КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы оценки
Функции оценки Оценки и отметки в обучении С вопросами проведения контроля тесно связана процедура оценки его результатов и выставление учащимся отметок. Напомним кратко основные положения дидактики в этой сфере. Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка - это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно ещё используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, нахмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить и пальцем нерадивому ученику. В то же время отметка всегда выставляется в баллах. В отечественной школе практически принята 4-х балльная шкала отметок, хотя по инерции её все ещё называют 5-ти балльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок. Например, на Украине недавно ввели 12-ти балльную шкалу отметок. До революции в российской школе была 6-ти балльная шкала отметок - от нуля до пяти, после революции перешли к 5-ти балльной шкале, а в современной школе даже «двойка» перестала использоваться и шкала отметок фактически стала 3-х балльной. В таком виде отметочная шкала вовсе не стимулирует надлежащим образом напряженный учебный труд - более того, ведет к «психологическому заражению», когда большинство учеников видят, что учиться на «4» и «5» им недостижимо, а «3» и так поставят, хоть учи, хоть не учи. Эту «истину» школьники постигают очень рано, поэтому большинство перестают учиться вовсе.
Нормативный - исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые-дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе. Сопоставительный - сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители. Личностный - сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе почти не пользуются. Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии. Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы. Оценивание знаний является для дидактики сложной проблемой, тем более при изучении такого относительно нового для школы предмета, как информатика. При оценивании знаний необходимо иметь в виду, что оценка -это процедура измерения. Поэтому сначала требуется решить, что подлежит измерению, затем выбрать инструменты для этого измерения. Как отмечалось выше, наиболее адекватным инструментом для этого выступает тест. Но в подавляющем большинстве случаев оценка знаний производится экспертным путем - учителем, который решает, насколько знания, умения и навыки ученика соответствуют требованиям программы и образовательного стандарта. Критерии и нормы оценивания и выставления отметок являются предметом острых споров в теории и практике школьного образования. Вопрос этот остается открытым, несмотря на определенный прогресс и наличие разработанных и утвержденных критериев оценки знаний учащихся общеобразовательных школ по информатике и другим учебным предметам. При изучении информатики на базовом уровне критерии должны устанавливаться исходя из требований образовательного стандарта. При изучении профильных курсов критериями должны служить те, которые заложены в тестах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ. Интерес представляют критерии оценки выполнения учебного проекта и его публичной защиты [3]:
«5» - за безупречный ответ, либо при наличии одной -двух мелких погрешностей; «4» - при наличии в ответе 1-2 недочетов; «3» - за 1-2 грубые ошибки, или многих недочетов и мелких погрешностей; «2» - за незнание основного программного материала. Рассмотрим сущность понятий «грубая ошибка», «погрешность», «недочет», «мелкая погрешность». ^ Грубой ошибкой считается полное искажение смысла понятий, определений, формулировки правил. Погрешность - неточная формулировка понятия, правила, определения, которая свидетельствует о нечетком представлении их сущности. Недочет - неправильное представление о предмете, но не влияющее в существенной степени на знание программного материала. ^ Мелкая погрешность - случайная описка, оговорка, неточность, не искажающая смысла ответа или решения. Более сложным является оценивание выполнения учащимися практических работ и заданий.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |