КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 13 страница
зависеть от сформированности и меры актуализированности тех концептов, которые обеспечивают оптимальную форму поня- тийной регуляции решения данной образной задачи. На выяс- нение характератакой зависимости была направлена соответ- ствующая часть экспериментов упоминавшегося выше исследо- вания А. М, Грункина. Эти эксперименты показали, что ряд важных характеристик эффективности решения даже достаточ- но элементарных задач на преобразование образно-простран- ственных структур действительно существенно изменяется при изменении уровня и степени актуализированности соответст- вующих концептуальных регуляторов. Актуализируемые кон- цептуальные структуры, как об этом свидетельствуют получен- ные автором рисунки испытуемых, содержат образы видового ряда и другие конкретные пространственно-предметные элемен- ты, относящиеся к образно-ассоциативному окружению соот- ветствующего регулирующего концепта. Тем самым подклю- чается структурный анализ, благодаря которому выделяются необходимые для решения элементы образов и устанавливаются главные соотношения, фиксируемые в речи и в новых адекват- ных пространственных схемах. Это формирует все более адек- ватные искомым связям мыслительные образования, в резуль- тате чего снижается хаотическое манипулирование, уменьша- ется общее число проб, ошибок и слепых, т. е. фактически найденных, но не осмысленных решений, увеличивается мера обратимости мыслительных операций, совершенствуется пони- мание.20 Изменения всех этих количественных и качественных индикаторов хода решения явно обнаруживают конкретные способы и формы регулирующего воздействия концептуальных структур на динамику преобразования пространственно-пред- метных операндов образного мышления как формы интеграль- ной работы интеллекта.
Из концепции двунаправленной интеграции когнитивных структур в целостную систему интеллекта следует, что образ- ное мышление занимает в этой системе особое место. С одной стороны, эффективность его работы детерминируется <снизу> полнотой включения сенсорно-перцептивных и мнемических компонентов в образные операнды. С другой стороны, эта эф- фективность должна, по-видимому, определяться уровнем и пол- нотой актуализации концептуального регулирования мыслитель- ных операций.
Поскольку образная мысль занимает срединное положение в системе когнитивных структур интеллекта, есть основания ожидать, что эффекты двойной интеграции в ней особенно явно выражены и что поэтому характер ее работы должен быть тесно связан с другими показателями уровня и структуры ин-
20 См.: Грункин Л. М. О пространственной структуре понятия. - В i,n. Вопросы теоретической и прикладной психологии.
теллекта. На проверку этого положения были направлены эксперименты Л. В. Меньшиковой.21 На первом этапе исследо- вания сопоставлялись показатели успешности выполнения трех видов заданий: 1) собственно понятийных классификаций, осу- ществляемых только в словесной форме; 2) собственно образ- ного переструктурирования, в котором отсутствует активная понятийная регуляция и явная концептуально-образная коор- динация; 3) преобразования компонентов геометрических фигур, подчиненного понятийной регуляции и четко скоординированного с классификацией понятий, пространственная схема которой должна быть получена испытуемым в результате такого поня- тийно управляемого переструктурирования. Сопоставление по- казателей успешности выполнения этих различных типов эле- ментарных мыслительных задач свидетельствует о том, что наиболее оптимальным и эффективным способом мыслитель- ного оперирования является поэлементная координация поня- понятийно-образной взаимосвязи воплощает в себе доведение концептуальной регуляции до каждой отдельной единицы образ- ных операндов мысли, уже этот первый результат явно соот- ветствует теоретически ожидаемым соотношениям.
На втором, главном этапе исследования, цель которого была выяснить место понятийно регулируемого преобразования об- разных операндов мысли в общей структуре интеллекта, полу- ченные показатели понятийно-пространственной координации сопоставлялись с другими интеллектуальными характеристика- ми испытуемых. В это сопоставление были включены следую- щие показатели структуры интеллекта: 1) оценка успешности классифицирования понятий (по результатам выполнения пер- вого из указанных выше трех заданий); 2) оценка вербального интеллекта по Векслеру; 3) оценка образного обобщения по Равену; 4) оценка успешности образно-пространственных пре- образований по результатам выполнения второго из указанных выше заданий, по тестам В. П. Захарова и по IX и XI тестам Векслера; 5) оценка невербального интеллекта по Векслеру. Сопоставление производилось методом таксономического ана- лиза, позволяющего распознавать психологические типы безот- носительно к линейному или нелинейному характеру связи пере- менных. Результаты этого анализа показали, что успешность осуществления понятийно-пространственных координации явля- ется наиболее информативным признаком, вокруг которого группируются все остальные показатели общей структуры ин- теллекта.
Тем самым теоретическое следствие, вытекающее из обсуж- даемых закономерностей двойной интеграции интеллекта и за-
21 См.: Меньшикова Л. В. Образные компоненты в мышлении. Ав- тореф. канд. дис. Л., 1974.
ключающееся в том, что образное мышление, будучи ее эффек- том, представляет собой понятийно регулируемое преобразо- вание образных операндов, получает свое подкрепление в спе- циальном проверочном эксперименте.
Следующим объектом понятийной _регуляции и интегрирую- щего воздействия высших когнитивных структур интеллекта на его более общие и ниже располагающиеся уровни является память. Сама память выполняет функцию синтеза не только по- знавательных процессов, она охватывает всю психическую дея- тельность в целом. Именно поэтому память как самостоятель- ный предмет психологического анализа выходит за рамки дан- ного раздела исследования.22 Однако здесь в самом общем виде и в порядке постановки дальнейших задач необходимо указать на функции памяти внутри структуры интеллекта и на ее место в рассматриваемом процессе его двунаправленной интеграции.
Все существующие в психологии многообразные классифи- кации видов памяти, аккумулируя в обобщенной форме огром- ный опыт ее эмпирического исследования, определенно свиде- тельствует о сквозном характере памяти и ее синтетической функции в психической деятельности. Так, разделение памяти на образную, словесно-логическую, эмоциональную и двига- тельную ясно обнажает ее связь со всеми тремя членами клас- сической психологической триады (познание, чувство, волевая деятельность), а дифференциация на долговременную и опера- тивную память указывает на ее функции не только в накопле- нии так называемого <прошлого опыта>, но и в актуальной динамике всех психических процессов. Выделение же таких двух видов памяти, как механическая и смысловая, указывает место памяти именно внутри структуры интеллекта. Выражая соотношение домыслительных и мыслительных когнитивных структур, эта классификация несет на себе явную печать двой- ной интеграции интеллекта в целостную систему. Механическая память, отвечая наиболее общему ассоциативному принципу связи психических структур, осуществляет функцию их синтеза, детерминированную самыми исходными, <корневыми>, законо- мерностями организации этих структур. В смысловой же памя- ти, также осуществляющей синтетическую функцию, явно во- площены эффекты общемыслительной и понятийной регуляции. Подвергаясь воздействию мышления, мнемические процессы утрачивают <механический> характер и приобретают качества осмысленности и произвольной управляемости, мера которых, по-видимому, зависит от уровня мыслительного регулирования. Такую же двустороннюю направленность связей памяти в струк- туре интеллекта выражает и введенное Б. Г. Ананьевым поня-
22 Ее краткое рассмотрение предполагается в разделе следующего тома, посвященном интеграции интеллекта и эмоций в целостную структуру соз- нания.
тие мнемо-логического градиента, обобщающее опыт экспери- ментальных исследований структуры и развития интеллекта.23
Роль памяти в обеспечении материала мышления и вместе с тем ее интегративная функция, детерминированная <снизу>, выражена в том, что до определенного этапа возрастного раз- вития интеллекта вес мнемического фактора превышает вес значительно позднее формирующегося фактора логического мышления. Иначе говоря, память опережает мышление, воз- действуя <снизу> на его структуру и развитие. Затем память сама во все большей мере входит во внутреннюю организацию мышления, поскольку значительная часть одного из его языков воплощена в мнемических пространственно-предметных струк- турах. После критической точки перегиба кривой этого мнемо- логического соотношения обратное влияние мышления на память и вместе с тем на интеграцию общей структуры интеллекта становится преобладающим.24
Аналогичная ситуация имеет место в отношении связей речи с когнитивными структурами интеллекта. Вопрос об интегра- тивной функции речи в организации интеллекта, составляя лишь часть более общей проблемы речи как регулятора и интеграто- ра сознания и личности в целом, выходит за пределы сферы интеллекта и является самостоятельной задачей, которая, как и задача изучения общей функции памяти, выходит за рамки данного раздела исследования и отнесена к его последующим этапам. Здесь необходимо, однако, подчеркнуть, что, посколь- ку речь входит в самый принцип внутренней организации мыш- ления в качестве одного из двух его языков, а мышление, как показано выше, регулирует и интегрирует когнитивные струк- туры интеллекта, весь произведенный выше эмпирико-теорети- ческий анализ охватывает и речевые процессы, но не в качестве отдельно взятого, а в качестве сквозного объекта рассмотре- ния.
Спускаясь далее <вниз> к следующему <этажу> познава- тельных структур, подвергающихся концептуальной и общемыс- лительной регуляции и интеграции, и пересекая границу между <вторыми> и первыми психическими сигналами, мы попадаем в область мыслительной регуляции перцептивных процессов.
В результате концептуальной регуляции и двойной интегра- ции (<снизу>-сенсорика, <сверху>-понятийное мышление)
23 См.: A n a n i e v В. G. Integration of various properties of man. Some forms and levels of the integration.-<Totus homo>, 1972, vol. 4, N 2;
Ананьев Б. Г. 1) Структура развития психофизиологической функции взрослого человека. - В кн.: Возрастная психология взрослых. Тезисы док- ладов к научной конференции, вып. 1. Л., 1971; 2) К психофизиологии студенческого возраста. - В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, вып. 2. Л., 1974.
м См.: Степанова E. П и Грановская Л. Н. Изменение струк- туры взаимосвязи интеллектуальных функций у взрослых. - <Вопросы пси- хологии>, 1975, № 1.
процесс восприятия выступает уже не только как уровень онто-, фило- и актуального генеза когнитивных структург-но и как форма интегральной работы интеллекта. Эффектом кон- цептуальной регуляции и интеграции <сверху> являются такие эмпирические характеристики восприятия, как его осмыслен- ность, селективность и произвольно регулируемая целенаправ- ленность.25 Поскольку, однако, и внутри интегральной струк- туры интеллекта восприятие остается вместе с тем одним из его уровней, обладающим относительной автономией, мера включенности акта и образа восприятия в концептуальную регу- ляцию и интеллектуальную интеграцию может быть разной. Та форма перцепции, в которой идущие сверху регуляция и интег- рация выражены в максимальной степени, выступает в качестве такого отдельного вида восприятия, как наблюдение. Именно поэтому мыслительная регуляция является необходимым ком- понентом и фактором наблюдения, без которого оно вообще не существует.26
Наконец, самый элементарный, исходный уровень когнитив- ных и вообще психических структур - ощущение также попа- дает в сферу обратного воздействия мыслительных процессов и подвергается концептуальной регуляции и интеграции, иду- щей от вершины древовидной иерархической структуры интел- лекта к его корням. Именно поэтому не только восприятие, но и ощущение на определенной стадии фило- и онтогенеза ин- теллекта приобретает качество осмысленности и произвольной управляемости.27 Влияние высших форм регуляции и интегра- ции на характеристики сенсорного акта получило свое выраже- ние в психофизике и экспериментальной психологии в том, что возникла необходимость ввести понятие внесенсорных факто- ров, воздействующих на величину сенсорных пороговых ве- личин.28 Это воздействие выражается в зависимости величины порога от критериев наблюдения. Критерии же эти естествен- ным образом определяются задачей и, следовательно, ясно во- площают в себе общемыслительную и в предельном случае даже и собственно концептуальную регуляцию сенсорного акта.
