КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 10 страница
ожидать спуска с концептуального и даже общемыслительного уровня к тем значениям соответствующих стимульных слов, ко- торые воплощены в перцептивных и вторичных образах конкрет- ных объектов, обозначаемых соответствующими стимульными словами.
Однако экспериментальный материал А. М. Грункина показы- вает, что и при изображении конкретных концептов все же об- наруживается иерархичность их симультанно-пространственных компонентов. Так, например, при предъявлении конкретных концептов <термометр> и <микроскоп> испытуемые дают раз- ноуровневые изображения (см. рис. 17 и 18), на которых, кро- ме общемыслительных обобщенных паттернов, выражающих родовые признаки <измерения> и <увеличения>, представлены конкретные <портреты> термометра и микроскопа.
Хотя многослойность образных компонентов здесь видна менее отчетливо, чем в развернутых и богатых деталями рису- ночных эквивалентах концептов среднего уровня обобщенно- сти. все же бросаются в глаза два момента: во-первых, воспро- изводится собственно концептуальная двухуровневость-прост- ранственные схемы родовых и видовых признаков и, во-вторых, представлены собственно образные компоненты, явно носящие -характер ассоциативного окружения, например таблетка у тер- мометра. Произведенный А. М. Грункиным общий анализ сово- купности рисунков испытуемых дает основание сделать заключе- ние, что в ней представлены три типа структур: 1) расщепленные иерархизованные симультанно-пространственные структуры, воплощающие специфику разноуровневоеT отдельной кон- цептуальной единицы; 2) пространственные паттерны общемыс- лительного типа, в которых не разведены образные эквивален- ты словесных символов, обозначающих родовые и видовые признаки; 3) домыслительные пространственно-временные струк- туры типа ассоциативного комплекса.
Тем самым, материал, полученный с помощью методики, пря- мо адресующейся к языку пространственно-предметных струк- тур, содержит в самом первом приближении экспериментальное подтверждение гипотезы о том, что, во-первых, пространствен- но-временные компоненты проникают снизу в самый верхний когнитивный уровень интеллекта, входя во внутреннюю струк- туру его отдельной концептуальной единицы; во-вторых, эти пространственные структуры воплощают специфику концепта как иерархической, минимум двухуровневой единицы, в ко- торой разведены образные компоненты, воплощающие родовые и -видовые признаки; в-третьих, в работу понятийной мысли во- влекаются компоненты, относящиеся к домыслительным пла- стам интеллекта, и, следовательно, концепт, по-видимому, дей- ствительно здесь работает как интеллектообразующая структур- ная единица.
Другая часть экспериментальной проверки положения об иерархической структуре отдельного концепта, осуществленная по методике,, адресующейся уже не к образному, а к словес- ному языку мысли, была проведена М. А. Холодной.
Испытуемому предлагались наборы концептов конкретных (например, <бусы>, <маяк>, <кирпич> и т. д.) и общих (напри- мер, <вещество>, <энергия>, <развитие>, <культура> и т. д.). Чтобы по возможности свести к минимуму удельный вес фор- мально-логических стереотипов, речевых штампов и различных мыслительно-операционных автоматизмов, испытуемому было предложено свободно и подробно передать условному собесед- нику содержание соответствующих понятий, но не с помощью рассказа или описания, а в форме перечисления отдельных слов, обозначающих признаки объекта, отображенного в дан- ном концепте.
Как и в результатах экспериментов А. М. Грункина, непо- средственно адресованных к образным компонентам концептов, словесная развертка концептуальных структур обнаруживает специфические особенности, зависящие от уровня обобщенности соответствующих понятий. Анализ словесных ответов, получен- ных при развертке конкретных концептов, позволил М. А. Хо- лодной выделить следующие группы характеристик когнитив- ных структур, объективированных в этих ответах: 1) родовые определения (например, маяк -источник света, сигнал, инфор- мация, сооружение и т. д.); 2) дополнительные сходные виды (маяк-компас, сирена, светофор); 3) части, свойства и функ- циональные характеристики соответствующего объекта. Напри- мер, маяк-лестница, купол (части); каменный, яркий, ми- гающий (свойства); освещает, сигнализирует (функциональные характеристики); 4) ассоциативное окружение соответствующе- го понятия (маяк-море, корабль, скала, смотритель). Коли- чественное соотношение перечисленны элементов представлено в табл. 1.
Таблица I Таблица 2
Виды когнитивных структур
Их количест- венное соотно- шение, %
Виды когнитивных структур
Их количест- венное соотно- шение, %
Родовые определения.
Обобщающие характе- ристики......
Сходные виды..... Части объекта.... Свойства объекта...
Функциональные харак- теристики.....
Ассоциации......
9,5
6,3
5,3 16,1 24,2
4,1 34,5
Промежуточные уровни обобщения.....
Конкретные представи- тели класса.....
Свойства объектов.. Ассоциации общие.. Ассоциации конкретные
22,5 9,о
Существенно отметить, что, хотя методика требовала от испытуемых лишь словесного ответа, подавляющее их большин- ство систематически отмечало возникновение у них множества конкретных образов, вклинивающихся в динамику словесного ответа и получающих в нем свое выражение. Как видно из табл. 1, обобщенная информация при словесной развертке кон- кретных концептов составляет 15,8%, в то время как конкрет- ная информация-84,2%.
Анализируя словесную развертку содержания общих поня- тий, М. А. Холодная выделила следующие группы когнитивных структур, стоящих за ответами испытуемых: 1) промежуточные уровни обобщения (культура-искусство, наука, педагогиче- ская деятельность, спорт и т. д.), 2) конкретные представители
класса, охватываемого данным концептом (природа-озеро, рожь), 3) свойства объектов, входящих в соответствующий класс (человек-ум, воля, сила), 4) ассоциации общие (ве- щество-энергия, физика, излучение) и конкретные (разви- тие-книга, кино, урок).
Количественные соотношения этих групп представлены в табл. 2. Из табл. 2 видно, что соотношение обобщенной и кон- кретной информации соответственно 50,7 и 49,3%-
Несмотря на специфические особенности и существенно раз- ные количественные соотношения в составе словесно объективи- рованных конкретных и общих концептов, на обоих уровнях компоненты этих структур разделяются на три основные груп- пы: 1) иерархические разноуровневые структуры, в которых соотнесены общие и частные, родовые и видовые признаки;
2) одноуровневые структуры, раскрывающие основные свойст- ва и отношения объекта, отображенного в концепте; 3) внеш- ние, поверхностные связи, составляющие ассоциативный фон данного концепта.
Сравнение этих форм словесно выраженных когнитивных структур с теми тремя же основными формами, полученными в экспериментах А. М. Грункина, проведенных по методике пря- мой объективации симультанно-пространственных гештальтов в рисунке, свидетельствует, что обе методики, соответственно адресуемые к разным языкам мышления и направленные на рас- крытие способа организации отдельной концептуальной едини- цы, приводят к однородным результатам. За полученными в обоих случаях тремя основными структурными группами стоят следующие уровни компонентов интеллекта.
1. Иерархическая разноуровневая организация собственно концептуальной единицы, в которой разведены и адекватно со- отнесены родовые и видовые признаки.
2. Обобщенные пространственные паттерны общемыслитель- ного типа, в которых схематически представлены выделенные в процессе межъязыкового перевода основные соотношения в ос- мысливаемом объекте, но не разведены и, соответственно, не соотнесены структуры, воплощающие в себе родовые и видо- вые признаки.
3. Собственно образные компоненты, которые в зависимости от их функциональной нагрузки относятся к разным структу- рам и уровням интеллекта. Так, будучи включенными в межъ- языковой перевод, конкретные перцептивные или вторичные образы составляют внутренний компонент мыслительного про- цесса. Сами же по себе конкретные образы объекта мысли (на- пример, изображения старика, больного в постели, термометра или микроскопа) могут воплощать в себе и домыслительные- собственно перцептивные или мнемическне-компоненты ин- теллекта, вовлеченные мыслью в его интегральное функциони-
рованпе. PI наконец, к этой группе собственно образных эле- ментов относятся структуры, внутренне не связанные с объек- том мысли, относящиеся не к самой его предметной <фигуре>, а к его внешнему фону и ассоциативно подключающиеся к мыс- лительной динамике.
Так как фоновые элементы по основным принципам орга- низации пространственного поля или фона тяготеют к первич- ному, сенсорному уровню когнитивных образований, можно за- ключить, что в полученных с помощью обеих методик группах когнитивных структур представлены все уровни интеллекта- от высшего, концептуального, до самого элементарного-сен- сорного.
Пространственно-временные симультанные гештальты, как показывает этот результат специальной экспериментальной про- верки обсуждаемого принципа организации концепта, действи- тельно оказываются сквозным компонентом, проникающим с самого нижнего, корневого до самого вершинного уровня ког- нитивных структур. Будучи таким сквозным компонентом раз- ноуровневой совокупности психических структур, меняющим свои специфические особенности в зависимости от меры и фор- мы их обобщенности, пространственно-временные симультанные схемы синтезируют эту совокупность в интегрально функциони- рующее интеллектуальное целое. С другой стороны, на основе этого синтеза <снизу вверх> отдельная концептуальная единица опять-таки через сквозные пространственно-временные компо- ненты вовлекает в динамику своего функционирования и соот- ветствующим образом организует все нижележащие слои интел- лекта и тем самым также несет интеллектообразующую функ- цию, осуществляя интеграцию <сверху вниз>.
Если в психической структуре отдельной концептуальной единицы в тех или иных модификациях, определяемых ее дву- язычной природой и изменением характера ее обобщенности, сохраняются наиболее общие свойства пространственно-вре- менных гештальтов, то, заключая этот раздел анализа, естест- венно сделать следующий шаг в сторону дальнейших обобще- ний и предположить, что здесь в соответственно измененной форме вместе с обобщенностью сохраняются и такие (тради- ционно относимые лишь к перцептам) свойства пространственно- предметных гештальтов, как их относительная константность, целостность и предметность. Обобщенность становится здесь иерархизованной, константность принимает специфическую фор- му межуровневого инварианта, и соответственно изменяет свой характер свойство предметности, в котором аналогом контур- ных схем или <фигур> отдельных предметных объектов стано- вятся <фигуры> или <схемы>, симультапно воплощающие ос- новные соотношения в объекте мысли (см. рис. 13-16).
Не только структурная, но и функциональная целостность концптуального <гештальта>, как и его перцептивного гомо-
лога, определяется, по-видимому, и здесь сохранением специфич- ности психической <ткани> или <материала>, из которого этот гештальт строится; специфичность же этого материала обеспе- чивается здесь, как и в области сенсорно-перцептивных обра- зований, особенностями психического пространства, симультан- ная структура которого формируется на основе не чисто про- странственной, а пространственно-временной, кинематической или <функциональной геометрии> (Платт), органически свя- зывающей пространственно-временные и модально-интенспвиост- ные характеристики любого психического гештальта. Эта связь специфичности психической структуры концепта с особенностя- ми тех состояний носителя, которые составляют ее <ткань> или <материал>, ведет и дальше <вниз> через специфику <материа- ла> к проблеме специфичности рефлекторного механизма, фор- мирующего этот функциональный материал, а из него соответ- ствующую концептуальную единицу.
Другое направление ведет к проблеме соотношения инвари- антности и целостности концепта со спецификой целостности его операционного состава, в котором оба партнера каждой из опе- рационных пар, а затем и все три пары операций нерасторжимо связаны друг с другом и образуют группу (Пиаже). Из сфор- мулированных в гл. V положений о связи между инвариантностью психической структуры концепта и обратимостью его операци- онного состава следует, что специфика целостности операцион- ного состава концепта обусловлена целостностью его психиче- ской структуры по тем же общим основаниям, по которым осо- бенности регулирующей функции перцептивного образа детер- минируются целостностью его структуры.6
Структура системы концептов как формы интегральной работы. понятийного интеллекта
Как было показано, уже внутри психической структуры от- дельной концептуальной единицы осуществляется идущая в двух направлениях вертикальная интеграция разноуровневых когнитивных структур, входящих в состав интеллекта: во-пер- вых, корневые пространственно-временные гештальты, подвер- гаясь соответствующим модификациям, <входят внутрь> самых абстрактных концептов, и, во-вторых, эти высшие концептуаль- ные единицы в силу своей иерархической организации сверху вовлекают в свою динамику все нижележащие, в том числе и домыслительные, когнитивные структуры. Естественно ожи- дать, что эти закономерности должны быть еще более явно выражены в общей структуре системы понятий, где интеграль-
6 См.: Бернштейн И. А. О построении движении. М., 1972; Век- к е р Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.
ный характер работы связной концептуальной совокупности по самому смыслу ее системности, по-видимому, представлен более полно.
Системная структура понятийного мышления представляет собой широкую самостоятельную проблему, гораздо более мно- госторонне исследованную, чем целостная психическая органи- зация отдельного концепта (работы Выготского, Рубинштейна, Пиаже, Брунера). Поэтому здесь данный вопрос будет рассмот- рен совсем кратко, лишь в контексте проверки обсуждаемых общих закономерностей на этом уровне и в этой более интег- ральной, чем в отдельном концепте, форме их проявления.
Отдельная концептуальная единица генетически есть более ранняя ступень формирования интеллекта, чем связная концеп- туальная система. На этих ранних ступенях из-за несформиро- ванности понятийных систем каждый из уровней обобщенности (род и вид) отдельного концепта сам может еще не быть доведенным до собственно понятийной иерархической организа- ции. Поэтому образная и словесная развертка структуры отдельного концепта здесь может еще не включать других концептов, а содержать лишь более элементарные доконцепту- альные и даже домыслительные компоненты. В зрелом же системном понятийном мышлении такая развертка структуры отдельной концептуальной единицы необходимо предполагает вовлечение других концептов, представляющих родовой и видо- вой уровни данного концепта как иерархическую собственно кон- цептуальную структуру.
Как же соотносятся между собой закономерности внутри- концептуального и межконцептуального структурирования?
Теоретически есть основания ожидать, что в этих закономер- ностях много общего. Экспериментальная проверка данного теоретического предположения была проведена в другой части упоминавшегося исследования М. А. Холодной.
Система понятий, как показал Выготский, представляет со- бой иерархическую сетку <параллелей и меридианов> (горизон- талей и вертикалей), в которой понятия распределены и вза- имно соотнесены по критерию меры их обобщенности. Поэтому, для того чтобы выяснить, каково соотношение закономерностей внутриконцептуального и межконцептуального структурирова- ния, необходимо: 1) выявить аналогию внутриконцептуального структурирования с процессами соотнесения разных концептов, располагающихся на одной горизонтали, т. е. при межвидовой или межродовой координации; 2f проверить наличие такой пред- полагаемой аналогии внутрипонятийного структурирования с ди- намикой вертикальной родо-видовой субординации концептов, находящихся на разных горизонталях, или уровнях общности.
В соответствии с характером экспериментальной задачи М. А. Холодная использовала разные варианты методики, ко- торую обобщенно можно обозначить как заполнение смысло-
вого разрыва между двумя предъявленными стимульными поня- тиями с помощью перечня отдельных слов, так или иначе свя- зывающих между собой эти два концепта.7
Приведем в самой схематизированной форме лишь те основ- ные результаты выяснения этих аналогий, которые имеют не- посредственное отношение к поставленным выше обоим основ- ным вопросам.
1. Каковы бы ни были различия в пропорциях межпонятий- ных связей разного типа (ассоциации, видовое соподчинение, родо-видовые соотнесения) между координацией конкретных и общих концептов, межконцептуальные координации на обо.их уровнях включают, во-первых, образную развертку послед- них, от меры выраженности которой статистически зна- чимо зависит время реакции, и, во-вторых, содержательная меж- понятийная одноуровневая координация с необходимостью включает элементы иерархической родо-видовой субординации.
2. Анализ динамики родо-видовых межпонятийных суборди- нации показал, что структурная расчлененность и образная раз- вернутость видовых концептов активно способствует их вклю- чению в обобщенные родовые определения. Этот качественный вывод подтвержден с помощью корреляционного анализа, посред- ством которого было установлено, что <существует прямая положительная связь между способностью испытуемого вычле- нять в структуре объекта, стоящего за данным конкретным ви- довым понятием, отдельные стороны, детали, свойства и его способностью вести обобщающий анализ этого же объекта на уровне родовых определений (R= 0,776) >.8
Задаваемые родовые концепты в зависимости от уровня их обобщенности определяют особенности операционного состава и структурного анализа соответствующих видовых понятий, регулируют процесс конструирования видовых рядов и пере- вод символических компонентов видовых концептов на язык про- странственных гештальтов и избирательно активизируют смыс- ловое и ассоциативное окружение на разнообобщенных горизон- талях концептуальной системы. Таким образом, материал по- казывает, что как в координационных, так и тем более в суб- ординационных соотнесениях концептов действительно работает вся иерархия когнитивных структур, входящих в состав интел- лекта, начиная от высших, собственно концептуальных иерар- хических образований до образов различных типов (как внут- римыслительных, так и домыслительных, ассоциативно подклю- ченных к мыслительному процессу из исходных слоев интеллек- туального интеграла).
7 См.: Холодная М. Л. Экспериментальны;! анализ особенностей ор- ганизации понятийного мышления. Автореф. канд. дне. Л., 1974.
8 Там же, с. 13.
3. Оба предшествующих заключения конкретизируются в третьем эмпирическом выводе из фактов этого исследования, содержащем уже прямой ответ на поставленный выше вопрос о том, проявляются ли закономерности словесной развертки от- дельной концептуальной единицы в характере межконцептуаль- ных взаимосвязей. Экспериментальный материал исследования М. А. Холодной показывает, что динамика реализуемых испы- туемыми межпонятийных соотнесений <включает целый ряд фаз, которые должна пройти мысль, прежде чем она сумеет осуществить переход от данного конкретного вида к его родо- вому обобщению или выйти в данную точку видовой плоскости. Характерно, что выявленные фазы процесса конструирования родо-видовых зависимостей полностью соответствуют тем основ- ным компонентам, которые составляют содержательную раз- вертку отдельного понятия. Следовательно, процессы,,внутрен- него структурирования" (огранизация разнообобщенных при- знаков в содержании отдельного понятия) и процессы "внешнего структурирования" (включение понятия в систему отношений общности с другими понятиями) имеют единую информацион- ную основу и оказываются неразрывно связанными>.9
Поскольку фазы и компоненты, выявленные М. А. Холодной во внутрипонятийном и в межпонятийном структурировании, включают все типы когнитивных структур, входящих в состав интеллекта, мы получаем основание заключить, что все приве- денные эмпирические обобщения материала исследований А. М. Грункина и М. А. Холодной содержат подтверждение сде- ланного выше теоретического вывода о том, что как отдельная концептуальная единица, так и тем более строящаяся из этих молекулярных единиц система концептов включают в свое функ- ционирование все более универсальные и вместе с тем более элементарные когнитивные структуры и тем самым представля- ют собой формы интегральной работы интеллекта.
Завершая рассмотрение структурных характеристик понятий- ной мысли, целесообразно сделать еще некоторые промежуточ- ные эмпирико-теоретические выводы из данного раздела, не- обходимые для дальнейшего анализа. Система концептов, как и отдельная концептуальная единица, представляет собой, как было показано, иерархическую структуру. Однако, если в от- дельном концепте эта иерархия совпадает с родо-видовой структурой, в которой видовой признак является частным ва- риантом родового, то в системе понятий родо-видовые соотно- шения уже не совпадают с иерархическими, а сами представ- ляют лишь частный случай последних. Родо-видовые соотноше- ния воплощают в себе тот частный случай иерархических, в ко- тором содержится <прямое родство> концептов или родство <первого порядка>, выражающееся в том, что более частный
8 Там же, с. 9 (курсив наш. - Л. Д.).
уровень включается в объем более общего. Но генеалогическое дерево иерархической концептуальной системы содержит и меж- понятийные отношения <двоюродного> и <п-юродного> родства. Так, хотя концепт <человек> является более частным, чем кон- цепт <растение>, находящийся ближе к корню древовидной иерархии, человек-не вид растения, а растение-не род по отношению к человеку. Иначе говоря, несмотря на наличие отношений общности между этими двумя понятиями, более ча- стное не является здесь видовым частным по отношению к ро- зовому общему, поскольку ближайшим родом здесь является <животное>, а следующим -более общим родом - <живое суще- ство>. Концепт же <растение> относится к другой боковой ветви дерева, отходящей от концепта <живое существо>. Аналогичным образом, концепт <мышление>, будучи видом по отношению к родовому концепту <познавательные процессы>, более общим родом которого является концепт <психические процессы>, не является частным видом концепта <ощущение>, хотя последний несомненно является более общим, чем концепт <мышление>.
В родо-видовой структуре уровни обобщенности объединены общей вертикальной ветвью, воплощающей <прямое родство>. Прямое родство между уровнями обобщенности родо-видовой структуры как раз и выражается возможностью пройти вверх и вниз по вертикали без боковых ответвлений. В более общих формах иерархической связи между понятиями, чтобы пройти от более частной (но не видовой) к более общей (но не родо- вой) горизонтали концептуального дерева, нужно спуститься к той точке ствола, в которой разветвляются две боковые вет- ви, и затем подняться по другой боковой ветви до соответст- вующего уровня ее обобщенности.
Проводя несколько дальше аналогию между иерархией и <ге- неалогией> концептуальной системы, можно с соответствующей дозой условности говорить о <генетике> последней и о различ- ных соотношениях фенотипических и генотипических признаков на разных уровнях ее обобщенности. Так, продвижение от вида к роду внутри родо-видовой структуры всегда есть движение от фенотипа концепта к его все более глубоко скрытым <геноти- пическим> признакам. Различные же боковые ветви концепту- ального дерева, объединенные отношениями непрямого родст- ва понятийных структур, могут не содержать общих феноти- пических наглядно-образных компонентов, но иметь общие <ге- нотипические> признаки, представленные тем совместным для обеих ветвей уровнем обобщенности, на котором они сходятся или расходятся. Так, например, общим <генотипом> концептов <ощущение> и <мышление>, представленным на уровне концепта <познавательные процессы>, являются, по-видимому, характе- ристики симультанно-пространственных психических структур, объединяющих все когнитивные образования, входящие в со- став интеллекта как целого.
Такая иерархическая система концептов, работающая как интегральная структура, является результатом синтеза снизу, обусловленного включением всех более элементарных когни- тивных уровней в каждую отдельную концептуальную единицу, и синтеза сверху, в котором, однако, система концептов осуще- ствляет интегративную функцию по отношению к самому поня- тийному интеллекту. Психическая структура отдельного кон- цепта завершает этот синтез снизу, доведя до предела прин- цип своей иерархической организации и межуровневой инва- риантности. Такая внутриконцептуальная иерархическая струк- тура, определяя собой двунаправленный вектор обратимых ро- до-видовых соотнесений, становится системообразующим факто-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |