Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические особенности преподавания информатики




Обучение школьников в условиях постоянного досту­па к компьютеру обычно происходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Это происходит по­тому, что при правильной организации обучения и форму­лировки заданий школьник очень скоро обнаруживает со­стояние власти над «умной машиной», а это придает ему уверенности, создаёт естественное стремление поделить­ся своими знаниями с товарищами. Возникает благодатная почва для создания на уроках такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно рабо­тающие ученики начинают выполнять роль консультантов и помощников учителя (в белл-ланкастерской системе взаимного обучения их называют мониторами) [37]. Эта особенность также присуща распространённой в США пе­дагогической системе, именуемой планом Трампа. В этих условиях происходит ускоренное обучение всех учащихся, а также самих мониторов. На уроках информатики в ком­пьютерном классе можно часто наблюдать, что объясне­ние и показ действий товарищем более эффективен, чем учителем. Это явление обусловлено спецификой работы на компьютере и требует более глубокого исследования. Творческие учителя используют этот феномен при органи­зации обучения, как на уроках, так и при проведении вне­классных занятий по информатике, летних школ юных про­граммистов, олимпиад, компьютерных клубов, для кото­рых характерна большая свобода общения школьников разного возраста. При этом часто возникают ситуации, ко­гда младший школьник консультирует старшего, ученик консультирует студента, а студент - преподавателя. Возни­кающая при этом демократическая система взаимоотно­шений сплачивает детей в достижении общей цели. Ин­формационные технологии быстро развиваются, и ученики могут раньше учителя узнать о новинках компьютерной техники. Поэтому фактор обмена знаниями, передачи зна­ний от более компетентных учеников к менее компетент­ным, начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интел­лектуального развития учащихся.


^ 3.9. Внеклассная работа по информатике

Помимо урока процесс обучения в школе осуществ­ляется с помощью других форм. Они дополняют и расши­ряют основную форму учебной работы, являются её со­ставной частью. К ним относятся: предметные кружки, компьютерные клубы, экскурсии, факультативы, олимпиа­ды и др. С подачи академика А.П. Ершова уже много лет в нашей стране особую популярность имеют летние школы юных программистов. Все эти формы еще называют вне­классной и внеурочной работой. Однако это деление не­сколько условно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обу­чения учащихся, позволяют удовлетворить различные за­просы учащихся, повышают интерес к предмету, расширя­ют возможность творческого раскрытия и выражения. Они не имеют такой строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обста­новке, характеризуются разнообразием форм и видов.

Предметные кружки по информатике обычно соз­даются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка с помощью ком­пьютера. Работа в компьютерном кружке способствует развитию познавательных интересов учеников, положи­тельно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения, позволяет всем школьникам приоб­щиться к компьютерной технике и современным инфор­мационным технологиям. Для одаренных школьников ра­бота в кружке позволяет реализовать свои дарования, приобрести друзей по интересам, заниматься интересной и нужной работой. Содержанием работы учащихся может быть освоение информационных технологий, углубленное изучение компьютера и аппаратных средств, изучение цифровой фотографии и т.п. Активно работающий кружок может выступить инициатором и организатором проведе­ния тематического школьного вечера или стенной газеты, создателем сайта школы.

Программу работы кружка учитель составляет само­стоятельно в начале учебного года и утверждает её у за­местителя директора по учебной работе. Периодичность занятий кружка обычно составляет 1 час в неделю. Участ­вовать в работе кружка могут ученики разного возраста.

Факультативы имеют цель расширение знаний и практических навыков учащихся, развитие их познаватель­ных интересов, способностей, проведение профориента-ционной работы. Их организация должна быть согласова­на с родителями школьников и учитывать их пожелания. Содержание обучения на факультативах определяется ти­повыми учебными программами, которые согласованы с

программами обязательных предметов. Для примера приведем названия некоторых факультативов:


  • Делопроизводство на компьютере.

  • Настольные издательские системы.

  • Компьютер и музыка.

  • Цифровая фотография.


Олимпиады по информатике и программированию становятся всё более популярными среди учащихся и учи­телей. Они проводятся на уровне школы, города, района, области, региона, страны. В 2007 году на государственном уровне был определен «Порядок проведения олимпиад школьников» и разработано «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников», которая проводится в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключи­тельный. Много лет команда российских школьников и студентов становится победительницей или призером ме­ждународных олимпиад по информатике. В 2006 году ко­манда студентов Саратовского государственного универ­ситета стала победительницей всемирной олимпиады по программированию, которая проходила в США, а в 2007 году она заняла второе место.

Проведение олимпиады является достаточно слож­ным делом даже на уровне школы и района. Для её орга­низации требуется значительное количество персональных компьютеров, привлечение квалифицированных специа­листов по информатике и вычислительной технике, фор­мирование оргкомитета и жюри.

Обычно олимпиада проводится в два тура - теоре­тический и практический. Теоретический тур чаще всего включает в себя выполнение заданий по решению задач, составлению алгоритма. В ходе практического тура участ­ники пишут программу на одном из языков, отлаживают её на компьютере, выполняют тестовый расчёт.

Учителю информатики следует поощрять различ­ным образом участников олимпиад. А победителям и при­зерам региональных этапов Всероссийской олимпиады засчитывается экзамен государственной (итоговой) атте­стации без процедуры сдачи.

Школьная электронная печать. С появлением в школе компьютеров и принтеров школьная стенная печать получила новый импульс для развития. Возможность на компьютере оперативно и качественно готовить тексты, цветные рисунки, фотографии привлекает школьников, по­зволяет освещать актуальные вопросы школьной жизни. Участники компьютерного кружка могут выпускать кален­дари, информационные листки, обзоры новинок компью­терной техники. В школьной печати обычно помещают за­метки и юмор из жизни компьютерщиков и программи­стов, занимательные задачи и задачи повышенной труд­ности, ребусы, кроссворды, загадки и т.п. Некоторые шко­лы имеет собственные страницы в Интернете, выпускают электронные газеты. Главными требованиями к школьной печати являются полезность, интересное оформление и содержание, доступное для широкого круга учащихся.


^ 3.10. Подготовка учителя к уроку

Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Подготовка состо­ит из двух этапов - планирование системы уроков по теме и планирования каждого конкретного урока.

Планирование системы уроков по теме или темати­ческое планирование должно начинаться с изучения учеб­ной программы по предмету и содержания образователь­ного стандарта. Это позволит увидеть структуру предмета, место темы и предстоящего урока. Система уроков отра­жается в календарно-тематическом плане, который обыч­но составляется в начале учебного года.

При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответ­ствующего параграфа учебника, изучить методическую ли­тературу с целью ознакомления с рекомендуемыми мето­диками проведения урока. Затем необходимо подобрать программные и иные средства обучения, проверить их со­ответствие содержанию материала урока. Учителю реко­мендуется самому пройти компьютерное тестирование, если оно предполагается на уроке. Это позволит квалифи­цированно оказать помощь ученикам, избежать неожи­данностей на уроке.

При использовании технических средств, например, кодоскопа, диапроектора или электронного проектора, следует проверить их работоспособность, убедиться в хо­рошей видимости демонстрируемого с ученических мест.

Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта или поуроч­ного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной - краткой или раз­вернутой, в наиболее приемлемой для них форме. План для учителя - это опора, это руководство к действию. Он не должен сковывать учителя - при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План следует составлять так, чтобы по возможности он отражал действительный ход работы учителя на уроке. Он может быть достаточно подробным, и оформлен так, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться.

План-конспект может иметь следующую примерную структуру:


  1. Название темы урока, его номер, дата проведения, тип урока.

  2. Цель урока - обучающая, развивающая, воспита­тельная; задачи урока.

  3. Оснащение урока средствами наглядности, ТСО, компьютерным оборудованием и программными средствами.

  4. Структура урока по этапам с указанием распределе­ния времени.

  5. Содержание учебного материала в принятой после­довательности, с указанием применяемых методов обучения и методов учения школьников, используе­мых программных средств.

  6. Домашнее задание.

  7. Список использованных литературных источников.


Отдельно следует продумать и даже набросать вари­ант распределения записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей, изображения блок-схем алгоритмов, записи условий задач и т.п. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выделить в план-конспекте цветом.

Если на уроке планируется использование вычисли­тельной техники, то нужно предусмотреть время, необхо­димое для запуска компьютеров в работу и загрузки нуж­ных программных средств. Если при этом в кабинете рабо­тает лаборант, то ему следует заранее дать инструктаж по подготовке соответствующего аппаратного и программно­го обеспечения.

Что касается домашнего задания, то его не обяза­тельно давать в конце урока - начинающему учителю луч­ше это сделать после объяснения нового материала и пе­ред закреплением, когда уже видно, как ученики его ус­воили. Кроме того, в этом случае будет исключена часто встречающаяся ситуация, когда домашнее задание дается под самый «занавес» урока, когда ученики, как говорится, «сидят на чемоданах», а то и после звонка. Дать домашнее задание во время звонка или после - это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в начале урока, но в этом случае возникает психологически нега­тивная ситуация для ученика - ещё не изучили новый ма­териал, а уже дают по нему на дом задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать вы­даваемое задание. По времени урока наиболее приемле­мым является выдача домашнего задания примерно на 35-той минуте урока, когда наблюдается пик утомления школьников и следует сделать переключение вида дея­тельности.

Сама выдача домашнего задания должна быть сде­лана в развернутой форме, в виде своеобразного инструк­тажа по выполнению работы дома, с обязательным пока­зом по учебнику какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что вы­учить наизусть, какие упражнения выполнить. На это не следует жалеть времени, что способствует формированию у школьников навыка самостоятельного выполнения до­машней работы.

Важным моментом при планировании урока являет­ся учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, использова­ния программных средств, а также распределения време­ни на уроке для опроса, объяснения нового материала, работы на компьютере.

При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.

Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который, помимо план-конспекта, вкладывается различ­ный дидактический и дополнительный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом, диски и дискеты с программами и иллюстрациями и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактиче­ский материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в нем накаплива­ется довольно много дидактического материала, который можно использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе.

Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: озна­комление с планом изучения темы, ориентировку на со­держание предстоящей работы, показ её перспектив, на­целивание на будущие результаты.

В план-конспект следует включать перечень вопро­сов для контроля усвоения учебного материала. Этих во­просов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости использовать их как резерв времени. На­чинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.