КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по проведению уроков
В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих вопросах:
Компьютерные программы для обучения начали создавать ещё в конце 1950 годов, но широкое применение они получили лишь в 1980 годы с появлением персональных компьютеров. Но до сих пор место и роль компьютеров в обучении не получили должного теоретического обоснования со стороны ученых-педагогов. Остановимся на возможности эффективно осуществлять с помощью компьютерных средств деятельностный подход к обучению, об актуальности которого говорит современная педагогика. У истоков деятельностного подхода к обучению стоит теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Он первый пришел к пониманию того, что целью обучения должно быть обучение человека умению действовать [38]. Теория деятельностного обучения, которую в последнее время развивает профессор Г.А. Атанов [9, 35] и другие отечественные ученые-дидакты, говорит о том, что конечной целью обучения должно быть не получение знаний, а формирование способов деятельности. А знаниям можно научиться только в процессе их использования, в применении их, т.е. в процессе деятельности. Знать что-либо означает не просто помнить определённые знания, а уметь выполнять определённую деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, содержанием обучения должна быть система действий, а также знания, необходимые для освоения этой системы действий. В традиционном обучении обучение деятельности если и присутствует, то в минимальном объеме, а основным содержанием остается «усвоение готовых знаний». Поэтому традиционное обучение называют еще «знание-вым». В нем главенствующим являются знания. Считается, что именно ради знаний и осуществляется обучение. Такое понимание цели обучения считается привычным и не вызывающим сомнений. Ошибочность этого подхода стала осознаваться с конца 1950 годов, когда психолог и педагог П.Я. Гальперин в своих исследованиях показал, что цель обучения - это дать человеку умения действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. В условиях традиционной системы обучения учителю организовать именно непрерывную деятельность учащихся достаточно трудно. У методистов и учителей с самого начала не вызвало особого энтузиазма введение в школе в середине 1980 годов безмашинного варианта курса информатики с его изучением алгоритмизации и «бумажного программирования». Но в то время за 3-4 года стала успешно решаться задача оснащения всех школ вычислительной техникой, что позволило организовать уже машинный курс информатики и сделать обучение приближенным к деятельностному. Это, а также бум компьютеризации общества, сделали информатику весьма популярной у детей всех возрастов. Изучение компьютера привлекает их именно возможностью что-то на нём сделать, в частности, и поиграть. Деятельность, понимаемая детьми как возможность что-то делать своими руками, а не только головой, увлекает их. Они любят играть с игрушками и в подвижные игры. Работа за компьютером представляется детям, на первых порах, как игра с умной игрушкой. Выполнение проектов также привлекает детей потому, что находится в русле деятельностного подхода. Эти обстоятельства позволяют придать обучению информатике деятельно-стный характер в наибольшей степени, как никакому другому школьному предмету. Однако восприятие учителями и методистами дея-тельностного подхода к обучению находится на уровне внешнего бытового понимания. Большинство из них считает, что работа за компьютером это и есть деятельность, забывая о том, что учебную деятельность надо специально организовать, выстроить систему учебных задач, позволяющих оперировать знаниями и формировать способы действий. В традиционном обучении активизация учебной деятельности учащихся, при использовании компьютеров, обучающих и контролирующих программ, происходит за счёт организации диалоговой работы. Интерактивный характер работы на компьютере позволяет учащимся выбирать уровень и темп обучения. В наибольшей степени это проявляется при освоении информационных технологий, в содержании обучения которым значительный объём составляет именно деятельность учащихся. Целью обучения информационно-коммуникационным технологиям является формирование умений и навыков владения этими технологиями, т.е. овладение способами специфической деятельности. Но для этого необходимо организовать систему учебных задач, позволяющих оперировать знанием приемов использования информационных технологий, чего в большинстве случаев нет. Если проанализировать образовательный стандарт в части требований к уровню подготовки выпускников по информационным технологиям, то можно видеть, что умения выполнять действия с информационными объектами, создавать их и т.п. составляют более двух третей этих требований. Поэтому содержанием обучения информационным технологиям, да и всего курса информатики и ИКТ должно быть, в основном, организация деятельности по усвоению этого содержания. Но если посмотреть на существующие учебники по информатике для школы, то можно увидеть следующее. Для начальной школы учебные пособия и рабочие тетради нацелены на организацию разнообразной деятельности учащихся с информационными объектами и компьютерной техникой. Учебники и задачники для старшей школы также нацеливают детей на освоение информационных технологий, т.е. на определенную деятельность. А вот учебники по базовому курсу информатики, в значительной своей части, содержат мало заданий и упражнений, а всё больше - различных сведений, т.е. выдерживают традиционный знаниевый подход. Большинство существующих обучающих и контролирующих компьютерных программ по информатике и другим предметам также находятся в стороне от деятельност-ного подхода к обучению. Они направлены на сообщение суммы знаний и организацию проверки их усвоения, т.е. опять находятся в русле традиционного знаниевого обучения. В них упор делается на применение эффектных компьютерных средств наглядности, что делает их в большинстве случаев демонстративными. Даже те программы, которые посвящены освоению информационных технологий, если и содержат упражнения, то лишь для формирования умений, и не включают упражнений для формирования навыков. А ведь навык - это умение действовать, доведенное до автоматизма, это то, к чему нужно стремиться, когда говорят об освоении информационных технологий. К сожалению, все эти обстоятельства не позволяют реализовать в полной мере большие возможности в организации деятельности учащихся, которые даёт компьютерное обучение.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Перечислите методы контроля в преподавании информатики.
10. 11. 12. 13. 14.
16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26.
К средствам обучения информатике в школе относятся учебники, учебные пособия, методические материалы, классные доски и экраны, демонстрационное оборудование, компьютеры и компьютерные сети, периферийное оборудование, программное обеспечение. В последнее время становятся доступными большие демонстрационные дисплеи, электронные проекторы, интерактивные доски. В систему средств обучения входят:
• демонстрационные экземпляры (1 экземпляр);
1) Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). В него
2. 3.
4. 5.
6) ^ Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. К нему относятся:
Перечень впечатляет, однако реалии финансирования позволяют усомниться в возможности оснащения ими даже образцово-показательных школ в системе РАО. Впрочем, в Перечне есть оговорка: «Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного образовательного стандарта общего образования». Надеюсь, что читатель «оценит» данное творение чиновников от образования, для которых сканер и цифровой фотоаппарат это вещи, «...создание которых необходимо...». Новыми средствами сопровождения учебного процесса по информатике являются: специальное периферийное оборудование для организации персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы для профессионального обучения. Их относят к средствам обучения нового поколения. Они предназначены для расширения возможностей использования компьютеров в качестве дополнительного учебного оборудования при проведении лабораторных работ по физике, химии, информатике и другим предметам. Подключаемые к компьютеру измерительные приборы, управляемые исполнительные устройства и станки, модели роботов и подобное оборудование позволят перевести обучение на новый уровень, показать возможности современных информационных технологий для:
Наборы макетов электронных схем и различных датчиков позволяют конструировать модели устройств для измерения: механических перемещений, температуры, электрических величин, рН химических растворов и др. Все эти перечисленные средства позволяют организовать на базе кабинета информатики две совершенно новые для школы лаборатории - цифровую измерительную естественнонаучную лабораторию и лабораторию конструирования и робототехники. Такие лаборатории, с одной стороны, могут заменить традиционные кабинеты физики, химии, биологии и обеспечить обучение на современной технической базе с широким использованием информационных технологий, а с другой - приблизить практическое обучения к реальной исследовательской деятельности в современных научных центрах. В последнее время в школы начали поступать так называемые интерактивные доски, которые представляют собой большого размера экран с сенсорным управлением отображаемых на нем объектов. Эта доска также позволяет писать на ней специальным маркером, при этом написанное обрабатывается компьютером и сохраняется в памяти. Такая интерактивная доска открывает новые дидактические возможности для учителя и учащихся.
Преподавание информатики должно осуществляться в специальном оборудованном учебном помещении - кабинете вычислительной техники (КВТ), оснащенным комплектом учебных компьютеров и который еще называется компьютерным классом. Под компьютерным классом или комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ) понимается набор из рабочих мест учащихся, рабочего места преподавателя и периферийных устройств, связанных между собой локальной вычислительной сетью для совместного использования данных, технических средств, программ и средств обмена данными [21, с.12]. Он устанавливается в кабинете вычислительной техники (КВТ), иначе называемым кабинетом информатики, и предполагает его применение для обучения учащихся. Число компьютеров в компьютерном классе должно быть равным половине числа учащихся в классе. Для предельной наполняемости класса в 35 человек нужное число компьютеров составляет 18, плюс компьютер учителя -итого 19 машин. Однако, согласно методическим рекомендациям Института информатизации образования РАО [21, с.73], число рабочих мест учащихся может быть 9, 12 или 15, в зависимости от наполняемости классов. В тоже время образовательный стандарт допускает деление класса на уроках информатики только на две подгруппы, а это может быть 17 или 18 школьников для класса с наполняемостью в 35 человек. Налицо противоречие, которое учителя разрешают посадкой двух детей за один компьютер. По санитарным нормам на каждый компьютер полагается иметь площадь в кабинете не менее 6 кв. метров, что для 15 машин составляет 90 кв. метров, а для 19 машин - 114 кв. метров. Таких учебных помещений в школах типовых проектов нет. Типовые помещения для классов и кабинетов предусматриваются площадью не более 70 кв. метров - на такой площади по нормам допускается размещать всего 11 компьютеров. Выход из противоречия может быть в уменьшении числа работающих компьютеров и делении класса на две или три подгруппы. Быстрые темпы развития вычислительной техники делают очень скорым моральное устаревание компьютерного парка кабинета вычислительной техники в школе. Но экономические причины делают практически невозможным его обновление даже раз в 5 лет. Поэтому в школах в настоящее время работает много устаревшей компьютерной техники и мало современной. Планам оснащения всех школ компьютерными классами отечественного производства суждено было рухнуть с распадом Советского Союза. Попытки централизовано оснащать школы компьютерными классами из 1ВМ-совместимых компьютеров или Макинтошей также быстро сошли к тому, что лишь в школы-новостройки поставляют компьютерные классы часто в усеченном варианте - 4, 6, 8 компьютеров и реже - 12, а 16 компьютеров встречается весьма редко. Сейчас школы получают компьютеры и классы из разных источников - по президентской программе, от меценатов, пиаровских акций и др. Президентская программа поставки в каждую сельскую школу компьютеров была успешно выполнена -по одному компьютеру школы получили, но мало где они были свободно доступны всем школьникам. В некоторых школах полученные компьютеры лежали не установленными по полтора года. Второй этап Президентской программы по оснащению всех школ двумя-тремя компьютерами с подключением к Интернету идет медленно и проблему не решает. Для полноценной реализации образовательного стандарта почти каждой школе нужны поставки классов на 12-15 и более машин, что по сегодняшним темпам можно ожидать до середины 21 века. Что касается самих компьютеров, то следует признать ошибкой оснащение в середине 1990 годов небольшой части школ Макинтошами из-за несовместимости их программного обеспечения с прикладным программным обеспечением 1ВМ-совместимых компьютеров, которые наводнили нашу страну и для которых создается основная масса программ. Спор о том, какой техникой оснащать классы - компьютерами белой, жёлтой и красной сборки, мало актуален. Компьютеры белой сборки заметно дороже и в нашей стране поступают лишь в крупные корпорации и на железную дорогу. Жёлтая сборка значительно дешевле и её большинство. Но лучшим вариантом по соотношению цена-качество является приобретение компьютеров красной сборки. Такие компьютеры сейчас собирают не только в Москве, но и в ряде регионов, поэтому есть смысл заказывать их на местах. Компьютеры в кабинете обязательно должны быть соединены в локальную сеть с помощью концентратора или маршрутизатора. В таком классе один компьютер является головным - рабочее место учителя (преподавателя) с подключенным к нему сетевым принтером, доступ к которому учитель может легко регулировать настройкой сети. Доступ к модему, сканеру и другой периферии также осуществляется с головного компьютера или по разрешению учителя через локальную сеть. Сама локальная сеть обычно организуется по одной из двух схем - кольцевой или звёздообразной (радиальной). При кольцевой схеме каждый компьютер соединен линией связи с двумя ближайшими соседними компьютерами, а сама информация передается по замкнутому кольцевому каналу. При звёздообразной схеме все ученические компьютеры подключены к головному учительскому через концентратор отдельными линиями связи. Звёз-дообразной схеме следует отдавать предпочтение из-за удобства подключения или отключения от сети отдельных компьютеров и более быстрой связи с ними. В последнее время стоимость рядовых ноутбуков сравнялась со стоимостью настольных персональных компьютеров, поэтому резонным становится оснащать компьютерные классы именно ими. В этом случае мы можем иметь следующие преимущества:
Ведущие фирмы-производители компьютеров недавно объявили программу производства ноутбуков для начального обучения детей, продажная цена которых не будет превышать 100 долларов. Некоторые модели из них оснащены автономным блоком питания на основе генератора с ручным приводом и аккумулятора.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |