КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические особенности преподавания информатики
Обучение школьников в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно происходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Это происходит потому, что при правильной организации обучения и формулировки заданий школьник очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной», а это придает ему уверенности, создаёт естественное стремление поделиться своими знаниями с товарищами. Возникает благодатная почва для создания на уроках такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие ученики начинают выполнять роль консультантов и помощников учителя (в белл-ланкастерской системе взаимного обучения их называют мониторами) [37]. Эта особенность также присуща распространённой в США педагогической системе, именуемой планом Трампа. В этих условиях происходит ускоренное обучение всех учащихся, а также самих мониторов. На уроках информатики в компьютерном классе можно часто наблюдать, что объяснение и показ действий товарищем более эффективен, чем учителем. Это явление обусловлено спецификой работы на компьютере и требует более глубокого исследования. Творческие учителя используют этот феномен при организации обучения, как на уроках, так и при проведении внеклассных занятий по информатике, летних школ юных программистов, олимпиад, компьютерных клубов, для которых характерна большая свобода общения школьников разного возраста. При этом часто возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик консультирует студента, а студент - преподавателя. Возникающая при этом демократическая система взаимоотношений сплачивает детей в достижении общей цели. Информационные технологии быстро развиваются, и ученики могут раньше учителя узнать о новинках компьютерной техники. Поэтому фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных учеников к менее компетентным, начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.
Помимо урока процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм. Они дополняют и расширяют основную форму учебной работы, являются её составной частью. К ним относятся: предметные кружки, компьютерные клубы, экскурсии, факультативы, олимпиады и др. С подачи академика А.П. Ершова уже много лет в нашей стране особую популярность имеют летние школы юных программистов. Все эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся, повышают интерес к предмету, расширяют возможность творческого раскрытия и выражения. Они не имеют такой строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке, характеризуются разнообразием форм и видов. Предметные кружки по информатике обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка с помощью компьютера. Работа в компьютерном кружке способствует развитию познавательных интересов учеников, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения, позволяет всем школьникам приобщиться к компьютерной технике и современным информационным технологиям. Для одаренных школьников работа в кружке позволяет реализовать свои дарования, приобрести друзей по интересам, заниматься интересной и нужной работой. Содержанием работы учащихся может быть освоение информационных технологий, углубленное изучение компьютера и аппаратных средств, изучение цифровой фотографии и т.п. Активно работающий кружок может выступить инициатором и организатором проведения тематического школьного вечера или стенной газеты, создателем сайта школы. Программу работы кружка учитель составляет самостоятельно в начале учебного года и утверждает её у заместителя директора по учебной работе. Периодичность занятий кружка обычно составляет 1 час в неделю. Участвовать в работе кружка могут ученики разного возраста. Факультативы имеют цель расширение знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, способностей, проведение профориента-ционной работы. Их организация должна быть согласована с родителями школьников и учитывать их пожелания. Содержание обучения на факультативах определяется типовыми учебными программами, которые согласованы с программами обязательных предметов. Для примера приведем названия некоторых факультативов:
Проведение олимпиады является достаточно сложным делом даже на уровне школы и района. Для её организации требуется значительное количество персональных компьютеров, привлечение квалифицированных специалистов по информатике и вычислительной технике, формирование оргкомитета и жюри. Обычно олимпиада проводится в два тура - теоретический и практический. Теоретический тур чаще всего включает в себя выполнение заданий по решению задач, составлению алгоритма. В ходе практического тура участники пишут программу на одном из языков, отлаживают её на компьютере, выполняют тестовый расчёт. Учителю информатики следует поощрять различным образом участников олимпиад. А победителям и призерам региональных этапов Всероссийской олимпиады засчитывается экзамен государственной (итоговой) аттестации без процедуры сдачи. Школьная электронная печать. С появлением в школе компьютеров и принтеров школьная стенная печать получила новый импульс для развития. Возможность на компьютере оперативно и качественно готовить тексты, цветные рисунки, фотографии привлекает школьников, позволяет освещать актуальные вопросы школьной жизни. Участники компьютерного кружка могут выпускать календари, информационные листки, обзоры новинок компьютерной техники. В школьной печати обычно помещают заметки и юмор из жизни компьютерщиков и программистов, занимательные задачи и задачи повышенной трудности, ребусы, кроссворды, загадки и т.п. Некоторые школы имеет собственные страницы в Интернете, выпускают электронные газеты. Главными требованиями к школьной печати являются полезность, интересное оформление и содержание, доступное для широкого круга учащихся.
Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Подготовка состоит из двух этапов - планирование системы уроков по теме и планирования каждого конкретного урока. Планирование системы уроков по теме или тематическое планирование должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта. Это позволит увидеть структуру предмета, место темы и предстоящего урока. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока. Затем необходимо подобрать программные и иные средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока. Учителю рекомендуется самому пройти компьютерное тестирование, если оно предполагается на уроке. Это позволит квалифицированно оказать помощь ученикам, избежать неожиданностей на уроке. При использовании технических средств, например, кодоскопа, диапроектора или электронного проектора, следует проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстрируемого с ученических мест. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта или поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной - краткой или развернутой, в наиболее приемлемой для них форме. План для учителя - это опора, это руководство к действию. Он не должен сковывать учителя - при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План следует составлять так, чтобы по возможности он отражал действительный ход работы учителя на уроке. Он может быть достаточно подробным, и оформлен так, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться. План-конспект может иметь следующую примерную структуру:
Если на уроке планируется использование вычислительной техники, то нужно предусмотреть время, необходимое для запуска компьютеров в работу и загрузки нужных программных средств. Если при этом в кабинете работает лаборант, то ему следует заранее дать инструктаж по подготовке соответствующего аппаратного и программного обеспечения. Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока - начинающему учителю лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Кроме того, в этом случае будет исключена часто встречающаяся ситуация, когда домашнее задание дается под самый «занавес» урока, когда ученики, как говорится, «сидят на чемоданах», а то и после звонка. Дать домашнее задание во время звонка или после - это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в начале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика - ещё не изучили новый материал, а уже дают по нему на дом задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. По времени урока наиболее приемлемым является выдача домашнего задания примерно на 35-той минуте урока, когда наблюдается пик утомления школьников и следует сделать переключение вида деятельности. Сама выдача домашнего задания должна быть сделана в развернутой форме, в виде своеобразного инструктажа по выполнению работы дома, с обязательным показом по учебнику какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить. На это не следует жалеть времени, что способствует формированию у школьников навыка самостоятельного выполнения домашней работы. Важным моментом при планировании урока является учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, использования программных средств, а также распределения времени на уроке для опроса, объяснения нового материала, работы на компьютере. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития. Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который, помимо план-конспекта, вкладывается различный дидактический и дополнительный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом, диски и дискеты с программами и иллюстрациями и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в нем накапливается довольно много дидактического материала, который можно использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе. Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ её перспектив, нацеливание на будущие результаты. В план-конспект следует включать перечень вопросов для контроля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости использовать их как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |