Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила выставления оценок и отметок




Знаний

Психологические и педагогические требования к оценке

Когда учителя оценивают работу учеников, то важ­ную, а иногда определяющую роль играет то, как они это делают. Очень часто при этом допускаются ошибки, кото­рые становятся источниками конфликтов. Это и выставле­ние завышенных или заниженных отметок, стремление избегать крайностей в оценках и т.п. Недопустимым явля­ется перенос личного отношения к ученику на оценивание его знаний - как говорит В.Ф. Шаталов, если учитель по­ставил в журнале по предмету двойку за поведение, то он должен уйти из школы.

Ученики по-разному воспринимают выставляемые отметки. Плохая отметка угнетает слабых учеников, сни­жает их настроение, учебные силы и мотивы, иногда ока­зывает даже парализующее действие. Двойка восприни­мается ими как наказание и вызывает негативные пережи­вания. Эти переживания начинаются в классе и продолжа­ются дома, приводя иногда к конфликтам в семье. В таких условиях школа для ребенка становится источником не­приятностей, отбивает охоту учиться, и он совсем опускает руки.

Самая распространенная в школе отметка «тройка» может стать для учеников источником совершенно разных переживаний. Если ученик имеет низкий уровень притяза­ний и является закоренелым «троечником», то для него полученная тройка приносит удовлетворение, сохраняет ему чувство полноценности, не мешает продолжать обу­чение и нормальное развитие, но, как правило, закрепляет безразличное отношение к учебе. Такие ученики ищут признания и уважения на стороне, сближаются с себе по­добными, занимаются учебой ровно на столько, сколько надо для спокойного существования.

Если тройка у ученика появляется эпизодически, то отношение к ней зависит от того, в каком направлении продвигается ученик - от неуспевающего в середняки или наоборот.

При высоком уровне притязаний у ученика, который учится на четыре и пять, получение тройки может вызвать острое чувство неполноценности за счёт ущемленного са­молюбия и задетого престижа. Такие отрицательные пе­реживания могут привести к срывам, нарушениям дисцип­лины.

Известен случай, когда хорошо учившийся мальчик из благо­получной семьи, получив неожиданно двойку на уроке, не пошел до­мой, а пошел в ближайший лес и построил там шалаш. Он боялся, что дома его будут ругать родители. И только голод вынудил при­дти к бабушке, где его нашли сотрудники милиции.

Получение четверки может восприниматься как сни­жение результатов, если она следует за пятеркой. А может стать обнадеживающей и окрыляющей, заявкой на после­дующие успехи в учебе, если она следует за тройкой.

Поэтому учителю очень важно аргументировать вы­ставляемые отметки таким образом, чтобы:


  • учитывать возможные последствия для дальнейшей учебы ребенка и получения более высоких отметок;

  • направлять детей к улучшению учебы, прилежности и совершенствованию их учебной деятельности;

  • усиливать положительные учебные мотивы;

  • закреплять веру учеников в свои силы и успехи в уче­бе.


Большинство оценок, выносимых учителями, являют­ся вербальными и не имеют строгих критериев, но всегда играют доминирующую роль в формировании способно­сти ученика к самооценке, ибо вербальная оценка всегда эмоционально окрашена и поэтому более доходчива.

Многие учителя считают, что ученики всегда соглас­ны с их оценками, поэтому не анализируют и не аргумен­тируют свои оценочные суждения, но из-за этого часто сталкиваются с неприятием их. Если учитель предоставля­ет ученику возможность отстаивать свое мнение, тактично его направляя, то этим он помогает ему формировать соб­ственную оценочную деятельность, способствует развитию высоких моральных качеств.

Развернутые содержательные оценки ответов, сопос­тавление успехов ученика с его старыми достижениями, эмоциональная поддержка в ходе ответа весьма положи­тельно влияют на обучение и личностное развитие детей, создают атмосферу психологического комфорта.

Самые отрицательные последствия имеют проценто­мания, использование учителем нотаций и угроз, недоб­рожелательная ирония, сравнение успеваемости и спо­собностей учеников, заведомо не равных в этом отноше­нии.


  1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.

  2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.

  3. Оценка и отметка должны быть гласными. Для чего можно применять ведомость открытого учета знаний (по В.Ф. Шаталову).

  4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно за­менялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.

  5. Давайте возможность ученикам неоднократно пере­сдавать задания с целью повышения оценки.

  6. Сочетайте разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении от­меток.


Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает уче­никам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% вы­полнения задания.

Можно ли сравнивать детей между собой? Совре­менная педагогика и психология отмечают, что постоян­ный показ недостатков одних учеников и достоинств дру­гих, неблагоприятно сказывается на межличностных отно­шениях в классе и нравственном развитии каждого учени­ка. Лучше сравнивать отношение к учебе, добросовест­ность, старательность, ответственность, трудолюбие, а по­ощрять надо сотрудничество и взаимопомощь.

Что касается выставления отметок по информатике в начальных классах, то большинство педагогов склоняется к тому, что их не следует выставлять, по крайней мере, в первом полугодии. Лучше использовать развернутые вер­бальные оценки, применять игровые и соревновательные методы обучения, позволяющие самим ученикам опреде­лять свое место среди одноклассников. Более подробно об этом описано в разделе 4.

В заключение следует остановиться на таком момен­те, как использование отметок, которые выставляет учени­ку компьютерная контролирующая программа. Некоторая часть таких программ содержит блок оценивания, и после прохождения учеником процедуры контроля автоматиче­ски выставляет отметку. Причем, некоторые программы жёстко контролируют ещё и время на выполнение отдель­ных заданий и всей работы. Учителю следует с осторожно­стью пользоваться отметкой, выставленной компьютером, так как её снижение может быть вызвано случайными ошибочными действиями ученика, воспринимающим ин­формацию с экрана компьютера. Сами учащиеся, как пра­вило, далеко не всегда считают объективной отметку, вы­ставляемую машиной, поэтому при любых сомнениях и возражениях со стороны ученика учителю следует деталь­но разобраться и вынести окончательное суждение.


^ 3.5. Организационные формы обучения инфор­матике

Основной формой обучения информатике остается урок. Тем не менее, учителями и методистами продолжа­ется поиск новых более эффективных форм организации учебного процесса на основе информационных и комму­никационных технологий, применение которых может су­щественно изменить характер школьного урока.

Особенностью курса информатики является система­тическое использование работы школьников на компью­тере. Поэтому выделяются три основных вида использова­ния кабинета вычислительной техники на уроках: демон­страция, фронтальная лабораторная работа, практикум. Кроме урока в преподавании информатики используются учебные экскурсии, местом проведения которых может быть вычислительный центр, издательство, использующее современные информационные технологии подготовки печатной продукции, диспетчерские залы и центры управ­ления и т.п. Экскурсии позволяют учащимся непосредст­венно наблюдать самые современные аппаратные средст­ва информационных технологий, процессы создания раз­нообразных информационных продуктов, работу высоко­квалифицированных специалистов. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Успех экскурсии определяется её подготовкой - учитель должен предварительно ознакомиться объек­том, составить план проведения, определить познаватель­ные задания для учащихся в ходе экскурсии и после её проведения, провести на уроке инструктаж учащихся и вы­дать задания.

Важным моментом экскурсии является определение мар­шрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, например на полиграфическое предприятие, использую­щее информационные технологии для подготовки печат­ной продукции, то необходимо договориться о сопровож­дающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объ­ект и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяс­нения во время экскурсии - учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскур­сии, то лучше чтобы объяснения он давал сам. Это позво­лит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяснения дает сопровож­дающий, то учителю следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производст­венным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю следует находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. Во время экскурсии необходимо показывать и рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о ра­ботниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся.

При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что её длительность не может превышать одного часа, по­тому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание. Поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хо­рошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной неосознанных как следует образов и впечатлений.

Особенное впечатление ученики получают при посе­щении специализированных компьютерных выставок или выставок информационных технологий, где можно уви­деть весь спектр современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в дейст­вии.

По завершении экскурсии необходимо обработать собранные материалы и наблюдения. Учащиеся могут под­готовить: коллекции (например, печатной продукции, бук­летов, рекламной продукции и т.п.), альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты, презентацию, сообщение на сайте класса или школы. Большой воспитательный эф­фект имеет указание в подготовленных альбомах, на экс­понатах выставки и в других материалах экскурсии кем и когда они выполнены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и состав­ляют предмет гордости её выпускников, являются матери­альным свидетельством связи школьных поколений. Неко­торые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. В настоящее время многие учи­теля практикуют съёмку экскурсии видеокамерой, что по­зволяет затем использовать отснятый материал при подго­товке отчёта и при проведении занятий. Подведение ито­гов экскурсии можно проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполненной работы.

В преподавании информатики находит новое место коллективная работа учащихся, которую легко можно осуществить в компьютерном классе с локальной сетью. Все это позволяет нацелить учебный процесс на формиро­вание социально активной личности, умеющей действо­вать, планировать и оптимально организовывать свои дей­ствия в составе коллектива.

Кроме урока процесс обучения в школе осуществля­ется с помощью других форм - это предметные кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, напри­мер, есть урок-экскурсия. Они дополняют и расширяют ос­новную форму учебной работы, являются её составной ча­стью, увеличивают возможности обучения учащихся, по­зволяют удовлетворить их различные запросы. Эти формы работы не имеют такой строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Домашняя работа является важным видом работы и всегда рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса обучения. Необходимость выполнения до­машних заданий вытекает из необходимости учета в про­цессе обучения объективной закономерности - кривой за­бывания. Больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала. По­этому, чтобы предупредить забывание изученного на уро­ке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания.

Выполнение домашних работ позволяет решать сле­дующие основные задачи:


  • закрепление и расширение полученных на уроках знаний;

  • воспитание самостоятельности, ответственности и добросовестности;

  • развитие самоконтроля и самоорганизации путем соблюдения режима дня, организации рабочего места.


Выдавая домашнее задание, учитель обычно ориен­тируется не на сильного или слабого, а на некоторого среднего ученика. А между тем известно соотношение Г.

Клейна - 1: 6, которое показывает отношение времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания силь­ным учеником, к аналогичным затратам времени слабым учеником. Это соотношение показывает, что задание не следует выдавать ни в расчете на сильного, ни на слабого, ни даже на среднего ученика, потому что и в этом случае слабый ученик будет перегружен, а сильный будет недог­ружен и станет бездельничать. Единственный разумный выход из этого противоречия - выдача дифференцирован­ного домашнего задания со свободным выбором учени­ками варианта. При этом обязательно следует давать ин­струкцию по выполнению задания. Хронометраж уроков показывает, что опытные учителя на комментирование домашних заданий тратят 3 - 4 минуты.

В настоящее время достаточно многие городские школьники имеют дома компьютер, поэтому у части учи­телей возникает соблазн давать таким ученикам индиви­дуальные задания, которые следует выполнять на домаш­нем компьютере. Однозначное отношение к таким зада­ниям высказать сложно, но учителю нужно всегда при этом поставить себя на место тех детей, которые компью­теров дома не имеют, и представить их реакцию на эту си­туацию.

Призывы отдельных учителей и родителей организо­вать обучение без домашних заданий есть результат мод­ных веяний, которые не учитывают реалий практической работы в школе. Учеба без домашних заданий резко сни­жает качество обучения. Поэтому отказываться от много­вековой практики выполнения домашних заданий нельзя -следует эту работу рационально организовывать, обучать учеников и консультировать их родителей правильным приемам ее выполнения.

Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися. Они имеют цель предупреждения отставания учащихся и преодоления неуспеваемости. Обычно органи­зуются для небольшой группы учеников или индивидуаль­но в форме дополнительных занятий во внеурочное вре­мя, которые могут носить добровольный или обязатель­ный характер. Для того чтобы эта работа была эффектив­ной, учителю следует, прежде всего, установить характер и причину отставания каждого ученика, а затем наметить программу оказания необходимой помощи.

Обычно у слабоуспевающих учеников недостаточно сформированы такие составляющие элементы умственных действий как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Это проявляется в неумении выделять главное и основное в содержании учебного материала, устанавливать связи между понятиями. Для таких детей характерны: медлен­ный темп учебной работы, быстрый распад ранее усвоен­ных знаний, затруднения в усвоении нового материала, умственная пассивность, потребность в постоянном управ­лении и опеке. Поэтому с этими учениками следует вести кропотливую работу по формированию и закреплению, сначала общих приемов умственных действий, а затем и специфических для данного предмета. Для этой работы следует привлекать родителей, а также сильных учащихся. Однако эти дети могут показывать определённые успехи в использовании таких ранее освоенных ими навыков рабо­ты со средствами информационных технологий, которые относятся к моторным навыкам: набор текста, рисование и раскрашивание средствами графического редактора и т.п. Эту особенность следует учитывать при организации учеб­ной деятельности и поощрения таких учащихся.

Часто отставание в учебе связано с плохим воспита­нием, поэтому следует также вести индивидуальную вос­питательную работу с ребёнком и с его семьей.


^ 3.6. Типы уроков по информатике

Уроки можно классифицировать по различным при­знакам: по дидактическим целям, по применяемым мето­дам обучения, по способам организации учебной деятель­ности и др. Наиболее приближена к реальным нуждам учителей информатики классификация по дидактическим целям, потому что она является определяющей для по­строения всего урока. По дидактическим целям уроки подразделяются на следующие типы:


  • урок изучения нового материала;

  • урок формирования умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок практического применения знаний;

  • урок контроля и коррекции знаний, умений и навы­ков;

  • комбинированный урок.


Урок изучения нового материала. На этом уроке уча­щиеся овладевают новым учебным материалом, который в курсе информатики достаточно обширен. Им приходится изучать новый материал, осмысливать его, усваивать ряд новых понятий. Учителю необходимо в ходе урока органи­зовывать первичное закрепление материала, формировать умения и навыки. Структура такого урока обычно состоит из следующих этапов:


  1. организационный момент;

  2. опрос учащихся по пройденному материалу;

  3. мотивация учащихся к изучению нового материала;

  4. изучение нового материала;


5. первичное закрепление нового учебного материа-
ла;

6. подведение итогов и выдача домашнего задания.
По информатике в чистом виде такой урок применя-
ется редко - чаще всего новый материал для изучения
включают небольшими дозами в комбинированный урок.

Урок формирования умений и навыков. В ходе тако­го урока обычно решается несколько дидактических задач: повторение и закрепление изученного материала, приме­нение знаний на практике, формирование умений и навы­ков, контроль и коррекция умений и навыков. Типичными видами таких уроков являются: практическая работа, ла­бораторная работа, практикум. Структура этих уроков от­личается большим разнообразием и определяется част­ными дидактическими задачами. В ходе каждого такого урока учителю приходится выполнять большой объём ра­боты по организации и управлению учебной деятельно­стью учащихся, так как обычно у них существенно разный уровень сформированности необходимых умений и навы­ков, различна и скорость их формирования. Особенно это относится к работе в компьютерном классе в начале изу­чения курса.

Урок обобщения и систематизации знаний. На та­ком уроке обычно ставятся две дидактические цели - про­верка усвоения главного учебного материала на уровне обобщения и проверка знаний по всему программному материалу, относящемуся к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году. На таких уроках учи­тель показывает важность ключевых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Обычно о проведении такого урока учащиеся информируются заранее, дается подгото­вительное домашнее задание, указываются вопросы для повторения. В старших классах для обобщения и система­тизации знаний можно применять уроки-семинары.

Хорошие результаты даёт использование опорных конспектов, различного вида свёрток информации, учеб­ных заданий на построение обобщающих схем и таблиц. Примером такой обобщающей таблицы может служить ^ таблица 3.1.

Таблица 3.1

Пример обобщающей таблицы при изучении работы
компьютера [3]

Функция Человек Компьютер
Хранение информации Память Устройства памяти
Обработка информации Мышление Процессор
Приём информации Органы чувств Устройства ввода
Передача информации Речь, двигательная система Устройства вывода


^ При составлении заданий на обобщение и система-

тизацию знаний учитель должен соблюдать следующие требования:


  • Выделять и указывать признаки, на основе которых должно идти обобщение.

  • Включать в систему заданий все типичные основ­ные случаи в пределах заданной области обобще­ния. При этом сначала следует выдавать задания, содержащие наиболее отличающиеся случаи, а за­тем - с похожими ситуациями.

  • Решать задачи, как с положительными, так и с от­рицательными и неопределёнными ответами.


Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются дидактические задачи: закрепление ранее усвоенных знаний, применение полученных знаний на практике, формирование умений и навыков. Такими уроками являются: урок - самостоятельная работа, урок -практическая работа, урок - лабораторная работа, урок -практикум. В структуре уроков этого типа обычно присутствуют:


  • повторение;

  • закрепление;

  • применение знаний в несколько изменённой си­туации;

  • элементы контроля и систематизации знаний. При выполнении практической работы учащиеся


решают разного типа задачи, строят блок-схемы алгорит­мов, пишут программы, выполняют задания на компьюте­ре. Для подготовки уроков этого типа учителю необходимо тщательно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных различий учащихся в классе так, чтобы все они были загружены работой в меру своих познава­тельных возможностей и умений работы на компьютере.

В ходе выполнения лабораторной работы ставится дидактическая цель формирования и закрепления навы­ков работы на компьютере с программными средствами. Лабораторная работа должна снабжаться подробной ин­струкцией по её выполнению, текст которой может быть отпечатан на бумаге или представлен в виде текстового файла в памяти компьютера. Обычно учащиеся выполняют лабораторные работы в компьютерном классе фронталь­но, т.е. все выполняют работу по одной теме. При этом ка­ждый ученик может получать отдельные индивидуальные задания, например, при составлении электронной таблицы

использовать свои численные данные. Часто бывает ситуа­ция, когда продвинутые ученики могут выполнять более сложные задания и даже работать с различными про­граммными средствами. Для таких учеников обязательно нужны индивидуальные задания.

В ходе лабораторной работы учителю необходимо отслеживать её выполнение каждым учеником и при не­обходимости оказывать им оперативную помощь. При этом удобно использовать локальную компьютерную сеть. В случае если будет обнаружено, что часть учащихся до­пускает однотипную ошибку, то учитель должен остано­вить работу всех учеников, указать на неё и объяснить правильный прием работы.

В ходе выполнения практикума учащиеся получают индивидуальные задания, обычно рассчитанные для вы­полнения на нескольких уроках. Часть заданий может вы­полняться дома, например, работа с литературой, подбор необходимого материала. Возможно выполнение части работы на домашнем компьютере. Работу над учебными проектами также целесообразно организовать в ходе практикума. Для этого учителю следует специально плани­ровать её в начале учебного года при подготовке кален-дарно-тематического плана.

В ходе практикума учителю приходится так органи­зовать работу на компьютере, чтобы её длительность не превышала санитарно-гигиенических норм для учащихся соответствующего возраста. Для этого следует чередовать работу на компьютере с другими видами учебной дея­тельности. Типичным дидактическим приёмом в этом слу­чае может быть организация общих перерывов в ходе уро­ка для обсуждения промежуточных результатов выполне­ния работы, обмена опытом, контроля учащихся, проведе­ния физкультминутки и гигиенических упражнений для снятия усталости глаз.

Приведем фрагмент план-конспекта урока-лабораторная работа [3].

^ Лабораторная работа «Создание презентации на основе шаблона оформле­ния»

1 шаг. Открытие программы

•выполнить команду Пуск/Программы/Ролл/егРотт..

2 шаг. Оформление слайда


  • выполнить команду Создание/Из шаблона оформ­ления;

  • просмотреть предложенные шаблоны с использо­ванием полосы прокрутки;

  • задать оформление одинарным щелчком по вы­бранному шаблону.


3 шаг. Наполнение первой страницы


  • задать заголовок презентации (название проекта);

  • задать подзаголовок презентации (ФИО автора про­екта).


4 шаг. Создание нового слайда

• выполнить команду Вставка/Создать слайд.

5 шаг. Выбор разметки слайда


  • выполнить команду Формат/Разметка слайда;

  • выбрать подходящие макеты для текста, либо маке­ты с графическими элементами, либо с совмещён­ными возможностями;

  • создать необходимое количество слайдов.


6 шаг. Сохранение программы


  • выполнить команду Файл/Сохранить как...;

  • задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».


7 шаг. Использование эффектов


  • выделить текст или рисунок;

  • выполнить команду Показ слайдов/Эффекты ани­мации;

  • выбрать в появившемся списке подходящие эффек­ты.


8 шаг. Просмотр презентации

• нажать кнопку Показ слайдов.

9 шаг. Редактирование презентации

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навы­ков. Число таких уроков обычно невелико, чаще всего кон­троль включается в качестве фрагмента в комбинирован­ный урок. Целью этих уроков является оценка уровня обу-ченности школьников, внесение в процесс обучения тех или иных корректирующих изменений. Обычно для этого проводятся различные виды опросов, диктанты, контроль­ные и самостоятельные работы, тесты, зачеты. В структуре такого урока присутствуют:


  • вводная часть в виде инструктажа учеников о пред­стоящей работе;

  • основная часть по выполнению предложенного за­дания, включающая оперативный контроль (часто с помощью компьютерной программы) и консульта­цию учителя;

  • заключительная часть с анализом типичных ошибок и коррекцией усвоенных знаний, умений и навы­ков.


В ходе уроков такого типа можно эффективно ис­пользовать различные контролирующие программы, а также программы-тренажеры.

Комбинированный урок. Уроки этого типа наибо­лее распространены, что обусловлено возможностью бо­лее гибко планировать его структуру, учитывать изменение

работоспособности учащихся в ходе урока, решать не­скольких дидактических задач. Санитарно-гигиенические ограничения на длительность работы учащихся на компь­ютере вынуждают учителя большую часть уроков плани­ровать в виде комбинированного урока. При изучении ин­форматики в начальных классах этот тип урока наиболее часто применяется ещё из-за того, что младшие школьни­ки не могут длительно сосредотачиваться на выполнении одного типа деятельности, и им необходима перемена ви­дов работы.

Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе даже опытному учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их за­крепление.

Следует отметить, что описанные выше типы уроков в чистом виде почти не встречаются, за исключением ком­бинированного. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако, доминирует какая либо одна дидактическая задача. Кроме того, на уроке решаются и воспитательные задачи, которые не всегда могут найти от­ражение в структуре существующих типов уроков.

В последние годы в практике работы школы и учите­лей информатики появилось новое направление - прове­дение интегрированных уроков. Такой урок характеризу­ется тем, что на нём изучается учебный материал, относя­щийся к разным предметам, но объединенный одной об­щей темой, объектом или применением средств инфор­мационных технологий. Преимуществом такого построе­ния обучения является то, что оно позволяет учащимся с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности. В старших классах на­чинают практиковать изучение интегрированных учебных курсов, объединяющих несколько предметов вокруг опре­деленной темы. Например, известны интегрированные курсы физики и информатики, химии и биологии. Однако опытного материала по проведению интегрированных уроков и учебных курсов накоплено мало, поэтому мето­дические рекомендации по их проведению имеют лишь общий характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.