КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧТО ВЫ ПЫТАЕТЕСЬ ИЗМЕНИТЬ?
Для того чтобы разработать стратегию душепопечения, мы должны в точности определить, что именно мы пытаемся изменить. Пытаемся ли мы изменить эмоциональное состояние подопечного? Пытаемся ли мы просто устранить его симптомы? Поведенческие психологи типа Ейзенка утверждают, что вся проблема заключается именно в симптомах. Избавьтесь от симптомов – и проблема решена. Большинство техник и методов поведенческой терапии направлены именно на это – изменение неправильного поведения. Напротив, – не должны ли мы пытаться помочь человеку вести себя более ответственно? Является ли душепопечение в своей сути изложением библейских образов и принципов поведения и настаиванием на соответствии поведения человека этим принципам? Что мы пытаемся изменить? Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой вопрос: чего мы хотим добиться в результате тех изменений, которые мы производим? Другими словами, в чем заключается наша окончательная цель? В данный момент у читателя, возможно, возникнет желание еще раз перечитать первую главу. Дело в том, что цели христианского психолога будут радикальным образом отличаться от целей мирского психолога. Мирские, языческие психологи, основывающиеся на гуманистической философии, рассматривают благосостояние индивидуума как высшую цель. Не имея объективных стандартов или направления движения для того, чтобы определить, в чем, собственно, заключается благосостояние, психолог, следовательно, должен позволить каждому конкретному индивидууму определить, что, по его мнению, сделает его счастливым. Конечной целью мирского психолога является помочь своему клиенту чувствовать себя хорошо. Некоторые теоретики используют замысловатый язык для выражения своих целей, но все эти цели можно свести к одному и тому же. Все, что дает пациенту возможность чувствовать себя хорошо, является желательным, если только, как добавляют многие гуманисты, оно при этом не затрагивает хороших чувств (благосостояния) другого человека. Человек, придерживающийся мирской точки зрения, фактически говорит, что душепопечение является попыткой помочь подопечному достичь того, что, по его мнению, принесет ему счастье, чем бы это не являлось. В этот момент мне приходит на ум место из Писания: “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти” (Пр. 14:12). Христианские психологи также желают благосостояния своих подопечных, но они убеждены в том, что благосостояние человека зависит от его взаимоотношений с Христом. Существуют абсолютные стандарты. Христианин не желает помогать подопечному достигать хорошего самочувствия, путем, который противоречит этим абсолютным стандартам. Развод с супругом, который не желает жить в мире, может дать подопечному возможность чувствовать себя хорошо, но христианин верит, что если путь противоречит Божьим указаниям, то пусть он и кажется правильным в данный момент, пусть он даже фактически действительно уменьшает напряжение и улучшает эмоциональное состояние, в конце концов он все равно приведет к разрушению личности (человек вовсе утратит чувства значимости или уверенности). Христианский психолог находится в уникальном положении, потому что порой ему приходится советовать людям поступать таким образом, который может увеличить тяготы их жизни. Одна женщина – моя подопечная – недавно сказала мне: “Перед тем, как я сюда пришла, в моей жизни было полно сексуальных забав и игр, и я действительно хорошо себя чувствовала. Это было просто восхитительно. С тех пор, как я приняла решение полностью подчинить себя Христу, я обнаружила, что жизнь стала борьбой. Жизнь в миру была легче и счастливее, чем христианская”. Затем она добавила: “Но вы знаете, я ни за что не вернулась бы обратно. Обратного пути уже нет. Я вкусила нечто настоящее. И хотя порой это на этом пути бывают страдания, я хочу идти дальше. Именно в этом и заключается вся жизнь. Впервые в жизни я чувствую себя по-настоящему живой, полной желания жить, я владею собой. Иногда бывает так больно, что из глаз сыплются слезы, но эту цену стоит платить, потому что теперь я – настоящая личность”. Однажды решив, что мы хотим произвести такие изменения, в результате которых человек больше приблизится к Богу (какими бы ни были при этом непосредственные чувства – позитивными или негативными), мы можем определить, к каким изменениям конкретно нам следует стремиться. Посмотрите на законченную модель в конце седьмой главы. Рассмотрите каждый элемент этой модели и проверьте: 1) может ли он быть изменен; и 2) приблизит ли нас изменение к нашей цели – соответствовать образу Христа. Давайте начнем с личных потребностей. Потребность в том, чтобы считать себя стоящим человеком, испытывать значимость и уверенность, неоспоримо является частью человеческой личности. Мы здесь ничего не можем изменить. Мотивация, как общее побуждение удовлетворить личные нужды, также является нормальной и необходимой частью личности. Мы все желаем, чтобы наши потребности были восполнены, и мы прилагаем много усилий для того, чтобы удовлетворить их. Для вас очевидно, что я убежден в том, что для того, чтобы помощь человеку жить счастливо, необходимо произвести критические изменения, которые включают в себя изменение его Основного Представления Человека, т.е. третьего элемента в этой модели. Любой проблемы в этой модели можно полностью избежать, если основное представление личности согласуется с явленной, открытой Богом истиной. Человек по-настоящему счастлив и умеет жить тогда, когда он в своем стремлении быть значимым и уверенным полагается только лишь на Бога (и на то, что дает Бог, сюда относится, например, христианская община). Отчаяние, расстройство, обида, беспокойство, чувство вины, чувство пустоты, невротические симптомы – по сути, все эти проблемы являются прямым результатом неправильного представления о том, как удовлетворять личные потребности. Одной из главных проблем у наших современников является неправильная зависимость. В удовлетворении наших фундаментальных потребностей мы зависим от всего, что угодно, только не от Бога. Что же мы пытаемся изменить? То, как человек думает, то, на что он полагается, то, что, по его мнению, ему необходимо иметь, чтобы чувствовать себя по-настоящему стоящим человеком. Мы должны изменить его мышление. Трансформация основывается не на обновлении наших чувств, не на обновлении нашего поведения или обстоятельств, но на обновлении нашего ума. Роджерс обновляет чувства, Глассер обновляет поведение, Скиннер обновляет обстоятельства. Христос обновляет разум. Многие психологи пренебрегают этим ключом к истинному христианскому преображению и пытаются изменить что-то иное. Некоторые пытаются изменить направленное на достижение цели поведение с иррационального и греховного на рациональное и библейское. Конечно, христиане заинтересованы в рациональном, резонном поведении, но только на основе правильного мышления. Правильное поведение без правильного мышления производит вымученное, выдавленное послушание. Правильное поведение, которое происходит от правильного мышления, приносит радостное, естественное и желанное послушание Богу, Который сотворил каждого из нас целостной личностью, значимой и уверенной. Даже если правильное поведение позволяет достичь цели, но при этом цель не является библейской, приведет ли оно к развитию христианского характера? Если женщина верит, что весь смысл ее жизни зависит от любви ее мужа, тогда ее более успешное поведение как жены может помочь ей достичь ее цели, т.е. большего внимания со стороны мужа, но это ничего не улучшит в ее духовном состоянии. Душепопечитель-христианин прежде всего должен донести до нее то, что Христос является смыслом ее жизни (правильное мышление), а затем помочь ей стать лучшей женой (правильное поведение) не для того, чтобы завоевать своего мужа, но для того, чтобы угодить Господу и служить своему мужу (правильная цель). Если он в ответ будет любить ее – слава Господу. Она может полностью наслаждаться его любовью. И даже если муж не отвечает ей любовью на любовь, она, тем не менее, остается целостной и уверенной в себе личностью, которая способна двигаться дальше и трудиться для Бога. Некоторые психологи пытаются изменить цель. Осмысленное изменение цели, однако, требует того, чтобы человек изменил свое мышление. Недавно я сказал одной своей подопечной о том, что цели, которые она устанавливает для себя, возможно, являются недостижимыми. Например, воспитывая своего ребенка, она поставила себе цель заставить своего ребенка правильно отвечать и реагировать. Но такая цель включает в себя один элемент, который моя подопечная не может полностью контролировать, а именно, другого человека. Я сказал ей, что ее цель должна заключаться не в достижении правильной реакции со стороны ее ребенка, но скорее в стремлении ответственно вести себя согласно библейским принципам. Однако прежде чем она смогла изменить свою цель, ей было необходимо перестать думать: “для того, чтобы я была достойной, мне нужно, чтобы мой ребенок был хорошо воспитан”, и начать верить, что: “я имею достоинство, так как являюсь ответственным ребенком Божьим. Конечно, я хочу, чтобы мой ребенок был хорошо воспитан. Поэтому я буду воспитывать его так, как об этом говорит Библия. Если мой ребенок будет реагировать плохо, это опечалит меня, и я пересмотрю мои дисциплинарные методы, чтобы убедиться, что они являются библейскими. Но я не буду испытывать угрозу, так как мои потребности не находятся в опасности. Они не зависят от реакции моего ребенка”. По мере изменения мышления цели также будут изменяться, так как цели зависят от основного представления человека о том, как удовлетворять личные потребности. Когда у вас правильное мышление, и вы знаете, что обеспечение ваших нужд зависит только от ваших взаимоотношений с Христом, тогда вы всегда сможете устанавливать достижимые цели. Во всякой ситуации главная цель заключается в послушании Христу. Возможно, это включает в себя ответственность за приготовление обеда для вашей семьи. Ваша уверенность не зависит от того, понравится ли ваш обед вашей семье. Конечно, комплименты приятны, но они не являются необходимыми. Оскорбления, конечно, не доставляют радости, они провоцируют понятное чувство боли, но не несут в себе угрозы для личности. Тем не менее, многие женщины “вскипают ”, когда их мужья не довольны обедом. Почему? Потому что в этот момент их уверенность в себе зависит от ответа и реакции их мужа. Когда они готовили обед, то на самом деле их цель заключалась в управлении реакцией своего мужа. Как я уже говорил раньше, все усилия по приготовлению самого лучшего обеда с целью получить одобрение, которое укрепляет уверенность в себе, являются манипуляцией чистой воды. При этом женщина ставит перед собой цель, которая не находится полностью в ее власти. В данном случае – это реакция ее мужа. Всякий раз, когда человек настраивается на достижение цели, которая не гарантируется его ответственными усилиями, он испытывает то, что я называю Основным Беспокойством. Давайте обратимся к схеме. Круг представляет собой пределы того, что вы можете достичь, если вы возьмете на себя ответственность трудиться в пределах ваших способностей. Если ваши цели находятся внутри этого круга, тогда вы не будете испытывать Основное Беспокойство. В данном случае не возникает страх, что цель может остаться недостигнутой. Это зависит только от того, готовы ли вы приложить усилия для достижения цели. Но, допустим, ваша цель находится вне круга, за его пределами. Теперь ваши самые упорные усилия не гарантируют достижения этой цели. Может быть, вы достигнете ее. Ваш муж может улыбнуться, вкусно пообедав, и выразить свою любовь к вам, но глубоко внутри, под поверхностью той уверенности, которую ваш муж дал вам, находится Основное Беспокойство: “Я нуждаюсь в чем-то, достижение чего от меня не зависит”. А Б
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |