КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень 1: душепопечение через ободрение
Вам никогда не доводилось случайно подслушать разговор между двумя людьми, которые ждут начала занятий в воскресной школе? “Привет, Салли, я очень рада тебя видеть”. “О, привет, Пегги, как у тебя дела?” “А, хорошо, спасибо. А как у тебя?” “Жаловаться, в общем, не на что, только вот Билли подхватил грипп”. “Неужели? Но я надеюсь, что он поправится. Моя Сюзи тоже на прошлой неделе температурила. Что-то в последнее время все стали болеть”. “И не говори. О, вот, идет мистер Телдон, пора начинать занятие”. Большинство из нас настолько привыкли к такого рода разговорам, что мы нормально воспринимаем их и называем это христианским общением. Но, тем не менее, внутри, там, где никто не видит, там, куда мы никого не пускаем, мы испытываем очень сильную боль. У кого-то в вашем классе или в церкви болит душа о муже, пьющем каждый вечер, о дочери, которая дерзит и, возможно, ведет аморальный образ жизни. А кого-то волнует счет в банке, на котором практически не осталось денег, кому-то угрожает увольнение с работы, чей-то брак висит на волоске, кого-то беспокоит извращенное сексуальное желание, наводняющее сознание странными фантазиями, в то время как поют “Свят, Свят, Свят”, или чувство вины, или пустоты, от которых, кажется, может избавить только смерть и так далее. Люди в нашем зараженном грехом мире испытывают боль, и очень сильную боль. Тем не менее, так часто наше общение с братьями и сестрами во Христе, является всего лишь дружеским, искренним, но неглубоким и абсолютно тривиальным. Мы тепло обнимаем каждое воскресенье тех людей, которые на самом деле уже находятся на грани срыва, а мы даже не знаем об этом до тех пор, пока в их жизни не произойдет крах. Большинство людей, испытывающих душевные страдания, могут получить огромную помощь, если к ним будет проявлен теплый и искренний интерес со стороны тех, кому это небезразлично. Когда я чувствую, что меня любят, тогда все мои бремена кажутся мне легче. Сознание того, что меня кто-то любит, дает мне силы, необходимые, чтобы справиться с моими проблемами; оно помогает мне еще сильней верить и уповать на любящего Господа. Любящая община верующих дает мне абсолютно законное чувство уверенности в тот момент, когда я размышляю о чудесной истине, о моем единении с другими верующими, которое стало возможным благодаря высшему проявлению любви Иисуса. Реальность той семьи, которую я имею во Христе, оставляет в моей душе неизгладимый след. Недавно я выступал перед группой людей, разведенных или еще не состоявших в браке. Как они отметили, их самой большой проблемой, было одиночество. Не с кем разделить жизнь, нет семьи. Когда я рассматривал их ситуацию, я чувствовал себя в каком-то роде мужчиной-акушером, рассказывающим женщине, как родить ребенка: я наблюдал феномен очень часто, но никогда не испытал этого лично. Тем не менее, та концепция, которой я поделился, является библейской и, следовательно, заслуживает рассмотрения независимо от того, что я не имею личного опыта взрослой жизни вне брака и без семьи. Концепция заключается в следующем: единственная вечная семья - это семья Христова. Наши естественные семьи, возникшие в результате рождения или брака, являются временными и лишь тенью небесного. Наша небесная семья (которая существует прямо сейчас) является вечной и реальной. Нам необходимо применить эту истину в наших поместных церквях множеством различных способов, включая взаимную любовь и поддержку. В этом и заключается душепопечение на уровне 1. Душепопечение через ободрение зависит от осознания болезненных эмоций члена семьи и в искреннем усилии понять их, которое основывается на сострадании и заботе о испытывающем боль человеке. Возможно, что душепопечитель 1-го уровня получает первую информацию о проблеме, заметив, что его брат или сестра ведет себя тише, чем обычно, может быть, немного замкнут или скован в разговоре, или может быть, мрачен, а может, просто выглядит не так, как всегда. Движимый состраданием и желанием проявить любовь Христову, душепопечитель должен найти возможность начать беседу и ободрить человека, завязать с ним разговор. Здесь я хочу обратить ваше внимание на важное замечание - будьте осторожны, чтобы не притворно: “Позвольте мне с любовью зализать ваши раны, независимо от того, ранены вы или нет”. Нет ничего неправильного или плохого в дружеском поверхностном разговоре, при условии, что вы способны переместиться на более личный уровень, если этого потребует ситуация. Никто не может обидеть меня больше, чем так называемый “душепопечитель”, который полон благих намерений и ищет отчаявшуюся жертву. Я не предлагаю создавать возможности для душепопечения, но скорее быть чувствительными к реальным возможностям для душепопечения, которые встречаются на нашем пути. Кстати, пока я говорю о предосторожностях, позвольте мне сделать еще одно замечание. Некоторые люди любят привлекать внимание. Часто это происходит ненамеренно, но, тем не менее, они очень беспокоятся о том, чтобы их заметили. Потупленный взгляд, интонация, выдающая депрессию, нервное пожатие плечами и каменная, чем-то отягченная улыбка - эти маневры часто направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание. Я испытываю искреннее отвращение, когда ловлю себя на том, что публично молюсь тоном, предназначенным, чтобы показать духовную глубину и богословскую осведомленность вместо того, чтобы просто обратиться к моему Отцу и выразить себя в молитве. Если вы думаете, что вы никогда не были виновны в таких детских выходках, я испытываю сильное желание с кротостью порекомендовать вам более искренний самоанализ. Мы все любим производить эффект, создавать впечатление и вызывать симпатию. Душепопечители 1-го уровня должны быть внимательны к тем, кто постоянно требует к себе внимания, все время говорит о своих проблемах, но при этом не делает никаких ответственных усилий, направленных на решение своих проблем. Такие люди нуждаются не столько в ободрении, сколько а увещевании (душепопечение 2-го уровня). Помня об этих предосторожностях, позвольте мне продвинуться дальше и показать, как может происходить душепопечение 1-го уровня. Предположим, заметили, что ваш друг выглядит довольно тоскливо на занятиях в воскресной школе. У вас нет никаких определенных предположений, а возможно обстоятельств, угнетающих его. Помните также о том, что печаль на лице, может самом деле быть реакцией на сильную изжогу, вызванную неумеренным употреблением кофе за завтраком. Возможно, вашей первой реакцией на эту ситуацию будет молитва: “Господь, если Ты желаешь через меня ободрить его, то я готов это сделать. Господь, сделай меня чувствительным, чтобы я не был груб и не вмешивался в личные дела”. Что произошло бы, если бы христиане по обыкновенно были заняты поиском возможностей для ободрения? Пол дела в развитии душепопечения 1-го уровня в поместной церкви будет сделано, если мы будем стимулировать в каждом члене церкви по отношению к другому члену постоянное желание помочь. Вернемся к нашему примеру. После занятий вы подходите к вашему другу, приветствуете его тепло и непринужденно: “Рад тебя видеть. Как у тебя дела?” Не начинайте словами “Что-то ты такой печальный, в чем дело?”, если только вы не знаете этого человека хорошо и можете быть относительно уверены, что он правильно воспримет ваш личный вопрос. Если первоначальный вопрос мотивирован настоящим интересом и любовью, а не просто вежливостью или панибратским отношением, то тогда в ответе, скорее всего, прозвучит что-то о проблеме - если таковая на самом деле существует. Здесь я снова хочу сказать, что на самом деле эта проблема может быть решена одной таблеткой от изжоги. Возможно, ваш предполагаемый “подопечный” ответит следующим образом: “Сегодня у меня не самый лучший день, но все будет в порядке. А как у тебя дела?” Предположим, что вы заметили некоторое проявление разочарования, расстройства в его голосе и в его манере. Что в этот момент скажет душепопечитель 1-го уровня? Подумайте, что сказали бы вы? Помните, все, что вам нужно сделать - это понять человека, выразить любовь, укрепить его в истине о том, что любови Христовой полностью достаточно, чтобы удовлетворить потребность человека в уверенности. Приведенные ниже ответы являются типичными примерами того, чего не следует говорить. 1. “Ну, у каждого из нас бывают такие дни”. Этот ответ сразу же завершает всю беседу, давая человеку понять, что его не воспринимают серьезно, потому что даже не пытаются избежать бессмысленных клише. 2. “Разве не прекрасно знать, что все содействует ко благу?” Духовные истины, предложенные с ухмылкой, как мгновенная панацея, заставляют человека глубже спрятать свою боль, где она остается безответной и часто производит психологические проблемы (“Если все содействует ко благу, тогда я не должен расстраиваться. Значит, мне следует притвориться, что у меня все в порядке”). 