23 Именно потому, что эти характеристики являются не собственно пер- цептивными, а,воплощают в себе эффекты обратного воздействия высших когнитивных уровней, их анализ - в соответствии с принятой стратегией дан- ного исследования-был опущен в соответствующих разделах 1-го тома.
26 См.: Ананьев Б. Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.
27 Обращает на себя внимание тот парадоксальный и свидетельствую- щий о теоретическом концептуальном <беспорядке> факт, что в большинстве учебных руководств по психологии эти свойства ощущения вообще не пред- ставлены.
28 См.: Бардин К. В. Пороговая проблема в классической и современ- ной психофизике. - В кн.: Проблемы психофизики. Ред. Б. Ф. Ломов. М., 1974; Чупрнкова Н. И. Зависимость абсолютных зрительных порогов от информированности и неинформированности испытуемых о месте появления сигнала. Там же.
Этим заканчивается схема маршрута спуска от концепту- альных когнитивных структур к сенсорным. Если теперь выйти за пределы межуровневых связей внутри интериоризованной си- стемы интеллекта и обратиться к наглядно-действенному мыш- лению как одному из видов мыслительных процессов и как форме работы интеллекта, включающей практическое опериро- вание вещами, то весь предшествующий анализ дает основание сделать следующее заключение: зрелое наглядно-действенное мышление именно как вид мыслительных процессов отли- чается от наглядно-действенного мышления как исходной гене- тической стадии и уровня развития интеллекта именно тем, что в первом случае регулятором практического действия является интеллект как цлостное когнитивное образование. Не случай- но эта форма мыслительной деятельности воплощена в понятии практического интеллекта, поскольку в регуляции практическо- го действия здесь участвуют все когнитивные структуры, объеди- ненные концептуальной регуляцией и двойной интеграцией. Высшую форму работы практического интеллекта можно тем самым определить как концептуально управляемое опериро- вание, операндами которого здесь являются уже не идеальные психические структуры, а реальные физические, в том числе и социальные, объекты. Если, таким образом, наглядно-дейст- венное мышление как генетический уровень является исходной точкой развития интеллекта, то практическое мышление как вид мыслительных процессов и как форма интегральной работы интеллекта воплощает в себе заключительный итог этого раз- вития.
Помимо воздействия концептуальной регуляции на ниже- лежащие когнитивные структуры, взятые в отдельности, бла- годаря которому они приобретают дополнительные свойства, имеется и сквозной эффект концептуальной регуляции, полу- чающий свое выражение на всех уровнях интеллекта. Есть основание предполагать, что таким сквозным эффектом управ- ления <сверху> является внимание. Хорошо известны эмпирико- теоретические трудности, связанные с интерпретацией содержа- ния этого психологического понятия. Что касается понятия непроизвольного внимания, то его содержание фактически совпадает с характеристиками того психического процесса, в составе которого оно функционирует (например, объем вни- мания и объем восприятия). С этой точки зрения очень пока- зательны факты, свидетельствующие о том, что перцептивные, например, процессы в определенном диапазоне и на опреде- ленном уровне могут осуществляться вообще без участия вни- мания.29 Произвольное же внимание выражается именно в ха- рактеристиках его управляемости, таких, как концентрация. распределение, переключение. Но эти характеристики явно свя-
-Ї См., напр.: Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973.
заны с осмысленностью, т. е. с включенностью речемыслитель- ного уровня в соответствующий психический акт, в составе которого внимание себя обнаруживает. Исходя из этих основа- ний можно предполагать, что психическая реальность, стоящая за термином <произвольное внимание>, фактически воплощает в себе воздействие высших уровней когнитивной иерархии, кото- рые распространяют свою (вытекающую из организации рече- вых сигналов) произвольную управляемость и на регулируемые ими нижележащие структуры, входящие в состав интеллекта.
4. Соотношение структурных, статистических операционных и энергетических аспектов интеллекта, его интегральная структура и развитие
Из рассмотренных общих принципов организации интел- лекта следует далее положение о том, что кроме указанных выше эффектов концептуальной регуляции, относящихся к каж- дому из когнитивных уровней в отдельности, и кроме <сквоз- ного> эффекта, воплощенного, по-видимому, в форму произ- вольного внимания, должны иметь место и более общие преобразования, которые относятся к связям между разными когнитивными структурами и воплощают в себе результаты ин- теграции интеллекта, идущей от <вершины> к <корням>. Если интеграция <снизу> осуществляется за счет сквозного характе- ра первоснгнального языка симультанных пространственных гештальтов, пронизывающих все уровни интеллекта, то интег- рация <сверху> должна, по-видимому, детерминироваться про- никновением формы организации высшего, понятийного слоя во все нижележащие когнитивные структуры и их сквозной перестройкой <по образу и подобию> концептуальной системы.
Специфическим принципом организации отдельного концеп- та как структурной единицы понятийного мышления является, как было показано, инвариантность отношения уровней об- общенности обратимого межъязыкового перевода. Психическая структура отдельного концепта составляет программную мат- рицу, на которой строится иерархическая система понятий раз- ной меры общности, составляющая понятийный интеллект как целостное гештальт-образование. Такая системная структура понятийного слоя интеллекта вносит, в свою очередь, свойст- венный ей принцип организации во все нижележащие его слои. Включаясь в принцип организации понятийного мышления и вместе с тем уходя к сенсорным корням интеллекта, язык симультанных пространственно-предметных структур служит посредствующим звеном, через которое все нижележащие ког- нитивные структуры вплоть до сенсорных втягиваются в <ин- формационный насос> концептуальной системы. Так как принцип организации последней заключается в поддержании иерар- хичности, т. е. разведенности уровней обобщенности и сохра-
нении инвариантного отношения между ними, именно такому иерархизующему воздействию <сверху> подвергаются все более низко расположенные пласты когнитивных структур.
Наиболее общим психофизическим (в широком смысле) эффектом такого прогрессирующего расслоения уровней об- общенности по всей вертикальной оси интеллекта должно, по- видимому, быть понижение порогов или повышение интеллек- туальной чувствительности к различию и сходству этих уров- ней обобщенности во всех когнитивных структурах. О снижении сенсорных порогов под влиянием внесенсорного фактора - по- нятийного мышления уже упоминалось как об эксперименталь- ном факте. Аналогичному сенсибилизирующему воздействию сверху подвергается, по-видимому, и порог перцептивного раз- личения-minimum separabile. Что касается перцептивно-мнеми- ческого порога узнавания (minimum cognoscibile), то экспери- ментально выделенная феноменология специфического и не- специфического узнавания говорит о представленности в нем именно разных уровней обобщенности. Поэтому их разведение под иерархизующим воздействием сверху не может, по-види- мому, не оказывать сенсибилизирующего воздействия и на этот порог. Аналогичным образом, самая сущность разведения уров- ней обобщенности и внутри собственно мыслительных когни- тивных структур дает, по всей вероятности, основания ввести понятия <ментального> порога (порога мыслительного выделения отношений, подвергающихся межъязыковому переводу) и кон- цептуального порога (порога различения родо-видовых соотно- шений) и, соответственно, ожидать снижения этих порогов в хо- де прогрессирующей иерархизации интеллекта. Интегральным эффектом такой обобщенной сенсибилизации является, по-ви- димому, повышение общей чувствительности интеллекта как иерархической <шкалы>.
Описанное расчленение уровней обобщенности должно да- вать и свои более частные интегративные эффекты в преобразо- вании структурных, статистических, операционных и энергети- ческих характеристик интеллекта.
Наиболее очевидным результатом структурных изменений интеллекта под влиянием его иерархизации прежде всего долж- но являться увеличение числа вычлененных уровней обобщен- ности в его общем составе. Но такое увеличение числа уровней по своему существу не может быть только ростом числа равно- правных параллельных слоев. Каждый расщепляющийся уро- вень добавляет по крайней мере одну видовую и одну родо- вую горизонталь в иерархии. Поэтому такое расщепление ведет к увеличению разнообобщенности уровней, к одновремен- ному увеличению числа более частных и более общих слоев. А так как иерархизация есть не просто разведение уровней, но и их соотнесение с сохранением инвариантности их отношения, то всё более частные видовые структуры включаются во всё более
общие родовые образования, и в результате одновременно про- исходит прогрессирующая дифференциация и прогрессирующая интеграция, т. е. аналитика-синтетическая деятельность в пря- мом и точном психологическом смысле этого слова. Растет число все более крупных гештальт-блоков, состоящих из все бо- лее дробных структурных единиц. Вся интеллектуальная шкала подвергается все более многообразной градуировке и растет полнота ее диапазонов на обоих концах вертикаль- ной оси иерархии. Поскольку же родовые структуры расщеп- ляются и конкретизируются в видовые и индивидуальные ряды, происходит дробление единиц и на горизонтальных осях. Та- ким образом, по обеим осям интеллектуальной иерархии осу- ществляется <анализ через синтез> (Рубинштейн) или анализ внутри синтеза.
Одним из побочных, но очень важных результатов увели- чения числа отдельно функционирующих дробных единиц внут- ри гештальт-образований все большего масштаба является рас- ширение сферы действия общего ассоциативного принципа связи психических структур, увеличение числа возможных ассо- циативных сочетаний и, соответственно, прогрессирующее рас- ширение первичного ассоциативного фонда интеллекта как целого.
Таковы лишь самые основные структурные изменения интел- лекта, следующие из обсуждаемого принципа его интеграции, идущей от вершины к корням. Эти структурные преобразова- ния в меру и в силу действия тех же самых общих принципов должны быть связаны и с изменениями количественно-информа- ционных, статистических характеристик.
Каждый из уровней обобщенности имеет свои частотные характеристики и длину алфавита. Рассмотренное выше сохра- нение статистической инвариантности предельного отношения этих длин, включение видовых структур во все более отдален- ные общие роды и конкретизация родовых образований во все более обширные видовые и индивидуальные ряды (остающие- ся, однако, внутри все более крупных блоков иерархии) неиз- бежно увеличивают общую длину алфавита, которым опе- рирует интеллект. Тем самым растет общее количество актив- но перерабатываемой им психической информации. Вместе с тем укрупнение целостных блоков, объединяющих отдельные еди- ницы, в силу основных закономерностей кодирования сущест- венно увеличивает информационную емкость интеллектуальной системы и облегчает весь процесс переработки когнитивной информации, ее компактной <упаковки> и экономного включе- ния в оперативную и долговременную память.
Следующий шаг ведет к операционным характеристикам. Происходящее в процессе иерархизации увеличение числа круп- ных и мелких единиц в интегральной системе интеллекта неиз- бежно влечет за собой увеличение разнообразия возможных
<маршрутов>, допускаемых <траекторий> и способов сочета- ния вычленяющихся интеллектуальных операндов. Вместе с этим соответственно растет и число возможных операций, производимых над операндными структурами, и, следователь- но, происходит прогрессирующее развертывание всего опера- ционного состава интеллекта, относящееся к фонду концепту- альных, общемыслительных, мнемических, перцептивных и сен- сорных действий. Но такое развертывание операционного соста- ва на всех уровнях когнитивных структур интеллекта, в свою очередь, должно иметь своим следствием выработку, совершен- ствование и закрепление интеллектуальных навыков и повыше- ние общего резерва интеллектуальных автоматизмов, что, есте- ственно, усиливает творческий потенциал интеллекта. Вместе с тем такое развертывание операционного состава, разветвле- ние операционных маршрутов и увеличение числа как осмыс- ленных, так и автоматизированных интеллектуальных операций дополнительно увеличивает число возможных ассоциативных сочетаний. Это ведет к росту вторичного ассоциативного фонда, являющегося эффектом последействия интеллектуальных опе- раций, проложивших новые маршруты в системе интеллекта и многообразно связавших его структурные единицы.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |