Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширение сознания 4 страница




"Нет, я не был. О, да, я был, когда шел в ванную комнату". Он сказал: "Ты

думал о своей матери". Да, это было довольно странно: я никому об этом не

говорил, как он мог узнать? Наверное, он просто угадал. Но тогда, не успев ни о

чем подумать, я ответил:

Да.

Он:

Она умерла в прошлом году.

Да.

Он закрыл глаза.

У нее в животе было что-то большое перед тем, как ей умереть. Это была

селезенка, сильно увеличенная.

Я ответил:

Да.- Весь разговор происходил на хинди. Он снова закрыл глаза, потом вдруг

открыл их, посмотрел прямо в мои глаза и сказал:

Селезенка.

Эффект от этого был поразительный: когда вы слышите что-то на хинди, а

потом - перевод сказанного, это не оказывает такого действия, как если вы

слышите слово на английском языке, особенно, если это слово было причиной смерти

вашей матери и оно было вручено мне человеком, смотрящим прямо в мои глаза. То,

что случилось потом, - мысли закружились с неимоверной быстротой - впервые я

почувствовал себя полностью параноидальным. Мне вдруг показалось, что я участвую

в какой-то сцене из научно-фантастического рассказа, где он был главой

всемирного Интерпола или чего-то в этом роде, сейчас он нажмет кнопку, земля

разверзнется, появится отряд воинов, они схватят меня... на меня свалится

огромная скала... Но всего этого никак не мог ухватить мой бедный разум,

продолжая свое бешенное кружение, пока вдруг не произошла остановка наподобие

того, как вспыхивает красная клавиша с надписью "Отказ", или "Ваша программа

несовместима с данными, в нее заложенными" или еще что-нибудь в этом роде,

потому что ни одна из моих программ не могла охватить того, что он сделал со

мной. Одновременно с этим я испытывал невероятную, неистовую боль в груди так,

как будто давно запертая дверь, тяжелая, скрипящая, с треском открылась - и я

зарыдал. Этот плач не был ни печальным, ни счастливым. Пожалуй, ближе всего я

мог бы сказать о нем, что это было чувство, что я дома. А он был моим отцом, и я

вернулся к доброму отцу, который знал. Я наконец, понял, что есть кто-то, кто

знает. Это было похоже на вновь обретенную веру. Слезы текли из моих глаз.

Вечером я вернулся в дом неподалеку; на протяжении всего вечера я

чувствовал себя очень смущенным, Я не понимал, что со мной произошло. Казалось,

все проявляли ко мне заботу. Случайно я заглянул в свой рюкзак и обнаружил

маленький флакончик с ЛСД. Я захватил его с собой в Индию не потому, что

испытывал страстное желание его принимать, - до этого я имел возможность

пользоваться им ровно столько, сколько хотел, - нет, я думал, вдруг

посчастливится встретить кого-нибудь, кто скажет мне о нем: что же это так на

самом деле. Я размышлял так: предложу его каким-нибудь святым, например,

буддийским монахам, и спрошу у них: "Какое влияние оно оказывает?" Они ответят:

"Оно вызывает головную боль" - или - "Оно способствует медитации". Кто-нибудь,

может быть, скажет: "Медитация лучше, чем это". А еще кто-нибудь: "Где я могу

достать такое?". Это был стандартный набор реакций, который вы можете ожидать

на Западе. И совсем не нужно ехать в Индию, чтобы получить все эти ответы.

Поэтому, обнаружив флакончик, я подумал: "Похоже.. этот парень может знать. Я

расскажу ему об ЛСД. " Я пошел спать. На следующее утро мне сообщили: "Махараджджи хочет тебя видеть". Где-то между 7.30 и 8 часами утра все пошли в храм. Я шел навстречу. Немного не доходя до меня, Махараджджи крикнул: "Где лекарство? " - Я никогда не думал об ЛСД как об лекарстве, поэтому смутился:

Лекарство? Какое лекарство?

Он сказал.

То, то лекарство.

Я спросил:

ЛСД?

Да, принеси это лекарство.

Я вернулся к машине, взял флакон и вернулся обратно.

Дай мне посмотреть.

Я положил таблетку на ладонь.

Что это?

ЛСД.

Что это?

Это - мескалин. либриум...

В общем я вкратце описал состав. Он спросил:

Оно дает сиддхи?

В Индии "сиддхи" означает "силы". Но я до этого не слышал такого слова и.

так как мне перевели его как "силы", я подумал, что он хочет чего-то вроде

витамина В. Я подумал, что он - пожилой человек, вероятно, потерял свою силу и

теперь хочет принять витамин. А у меня не было витамина. Поэтому я сказал:

Простите, но это не даст вам силу, - и положил таблетку обратно во

флакончик. Он сказал:

Ней, ней, - и протянул руку.

Я положил одну таблетку. В ней было 300 микрограммов. Он посмотрел на нее

и сказал:

Еще.

Я положил вторую, еще 300 микрограммов. Он снова посмотрел, я положил

третью. Получилось 900 микрограммов - доза, более чем достаточная для одного

человека. Он проглотил все три таблетки. На протяжении всего утра я был рядом с

ним и ничего не произошло. Единственное, что он сказал:

Твое лекарство, знаешь, это интересно.

И все. И с ним вообще ничего не произошло. Когда я вернулся в Америку, я

рассказал об этом факте людям, я даже опубликовал его, сообщив, что этот человек

принял 900 мкг ЛСД и с ним ничего не случилось. Но всегда, когда я об этом

говорил, во мне возникал маленький червь - сомнение, точившее меня. Очень

маленький, но все же он был: может быть, этот человек взял таблетки и выбросил

их через плечо, может, он сделал магическое действие и вообще не глотал

таблеток. Когда в следующий раз я поехал в Индию и встретился с ним снова, он

позвал меня к себе и спросил:

Скажи, давал ли ты мне лекарство в прошлый раз?

Я ответил:

Да.

Он спросил:

Я принял его?

Я ответил:

Да.

Подействовало оно на меня?

Нет. Я думаю, что нет.

Он:

Ох, уходи.

Я ушел, а на следующее утро он позвал меня и сказал - Есть у тебя еще это

лекарство?

Я ответил:

Есть.

Принеси его.

Я принес. У меня было примерно 1.500 мкг. Я положил все ему на ладонь, одна

таблетка упала и разбилась, он вернул ее мне. Оставшиеся он держал на ладони и,

как бы отвечая на мои сомнения, очень осторожно, так, чтобы я видел, что он

подносит их ко рту и глотает, принял одну за другой. После того, как он

проглотил все таблетки, он взглянул на меня в панике и спросил:

Могу я попить воды?

Я ответил:

Конечно.

Он спросил:

Горячую или холодную?

Я ответил:

Все равно.

Он закричал:

Пани, Пани, принеси воды, - потом, - сколько времени нужно ждать?

Я ответил:

Не знаю, около часа. Думаю, что в течение часа все произойдет.

Он позвал человека с наручными часами, взял у него часы и обратился ко мне:

Могу ли я сойти с ума?

Поскольку наши отношения были очень близкими, я сказал:

Может быть.

Тогда он завернулся в свое покрывало, искоса, диковато выглянул из него,

напоминая абсолютно помешанного. Я подумал: "Ох, что я наделал! Я позволил

этому пожилому человеку принять очень сильный наркотик и теперь он сходит с

ума. Ужасно! Это будет международный скандал! " Он вдруг рассмеялся и... до

конца этого часа ничего не случилось с ним. В конце часа он спросил:

У тебя есть что-нибудь посильнее?

Я сказал, что нет.

Ох.

Он добавил, что эта субстанция была давным-давно известна в долине Кулу. но

все знания о ней утеряны на сегодняшний день. Потом он сказал:

Оно полезно, полезно, не истинное самадхи, но оно полезно.

Позднее в разговоре с одним западным человеком, спрашивавшим его об ЛСД, он

сказал: "Если вы находитесь в тихом и спокойном месте и спокойны, ваши чувства

умиротворены, а ум направлен к Богу, оно полезно. Оно полезно". Он сказал, что

ЛСД позволяет вам войти к святому или получить визит святого - даршан (святого:

высшего существа, высшего пространства - высшее сознание, - все зависит от

того, как перевести это слово). Но он сказал, что вы не можете остаться там:

через час или два вы должны вернуться обратно. Он сказал, что гораздо лучше

самому стать святым, чем идти туда, где святой может прийти к вам. Но иметь

визит святого к себе, конечно, очень приятно. Он добавил, что ЛСД усиливает

веру, веру в возможность существования таких существ. В этом разговоре он

употребил имя Христос, говоря о святом. Он сказал, что оно позволяет вам иметь

визит Христа, однако, вы не можете остаться с ним. Лучше самому стать Христом, но

ЛСД не может сделать это для вас. Он сказал, что оно укрепляет веру, но не

делает вас Христом. И добавил, что любовь - более сильный наркотик, чем ЛСД.

Однажды на своем маленьком "Фольксвагене" я отправился в небольшой храм вместе с

шестью или восемью попутчиками. Махараджджи сказал, что вернется вече-ром. На

обратном пути, когда мы пересекали мост через реку и поднимались в гору.

"Фольксваген" не смог одолеть подъем. Поэтому я распорядился всем выйти из

машины и подтолкнуть ее. Вышли все, кроме женщин, и я подумал:

"Они - молодые и здоровые. Почему бы им тоже не выйти и не помочь?" Я

только подумал, но не сказал вслух. Когда мы вернулись обратно и вошли в храм,

Махараджджи взглянул на меня и сказал: "Рам Дасс в гневе". Мои попутчики

возразили: "Нет, он не в гневе. Махараджджи". - "Нет, он в гневе, потому что

женщины не вышли и не подтолкнули машину". Можете ли вы теперь представить

кого-то, кто был бы в вашей голове так, как он в моей? Я имею в виду вот что -

где я могу укрыться? И могу ли? Многие из вас занимались психоанализом - я сам

занимался им почти пять лет - и я могу с уверенностью сказать, что как бы ни

была тонка игра, всегда есть еще более тонкий способ спрятаться. Но где мне

скрыться от этого человека? Он может видеть все мои мысли, все, что есть в моей

голове, на любом расстоянии и в любое время. Какое влияние это оказывает на

меня? Кто он? Что это за существо? Что за феномен? Каким образом это работает?

Как он делает это? За последние четыре-пять лет, когда я погрузился в доктрины и

методы индуизма и буддизма, для меня стало очевидным, что в большинстве из своих

трехста путешествий с помощью ЛСД я прикоснулся к очень многим пространствам,

описанным в этой литературе. Например, причиной перевода "Тибетской книги

мертвых", а также опубликования "Опыта использования психоделиков" (1964)

послужило то, что природа опыта, описанного в "Бардо Тходол" ("Тибетской книге

мертвых")

стадии, которые человек проходит в процессе смерти - тибетский лама читает

над умирающим, описание различных планов и состояний сознания, многие из этих

описаний совпадали с наиболее яркими переживаниями, вызванными с помощью

психоделиков, однако мы не могли описать эти переживания. Мы говорили, что они

невыразимы, и вдруг мы нашли описание их в книге, написанной 2 500 лет тому

назад. То, о чем говорится в ней, безусловно совпадает с тем, что мы испытали в

игре с ЛСД. Что касается природы опыта, который я получил благодаря своим

знаниям, медитации, а также пребыванию в Индии, - то безусловно, можно провести

параллель между ними и ЛСД. Те, кто принимал психоделики, знают, что все

проносится с неимоверной быстротой. И оно так огромно, что все, что от него

остается - это несколько маленьких кусочков сознательных мгновенных фрагментов

планов и опыта - можно быть в них, но не обязательно быть способным

концептуально организовать их - и когда вы начинаете читать эти индийские

описания пути богов, девов, планов реальности - они еще называются различными

локусами - вы вдруг понимаете - о да, это переживание было у меня в

Зихуантанейо - или - это переживание у меня было в...- и т. п. И вдруг все

встает на свои места, и вы понимаете, что Восток имел тончайшую концептуальную

карту сознания, включающую многое из того, чем мы теперь интересуемся. Чем мы

очарованы, сказал бы я. Существует очень забавная точка зрения. Будда говорил:

самая мельчайшая единица энергии называется "калапас", и еще: За одно моргание

рождается и умирает, одна за другой, один триллион калапас. Хорошо, один

триллион. Такое утверждение может казаться очень мелодраматичным - слова "один

триллион", "моргание" и т. п. Но интересно, что четыре или пять лет тому назад

Нобелевскую премию в области физики получил человек, вычисливший с помощью

линейного ускорителя и циклотрона количество мельчайших частиц света, след

которых удалось зафиксировать, и время (хотя оно измерялось не морганием, а

миллисекундами). То, что он определил, почти полностью совпадало с тем, что

сказал Будда 2 500 лет тому назад, а именно: в грубом приближении равно одному

триллиону за одно моргание века. Еще Будда сказал: Это все очень интересно,

однако, ум человека имеет 17 моментов для каждой калапы. Это означает, что

проносится (существует) семнадцать триллионов мыслей за одно моргание.

 

" ВОСТОЧНАЯ" И "ЗАПАДНАЯ" МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА

 

То, о чем я хочу сейчас рассказать, много глубже заголовка этой беседы.

Поэтому я хочу, чтобы вы подошли к этому вопросу с научной точки зрения. Я хотел

бы поделиться с вами некоторыми мыслями о том человеке, с которым я встречаюсь в

Индии. Я был с ним на протяжении пяти лет и все, что я мог делать, - это думать

о нем. Это похоже на то, как если бы у вас был необычный пациент, и вы изучали

бы только его, постоянно думали бы о нем, сидели у его ног, смотрели на него,

слушали бы все, что он говорит. И независимо от того, сколько наркотиков я

принял за свою жизнь, есть некоторый пласт в моем сознании (и вы, я уверен,

можете его ощутить), где я по-прежнему - ученый-социолог. Багаж моих знаний и

образование всегда при мне. Я знаю дисперсионный и факторный анализы и прочую

такую чепуху - все это никуда не пропало. Благодаря всему этому и несмотря на

то, что я - опьяненный бхакти, т. е. эмоционально преданный, - в моем мозге

всегда действует маленькая ЭВМ. Вы знаете, когда Махараджджи первый раз принял

ЛСД, первая мысль, пришедшая мне в голову, была такой: "О, это интересно".

Типично научная, спекулятивная мысль. И такой парень есть во мне до сих пор.

Чтобы показать различие между восточной и западной моделями человека, можно

прибегнуть к различным способам. Например, можно сказать, что западный человек

есть порождение философского материализма, а восточный - мистической традиции.

Можно многими способами показать разницу между этими двумя моделями. Но,

пожалуй, основное различие между западной и восточной моделями человека

выражается в утверждении: "Я мыслю, следовательно - существую". Безусловно, на

каком-то уровне это справедливо, так как мысль - это способ, с помощью которого

мы "познаем вселенную". Однако следует понять, что на самом деле то, чем человек

является, не есть мысль, он не тождественен мысли. То есть: "Я думаю, но я не

есть моя мысль". Именно здесь находится критическая точка. Например, в медитации

существуют некоторые упражнения, включающие отделение себя от привязанности к

чувствам. Конечно, может быть, многие из вас уже слышали об этом, и оно старо

для вас, но мне хотелось бы рассмотреть более детально следующее: многим из

присутствующих известна такая штука - вы, например, читаете книгу, и настолько

погружены в чтение, что не слышите, как кто-то входит в комнату. В этот момент

вы знаете, что кондиционер работает, звуковые волны распространяются и т. п. Но

вы можете сказать, что тот, кем вы сейчас являетесь, не прислушивается ко всему

этому. Аналогично случается не прислушиваться к тому, что видят глаза, обоняет

нос, вкушает язык и чувствует кожа. Однако представьте теперь, что вместо таких

случайных эпизодов, находящихся вне вашего контроля, существует некий способ,

медитативное упражнение, для отделения себя от чувств так, что они продолжают

функционировать, выполнять свои функции. Они продолжают работать, но вы не

заняты больше обработкой их данных. Что же тогда остается? Я бы сказал, что это

похоже на анестезию, когда вы не чувствуете своего тела, не слышите ничего из

того, что поступает из внешнего мира и ничего не видите, хотя ваши глаза

открыты. Ничего не обоняете и не чувствуете никакого вкуса. И все, что

остается, - ваши мысли, то, о чем вы думаете. В медитативных упражнениях

последовательность такова: "Я не есть мое тело, я не есть мои органы, я не есть

мои чувства" - и заключительный этап этого путешествия - "Я не есть та мысль. Я

не есть эта мысль. Не та и не эта". Вы доходили когда-нибудь до этого места? Это

очень опасное место. Такой процесс называется Атма-Вихара. Он был разработан

утонченным сознанием Рамана Махарши. Когда в процессе такого упражнения вы

остаетесь только с мыслями, вы говорите: "И не та." В индийской философии это

называется "нети, нети" - не то, не то, не то, - до тех пор, пока вы постепенно

не отделитесь.

Медитация, которой я занимаюсь, называется випассана. Она зародилась в

Южном буддизме. Это очень простое упражнение. Оно заключается в концентрации ума

на одной точке. В Индии существует аналогия: вы пытаетесь приручить дикого

слона, живущего в джунглях. Он проделывает самые невероятные трюки, может даже

пораниться, пока не утихнет и не смирится. Такова, в поверхностном описании,

традиция этой медитации. Вивекананда, человек с Востока, пришедший на Запад и

принесший эту традицию, говорил: "Ум человека - это его ужасный хозяин и его

прекрасный слуга". Однако, для большинства из нас, ум является хозяином и не

является слугой. Мы очень сильно отождествляемся с нашими собственными мыслями.

Таким образом, процесс, о котором идет речь, заключается в концентрации на одной

точке. Теперь позвольте мне поиграть с вами в маленькую игру. Делайте то, что я

буду говорить. В эту игру я обычно играю периодами по десять дней, шестнадцать

часов каждый день. Однако вас я прошу играть со мной всего лишь в течение

пятнадцати секунд. Сфокусируйтесь на кончике носа и следите за дыханием,

входящим внутрь и выходящим наружу. Пожалуйста, не следуйте за дыханием в тело

и не выходите за ним в акашу, во вселенную. Наблюдайте его лишь в этой точке.

Представьте себе, что вы контролер, работающий на фабрике, и ваша задача состоит

в том, чтобы регистрировать въезжающие и выезжающие машины. Вот все, что вы

должны делать. Сидеть и наблюдать в этой точке. Сделайте это на протяжении

пятнадцати секунд. В течение этого времени не думайте ни о чем другом.

Почувствовали вы, в чем заключается эта игра? Теперь представьте себе, что вы -

образованный западный человек с рационалистическим складом ума, и вы включаетесь

в эту игру. Приходит человек и говорит вам: "11'ргкпасно, я приветствую

собравшихся, я уважаю всех, вы уважаете меня и мы уважаем друг друга, и все мы

сидим. Всем удобно? Хорошо! Теперь в течение шестнадцати часов с перерывом через

каждые сорок минут для того, чтобы обойти дважды вокруг комнаты, вы будете

наблюдать свое дыхание, сконцентрировавшись на кончике носа". Я уверяю вас, что

в психологическом смысле вы полезете на стену. Что я подразумеваю под этим? А

вот что: если вы считаете, что у вас есть контроль над вашим умом, то очень

быстро убедитесь, что ничего подобного нет и в помине. Очень быстро многие из

вас или услышат, как работает кондиционер, или почувствуют свое тело, или

подумают: "Что за черт, и что все это означает?" - или - "Разве это интересно?"

- или - "О мой Бог, я не могу найти свое дыхание". У каждого будут возникать

подобные, назойливые как мухи, мысли. Как правило, происходит так: вы садитесь,

начинаете медитировать и обычно (я сам в прошлом прошел через это) приходит

мысль: "Ах, это, кажется, приятно". Но это - мысль, это вовсе не часть той игры,

в которую вы решили играть. То, что вы делаете с каждой приходящей к вам

мыслью, похоже на следующее: кто-то настойчиво приглашает вас попить с ним чаю

в тот момент, когда вы работаете, например, над монографией, и очень заняты. Вы

говорите:

"Хелло, я понимаю, что для тебя попить чаю очень важно, но почему бы тебе

не пойти на кухню и не попить его с моей женой? Ты видишь, я работаю над

монографией". После этого вы возвращаетесь к своей работе. Вы усаживаетесь и

думаете: "Так, прекрасно". Следующая мысль: "Колени ломит". Это тоже мысль.

Просто другая мысль. Вначале, в течение первых нескольких дней, те, кто

устраивает такую игру, довольно снисходительны к вам - они разрешают, если ломит

колени, подвинуть их, но позже, в течение всех сорока минут вам не разрешают

этого делать. Коленям больно? Но это тоже стимул. В конце концов, ваши колени не

отваляться, если им будет чуток больно. И всякий раз, как возникает боль, вы

возвращаете свое сознание. Боль ловит его снова, а вы снова его возвращаете.

Если оно отказалось, значит, вы не сделали усилия над собой, вы не смирили

слона. Вы должны зацепиться крючком за землю - это основная задача, поэтому вы

возвращаете свое сознание всякий раз, как оно бывает пойманным. Вы проходите

через "Коленям больно" или "Я хочу есть" или "Для этого ли я получал степень

доктора наук?" или "Что я здесь делаю?" - "И после всего этого я сижу здесь и

наблюдаю свой собственный нос. Наверное, мне пора в психбольницу". Или "Кто это,

интересно, сидит на протяжении всего дня, наблюдая дыхание, входящее через

нос?" И уж обязательно возникает такой человек в вас, который будет бояться,

что у него остановится дыхание. И так на протяжении шестнадцати часов в течение

десяти дней. Вы знаете, юмор состоит в том, что мы тратим миллионы и миллионы

долларов на создание сверхсложных вычислительных машин, забиваем свои головы

всякого рода знаниями, но реальный инструмент нашего сознания воспитываем

очень-очень мало. На Западе мы даже не понимаем, что значит обучить, воспитать

сознание или, например, что означает развивать в себе одноточечную концентрацию.

Потому что, и это не метафора, если вы сможете удержать свое сознание на одном

месте в течение двенадцати секунд, вы войдете в одну из высших форм самадхи и

станете одним из просветленных существ. И для этого нужно удержать свое сознание

на одном месте всего лишь двенадцать секунд. Это немного! Но, в результате этой

попытки, мы осознаем, что совершенно не имеем контроля над собой. А спустя

несколько дней или недель вы начинаете замечать, как работает ваш ум. Вы

начинаете видеть, каким образом ваши желания проявляются в мыслях. Например, вы

можете спокойно сидеть, и вдруг возникает невероятный сексуальный всплеск со

всеми проистекающими из него фантазиями на эту тему. Еще следует заметить, что

тот, кем вы себя считаете, есть лишь функция ваших мыслей, ваших концептуальных

моделей - и не более того.

Эго - это, по сути, некоторого рода концептуальная структура. И если ваш ум

все время думает о какой-то вещи, что происходит с эго? Эго на самом деле

основывается на тех семнадцати триллионах моментах ума, участвующих в

постоянном переопределении, переосмыслении всей игры - "ну, хорошо, я - Рам

Дасс, действительно, я - Рам Дасс и я занимаюсь этим, я также тот, кто голоден,

и я... а вот и мир вокруг меня и я здесь... я лишь..." И мы используем все свои

чувства и всю свою ассоциативную ерунду для того, чтобы поддержать эту игру -

сохранить во что бы то ни стало свои концептуальные рамки, постоянно

фиксировать модель этой вселенной. Но как только вы сконцентрируете свой ум на

одной точке, существующая в компьютере программа будет заблокирована. И, как

только вы это сделаете, компьютер приложит все усилия, и средствами, порой

непредсказуемыми, постарается утвердить себя, - мысли станут все более

настойчивыми, более императивными - вы можете очутиться, к примеру, в туалете,

хотя десять минут тому назад уже там были. В Индии существует книга, называемая

Бхагават-Гита, книга, в которой описывается битва, происходившая на поле Куру.

Один из способов понимания этой битвы - внутренняя борьба за того, кто правит

игрой. Являются ли ваши мысли вашим хозяином, или вы являетесь хозяином мыслей?

У меня есть несколько программ и одна из них - программа Рам Дасса, однако я не

хотел бы, чтобы эти программы были хозяевами жизни, потому что они не есть то,

кем я являюсь. И программа Рам Дасса, например, представляет то, что, как я

думаю, я есть. Вивекананда говорит о повозке, едущей по дороге. Внутри повозки -

кучер и пассажир. В течение многих лет пассажир находился в этой повозке, но не

проявлял себя, и у кучера возникло чувство, что он - единственный ее владелец,

и он один принимает решения. Но в конце концов пассажир стучит по стеклу и

обращается к кучеру: "Не могли бы вы остановиться вот здесь?" Представляете, что

происходит с кучером? Он никогда не думал, что есть некто, сидящий позади него.

У него сложилось твердое убеждение, что это - его повозка, его лошадь, и он был

их владельцем. И, вдруг кто-то говорит: "Будьте добры, остановите здесь ". "

Что за черт! Кто это? Это же моя повозка! " "Что вы имеете в виду под словами

"моя повозка"? - "Насколько я понимаю, я всегда ездил на ней и владел ею". -

"Да, я понимаю вас, безусловно, вы ехали до этого в правильном направлении, но

теперь пришло время изменить направление, поэтому я прошу вас остановиться

здесь".

Что же, вы думаете, произойдет? Безусловно, кучер не скажет: "Простите,

хозяин, я сейчас остановлюсь", - и остановится. Нет. Начнется битва, описанная в

Бхагават-Гите. Это - битва различных сил внутри нас, которые можно было бы

охарактеризовать как эго (хотя следует осторожно пользоваться этим термином),

некоторую концептуальную рамку отдельного единичного сознания в

противоположность сознанию вообще. Несколько позже я поясню, что я подразумеваю

под сознанием, хотя я знаю, что многие из вас пользуются словом "эго" в самых

различных смыслах.

Когда вы пытаетесь сконцентрироваться на одной точке, все начинает

неимоверно ускоряться - каждая мысль в действительности говорит: "Думай обо мне,

думай обо мне, я очень важная, я очень важная". Например, такие мысли: "Что это

за звуки снаружи?" или "Мне необходимо встать, я забыл позвонить тому-то и

тому-то". Вы даже не можете себе представить, какие мысли могут возникнуть. Если

вы действительно хотите привести кого-то к другому уровню сознания, поместите

его в такую комнату. Это как раз то, что я делаю, когда руковожу центром

обучения. Я располагаю несколькими хижинами в Нью-Мексико, построенными из

дерева, и почти пустыми внутри. Те, кто приезжает туда, берет с собой лишь

немного дров для разведения огня и кувшин с водой. Каждому человеку дается

спальник, я помещаю его в такую комнату и оставляю там, закрыв дверь. Ежедневно

пища оставляется возле этого помещения, им разрешается выходить только в туалет

и тут же возвращаться. Это - абсолютно пустая комната и в ней они остаются на

срок до девятнадцати дней. Это очень интересный эксперимент, поскольку вам

негде спрятаться: вы не можете спрятаться в книгах. Вы не можете спрятаться в

накоплении еще большего опыта. То, что вы начинаете делать, - это просматривать

свои старые этикетки. Вы вспоминаете. Обычно я сидел и думал обо всех людях,

которых я знал, дойдя до того времени, когда меня водили в детский сад. После

этого я выбирал кого-нибудь одного и пытался вспомнить все про него. После этого

я вспоминал все лучшие рестораны, в которых я когда-либо обедал в своей жизни,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.