Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ




Вступление

Хромова Е. В.

 

Выполнила студентка ОЭИ

Группа 9304

Хромова Е. В.

 

Тема: «Сравнительный анализ учебников»

 

Содержание

 

Вступление……………………………………………3

Сравнительный анализ…………………………….…4

Выводы…………………………………………….…..9

 

 

В моей работе дан сравнительный анализ двух учебников по философии:

1. Кафедральный учебник- Философия: Учебник / Под. ред. Н. И. Сидоренко. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004. – 440с.

2. Учебник нашего преподавателя по философии Л. Е. Балашова — Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с.

Цель моей работы – дать оценку этим двум учебникам и выяснить, какой из них больше подходит для изучения науки философии

Ниже изложено мое личное мнение, моя оценка этих двух изданий, после просмотра каждого из них.

 

 

Для меня важное значение имеет размер учебников, т.к. я живу не в Москве и возить с собой громоздкие учебники тяжело и совсем неудобно.

Поэтому самое первое отличие, которое бросилось в глаза, когда я взяла в руки эти два учебника – это различие по размеру: кафедральный учебник (длина – 26 см., ширина – 18 см.) в сумку не влезает вообще и поэтому носить его с собой абсолютно не удобно. Учебник Л. Е. Балашова (длина – 21 см., ширина – 14,8 см.) в сумку помещается и поэтому его можно возить с собой куда хочется.

 

По поводу оформления обложки учебника: кафедральный учебник — изображены разноцветные пересекающиеся полосы, непонятно какое отношение эти полосы вообще имеют к философии. На учебнике Л. Е. Балашова изображен Аристотель – один из великих мыслителей Древнего мира, и другие представители философской мысли. Короче говоря, оформление учебника точно в тему.

В учебнике Л. Е. Балашова привлекло внимание предисловие Для чего нужно изучать философию?. Где конкретно, по пунктам, рассказано для чего человеку необходимо изучать философию. В кафедральном учебнике предисловие изложено довольно общими фразами.

 

Когда я дала эти два учебника посмотреть сестре, она отметила такой фактор: в кафедральном учебнике не удобно составлено содержание: например, чтобы найти философию Сократа, Платона или Аристотеля необходимо перелистать почти всю вторую главу учебника чтобы узнать, на какой странице изложены мысли и идеи нужного философа. В учебнике Л.Е. Балашова нужно всего лишь открыть содержание и можно сразу узнать на, каких страницах можно прочитать про Сократа, Платона и Аристотеля. А это экономит время!

 

В кафедральном учебнике не понравилось то, что постоянно идет сплошной текст, т.е. понятия и определения никак не выделяются, например, открываю главу 12. Бытие и формы его существования и пункт 12.4. Понятие материи, движения, пространства и времени (стр. 233) и идет две с половиной страницы сплошного текста, определения которые там даны, никак не выделены. В учебнике Л.Е. Балашова открываю главу 7. Философское понимание мира, пункт 7.9. Материя и движение и сразу замечаю, что определения материи и движения выделены курсивом. Это очень удобно. И, на мой взгляд, во всех учебниках должно быть также.

 

Еще один недостаток кафедрального учебника это то, что в нем нет ни одной таблицы, ни одной схемы. А в учебнике Л.Е. Балашова присутствуют схемы, например «Таблица категорий» в главе 7 Философское понимание мира пункте 7.7 Категориальная картина мира. Это очень наглядная таблица.

 

Следующее, что я хочу отметить это, что кафедральный учебник довольно трудный для чтения, т.к. на каждую тему написано минимум по три страницы и по ходу текста мысли в голове путаются все больше и больше. Например, возьму главу 13 Сознание это три с половиной страницы непрерывного текста, где так конкретно и не выделено, что же такое сознание. Если конечно не считать определением следующее: «…суждения о сознании как таком свойстве высокоразвитых материальных систем, которое принципиально невозможно свести к своей первоначальной физико-химической основе». В учебнике Л.Е. Балашова открываю главу 16 деятельность, субъект, объект, пункт 16.8 Сознание, читаю: «Основой сознания является знание. Человек только тогда имеет сознание, когда знает, что он есть и что он что-то видит, слышит, чувствует и т. д. Состояние потери сознания – состояние, когда человек перестает получать информацию из внешнего мира.

В известном смысле сознание — минимальное знание о себе и окружающем, знание себя и окружающего.

Сознание — самоощущение + самоотчет».

Мысли изложены логично, очень четко, лаконично. Достаточно прочитать один раз и все будет понятно. Это просто огромный плюс в изложении материала!

 

В учебнике Л. Е. Балашова мне также понравилось то, что по ходу текста приводятся конкретные наглядные примеры. Например, в главе 15 Учение об обществе (социальная философия) пункт 15.11 Добро и зло в одном из подпунктов (Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология) дана такая фраза: «Сознание самоценности жизни вызывает у всех нормальных людей, не сбитых с толку пессимистической или утешительной философией, жажду жить как можно дольше, жажду не умирать», а в сноске дан реальный пример подтверждающий ее: «Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни». Или другой пример, глава 16. Деятельность, субъект, объект пункт 16.7 Психика дана фраза: «Очевидно, что психика человека меньше зависит от его тела, чем психика животного от тела этого животного. Точнее, не меньше, а меньше и больше, в чем-то меньше, в чем-то больше», а в сноске дан пример, иллюстрирующий эту фразу: «жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.».

В кафедральном учебнике таких примеров я не обнаружила.

 

Еще один плюс в учебнике Л. Е. Балашова это то, что приводится очень много интересных тезисов. Например, в главе 3. Философия XV-XVIII веков в пункте 3.6. Д. Локк приведен средневековый тезис, восходящий к Аристотелю: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» (Nihil est in intellectu quod non fuerit prius in sensu). Или, например, в главе 3. Философия XV-XVIII веков в пункте 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм, приведен тезис, который выдвинул Дж. Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi).

В кафедральном учебнике этих тезисов я не нашла. Даже всем известный тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» в кафедральном учебнике отсутствует. В учебнике Л. Е. Балашова, на ряду с другими высказываниями Сократа, приведен и этот тезис (глава 2. Философия древнего мира и средневековья в пункте 2.4. Сократ).

В учебнике Л.Е. Балашова порадовало то, что по ходу изложения материала в сносках даны определения, трудных для понимания понятий, таких как, например, рационализм (глава 1. пункт 1.1. Любовь к мудрости), абсолютизация (глава 1. пункт 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений), степени свободы объекта (глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода пункт 14.3. Свобода). В кафедральном учебнике ничего подобного я не встретила.

 

Еще один плюс учебника Л.Е. Балашова это то, что в конце даны Задачи и упражнения по философии, где даны интересные задачи для размышления.

В кафедральном учебнике такого нет.

 

На мой взгляд, главное преимущество учебника Л.Е. Балашова это то, что в учебнике раскрыты темы, непосредственно относящиеся к жизни каждого человека. Например: «Жизнь, смерть, бессмертие», «Любовь», «Добро и зло», «Творчество» и др. Эти темы всегда актуальны. А кафедральный учебник строго соответствует программе, и в нем нет ничего подобного.

Моим родителям понравился учебник Л.Е. Балашова, особенно глава 13 Жизнь, смерть, бессмертие. Они сказали, автор пишет глубокие вещи.

 

Я также прочитала отзывы о книгах Л.Е. Балашова (на интернет-сайте www.balashov44.narod.ru) думаю, что это одно из главных доказательств того, что эти книги очень и очень хороши.

Выводы

 

В целом кафедральный учебник во многом проигрывает учебнику Л.Е. Балашова. Его можно охарактеризовать как довольно скучный, мало интересный и трудный для восприятия.

Учебник Л.Е. Балашова читать гораздо интересней, написан доступным языком, в нем есть темы, благодаря которым этот учебник уже сделался настольной книгой.

 

На одном из интернет-сайтов (www.academyclub.ru) я нашла отклик одной студентки по отношению к учебнику Л. Е. Балашова «Философия»: «Очень хороший учебник нашего Плехановского преподавателя, благо – учебник написан очень кратко. И не нужно покупать или брать в библиотеке литературу по философии!»

 

Предложения для последующих учебников Л.Е. Балашова.

Очень хочется, чтобы в учебниках была как можно больше цветных иллюстраций.

А также, чтобы в конце каждой главы или темы было краткое резюме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.