КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материя
История философии. Раздел «История философии» А.Г.Спиркин делит на историю домарксистской философии и на возникновение и развитие философии марксизма, тем самым подчеркивая важность марксистской философии. В своей книге он называет К.Маркса великим революционным мыслителем и пишет: «Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философия диалектического и исторического материализма». В противоречие этому можно привести цитату из книги Л.Е.Балашова: «Закон единства и борьбы противоположностей – главный в марксистской диалектике…особенность этого «закона» в том, что с внешней стороны он утверждает идею порядка, законосообразности…на самом же деле он «позволяет» марксистам делать все, что угодно, учинять какой угодно порядок-беспорядок…в марксизме постоянно путали формально-логические противоречия с диалектическими, и в результате возникло много парадоксов и софистических уловок, которые приводили к трагедиям…Концепция «закона отрицания отрицания» навязывает историческим процессам жесткую схематику...сначала должно быть утверждение, потом отрицание, а затем отрицание отрицания…человек не просто следует законам истории, а выбирает. Да, последующее отрицает предыдущее, но развивается только то, что не только отрицает, но и что-то утверждает».
Подход к определению понятия материи у Л.Е.Балашова принципиально отличается от мнения А.Г.Спиркина. Второй раскрывает понятие материя через понятие бытия, в этом вопросе мнения двух философов также расходятся. Спиркин в своей книге пишет: «В самом широком смысле слово бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: это материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки…существуют как духовная реальность бытие охватывает и материальное и духовное. Оно есть реально сущее». Несколько другой подход к этому вопросу имеет Л.Е.Балашов: «Бытие – слово, имеющее много значений и в силу этого весьма неопределенное по содержанию. Его либо не нужно употреблять вообще (как философское понятие, категорию), либо определить, конкретизировать в системе категорий». Философ также отделяет понятия духовного и материального от бытия: «Именно в контексте человеческой деятельности эти понятия имеют смысл. А в контексте онтологическом, бытийном, космическом-вселенском они не имеют смысла». Вернемся все же к материи. Как я уже говорила, Спиркин раскрывает понятие материя через понятие бытия. Л.Е.Балашов в своей книге же характеризует категорию материи не только относя к ней «виды материи», но и категории «целое», «часть», «элемент», «структура», «качество», «количество», «мера»: «…ближайшими определениями, материи являются качество и количество, объединенные в мере..». Составляющими сторонами категории «качество», согласно Л.Е.Балашову, являются всеобщее и специфическое. Общее и частное — промежуточные моменты, звенья качественной определенности. «..специфическое–то, что характеризует исключительно один данный объект; частное-то, что характеризует некоторые объекты…общее-то, что характеризует не один, а два, либо несколько, либо многие, большинство объектов; всеобщее-то, что характеризует все объекты без исключения». Спиркин к понятию «качество» подошел с другой стороны, сведя его к более тривиальному пониманию: «Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение, а также на ее функциональное назначение как во взаимодействии с другими вещами, так и с познающим субъектом». Насчет категории «количество» философ выразил интересную мысль: «…процесс познания мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений». Говоря непосредственно о самом понятии «количество», Спиркин дал следующее ему определение: «…то или иное количество есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можно измерить». Близкую этой фразе мысль можно найти и в книге Л.Е.Балашова: «…мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел…а, с другой, реальные величины отдельных тел, представляющие собой некоторую нераздельную количественную определенность» Понятие «количество» Лев Евдокимович строит именно на единстве бесконечного и конечного, непрерывного и дискретного. Понятие «меры» оба философа понимают одинаково: «Мера — единство качества и количества».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |