Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. Квысшей ступени аутогенной тренировки И




Техника АТ-2

К высшей ступени аутогенной тренировки И. Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

Упражнение 1 - медитация на цвете. После исполнения шести упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины... зеленый луг... синий цветок. Во время упражнений нужно стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов. Упражнение повторяют до тех пор, пока пациент не научится легко визуализировать цветные образы.

Упражнение 2 - медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в направленном воссоздании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет - ощущения. Например, фиолетовый - чувство покоя, черный - печаль, тревога и т.д.

Упражнение 3 - медитация на образе. Цель упражнения -научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это могут быть цветок, ваза, человек и т.д. Критерием

успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

Упражнение 4 - медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в создании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у других - с морем, у третьих -с бескрайней степью.

Упражнение 5 -медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. И. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при созерцании горных вершин. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

Упражнение 6 - медитация на человеке. Вначале воображение концентрируется на незнакомом, а затем - на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, делать эти образы «нейтральными».

Упражнение 7 - «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, человек сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в,виде спонтанно возникающих образов, которые затем интерпретируются. Наиболее часто задаются следующие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?».

В. Лутэ предлагает после аутогенной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по И. Шульцу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.

Упражнения по аутогенной модификации включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнениям по методу X. Клейнзорге - Г. Клюмбиеса) и формулы-намерения. Пациент не просто задает себе вопрос, как в седьмом упражнении АТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. Например: «Я не принимаю ни одной капли

Глава 10. Аутогенные особые состояния

алкоголя, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах» -в ситуации приглашения выпить или: «Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» - при энурезе и т.п.

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. При аутогенном отреагировании (по В. Лутэ) пациент (например, страдающий неврозом) задает себе вопрос: «В чем причина моего заболевания?». Ответ он получает в визуализированных образах, которые затем интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «поверхностные», а в конце - «глубокие» элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы неизменно приводит к ее нейтрализации и выздоровлению больного. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсисом).

Модификацией описанной методики В. Лутэ является «Аутогенная терапия памяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986). Авторы считают, что в ряде случаев болезненные переживания и невротические нарушения связаны с прошлым пациента, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают рассказывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно они, эти мучительные воспоминания, и являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее: представлением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и пытаться утешить. Отреагирование болезненных воспоминаний приводит к их нейтрализации и заметно улучшает состояние больного.

В настоящее время появилось большое количество модификаций методики И. Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.

Гипноз. Новейший справочник

успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

Упражнение 4 - медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в создании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у других - с морем, у третьих -с бескрайней степью.

Упражнение 5 -медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. И. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при созерцании горных вершин. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

Упражнение 6 - медитацияначеловеке. Вначале воображение концентрируется на незнакомом, а затем - на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, делать эти образы «нейтральными».

Упражнение 7 - «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, человек сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в.виде спонтанно возникающих образов, которые затем интерпретируются. Наиболее часто задаются следующие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?».

В. Лутэ предлагает после аутогенной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по И. Шульцу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.

Упражнения по аутогенной модификации включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнениям по методу X. Клейнзорге - Г. Клюмбиеса) и формулы-намерения. Пациент не просто задает себе вопрос, как в седьмом упражнении АТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. Например: «Я не принимаю ни одной капли

Глава 10. Аутогенные особые состояния

алкоголя, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах» -в ситуации приглашения выпить или: «Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» - при энурезе и т.п.

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. При аутогенном отреагировании (по В. Лутэ) пациент (например, страдающий неврозом) задает себе вопрос: «В чем причина моего заболевания?». Ответ он получает в визуализированных образах, которые затем интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «поверхностные», а в конце - «глубокие» элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы неизменно приводит к ее нейтрализации и выздоровлению больного. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсисом).

Модификацией описанной методики В. Лутэ является «Аутогенная терапия памяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986). Авторы считают, что в ряде случаев болезненные переживания и невротические нарушения связаны с прошлым пациента, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают рассказывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно они, эти мучительные воспоминания, и являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее: представлением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и пытаться утешить. Отреагирование болезненных воспоминаний приводит к их нейтрализации и заметно улучшает состояние больного.

В настоящее время появилось большое количество модификаций методики И. Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.

442 Гипноз. Новейший справочник




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.