Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каков мир? 3 страница




Нельзя взять нечто, уже имеющееся, заключить в какие-то границы и сказать, что это нечто начинает свое существование с этого момента. Можно, конечно, представить себе нирвану с бесконечным числом будд в ней, плюс еще какой-то «сырой материал», не индивидуализированный, который может «плодиться» до бесконечности сам из себя, после чего его «сдувает» в сансару, ведь будду уже туда не затянет, а что-то из нирваны, что-то вечное, должно попасть в мир. И это что-то не может уже быть чем-то индивидуальным. В мире он «оформляется» и в виде будды(святого) возвращается назад. Но стоп, мир не может, по определению, ничего привнести в эту «душу», а значит вернется то, что и ушло, значит все, что произошло, по сути, просто «заключение этого материала в индивидуальные границы», даем ему какой-то новый «порядковый номер» и вот – новый будда готов! Но для этого не нужен мир, весь цикл выглядит бессмысленным. Цикл можно срезать, исключив наш мир, и получиться картина, что просто вырисовываются новые и новые границы и нирвана просто количественно саморазмножается всю бесконечность времени, просто заключая в область индивидуальности свой «материал». Но это лишено всякого смысла, если эта разграничительная линия – сама же нирвана, которая себя же очерчивает, почему бы и не стереть эти линии, и не начертить по другому, заново, никаких «потерь» от этого не произойдет. Всё равно что рисовать кружки на листе бумаги, их можно рисовать каждый раз разной формы и т.п., есть один сплошной белый лист и всё! Даже если будде нужна память о земной жизни, эта память может быть общей, не привязанной к конкретной области, его «сектору» в нирване, то есть эфемерная индивидуальность тут не постулирует автоматически такую же метафизическую там, вот что я имею ввиду, когда говорю, что «цикл можно срезать».

Таким образом, еще раз я прихожу к выводу, что в нирване нет индивидуальности (жесткой) и у нас ее нет даже в самом возвышенном и крайне метафизической смысле. Если мы все – одно существо, то я могу смело сказать, что я – будда, я – нирвана. При этом я остаюсь несовершенной личностью. Представим себе будду, которому сделать сложную нейрохирургическую операцию, сделать его слабоумным, к примеру, и разрушить в мозге те центры, которые отвечают за моральное поведение. Такое существо естественно забудет о своем «просветлении» и даже при определенных условиях с разбалансированной психикой может убить и покалечить окружающих. Повлияет ли это на его достигнутую «буддовость»? Ответ - очевидно нет! А значит и маньяки убийцы – прямо сейчас «будды с испорченным мозгом ». Работа по «освобождению» – цель человеческой жизни, отдельно взятой жизни, плоды которой пожинаются в этой же жизни и жизни будущих поколений. Нам надо сделать планету будд, сострадательных существ, которые признают себя во всех.

 

 

Итак, «похоронив» концепцию кармы, все же не могу не поглумиться над ее трупом еще раз. Пусть мы допустили, что человеческое существо состоит из загадочных дхарм, некоторые из которых «нематериальны», к коим и карма относится. Есть две категории дхарм – «входящие в состав» и «не входящие в состав», последние представляют собой, как я понимаю, ту часть нашего существа, которая должна «выплести» себя из плена этой проклятой кармы. Итак, человек умирает и, если он не изжил свой «кармический импульс», находит себе новое воплощение (вероятно, люди в далекие времена понимали, что за внешний вид карма не отвечает, так как новорожденный похож на родителей, а не на умершего человека, значит допускалась некая «автономия» материи) Когда карма соединяется с новым телом? В момент зачатия? В процессе эмбриогенеза? Раньше наверняка думали, что «нечто» вселяется во чрево и инициирует процесс зачатия, но как нам известно, зачатие – самодостаточный процесс и этому «нечто», то есть, карме, теперь придется выбирать из того, что есть. Хотя, можно исхитриться и опять вспомнить про мейоз и притянуть сюда незримое действие кармы, которая подгоняет тело «под себя». Можно ли в принципе найти точное соответствие проступков человека и, скажем, его «кармической расплатой» в виде астмы или рака? А как выбрать между саркомой и лейкомой, между лямблиозом и токсоплазмозом? Это кажется полной несуразицей. Быть может и есть какой-то «словарь», где каждая нозология (болезнь) соответствует своей карме. Карма не только незримо управляет кроссинговером, но она еще и вмешивается в порядок развития и активность генов неким «кармическим эфиром», потому что одной перетасовкой генов не добиться той высокой детализации, которая нужна для точного соответствия, а неточного мы не можем ожидать, потому что карма имеет примат над материей по определению.

Хотелось бы сказать, что раз гены все-таки обладают относительной автономией и их приходится как бы «усмирять» силой, то это и есть доказательство не существования кармы, потому что такой антагонизм, путь даже микроскопический – это борьба сущности самой с собой, не может в ней быть такого разлада, если она стремится быть неким совершенным принципом. Может быть, за неимением строго соответствия, она не вступает в антагонизм с материей, а как бы «машет рукой» на нестыковки и, если бы могла говорить, то сказала бы «и так сойдет»? А ведь действительно, не все ли равно? Пусть она, как пьяная, идет неустойчивой походкой к своей цели, но все же достаточно прямо и не рискует «упасть в канаву», а дойдет таки, куда нужно, к просветлению, а детали – кого, к черту, это волнует? По каким-то странным причинам она дала материи автономность и теперь сама прогинается под нее. Мир может быть странным, не так ли? Это скорее ирония, чем реальная попытка придать карме ускользающий смысл.

Концепция кармы может оказаться правдой, если же она – понятие системное, то есть, карма = весь генофонд, как будто все наши ДНК принадлежат одному сверхорганизму, и если есть какая-то эволюция (духовная), то идет развитие всех людей, как одного человека. Но даже так, непонятно, как можно уровнять гены и морально-этический принцип, хотя, это, так или иначе, развитие, а это и есть функция кармы. В таком случае под кармой стоит понимать еще и культурные, социальные и информационные процессы, материальные, но внешние по отношению к организму человека.

А как все-таки должен был бы выглядеть мир, по «идеальным» меркам буддиста? В таком случае каждый новый человек был бы «большим взрывом» в миниатюре, аморфная материя во чреве матери стала бы организоваться под невидимую «нематериальную дудку», и собираться в оформленные структуры не исходя их законов физики и химии, а просто по «команде свыше». Это было бы равноценно тому, как дом складывался бы сам из кирпичей невидимой силой.

Допустим, карма ответственна за психологический профиль, значит, разум человека функционирует наряду с мозгом еще в какой-то сфере, по крайней мере, она должны конституировать мозг, словно «указывать» как ему формироваться, быть своего рода «направляющими», без них мозг просто не разовьется, не сможет функционировать, будет какой-то аморфной массой. Но более того, должны быть еще какие-то «детали», которые прямо не вмешиваются в ткань мозга. Именно эта часть должна остаться с угасанием в нирване и с истощением кармы. Возможно, избавляясь от загрязнений и омрачений, человек «наращивает» эту часть, как новый орган, и тогда он отчетливо видит, что есть мир, что есть нирвана. Этот орган должен быть тождественен нирване, как материя мозга этого мира тождественна свету этого мира. Мы получаем желанную буддистами конструкцию, которая будет отныне и вовеки пребывать по ту сторону мира.

Но согласно ему же, эта конструкция была скрыта изначально и завернута в «неведение», после чего она из себя же творит сансару. Безусловно, видимая нами материя – эманация чего-то большего. Если всерьез рассматривать концепцию анатмана, то наши «я» можно уподобить рисункам на песке, сам песок, его чистая гладь – готовность к бытию – не может быть живой тканью, если он остается нереализованным потенциалом. Для его реализации нужна, по крайней мере, мы видим это на себе самих, структурированность, некие работающие контуры, ежесекундно готовые к разрушению, стоит на секунду прервать ток крови к мозгу – и всё, клиническая смерть, контур рассыпается с такой же легкостью, как волна смывает рисунок на песке (Есть некий шаблон нашего субъективного начала, весьма, надо полагать, специфический - всё то, что делает нас человеком)

Есть философы, которые приписывают материи изначальную феноменальность, что, по их мнению, термостаты и чайники могут обладать каким-то опытом, но я склоняюсь развернуть вопрос на 180 градусов и предложить, что есть нечто, что «решает», чему обладать опытом, а чему нет. К примеру, мы не осознаем многие подсознательные процессы, но они сами по себе обладают очень ёмкой и сложной информационной структурой. Может быть, сама циркуляция информации не должна автоматически порождать опыт? Например, было бы абсурдно, на первый взгляд, наделять сознанием персонажей наших сновидений (однако некоторые убеждены в этом) Ну во всяком случае, если некоторые персонажи сновидений и сознательны, то стиральная машина уж наверняка нет.

Так же сложно наверняка утверждать, что даже высшие животные обладают сознанием. Но если это так, то теория кармы кажется неубедительной в том плане, что позволяет существовать сознательным чувствующим существам, примитивнее человека. Потому что их сознательность говорит о более радикальной картине мира, где материя сама по себе, без кармы, может иметь связь с субъектом (S) Это мир, где карма – лишняя. Существование в низшей форме не несет никакой этической нагрузки, ведь животные не развиваются в течение жизни. Это похоже на наказание ради наказания, то есть, даже на откровенную пытку. Сам этот этап бытия животным или в нахождение в аду можно просто «вырезать», как только существо снова обретает человеческое рождение, которое как бы «обнуляет счетчик» и предыдущие «неблагородные воплощения» кажутся лишними. Можно возразить, что «карма так работает», что она отбрасывает человека назад, на самое дно, но позвольте, зачем? К чему это дно, если цель кармы как раз двигаться все выше и выше? Этот «минус» кажется этически и морально необоснованным, существо ничему там не научится, он будет только страдать, а в человеческом воплощении и не вспомнит о своем плачевом опыте, чтобы снова, по оплошности, свалится в эту яму? И сколько таких падений должно быть? Если еще взять тот вариант буддизма, что история каждого индивида уходит в минус бесконечность, то это вообще полный караул! Что же, может быть как раз наоборот и животные не так страдают как люди, а вообще «отдыхают» от наших человеческих треволнений и страстей? Это тоже не объяснение, карме такой отдых не нужен, она не знает что это такое, и мы не будем помнить о своем «отпуске» ничего. Короче говоря, буддизм рассуждает в противоположном ключе «если есть животные, значит их существование обусловлено кармой, они ниже человека, значит их существование обусловлено падением человека». Оно и «логично», как бы еще люди в то время оправдали существование животных? Не зная, что они наша оставленная позади эволюционная ступень, а не отсек, в который мы сваливаемся из-за плохой кармы.

Если уж есть человек, и ему «надо» быть, чтобы карму уничтожить, животные не нужны, они только сеют произвол и страдания, не выполняя функции «спасения». Это все равно, что рабы, которые не могут работать, а надсмотрщик с кнутом все равно их бьет наряду с остальными. Абсурд. Еще одно очки из теории кармы вычитается. Объяснение, что «карма просто так работает», никуда не годится, особенно когда есть лучшее объяснение.

Хотя, могу не без иронии заметить, что, если бы человек постоянно рос и развивался, то его история не могла бы быть бесконечной, если бы он поднимался как кровь по вене, каждый раз не имея возможности упасть ниже набранной высоты. Значит, «половину» вечности нам всем согласно такому вот «хоршенькому» учению надо болтаться где-то на шкале со знаком «-», то будучи животным, то горя в аду кальпы напролет. Это ли не чудовищный абсурд? Другое дело, если мы проводили бы свою историю целиком в человеческом обличии или в более благородной форме, но от человека до будды не такое уж большое расстояние, значит, без учета такого минусового уровня, возникло бы недоумение, а чего мы, собственно, тут делаем так долго? Так неужели, чтобы оправдать концепцию и устранить недоразумение (на самом деле создав еще большее) надо из животных делать «отстойник» нерадивый душ? Более менее выравнивает абсурд история о мировых циклах – карма обнуляется и все начинается с «хорошего старта», в принципе это тоже самое, но другими словами, что мы все таки имеем начало и конец, тогда карма не такая тупая и ленивая.

Может быть, животные отягощены своим опытом, лишь постольку поскольку, потому что внемировому началу «так надо», как «надо» ему было и стать в итоге человеком? Так же и человек тяготится, но уже на другом уровне, и ищет какой-то смысл.

Если человек должен куда-то расти, согласно буддизму, то животные не могут просто проживать свои никчемные жизни, это не согласуется с некой «высшей справедливостью», мол, не просто же они «живые декорации»? Вследствие этого животные стали своего рода деволюцией человека, превратились в «отстойник душ», чьи кармы столь плохи, что не заслуживают человеческого обличия. А все может быть так, что не только они «декорации», но и мы тоже, со своими смешными притязаниями.

В противном случае, если их оставить «как есть», если они представляют некую неблагородную и бессмысленную форму существования, то возникает вопрос – а почему бы и человеку не быть точно такой же тупиковой формой, в духовном смысле, просто «еще одним видом животных»? Буддизм такого не допускает. Но я допускаю! Только все это обретает смысл заново, если устранить все преграды и постулировать, что все живое – одно существо, более того, простирающееся за грань этого мира и заполняющее собой вообще всё. В более узком контексте, если говорить о развитии, то оно идет на уровне человеческой эволюции в целом.

И еще более важный вопрос, а насколько буддийская концепция когерентна сама себе, если даже допустить верность ее позиций? На одной чаше весов мы имеем просто жизнь, замкнутый в себе мир, который, хоть и имеет внемировое начало и естественно с ним связан (которое, собственно, и инициировало весь процесс), тем не менее, не может по этому мосту вернуться, как младенец не может вернуться в утробу матери, уже родившись (ему остается только прожить свой срок и умереть, оставив потомство, быть может) С другой стороны, буддизм нас убеждает, что все сообщество живых существ должно переползти туда, откуда они «выпали», в «землю обетованную», нирвану. Словно бы родившийся должен осознать свою ошибку и залезть обратно в лоно матери и исчезнуть. Первый вариант логичнее, как по мне.

Нирвана где-то уподобляется океану, воды которого не прибывают, сколько бы рек в него ни впадало, и не убывают. В этом образе я вижу безличностный континуум, попадание в который - не попадание, в смысле цели стремящегося существа, а в большей степени именно исчезновение. «Попадающий» туда – исчезает.

Весь процесс – как бы обратный во времени (растворение в утробе матери) Цель его – избавление от страданий сансары, любой ценой! Что там? Каково это отождествиться с целым и забыть самое себя? Да какая разница, даже небытие, согласно буддизму, гораздо приемлемее существованию в сансаре. В определенном смысле, цель вполне достойная, если поверить в четыре благородные истины, и если испытать подлинное отвращение к миру и жизни. В тоже время буддизм говорит отчаявшимся – «самоубийство не выход, карму нельзя убить, ее можно только выработать», что логично, но все равно не должно остановить самоубийцу, так как это «его карма» не эту жизнь, так что буддизм в той же степени «против» самоубийства, что и «за».

Буддизму концепция кармы досталась «по наследству» от брахманизма, но изначальное ее возникновение связано с иными мотивами - брахманизм более оптимистичен в том смысле, что карма служит гарантией вселенской справедливости в парадигме, где есть вера в перерождение. Но перерождение понимается в позитивном ключе, как гарантия вечной жизни, а значит гарантией, рано или поздно, но неизбежно возвысится и воплотится в лучших мирах. В буддизме перерождения – скорее бремя, это то, что постоянно мучает существа, не давая им выйти из колеса страданий. Следовательно, карма для пессимиста – скорее проклятие, чем благая весть.

Будду мучила неудовлетворенность существовавшей в его время философии и он создал свою, но не на ровном месте, просто переработал веданту, убрал атмана и поставил некий безличностный принцип нирваны выше Брахмы. В этом я с ним согласен. Нет ничего прекраснее идеи отсутствия постоянного «я», это - ключ к свободе, что все люди - это эманации какого то единого вселенского Ума. Потом, принцип не может быть личностью, коей является Брахма, ибо личность ущербна и конечна, а нирвана, как основа бытия (а не как состояние) - имплицитно содержит в себе и Бога и чёрта.

Но вот он, как мне кажется, прогадал с «деталями», например, доктрина о бесконечной истории всех существ, карма, весьма проблематичная не только с точки зрения современной науки, но и сама по себе, устройство мироздания. Краеугольный камень тут – идея о существовании индивидуальности и ее посмертной судьбы, мне думается, он сам не знал, куда он уйдет и уйдет ли вообще. Думается, ему было все равно, что с ним будет (собственно, как и мне, понимаю его)

Такое умиротворенное состояние действительно желанно, но оно желанно здесь и сейчас, оно нужно миру и людям вокруг, даже смерть перестает «жалить». Хотя, быть может, чтобы такое состояние обрести, оно должно опираться на иллюзию компенсации после смерти, ведь если смерть отнимает абсолютно все, зачем впадать а атараксию ради самой атараксии, оно только тогда может успокоить сердце, когда знаешь, что терпишь ради чего-то, а не ради самого терпения.

Судя по всему, Будда не переживал, что испытывает затруднения со многими вопросами, он мог считать, что это нормально - не знать все, ведь это последователи сделали из него идола века спустя, как и в случае с Иисусом, он то мог и не претендовать на «всезнайку», а лишь хотел передать другим ключ к своему состоянию блаженства.

Иногда думаешь - а кто в ответе за этот мир? Может быть, это я «виноват» в своих страданиях? Но потом я вспоминаю, что карма (если она есть в чисто буддийском понимании, как надматериальные информационные потоки, главенствующие над теми же потокам в известной и, может быть, не известной еще нам материи) уходит в бесконечность назад, а значит найти «первого виноватого» невозможно, а значит, кармы и виноватых вообще нет! Это тот случай, когда 0 и бесконечность переходят одно в другое.

Ведь действительно, первая мысль, которая приходит в голову - карма не может распадаться на индивидуальные пути, идущие из бесконечности, если мы за бесконечность времени не достигли нирваны, то это очень сомнительно, я бы сказал, что даже невозможно, но если говорить чисто математически, то это может быть так, но тогда нет на свете ничего более неэффективного, чем карма.

Сложно представить себе такие алгоритмы, которые находя решение один раз (просветление) из бесконечности попыток. Мы видим, что материальный, более «глупый», чем должны быть карма, мир обеспечивает такие алгоритмы нашего мышления, что мы достигаем просветления с «нуля», начиная свою историю с развития из «неживой материи». А раз так, то либо все контролируется материей, либо отдельное существо, в понятии буддизма (с кармическими приблудами) имеет историческое начало, есть какой-то механизм возникновения кармы на «ровном месте» (при новом цикле). То есть карма «обнуляется». Так или иначе, буддизм может жить без кармы, как я не раз оговаривался. Но, если мы опровергаем одну часть, важную часть, то почему нужно цепляться за вторую? Я имею ввиду «мистификацию» просветления.

Суть в том, что существа появляются как бы произвольно, - вот, есть некто, родившийся первый раз, а у него уже есть какая-то карма (надо полагать, «хорошая») В противовес этому, если бы история существ действительно была бесконечной, мы имели бы концепцию «вечного предшественника», как в теории панспермии, которая гласит, что жизнь зародилась не на Земле, а была занесена астероидом из космоса. Но даже если она и была занесена, то как, черт возьми, она образовалась там? Микроорганизмы как бы существуют всегда, это какой-то эссенциальный и изначальный компонент Вселенной. Но насколько правдоподобней кажется идея, что нечто составное и сложное, как микроорганизм, все же, не существовало всегда, а образовалось при надлежащих условиях? Ведь, в конце концов, теория Большого взрыва ставит точку в этом споре, если принять ее за истинную. Поэтому логичнее предположить, что карма – это некий вечный пул. Это сильно напоминает материю. «Плохая» карма тогда – это просто алгоритм не ведущий к прозрению, а «хорошая» - алгоритм, ведущий к нему. Причем алгоритм этот имеет физический характер и мы знаем все его компоненты (но вычислить, конечно, не можем)

 

Если с кармой такой же случай, то она образуется в какой то момент t=0 для каждого существа из некой «протокармы», как организмы на каждой планете эволюционируют сами из неживой природы, без панспермии. Т.о., у нас нет безначальной истории (в сансаре). Но тонкость в том, что «протокармы» быть не должно, потому что она – суть строго индивидуальная в традиционном понимании. Все равно, что рассуждать про «протооад», вот, ни с того, ни с чего, существо оказывается в аду, это его первый опыт вообще в бытии, и теперь ему надо из него выбираться, зачем? Если оно было в нирване, оно не могло оттуда «выпасть», это не лестница миров сансары, где такое возможно, с другой стороны, разве нирване «мало» того, что она и так имеет, ей нужны «новые члены»? Короче говоря, я веду к тому, что такие «индивидуальные истории» не имеют своего индивидуального метафизического субъекта, то есть он всего один во всех этих историях. Субъект, как внемировое начало, должен был быть всегда, если он возник однажды, он уже составной и не бессмертен. И какой ему прок выпадать из вечности нирваны на конечное время, чтобы снова там оказаться? Это лишено смысла.

 

Вот почему конечный путь в сансаре не имеет смысла, если рассматривать его в контексте отдельного субъекта. Пусть, некое действительное «начало» было позаимствовано из нирваны (а откуда же еще взяться чему то самосущему и вечному) и начало свою историю в сансаре. Но были ли мы в таком случае в нирване всю бесконечность как выделенные индивиды и только в какой-то момент нас вынесло оттуда? Этого тоже не могло быть, ведь нас вынесло только сейчас за всю бесконечность времени (наше t=0 в сансаре), но это уже должно было случиться раньше. То есть, мы провели всю вечность в нирване, чтобы в один «прекрасный» момент очутится в сансаре, побывать в ней конечное время и снова на вечность попасть в нирвану. Это в высшей степени бессмысленно. Хотя быть может, это что-то вроде «работы»? Но она заключается по определению только в том, чтобы «уйти с рабочего места» - из сансары, то есть, нам нет нужды тогда было бы просветляться, вот что главное. Если сансара нужна для поддержания нирваны, нам надо тут просто находиться, разве этого не достаточно? Зачем такая вычурная схема: будда, забывает, что он будда, мучается в сансаре какое-то время, вспоминает, что он будда, возвращается «домой». А почему бы просто не прожить жизнь и не умереть? Это было бы равноценно тогда «бездельничеству на работе». Есть два вариант – бездельничать (делать все то, что обычно человек делает) или думать о том, как уйти с работы (и все равно делать все то, что человек делает). Результат будет один и тот же в итоге, не зависимо от того, что мы переживаем внутри. Как-то не клеется такая картина, что мы создаем сансару только чтобы разрушить ее ценой таких усилий. Скорее она «нужна», а если так, то «работа» наше в просветлении, если понимать его мистически, потому что оно имеет целью в таком определении именно уничтожить сансару (свою карму, как бесконечно малу ее часть). Вероятно, «работа» просто в существовании, а просветление – это «побочный эффект». Остается открытым вопрос – о числе «работников», один или все же бесконечность? Они должны уже существовать вечно в нирване еще до прибытия сюда. Это может функционировать в теории как с одним S, так и с многими s. Как с бесконечной историей каждого из s (неэффективная карма), так и как с конечной историей каждого из s, как и с бесконечной историей в контексте только одного S. Не так просто из этого выпутаться.

 

 

Если все бесчисленное количество всех индивидуальностей проживается одним не локальным субъектом, это не лучше бесконечных инкарнаций в «минус бесконечности» прошлого каждого, якобы отдельного, субъекта.

Вариант с конечным пребыванием тут каждого из s привлекательнее бесконечного только по причине того, что карма не должна быть такой неэффективной. Вопрос в том, нужны ли там, в нирване, эти множественные s? Я думаю нирвана более «гибкая» и бесконечно свободная от такого атомизма.

 

Если придерживаться моего варианта, то мы должны оптимизировать здесь свое пребывание, а не думать об иллюзорном движении «индивидуальной» души из сансары в нирвану. Мы, как бы «вечные узники» сансары, для нас всегда будет этот мир, путь другая половина нас и находится «параллельно» в нирване. Если выбрать путь ортодоксального буддизма (условно выражаясь, такого зверя нет), то все проведут свои жизни в сладком самообмане и это надо сказать, не самая плохая жизнь, если учесть то, как может быть счастлив монах. Это напоминает то, как были счастливы героини фильма «Облачный Атлас», которым обещали долгожданную свободу, а в итоге отправили на убой. Но их счастье от этого не было поддельным. Все же, жить в ожидании награды после смерти и лишать себя много – большее зло, чем относиться к своей жизни как к отрезку, имеющим начало и конец, и пользоваться всеми возможностями в течении отпущенного времени, зная:

 

1) что смертно только это эмпирическое сознание (выражаясь языком Шопенгауэра) а субъект был и остается в других индивидах

2) не надо ждать никакого «после» смерти, потому что мы уже там, то есть не надо тратить силы для достижения того, что уже есть!

 

Я не очень хорошо осведомлен о «глубинном буддизме», где утверждается нечто подобное тому, о чем я говорю, поэтому я противопоставляю часто свою точку зрения «буддизму» в его «пошлом», что ли, варианте, общедоступном, может даже среди монахов, не только интересующихся мирян.

Неэтичность бесконечной истории каждого индивида («монады») заключается в том, что в такой истории за все время будет больше страданий, чем счастья, скажем, 9/10 беск-ти боли и 1/10 лишь счастья. Соотношение P/J (pain/joy) = 9/1. Но, даже если бы соотношения было обратным, буддизм бы не сдался и все равно счастье нирваны ставил бы несоизмеримо выше любой возможной радости здесь. Значит, даже если в будущем человеческая жизнь преобразится и станет экстатической, то буддистов это не собьет с толку, они будут упорно игнорировать «мирское» счастье. Но в моей философии задача человеческой жизни не игнорировать мир, а как раз сделать так, чтобы соотношения изменилось с 9/10 боли на 9/10 счастья, потому что как мне – ноуменальному субъекту - провести вечность в этом мире, для меня имеет значение! Значит, тут мы с буддизмом смотрим в противоположных направлениях.

Мы не знаем, каков характер этого мира в целом за все время, каково его соотношение P/J. Но он будет одинаковый для бесконечной «личной истории» буддиста, как и для не локального субъекта открытого индивидуалиста. Потому что оба случая – бесконечны по размеру и оба отражают характер одного и того же мира. Можно при плохом «коэффициенте мира» сжать его, условно, в конечный отрезок одной такой же несчастной жизни. Как утешается человек при плохой судьбе? – Он верит в награду после смерти и, в конце концов, по отношению к вечной награде, не будет иметь значения, прожил он ее плохо или хорошо. То есть, бесконечность этого мира в контексте нирваны становится «конечным отрезком», даже математической точкой, почти ничем. Стоит ли нам заботиться о том, какое у него будет P/J в итоге? Пусть весь мир всю оставшуюся вечность будет больше похож на ад, это не должно нас сильно тревожить. В конце концов, нам не дано будет почувствовать этот бесконечный ад, каждый из нас – дифференциал, который параллельно с другими инкарнациями берет на себя маленькую часть этого бремени бесконечности. С этой перспективы буддизм можно «превратить» в христианство, с его идеей одной короткой жизнью и вечностью блаженства после нее, отсеяв, конечно, идею ада, потому что он и так входит в систему сансары.

Если прав буддизм, то все равно все достигнут «в обязательном порядке» нирваны, если прав открытый индивидуализм, то все уже «достигли». Этот коэффициент P/J можно считать чем-то преопределенным, так же, как и то, какую философию примет мир. Все это не имеет большого значения, ни для меня, ни для буддиста. Вообще, если посмотреть на мир «со стороны» как на некий монолит, завершенный процесс, - то, во что мы верим, не имеет значения, в мистическое просветление или в бытовое, это даже не выбор приверженцев того и другого; и если мистическое должно оказать эффект, оно его уже оказало, если смотреть со стороны на мир, если же такого эффекта нет и у мира была единственная цель «быть» (в том числе и заблуждаться в части индивидуумов относительно эффекта, оказываемого ими на судьбу мира), то и это уже состоявшийся в «вечности», факт. Короче говоря, мир выполняет свою функцию, не зависимо от того, что мы о ней думаем и как понимаем свое предназначение. Кто точно знает, в чем оно? Но, получается, что это и не важно, чтобы мы ни делали и во что бы ни верили, все ведет к одному результату, уже «привело». С этой позиции можно понять Будду с его замешательство относительно вопросов, касаемо количества субъектов, касаемо свойств ноуменального мира и отсюда, в зависимости от его свойств, – как понимать просветление, как нечто «мистическое» и действенное или как просто состояние сознания. Все же есть вопросы без ответов, но главное, что просветление несет избавление от страдания сейчас, нет ничего более ценного этого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.