3. “Будем надеяться, что все будет лучше. Я уверен, что так и будет”. Данный ответ не выражает никакого интереса к человеку. Христианская надежда представлена как пустое желание добра, полностью лишенное всякой основы и содержания. 4. “А что случилось?” Если вы хорошо знаете этого человека, тогда это может быть хорошим ответом. Но даже в таком случае это может быть слишком прямо. Большинство людей не готовы сразу же раскрыть серьезные проблемы. Прямой вопрос такого рода может испугать человека и заставить его отступить, выдав поверхностный ответ типа: “А, ничего особенного, по крайней мере, после хорошего обеда все пройдет”. 5. “Что, что-то не в порядке с работой?” Если вы еще не знаете, в чем именно заключается проблема, то представление конкретной возможной области конфликта является ничем иным как простым угадыванием. Такой вопрос может свидетельствовать об отсутствии чуткости. Даже если у вас есть причины верить, что это беспокойство связано с бизнесом, с делами этого человека, лучше всего дать ему самому возможность определить конкретную область проблемы. Душепопечители 1-го уровня никогда не должны предлагать “консервированные” ответы. Начинающие душепопечители очень часто прячут свою нервозность за набором умных, подходящих фраз или предложений. Однажды я посоветовал студенту-практиканту начинать свой ответ словами: “Вы чувствуете...” для того, чтобы развить в душепопечителе мышление понимания. Во время своей следующей консультации, которая была записана на магнитофон, он каждое предложение начинал с этих “терапевтических слов”, независимо от того, подходили они к предложению или нет. Вдруг пациент спросил: “Который час?” Душепопечитель исполнительно ответил: “Вы чувствуете любопытство относительно времени”. Ничто не приводит душепопечение быстрее, чем использование искусственных, вымученных, запрограммированных методов взаимодействия. Душепопечитель должен быть самим собой даже тогда, когда он использует методы структурированной терапии поведения, такие, как систематическая десенситизация. Нижеприведенные предложения лишь призваны задать читателю направление. Ваши слова должны быть вашими словами. Ответы, подобные приведенным ниже, могут выразить следующее отношение: “Я здесь, я слушаю и мне не все равно, мне небезразлично, что вы чувствуете”. “Похоже, ты чем-то расстроен”. “Что-то ты не очень хорошо себя чувствуешь, да?” Если ваш “подопечный” считает даже эти мягкие ответы слишком угрожающими (некоторые люди именно так их и воспримут - дело в том, что эти ответы могут затрагивать его израненные чувства), то он может немного закрыться, отказавшись от своего чувств: “Да нет, все у меня нормально”. Снова подумайте, что может быть, он действительно не чувствует себя так уж плохо; в таком случае вы теряете пациента и обретаете непринужденную встречу и легкое общение. Или он действительно не испытывает сильной боли и не нуждается в вашем служении, в этом случае никакой ущерб нанесен не был, и на самом деле даже было сделано нечто позитивное (вы проявили себя, как заботливый брат, что может создать почву для помощи когда-нибудь в другой раз). Или он хотел бы перед кем-то излить душу, но в данный момент он не чувствует себя достаточно уверенно, чтобы это сделать. Опять же, увидев вашу заботу, он возможно, будет искать вас в следующее воскресение, надеясь на этот раз поделиться с вами своей проблемой. Если человек открывается, то вашей ответственностью является проявить интерес и заботу. Как много людей считают: “Что же я могу сказать такого, что помогло бы ему? Я же не душепопечитель”. Кто-то чувствует на себе давление решить проблему, сразу же, не сходя с места. Душепопечение 1-го уровня предлагает сильное средство, которое заключается в истинном принятии. В предыдущих главах я изложил концепцию, согласно которой причиной многих проблем является неудовлетворенная потребность в уверенности, глубокой убежденности в том, что никто о нем не думает и он никому не нужен. Не думайте о душепопечении 1-го уровня как о всего лишь проявлении любви. Очень много значит, “всего лишь” по-настоящему принять другого человека. Продолжайте тепло принимать его и вникать в любую эмоциональную боль, которую имеет ваш товарищ-христианин - и такое отношение будет иметь действительно сильный, иногда просто потрясающий эффект. Не старайтесь скорей предложить какой-то совет или направить его к кому-то другому. Какое-то время просто слушайте. Если вам на ум приходит хороший совет, предложите его. Если вам кажется целеустремленным направить вашего собеседника к другому источнику помощи, тогда сделайте это. Во многих случаях достаточно принять страдающего человека, тем самым обеспечив ему поддержку, опираясь на которую, он сможет успешно решить любую проблему, с которой он столкнулся. Приведенный ниже диалог представляет собой пример успешной попытки душепопечения на этом уровне. Две женщины обедают вместе. Лена: Катя, я иногда очень расстраиваюсь из-за Гены. Мне трудно подчиняться ему. Катя: (Мне бы хотелось спросить, в чем проблема, но я просто дам ей понять, что я слышу ее и ожидаю, расскажет ли она мне это сама. Может быть, я просто смогу помочь ей, внимательно выслушав ее). Похоже, что ты переживаешь трудности. Лена: Ах, Катя, он просто закрывает глаза на проблему, которая у нас с нашим сыном Петей. Петя прогуливает уроки, постоянно кривляется передо мной, огрызается. Я уверена, что он принимает наркотики, а Гена даже отказывается говорить об этом. Катя: (Мне бы хотелось согласиться с ней в том, что дела с Геной обстоят плохо - он действительно не справляется со своими обязанностями - но это может усилить ее обиду, хотя ей действительно трудно). Он даже не хочет на это обращать внимание? Это, конечно, может довести кого угодно. Лена: Да, так и есть. И вообще, сколько можно продолжать подчиняться? Я что, должна наблюдать за тем, как погибает мой сын и ждать, пока Гена не решит действовать? Катя: (Это трудный вопрос. Хотелось бы мне сказать ей, чтобы она устроила хорошенькую взбучку своему мужу, но это выглядит не очень-то по-библейски. На самом деле я просто не знаю, что она должна делать. Может быть, я могу ободрить ее, дав ей понять, что некоторым образом разделяю ее замешательство). Для меня это тоже загадка. Ты знаешь, иногда трудно в точно понять, каких действий ожидает от нас Бог. Лена: Ты понимаешь, все настолько плохо, что Гена только орет на Петю. Я этого просто не могу выносить. Он меня так раздражает! Я так злюсь! Катя: (Ой-ой-ой. Она действительно обижена и готова просто взорваться. Мне, наверное, нужно помочь ей осознать, что она на самом деле чувствует себя просто озлобленной). Послушай Лена, я вот тебя слушаю, и просто не знаю, что тебе делать. Но мне кажется, что ты сильно озлоблена на Гену. Лена: Да, наверное, это так. А ты разве вела бы себя по-другому? Катя: (Так, теперь она пытается оправдать свою злобу. Если я помогу ей увидеть, что она делает, то, может быть, она сможет справиться с этим). Лена, а может быть так, что ты чувствуешь себя немного виноватой из-за того, что настолько обижена, и теперь пытаешься оправдаться своей озлобленностью? Лена: Наверное, это так, но это все так сложно. Катя: (Так, сейчас не время порицаниям и упрекам. Ей нужно разобраться со своими чувствами, с гневом и лучше понять подчинение, но я не уверена, есть ли у меня необходимый ответ. Мне нужно порекомендовать ей обратиться к душепопечителю 2-го уровня нашей церкви. А сейчас я скажу ей, что люблю ее, принимаю ее, потому что именно это ей сейчас очень нужно, чтобы пройти через все ее проблемы). Да, наверное, это сложнее, чем я даже могу себе представить. Лена, мне действительно не все равно, что происходит в твоей жизни. У тебя, наверное, просто все внутри разрывается от боли. Может быть, тебе нужно обратиться к Писанию и посмотреть, как в точности оно учит нас справляться с подобными ситуациями. Давай сделаем так. Я позвоню Павлу Сидорову и договорюсь с ним, чтобы он с тобой поговорил. Он много времени посвящает беседам с людьми помогая им справляться с трудными ситуациями, подобными твоей, с библейской точки зрения.
Часто душепопечение через ободрение дает силу, необходимую, чтобы сделать то, что, очевидно, является правильным. В некоторых случаях, как в вышеприведенном примере, может потребоваться душепопечение через увещевание. Если бы Катя могла уверенно перейти на 2-ой уровень, она могла бы сама помочь справиться с этой проблемой. Если она не зная точно, как лене должно было вести себя по-библейски, тогда обращение за помощью к более подготовленному душепопечителю 2-го уровня будет более подходящим решением.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |