Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программное обеспечение




Программное обеспечение является важной частью системы средств обучения информатике и хотя бы в ми­нимальном наборе должно быть установлено на всех ком­пьютерах в кабинете. По мере развития компьютерной техники программное обеспечение быстро развивается и также быстро устаревает, что требует регулярного обнов­ления. Оно должно включать в себя [20, 21]:


  • Системное программное обеспечение (операционная система), к которому также относятся: операционные оболочки, сетевое программное обеспечение, анти­вирусные средства, средства резервного копирова­ния и восстановления информации, средства защиты от спама при работе с электронной почтой и в сети Интернет.

  • Программное обеспечение базовых информацион­ных технологий - текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, программы компьютерной графики, телекоммуникационное программное обеспечение.

  • Инструментальное программное обеспечение обще­го назначения.

  • Программное обеспечение учебного назначения, ко­торое рекомендуется к применению при наличии сертификата Министерства образования и науки.

  • Программное обеспечение поддержки издательской деятельности для нужд школы.


Полный перечень необходимого программного обеспечения приведен в Перечне учебного и компьютер­ного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений [20] (см. также раздел 4.1).

Что касается так называемого «пиратского» про­граммного обеспечения, то оно, конечно, не должно ис­пользоваться в школе не только по причине возможности сбоев в работе, но и по соображениям воспитательно-правового характера. Всё приобретаемое программное обеспечение должно быть лицензионным, однако оно стоит очень дорого. Например, операционная система Windows XP для установки только на один компьютер сто­ит около 2000 рублей. А стоимость минимального ком­плекта программного обеспечения на компьютерный класс составляет более 100 тысяч рублей. Поэтому часть учебных заведений вынуждена переходить на так назы­ваемое открытое программное обеспечение, которое яв­ляется бесплатным. Такой бесплатной операционной сис­темой является Linux с офисным пакетом OpenOffice. Но так как большинство программ учебного назначения сде­ланы под Windows, то они оказываются несовместимыми с Linux, что создаёт дополнительные трудности для учителя информатики и учащихся. Кроме того, учителю и тем уча­щимся, у кого дома имеются компьютеры с Windows, при­ходится переучиваться на новую операционную систему и осваивать работу с новым офисным пакетом. А все учеб­ники и методические руководства составлены в расчете на использование Windows.

В результате такой практики и несогласованной по­литики органов управления народным образованием в проигрыше оказываются учителя информатики, которым достаточно трудно осваивать работу с Linux и перестраи­вать под неё учебный процесс. В проигрыше оказываются и учащиеся, потому что, освоив работу с Linux, они в даль­нейшем опять вынуждены будут переучиваться на Win­dows, когда после окончания школы придут в вузы и на рабочие места в офисы.

Некоторые фирмы, разрабатывающие программные продукты, предоставляют учебным заведениям бесплат­ное лицензионное программное обеспечение. Например, фирма «Гарант» предоставляет справочно-правовую сис­тему «Гарант», фирма «Диалог-наука» - антивирусные программы, фирма «Adobe» - программу для вёрстки «Page Maker» и графический редактор «Photo Shop». Шко­лы также могут воспользоваться тем, что ряд фирм пре­доставляют учебным заведениям большие скидки при по­купке их программ.

В последнее время на правительственном уровне высказывается пожелание в необходимости разработки отечественного русскоязычного офисного программного обеспечения, которое могло бы свободно и бесплатно распространяться в государственных учреждениях и, в ча­стности, школах. Представляется, что это пожелание срод­ни выдвигавшимся в советское время призывам - «напи­сать русский язык программирования», тем более что имеется открытое программное обеспечение на платфор­ме Linux с офисным пакетом OpenOffice.


^ 4.6. Учебники и учебные пособия по информа­тике для школы

Важное место в системе средств обучения играют учебники и учебные пособия для учащихся. Для обучения младших школьников издаются рабочие тетради по ин­форматике.

В образовательном стандарте указано, что при орга­низации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует ос­танавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, которые рекомендованы (допущены) Минобра-зованием России к использованию в образовательных уч­реждениях на определённый учебный год. В Перечне на 2008/09 учебный год из всех 1045 рекомендованных и до­пущенных учебников для средней школы, только 23 по информатике и ИКТ: 9 для начальной, 7 для основной и 7 для старшей школы.

Каждый год издаётся и переиздаётся несколько де­сятков наименований учебников, учебных пособий и за­дачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В на­стоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, осо­бенно по базовому курсу информатики и по информаци­онным технологиям.

В настоящее время авторы учебной литературы ста­раются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого клас­са, которые включают в себя:


  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);

  • задачник;

  • рабочую тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя;

  • компакт-диск с программно-методическим обеспе­чением;

  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).


Учебники обычно имеют в своей структуре: теорети­ческий материал для изучения; вопросы и задания для вы­полнения; компьютерный практикум, содержащий под­робные инструкции по выполнению практических заданий на компьютере; материал для дополнительного чтения;

справочные материалы. Для начальных классов учебник иногда объединяют с рабочей тетрадью и компьютерным практикумом, что облегчает детям работу с ним.

Компьютерные практикумы обычно включают прак­тические задания нескольких уровней сложности. Для за­даний начального уровня приводятся подробные инструк­ции по технологии выполнения их на компьютере и даются образцы требуемых результатов. Задания более высоких уровней могут снабжаться менее подробными инструк­циями. Обычно часть заданий предназначена для само­стоятельного выполнения продвинутыми учащимися.

Задачник содержит вопросы и задачи, обычно охва­тывающие учебный материал, изучаемый в нескольких классах, например, «Занимательные задачи по информа­тике» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 с. Он предназна­чен для учащихся 5-6 классов. Материал в задачниках сис­тематизируют по темам, по типам и по уровню сложности. Задачи могут снабжаться также указаниями и решениями.

Рабочие тетради содержат большое число различных задач, упражнений, тестов. Выполняемые задания записы­ваются прямо в тетради на специальных свободных выде­ленных полях. Многие из рабочих тетрадей составлены по принципу тетрадей-раскрасок, с которыми дети привыкли работать ещё в детском саду. Многие задания составляют­ся так, чтобы они имели развивающий характер, напри­мер, «Дорисуй картинку», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй зеркальное изображение предмета».

Методические пособия для учителя, как правило, со­держат несколько вариантов планирования изучаемого материала на учебный год, поурочные разработки, ответы, указания по решению ко всем задачам и заданиям в ис­пользуемых рабочих тетрадях, задачниках и учебниках. Отдельно выделяют перечень требований в ЗУНам уча­щихся, или как сейчас это модно называть, перечень ком-петентностей, по которым определяется готовность уча­щихся к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и иной деятель­ности.

На компакт-дисках обычно находятся программные средства для поддержки процесса обучения, файлы с ма­териалами компьютерного практикума, библиотеки ме-диаобъектов, материалы для организации внеурочной ра­боты. При необходимости приводятся ссылки на информа­ционные ресурсы образовательных порталов в Интернет.

Для учащихся издается справочная учебная литера­тура, материалы для подготовки к ЕГЭ, бланковые тесты и т. п.

В последнее время появились электронные или, ина­че называемые, компьютерные учебники. Однако во мно­гих случаях они являются лишь электронной копией обыч­ного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обуче­ния, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный жур­нал, базу данных и др. Такие электронные учебники толь­ко начинают создаваться, и еще накоплено мало материа­ла для обобщения опыта.

^ Контрольные вопросы и задания

1.
Проанализируйте Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных уч­реждений и выпишите номенклатуру аппаратных и про­граммных средств.

2.
Какой печатной продукцией следует комплектовать ка­бинет информатики?

3.
Для какой цели кабинет оснащают учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием?

4.
Что собой представляет виртуальная компьютерная ла­боратория по предмету?

5.
Что понимают под компьютерным классом?


6. Каковы санитарные нормы площади кабинета и его
объёма, приходящиеся на один компьютер?

7.
Какие журналы должны быть в КВТ?

8.
Что такое РМУ и РМП? Сколько их должно быть в КВТ?

9.
На каком расстоянии друг от друга должны находиться компьютеры в КВТ?

 

10.
Что такое защитное отключение и каков принцип его работы?

11.
Каким образом подводят линии связи и электропита­ние к РМУ?

12.
Какие средства пожаротушения должны быть в КВТ?

13.
Сколько и каких огнетушителей должно быть в КВТ?

14.
Каковы функции заведующего КВТ?

15.
Перечислите вредные факторы, могущие иметь место при работе учащихся в КВТ?

16.
Каково допустимое время непрерывной работы уча­щихся за компьютерами?

17.
Какие виды инструктажа по ТБ следует проводить учи­телю информатики?

18.
Каким образом и где фиксируется проведение инструк­тажей по ТБ?

19.
Что входит в состав учебно-методического комплекта?

20.
Какова должна быть структура учебника по информа­тике?

21.
Приведите фамилии авторов учебников по базовому курсу информатики и ИКТ.

22.
По какому учебнику вы изучали информатику в школе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.