Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Силагина О.Ю




Дмитрий Бякин из Минска

Интересный факт, после прочтения учебника Л. Е. Балашова, у меня осталось легкое чувство радости, чувство счастья. Мне кажется это в связи с тем, что Лев Евдокимович не уничижает человека, оставляет ему свободу выбора. После этой книги, хочется двигаться, что-то делать, ставить цели и достигать их, бегать, прыгать, любить, творить.


 

Д. Бякин (первое письмо):

Здравствуйте. С удовольствием ознакомился с вашим учебником по философии. Написано чрезвычайно просто, лёгко читается. Хотя это никак не вредит глубине изложения. Но я пишу собственно по другому вопросу. Даже не знаю, с чего мне начать. Хочу у вас спросить вот что. Я недавно поступил в институт. Там мы начали изучать философию. Мне очень нравится философия, я хотел бы изучать этот предмет. Но не представляю, как? Надо ли заучивать наизусть отдельные параграфы? Или можно ограничиться прочтением материала несколько раз? Но как тогда строить свою речь на семинаре? Если не будет заученных выражений по тому или иному вопросу, очень сложно будет сказать даже несколько связных предложений. Как можно строить изучение такого предмета? Заучивать определения? Я не знаю, поэтому и спрашиваю у вас. Предполагаю, что для вас мои вопросы кажутся бессмыслицей. Это уже стало столь очевидным, что не возникает никаких сомнений. Но для меня ещё только всё начинается. Извиняюсь, что потревожил вас и отнял время. Но я не знаю, к кому ещё можно обратиться. Вы бы мне очень помогли, если бы смогли посоветовать что-либо.

 

12.12.2004 <[email protected]>

 

Л. Балашов (из ответа):

...Мой учебник принципиально отличается от большинства учебников по философии и именно тем, что от него исходит любовь к мудрости. А большинство учебников — это либо казенные, либо псевдонаучные и псевдофилософские тексты. 14.12.04

 

Д. Бякин (из второго письма):

Да, согласен с вами. Очень многие учебники (я, когда начинал готовиться, просмотрел около 15 учебников, чтобы выбрать лучший — это был ваш) написаны чисто теоретически. Материал подаётся крайне сложно. А у вас — есть авторская позиция. Свой взгляд на те или иные темы. Поэтому, понять его не составляет большого труда, текст параграфа легко запоминается.

до 21.12.2004

 

 


Отзыв на учебник «Философия» Л.Е. Балашова

 

Силагина О.Ю., студентка 1-го курса инженерно-экономического факультета РЭА им. Г.В.Плеханова, май 2009 г.

 

Отзыв на учебник я стала писать неслучайно. Как только купила книгу, стоя в метро, решила прочитать первую страницу и не заметила, как прочитала главу.

Первое, что хотела бы отметить, это то, что учебник написан довольно простым языком.

Я думаю, это один из самых важных критериев для нас, студентов. Да, разумеется, в учебнике встречаются незнакомые мне слова, какие-то научные термины, на то он и учебник, но, в отличие от других учебников по философии или статей в Интернете, данный ими не перегружен. Более того, текст в учебнике построен таким образом, как будто идёт некий диалог между автором и студентом, это подтверждает наличие большого количества вопросительных предложений, обращений, множества литературных приёмов, различных примеров из многих областей знаний, да и просто примеров на основе жизненного опыта.

Например: «Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии».

С этих слов начинается учебник по философии Л.Е. Балашова.

Теперь посмотрим учебник А.Г.Спиркина:

«Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разуме­ется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной лю­бознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утон­ченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен­ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че­ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты» — это начало учебника Спиркина А.Г. Уже с первых строк видно, каким сложным языком написан данный учебник.

Я решила сравнить главу в учебнике Л.Е. Балашова 17.2. Способности мышления и Тему 3, а именно пункт «Рассудок и разум» учебника А.Г. Спиркина. Первое, что хотела бы заметить, это объёмы излагаемой темы в учебнике Л.Е. Балашова и учебнике А. Г. Спиркина: «По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее со­вершенно, ограниченно, рассудочно, человек не поднимается до все­общего. Разум же состоит в возможности воспринять природу це­лостно, в ее движении и взаимосвязи.

В философской и психологической литературе до последних лет понятия «рассудок» и «разум» специально не анализировались, употреблялись не категориально, а как понятия, пожалуй, синонимичные мышлению, интеллекту. И лишь в последнее время понятия «рассу­док» и «разум» стали интенсивно исследоваться. Появилось немало работ на эту тему, в которых утверждается, что рассудок — низшая сту­пень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком, или здравым смыслом.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобще­ниями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.Мышление на уровне разума, по словам Е.П. Никитина, освобождается от застывших рассудочных форм и становится осознанно сво­бодным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности пони­мания, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектичес­кий процесс. Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мыш­ления, чувств и поведения. Чем совершеннее такая организация, тем совершеннее ум».

Тогда как в учебнике Балашова Л.Е. данная тема занимает 5 листов, представленная детальным разбором каждого понятия с приведением довольно таки наглядных примеров, пояснениями: «Ум есть способность мышления извлекать многое из немногого. (“Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять”).

Напротив, рассудок есть способность мышления извлекать немногое из многого (из всей массы материала быстро находить то, что нужно). Это можно сравнить с таким бытовым примером. Если в жилой комнате много разных вещей и все они лежат в беспорядке, то очень трудно отыскать нужную вещь. И, наоборот, если вещи лежат в определенном порядке, то нужную вещь найти значительно легче. Так обстоит дело и с мышлением. Поскольку рассудок организует мыслительный материал, то благодаря ему из многого можно быстро извлечь то, что нужно в данный момент.»

Большое преимущество учебника Балашова Л.Е. перед учебником Спиркина А.Г. заключается в том, что в книге Балашова Л. Е. присутствуют наглядные схемы, которые позволяют лучше усвоить и проработать данный материал.

В заключение хотелось бы сказать, что учебник Л.Е. Балашова будет отличным помощником при подготовке к экзамену по философии, потому что темы в учебнике составлены в соответствии с вопросами к экзамену и полностью раскрывают содержание требуемых вопросов.

 

Список использованной литературы

 

1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник.-3-е изд., испр. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 612 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000.- 368 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.