, использующее информационные технологии для подготовки печатной продукции, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии - учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше чтобы объяснения он давал сам. Это позволит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяснения дает сопровождающий, то учителю следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии. При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю следует находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. Во время экскурсии необходимо показывать и рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся. При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что её длительность не может превышать одного часа, потому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание. Поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хорошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной неосознанных как следует образов и впечатлений. Особенное впечатление ученики получают при посещении специализированных компьютерных выставок или выставок информационных технологий, где можно увидеть весь спектр современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в действии. По завершении экскурсии необходимо обработать собранные материалы и наблюдения. Учащиеся могут подготовить: коллекции (например, печатной продукции, буклетов, рекламной продукции и т.п.), альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты, презентацию, сообщение на сайте класса или школы. Большой воспитательный эффект имеет указание в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и в других материалах экскурсии кем и когда они выполнены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости её выпускников, являются материальным свидетельством связи школьных поколений. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. В настоящее время многие учителя практикуют съёмку экскурсии видеокамерой, что позволяет затем использовать отснятый материал при подготовке отчёта и при проведении занятий. Подведение итогов экскурсии можно проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполненной работы. В преподавании информатики находит новое место коллективная работа учащихся, которую легко можно осуществить в компьютерном классе с локальной сетью. Все это позволяет нацелить учебный процесс на формирование социально активной личности, умеющей действовать, планировать и оптимально организовывать свои действия в составе коллектива. Кроме урока процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм - это предметные кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, например, есть урок-экскурсия. Они дополняют и расширяют основную форму учебной работы, являются её составной частью, увеличивают возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить их различные запросы. Эти формы работы не имеют такой строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке. Домашняя работа является важным видом работы и всегда рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса обучения. Необходимость выполнения домашних заданий вытекает из необходимости учета в процессе обучения объективной закономерности - кривой забывания. Больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала. Поэтому, чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания. Выполнение домашних работ позволяет решать следующие основные задачи:
Клейна - 1: 6, которое показывает отношение времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания сильным учеником, к аналогичным затратам времени слабым учеником. Это соотношение показывает, что задание не следует выдавать ни в расчете на сильного, ни на слабого, ни даже на среднего ученика, потому что и в этом случае слабый ученик будет перегружен, а сильный будет недогружен и станет бездельничать. Единственный разумный выход из этого противоречия - выдача дифференцированного домашнего задания со свободным выбором учениками варианта. При этом обязательно следует давать инструкцию по выполнению задания. Хронометраж уроков показывает, что опытные учителя на комментирование домашних заданий тратят 3 - 4 минуты. В настоящее время достаточно многие городские школьники имеют дома компьютер, поэтому у части учителей возникает соблазн давать таким ученикам индивидуальные задания, которые следует выполнять на домашнем компьютере. Однозначное отношение к таким заданиям высказать сложно, но учителю нужно всегда при этом поставить себя на место тех детей, которые компьютеров дома не имеют, и представить их реакцию на эту ситуацию. Призывы отдельных учителей и родителей организовать обучение без домашних заданий есть результат модных веяний, которые не учитывают реалий практической работы в школе. Учеба без домашних заданий резко снижает качество обучения. Поэтому отказываться от многовековой практики выполнения домашних заданий нельзя -следует эту работу рационально организовывать, обучать учеников и консультировать их родителей правильным приемам ее выполнения. Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися. Они имеют цель предупреждения отставания учащихся и преодоления неуспеваемости. Обычно организуются для небольшой группы учеников или индивидуально в форме дополнительных занятий во внеурочное время, которые могут носить добровольный или обязательный характер. Для того чтобы эта работа была эффективной, учителю следует, прежде всего, установить характер и причину отставания каждого ученика, а затем наметить программу оказания необходимой помощи. Обычно у слабоуспевающих учеников недостаточно сформированы такие составляющие элементы умственных действий как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Это проявляется в неумении выделять главное и основное в содержании учебного материала, устанавливать связи между понятиями. Для таких детей характерны: медленный темп учебной работы, быстрый распад ранее усвоенных знаний, затруднения в усвоении нового материала, умственная пассивность, потребность в постоянном управлении и опеке. Поэтому с этими учениками следует вести кропотливую работу по формированию и закреплению, сначала общих приемов умственных действий, а затем и специфических для данного предмета. Для этой работы следует привлекать родителей, а также сильных учащихся. Однако эти дети могут показывать определённые успехи в использовании таких ранее освоенных ими навыков работы со средствами информационных технологий, которые относятся к моторным навыкам: набор текста, рисование и раскрашивание средствами графического редактора и т.п. Эту особенность следует учитывать при организации учебной деятельности и поощрения таких учащихся. Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому следует также вести индивидуальную воспитательную работу с ребёнком и с его семьей.
Уроки можно классифицировать по различным признакам: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и др. Наиболее приближена к реальным нуждам учителей информатики классификация по дидактическим целям, потому что она является определяющей для построения всего урока. По дидактическим целям уроки подразделяются на следующие типы:
6. подведение итогов и выдача домашнего задания. Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач: повторение и закрепление изученного материала, применение знаний на практике, формирование умений и навыков, контроль и коррекция умений и навыков. Типичными видами таких уроков являются: практическая работа, лабораторная работа, практикум. Структура этих уроков отличается большим разнообразием и определяется частными дидактическими задачами. В ходе каждого такого урока учителю приходится выполнять большой объём работы по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, так как обычно у них существенно разный уровень сформированности необходимых умений и навыков, различна и скорость их формирования. Особенно это относится к работе в компьютерном классе в начале изучения курса. Урок обобщения и систематизации знаний. На таком уроке обычно ставятся две дидактические цели - проверка усвоения главного учебного материала на уровне обобщения и проверка знаний по всему программному материалу, относящемуся к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году. На таких уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Обычно о проведении такого урока учащиеся информируются заранее, дается подготовительное домашнее задание, указываются вопросы для повторения. В старших классах для обобщения и систематизации знаний можно применять уроки-семинары. Хорошие результаты даёт использование опорных конспектов, различного вида свёрток информации, учебных заданий на построение обобщающих схем и таблиц. Примером такой обобщающей таблицы может служить ^ таблица 3.1. Таблица 3.1 Пример обобщающей таблицы при изучении работы
тизацию знаний учитель должен соблюдать следующие требования:
В ходе выполнения лабораторной работы ставится дидактическая цель формирования и закрепления навыков работы на компьютере с программными средствами. Лабораторная работа должна снабжаться подробной инструкцией по её выполнению, текст которой может быть отпечатан на бумаге или представлен в виде текстового файла в памяти компьютера. Обычно учащиеся выполняют лабораторные работы в компьютерном классе фронтально, т.е. все выполняют работу по одной теме. При этом каждый ученик может получать отдельные индивидуальные задания, например, при составлении электронной таблицы использовать свои численные данные. Часто бывает ситуация, когда продвинутые ученики могут выполнять более сложные задания и даже работать с различными программными средствами. Для таких учеников обязательно нужны индивидуальные задания. В ходе лабораторной работы учителю необходимо отслеживать её выполнение каждым учеником и при необходимости оказывать им оперативную помощь. При этом удобно использовать локальную компьютерную сеть. В случае если будет обнаружено, что часть учащихся допускает однотипную ошибку, то учитель должен остановить работу всех учеников, указать на неё и объяснить правильный прием работы. В ходе выполнения практикума учащиеся получают индивидуальные задания, обычно рассчитанные для выполнения на нескольких уроках. Часть заданий может выполняться дома, например, работа с литературой, подбор необходимого материала. Возможно выполнение части работы на домашнем компьютере. Работу над учебными проектами также целесообразно организовать в ходе практикума. Для этого учителю следует специально планировать её в начале учебного года при подготовке кален-дарно-тематического плана. В ходе практикума учителю приходится так организовать работу на компьютере, чтобы её длительность не превышала санитарно-гигиенических норм для учащихся соответствующего возраста. Для этого следует чередовать работу на компьютере с другими видами учебной деятельности. Типичным дидактическим приёмом в этом случае может быть организация общих перерывов в ходе урока для обсуждения промежуточных результатов выполнения работы, обмена опытом, контроля учащихся, проведения физкультминутки и гигиенических упражнений для снятия усталости глаз. Приведем фрагмент план-конспекта урока-лабораторная работа [3]. ^ Лабораторная работа «Создание презентации на основе шаблона оформления» 1 шаг. Открытие программы •выполнить команду Пуск/Программы/Ролл/егРотт.. 2 шаг. Оформление слайда
• выполнить команду Вставка/Создать слайд. 5 шаг. Выбор разметки слайда
• нажать кнопку Показ слайдов. 9 шаг. Редактирование презентации Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Число таких уроков обычно невелико, чаще всего контроль включается в качестве фрагмента в комбинированный урок. Целью этих уроков является оценка уровня обу-ченности школьников, внесение в процесс обучения тех или иных корректирующих изменений. Обычно для этого проводятся различные виды опросов, диктанты, контрольные и самостоятельные работы, тесты, зачеты. В структуре такого урока присутствуют:
Комбинированный урок. Уроки этого типа наиболее распространены, что обусловлено возможностью более гибко планировать его структуру, учитывать изменение работоспособности учащихся в ходе урока, решать нескольких дидактических задач. Санитарно-гигиенические ограничения на длительность работы учащихся на компьютере вынуждают учителя большую часть уроков планировать в виде комбинированного урока. При изучении информатики в начальных классах этот тип урока наиболее часто применяется ещё из-за того, что младшие школьники не могут длительно сосредотачиваться на выполнении одного типа деятельности, и им необходима перемена видов работы. Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе даже опытному учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их закрепление. Следует отметить, что описанные выше типы уроков в чистом виде почти не встречаются, за исключением комбинированного. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако, доминирует какая либо одна дидактическая задача. Кроме того, на уроке решаются и воспитательные задачи, которые не всегда могут найти отражение в структуре существующих типов уроков. В последние годы в практике работы школы и учителей информатики появилось новое направление - проведение интегрированных уроков. Такой урок характеризуется тем, что на нём изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой, объектом или применением средств информационных технологий. Преимуществом такого построения обучения является то, что оно позволяет учащимся с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности. В старших классах начинают практиковать изучение интегрированных учебных курсов, объединяющих несколько предметов вокруг определенной темы. Например, известны интегрированные курсы физики и информатики, химии и биологии. Однако опытного материала по проведению интегрированных уроков и учебных курсов накоплено мало, поэтому методические рекомендации по их проведению имеют лишь общий характер.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |