КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программное обеспечение
Программное обеспечение является важной частью системы средств обучения информатике и хотя бы в минимальном наборе должно быть установлено на всех компьютерах в кабинете. По мере развития компьютерной техники программное обеспечение быстро развивается и также быстро устаревает, что требует регулярного обновления. Оно должно включать в себя [20, 21]:
Что касается так называемого «пиратского» программного обеспечения, то оно, конечно, не должно использоваться в школе не только по причине возможности сбоев в работе, но и по соображениям воспитательно-правового характера. Всё приобретаемое программное обеспечение должно быть лицензионным, однако оно стоит очень дорого. Например, операционная система Windows XP для установки только на один компьютер стоит около 2000 рублей. А стоимость минимального комплекта программного обеспечения на компьютерный класс составляет более 100 тысяч рублей. Поэтому часть учебных заведений вынуждена переходить на так называемое открытое программное обеспечение, которое является бесплатным. Такой бесплатной операционной системой является Linux с офисным пакетом OpenOffice. Но так как большинство программ учебного назначения сделаны под Windows, то они оказываются несовместимыми с Linux, что создаёт дополнительные трудности для учителя информатики и учащихся. Кроме того, учителю и тем учащимся, у кого дома имеются компьютеры с Windows, приходится переучиваться на новую операционную систему и осваивать работу с новым офисным пакетом. А все учебники и методические руководства составлены в расчете на использование Windows. В результате такой практики и несогласованной политики органов управления народным образованием в проигрыше оказываются учителя информатики, которым достаточно трудно осваивать работу с Linux и перестраивать под неё учебный процесс. В проигрыше оказываются и учащиеся, потому что, освоив работу с Linux, они в дальнейшем опять вынуждены будут переучиваться на Windows, когда после окончания школы придут в вузы и на рабочие места в офисы. Некоторые фирмы, разрабатывающие программные продукты, предоставляют учебным заведениям бесплатное лицензионное программное обеспечение. Например, фирма «Гарант» предоставляет справочно-правовую систему «Гарант», фирма «Диалог-наука» - антивирусные программы, фирма «Adobe» - программу для вёрстки «Page Maker» и графический редактор «Photo Shop». Школы также могут воспользоваться тем, что ряд фирм предоставляют учебным заведениям большие скидки при покупке их программ. В последнее время на правительственном уровне высказывается пожелание в необходимости разработки отечественного русскоязычного офисного программного обеспечения, которое могло бы свободно и бесплатно распространяться в государственных учреждениях и, в частности, школах. Представляется, что это пожелание сродни выдвигавшимся в советское время призывам - «написать русский язык программирования», тем более что имеется открытое программное обеспечение на платформе Linux с офисным пакетом OpenOffice.
Важное место в системе средств обучения играют учебники и учебные пособия для учащихся. Для обучения младших школьников издаются рабочие тетради по информатике. В образовательном стандарте указано, что при организации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует останавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, которые рекомендованы (допущены) Минобра-зованием России к использованию в образовательных учреждениях на определённый учебный год. В Перечне на 2008/09 учебный год из всех 1045 рекомендованных и допущенных учебников для средней школы, только 23 по информатике и ИКТ: 9 для начальной, 7 для основной и 7 для старшей школы. Каждый год издаётся и переиздаётся несколько десятков наименований учебников, учебных пособий и задачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В настоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, особенно по базовому курсу информатики и по информационным технологиям. В настоящее время авторы учебной литературы стараются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:
справочные материалы. Для начальных классов учебник иногда объединяют с рабочей тетрадью и компьютерным практикумом, что облегчает детям работу с ним. Компьютерные практикумы обычно включают практические задания нескольких уровней сложности. Для заданий начального уровня приводятся подробные инструкции по технологии выполнения их на компьютере и даются образцы требуемых результатов. Задания более высоких уровней могут снабжаться менее подробными инструкциями. Обычно часть заданий предназначена для самостоятельного выполнения продвинутыми учащимися. Задачник содержит вопросы и задачи, обычно охватывающие учебный материал, изучаемый в нескольких классах, например, «Занимательные задачи по информатике» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 с. Он предназначен для учащихся 5-6 классов. Материал в задачниках систематизируют по темам, по типам и по уровню сложности. Задачи могут снабжаться также указаниями и решениями. Рабочие тетради содержат большое число различных задач, упражнений, тестов. Выполняемые задания записываются прямо в тетради на специальных свободных выделенных полях. Многие из рабочих тетрадей составлены по принципу тетрадей-раскрасок, с которыми дети привыкли работать ещё в детском саду. Многие задания составляются так, чтобы они имели развивающий характер, например, «Дорисуй картинку», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй зеркальное изображение предмета». Методические пособия для учителя, как правило, содержат несколько вариантов планирования изучаемого материала на учебный год, поурочные разработки, ответы, указания по решению ко всем задачам и заданиям в используемых рабочих тетрадях, задачниках и учебниках. Отдельно выделяют перечень требований в ЗУНам учащихся, или как сейчас это модно называть, перечень ком-петентностей, по которым определяется готовность учащихся к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и иной деятельности. На компакт-дисках обычно находятся программные средства для поддержки процесса обучения, файлы с материалами компьютерного практикума, библиотеки ме-диаобъектов, материалы для организации внеурочной работы. При необходимости приводятся ссылки на информационные ресурсы образовательных порталов в Интернет. Для учащихся издается справочная учебная литература, материалы для подготовки к ЕГЭ, бланковые тесты и т. п. В последнее время появились электронные или, иначе называемые, компьютерные учебники. Однако во многих случаях они являются лишь электронной копией обычного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обучения, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный журнал, базу данных и др. Такие электронные учебники только начинают создаваться, и еще накоплено мало материала для обобщения опыта. ^ Контрольные вопросы и задания 1. 2. 3. 4. 5.
7. 8. 9.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |