КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 8 страница
туры состоит в инвариантности соотношения уровней обобщен- ности, исходит из того, что все инварианты когнитивных струк- тур, относящихся к нижележащим уровням, включаются в орга- низацию понятийной мысли. Инварианты образного уровня познавательных структур входят в мышление через один из его языков, а общемыслительный инвариант обратимого пере- вода информации с одного языка на другой входит в органи- зацию понятийной структуры, в которой этот перевод представ- лен минимум на двух уровнях обобщенности. Это и создает в данном пункте анализа критическую ситуацию для проверки рассматриваемой закономерности: поскольку все резервы ин- вариантности, коренящиеся в иерархии познавательных струк- тур, в этой закономерности учтены и если она отвечает реаль- ности, то вся эмпирическая специфика операционного состава понятийной мысли должна органически следовать из принципа инвариантности соотношения уровней обобщенности в се струк- туре и динамике.
Как было показано выше, эта подлежащая объяснению
эмпирическая специфичность операционного состава понятий- ной мысли связана именно с достигаемой только на этом уров- не полнотой обратимости операций, сочетающихся здесь в ор- ганически целостный ансамбль или некий <операционный геш- тальт>. Прямая и обратная операции объединяются в парные композиции, а эти пары, в свою очередь, координируются в це- лостные системы, которые подчиняются, согласно Пиаже, за- конам внутреннего равновесия, создаваемого именно полнотой обратимости внутри соответствующих парных сочетаний. Такой органически целостный <операционный гештальт> и составляет <группу>. По самому смыслу этого понятия оно воплощает в себе инвариантность некоторых операндов относительно соот- ветствующей системы операций. Существо обсуждаемого вопро- са состоит в том, определяется ли инвариантность понятийного операнда обратимостью соответствующих операций или, наобо- рот, сама обратимость операций, фактически констатируемая в эмпирической картине, является следствием инвариантности
35 См.: П и а ж е Ж. РОЛ!) действия в формировании мышления.- <Во- просы психологии>, 1965, № 6.
операнда, которая в этой обратимости операции объективно проявляется.
Если верен рассматриваемый принцип инвариантности отно- шения уровней обобщенности в структуре понятийной единиць;, то органическая целостность и внутренняя уравновешенность операционного ансамбля, выраженная полнотой обратимости входящих в него операций, должна вытекать из специфики организации понятийного операнда именно как инварианта преобразования уровней обобщенности. Но понятийный опе- ранд, как было показано, включает в себя минимум два уровня обобщенности-родовой и видовой, отношение между которы- ми остается инвариантным. Двухуровневой обобщенности как структурной характеристике операнда соответствует двойная направленность обобщения как мыслительной операции. Пере- ход от видового уровня к родовому представляет собственно обобщение, или положительное обобщение, а переход от родо- вого уровня к видовому воплощает отрицательное обобщение. или конкретизацию (или, точнее говоря, индивидуализацию). При этом поскольку без двухуровневой обобщенности не суще- ствует понятийного операнда, то операции положительного и отрицательного обобщения нерасторжимо соединены в опе- рационную пару. Каждая из этих противоположных операции работает здесь именно и только в качестве партнера и в изоли- рованном виде не функционирует, ибо изоляция одного из парт- неров автоматически разрушает структуру операндной поня- тийной единицы. При этом полнота инвариантности отношения родового и видового уровней обобщенности операнда опреде- ляет полноту обратимости соответствующих операций внутрп пары.
Но принцип инвариантности отношения уровней обобщенно- сти в структуре понятийного операнда соотнесен не только с операционной нарой <обобщение-индивидуализация>. В са- мом деле,, включенность как минимум двух уровней обобщен- ности в структуру понятийной единицы с необходимостью предполагает выделение родовых и видовых признаков из цело- стного пространственно-предметного гештальта (операция ана- лиза) и соединение их в единую структуру здесь уже не образ- ного, а <концептуального> гештальта (операция, синтеза). При этом в такой же мере, как здесь невозможно обобщение без конкретизации, нереализуемы и изолированные друг от друга анализ и синтез. И нерасторжимость партнеров каждой из опе- рационных пар, и неотделимость обеих пар друг от друга детер- минированы дпухуровпевостыо структуры понятийного опе- ранда.
Обратимся теперь к третьей операционной паре -сравнс- НИ10. Аналитическое разделение родовых и видовых уровней внутри психической структуры понятийной единицы и поддер- жание инвариантности соотношения между ними. не допускаю-
щеп отождествления рода с видом, с необходимое гыо предпо- лагает различение минимум двух видовых признаков ниутр!;
общего рода (ибо при невозможности выделить хотя бы дв:1 вида внутри рода оба уровня неизбежно фактически совпада- ют). Но такое различение двух видов внутри рода вместе с тем с необходимостью сопряжено с идентификацией, или ото- ждествлением, их общего родового признака. Таким образом, партнеры операционной пары <сравнение> в такой же мере органически связаны друг с другом, как и партнеры других операционных пар.
В итоге нерасторжимость партнеров всех трех операцион- ных пар и органическая координация этих пар в целостный ансамбль или группу вытекает из двухуровневости структуры понятийного операнда, а внутренняя уравновешенность этого ансамбля, создаваемая полнотой обратимости внутри каждои из операционных пар, следует из поддержания инвариантности отношения между родовым и видовым уровнями в структуре концептуального операнда.
Вообще говоря, абстрактно допустимо и обратное соотноше- ние. т. е..можно считать, в соответствии с теоретической пози- цией Ж. Пиаже, что инвариантность отношения уровней об- общенности в структуре понятийного операнда есть следствие полноты обратимости операций. Но дело в том, что соотноше- ние уровней обобщенности в операнде специфично для каждой отдельной понятийной единицы и определяется се конкретным содержанием, которое задается объектом и проникает на кон- цептуальный уровень, пройдя через все нижележащие слои когнитивных структур, начиная с сенсорно-перцептивных обра- зов данного объекта- Именно эта опора на всю совокупность конкретных познавательных инвариантов, укорененных в меха- низмах соответствующих когнитивных уровней, исключает воз- можность произвольного объединения в общий род таких, на- пример, объектов, как <гвоздь> и <панихида> или <киевский дядька> и <огородная бузина>. Реализуемое всеми этими инва- риантами ограничение степенен свободы, необходимых для операции такого хаотического обобщения, как раз и определяет смысл соответствующих поговорок, из которых взяты приведен- ные примеры.
Таким образом, за инвариантностью отношения родового и гидового уровней обобщенности стоит пся Иерархия инс})орма- И110Н11ЫХ структур, относящихся к данному конкретному объек- ту отражения и включающих свои специфические ирострапст- иснно-времгнныс предметные характеристики и соответствую- щие им частоты встречаемости. Тем самым инвариантность отношения уровней обобщенности, специфичная для каждого понятийного операнда, имеет более общие и более глубоко лежащие источники, чем операциональны!! состав соответст- вующего концепта. А такое сохранение инвариантности соог-
ношения родового и видового уровнем в структуре концепта получает свое выражение в обратимости операций, которая является следствием и индикатором этой инвариантности.
Обратное же соотношение не имеет оснований потому,-что если корни инвариантности как причины обратимости поддают- ся объяснению с помощью другого базиса, то источники обрати- мости операций, трактуемой как причина инвариантности опе- ранда, остаются неизвестными. Используемая Пиаже ссылка на общебиологическне основания координации операций, па укорененность последней в организме как носителе психики не снимает неопределенность, а, наоборот, увеличивает ее,посколь- ку такой источник обратимости, отнесенный к организму, явля- ется, во-первых, слишком общим и не содержит оснований для специфичности операционного состава данного конкретного по- нятийного операнда и, во-вторых, не содержит никаких видимых подступов к возможной схеме такого впутриорганического ме- ханизма обратимости операций.
Следовательно, инвариантность операнда не поддается вы- ведению из обратимости операций, а полнота обратимости операций, сочетание противоположных операций в нерастор- жимые пары и координация парных композиций в органически целостный операционный гештальт или группу могут быть представлены как следствие принципа инвариантности отно- шения уровней обобщенности в структуре понятийного опе- ранда. И тогда <негативом> этого соотношения являются неза- вершенность целостности операционного ансамбля и все дефекты полноты обратимости, свойственные предпонятийгому мышлению.
Этот вывод, касающийся соотношения инвариантности поня- тийных операндов с обратимостью мыслительных операций, носящий в контексте анализа данной отдельной эмииричесхои характеристики относительно частный характер, представляет. однако,. принципиальный теоретико-психологический и джс общефилософский интерес.
Как было показано в первом томе монографии, основпии парадокс, выраженный уже в эмпирической картине психиче- ских процессов, состоит в том, что будучи, как и всякая дру- гая функция организма, свойством или состоянием своего носителя, этот процесс в его итоговых характеристиках поддает- ся формулированию лишь в терминах свойств объектов, доз- действующих на носителя психики, состояния же самого носи- теля в картине психического акта не представлены. С особой остротой эта парадоксальность выражена, конечно, в познава- тельных процессах, а с максимальной остротой--на высшем уровне последних, т. е. в понятийных структурах. Теоретико- психологический и общефилософский аспект этого парадокса состоит в том, что, поскольку характеристики познавательного психического акта формулируются в терминах свойств объекта.
они не могут быть выражены в терминах состояний носителя психики; поскольку же познавательный акт все же остается свойством своего носителя, его структура неизбежно должна поддаваться формулированию в терминах состояний послед- пего.
Выход из этой парадоксальной эмпирнко-теоретической си- туации только один: в совокупности многообразных свойств носителя психической информации должны быть найдены такие его состояния, которые сами поддаются формулированию в тер- минах характеристик объекта, отображаемого данной психи- ческой структурой. Но поддаваться формулированию в терми- нах свойств объекта такие состояния носителя психики могут только в том случае, если они сохраняют свойства объекта инва- риантными (в определенном диапазоне и с соответствующей мерой точности). Именно этому требованию не удовлетворяют взятые сами по себе характеристики операционного состава познавательной, в частности понятийной, структуры. Но этому условию удовлетворяют задаваемые объектом и коренящиеся уже в механизмах сенсорно-перцептивных актов инвариантные характеристики различных когнитивных, и в частности понятий- ных, структур.
Уже исходя из этих общих теоретико-методологических осно- ваний следует ожидать, что в соотношении инвариантных ком- понентов когнитивных операндов с их операционным составом исходной детерминантой являются именно задаваемые объектом соответствующие инвариантные характеристики операндных структур и что поэтому ход анализа, отправным пунктом кото- рого избирается сам но себе операционный состав, не может привести к снятию неопределенности. В таком общем заключе- нии могут быть выражены лишь стратегически и философски обоснованные предварительные ожидания, поскольку в нем произведен <прыжок> мысли через все посредствующие кон- кретные звенья эмпирико-теоретического анализа.
И если теперь конкретный эмпирико-теоретический анализ вопроса об этих соотношениях операндов и операций примени- тельно к высшему уровню когнитивных структур, подкрепляя предшествующие аналогичные результаты,36 подтверждает эти ожидания и на вершинной точке иерархии когнитивных пси- хических структур, то этот результат выходит за пределы ана- лиза данной отдельной характеристики эмпирического перечня и приобретает общегносеологический интерес в контексте проблемы психофизиологических механизмов, обеспечивающих построение объективной картины мира.
См.: В с к к ер Л. М. Психические процессы, т. 1, ч. 2, гл. VII, 4.
Чувствительность к.противоречиям ii пере- носному смыслу как выражение полноты по- нимания. Уже при анализе родовых характеристик и общих закономерностей мышления как обратимого межъязыкового пе- ревода была выявлена органическая связь обратимости мысли- тельных операций с феноменом понимания, в котором объектив- ное свойство обратимости находит свое субъективно-психологи- ческое выражение. Однако за пределами диапазона, в котором не требуется соотносить уровни обобщенности, этот универсаль- ный принцип организации всякой мысли, не обеспечивая полноты обратимости операций, не может обеспечить предельной выра- женности феномена понимания. Прежде всего это относится к тому типу понимания, который выражается в выведении свойств объекта мысли из более общих оснований и закономерностей.37 Такая необеспеченность полноты обратимости и влечет за собой все те специфические ошибки и дефекты понимания, которые свойственны допонятийному мыслительному уровню, в частности дефициты в понимании противоречий и переносного смысла (по- скольку чувствительность к противоречиям и переносному смыс- лу требует адекватного соотнесения уровней обобщенности, ко- торое здесь как раз и отсутствует).
Если мера полноты понимания опирается на соответствую- щую степень обратимости операций, то последняя, в свою оче- редь, закономерно связана с уровнем инвариантности операн- дов, над которыми производятся эти операции. Именно поэтому важнейшей эмпирико-теоретической задачей предшествующего анализа было выяснение вопроса о том, какой из партнеров в соотношении инвариантности операндов с обратимостью опе- раций является ведущей детерминантой.
Но проведенный выше теоретический анализ показал, что специфика органической целостности операционного ансамбля понятийного мышления, включающая нерасторжимую коорди- нацию операционных пар и полноту обратимости противопо- ложных операций внутри каждой из них, вытекает из инвари- антности соотношения уровней обобщенности в структуре поня- тийного операнда. Опираясь на все нижележащие когнитивные инварианты, которые вместе с тем включаются и в понятийную структуру, эта специфичная для концепта форма инвариант- ности является, таким образом, ведущей детерминантой, кото- рая определяет полноту обратимости операций (что, конечно, не означает отсутствия обратных связей между инвариантно- стью операндов и обратимостью операций).
37 См.: Дункер К, Психология продуктивного мышления.-В кн.: Пси- хология мышления. М., 1965.
Но если полнота понимания, в частности выраженная чув- ствительностью к противоречиям и переносному смыслу, детер- минируется полнотой обратимости операций, а последняя, в свою очередь, определяется инвариантностью соотношения уровней обобщенности в структуре понятийного операнда, то это означает, что достигаемая на понятийном уровне полнота по- нимания во всех ее эмпирических проявлениях может быть. представлена как следствие той формы инвариантности, кото- рая специфична для психической структуры концепта. Посколь- ку полнота понимания, достигаемая в понятийном мышлении, охватывает здесь не только предметное содержание мысли, но и ее собственную структуру и динамику и тем самым обеспе- чивает возможности коррекции ошибок, есть основания заклю- чить, что все рассмотренные при эмпирическом описании аспек- ты полноты понимания-чувствительность к ошибкам, в част- ности к противоречиям, и к переносному смыслу, превращение мысли в свой собственный объект (выраженное специфической рефлексивностью понятийного мышления), максимальная осознанность и произвольность регуляции совместно обеспечи- ваются полнотой инвариантности в структурной единице поня- тийной мысли.
Соответственно, весь комплекс описанных дефектов пони- мания в допонятийной мысли, относящихся как к ее предмет- ному содержанию, так и к ее собственной структуре и динами- ке, является следствием несохранения инвариантности отно- шения уровней обобщенности, что неизбежно влечет за собой дефициты в работе <детектора ошибок>.
Таким образом, теоретический анализ показывает, что все описанные выше эмпирические характеристики понятийной мыс- ли могут быть в первом приближении предоставлены как след- ствия проверяемого принципа ее организации, состоящего в том, что психическая структура концепта является инвариантом обра- тимого межъязыкового перевода, ведущегося минимум на двух уровнях обобщенности.
Этим заканчивается проверка данного принципа на базе критерия его объяснительной силы по отношению к наличному составу основного эмпирического материала, накопленного в экспериментальной психологии мышления. Далее необходимо произвести проверку этой закономерности по критерию ее про- гностических возможностей. Поскольку, однако, теоретический прогноз требует выведения следствий из рассматриваемой за- кономерности применительно к различным, в том числе меж- процессуальным, аспектам мышления, реализация следующих шагов анализа требует выхода в более широкую область соот- ношений мышления и интеллекта, в контексте которой будут приведены некоторые результаты специальной эксперименталь- ной проверки рассматриваемого принципа организации поня- тийной мысли по критерию его прогностического потенциала.
ГЛАВА VI
МЫШЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТОР ИНТЕЛЛЕКТА
1. Постановка проблемы
Рассмотрением эмпирических характеристик и закономер- ностей организации понятийной мысли заканчивается тот по- уровневый анализ надстраивающихся друг над другом психи- ческих когнитивных структур, фундаментом которых является простейшее ощущение как парциальный метрический инвари- ант, а высшим слоем - психическая структура концепта как инвариант обратимого межъязыкового перевода, совершающе- гося минимум на двух уровнях обобщенности. Принятая в на- чале исследования и сформулированная в первом томе моно- графии стратегия такого поуровневого анализа имела своей целью выявить собственные характеристики и закономерности организации каждого из нижележащих процессов, абстраги- руясь на первом этапе от тех <прибавок>, которые определя- ются обратным влиянием высших, более частных, производных уровней на более общие, исходные <сегменты> этой иерархи- ческой совокупности. Такой этап стратегии был необходим потому, что, не выявив собственные возможности каждого из нижележащих слоев, нельзя установить сущность той прибав- ки, которую привносит следующий, более высокий уровень, над- страивающийся над данным.
Однако теперь, когда этап поуровневого аналитического исследования завершен рассмотрением высшего, концепту- ального пласта иерархии когнитивных структур, естественно встает вопрос о закономерностях синтетической организации этой иерархической совокупности, функционирующей как интег- ральное образование.
Такая целостно функционирующая совокупность познава- тельных процессов, включающая все уровни, начиная от сен- сорного и кончая концептуальным, ближе и полнее всего охва- тывается категорией <интеллект>. Поскольку весь предшествую- щий анализ показал, что высшие уровни этой интегральной совокупности не эмансипируются от закономерностей, являю- щихся сквозными для всех слоев когнитивных структур, и что концепт включает в себя образные компоненты, проходящие от корня познавательной иерархии через весь ее ствол до самых вершинных образований, понятийное мышление неизбежно вы- ступает как форма интегральной работы многоуровневой иерар- хии интеллекта, охватываемой общим принципом, в рамках которого действуют частные закономерности каждого из уров- ней в отдельности. Так последовательный ход анализа есте- ственно подводит к вопросу о соотношении мышления и интел- лекта.
Проблема структуры интеллекта занимает промежуточное
положение в системе психологических знаний. Она относится к средним уровням обобщенности иерархии психологических дисциплин. С одной стороны, через систему ментиметрических измерений и основанных на них методов психодиагностики про- блема интеллекта связана с целым рядом прикладных обла- стей-педагогической, клинической, инженерной психологией и т. д. С другой стороны, она опирается на общепсихологиче- скую теорию познавательных процессов, основанную на суще- ственно более широком эмпирическом базисе и более универ- сальном концептуальном аппарате. При этом острота при- кладного запроса к практическим выводам, из теории интел- лекта непрерывно и со все большим ускорением возрастает, а возможности дальнейшего развития самой теории интеллекта на пути прямого эмпирического обобщения результатов менти- метрических измерений и данных психодиагностики все более явно понижаются, и также со все большим отрицательным ускоре- нием. Это тревожащее соотношение связано с тем, что воз- можности такого прямого выявления связей и закономерностей, лежащих близко к эмпирической поверхности, уже почти исчер- паны, а существенное дальнейшее повышение валидности и на- дежности психометрических измерений интеллекта само бази- руется на знании основных закономерностей природы измеряе- мых явлений. Общие принципы метрологии с необходимостью требуют, чтобы функциональные зависимости, воплощающие природу измеряемой величины, были положены в основу выбо- ра ее единиц и соответствующих способов и процедур измере- ния. А это, в свою очередь, неизбежно связано с дальнейшим развитием общепсихологической теории познавательных про- цессов.
Между тем в общепсихологическом истолковании закономер- ностей различных познавательных процессов и связей между ними продолжает царить значительный <концептуальный бес- порядок>. Здесь имеется целый спектр различных интерпре- таций, крайние варианты которых воплощают альтернативу двух противоположных направлений. На одном из этих полю- сов разные познавательные процессы, входящие в состав интел- лекта, представлены средствами совершенно разных систем понятий и в терминах разных научных языков (психофизика, теории перцептивных гештальтов и логико-лингвистические кон- цепции мышления). На другом полюсе, наоборот, границы меж- ду ощущением, восприятием, мышлением, интеллектом размыты. Как уже упоминалось, несмотря на резкое различие в понимании природы психических явлений бихевиоризмом н гештальтиз- мом, их общей предпосылкой является стирание граней между образом, мышлением и интеллектом, которое в бихевиоризме слу- жит основанием отрицания психики, а в гештальтизме факти- чески приводит к пренебрежению спецификой собственно чело- веческого интеллекта.
Такое <уплощение> разноуровневой иерархии, маскирующее специфические особенности каждой из познавательных струк- тур, входящих в состав интеллекта, неизбежно влечет за собой феноменологический подход к его изучению. И не случайно поэтому обзор современного состояния проблемы интеллекта, далеко ушедшей в своем эмпирическом развитии от раннего бихевиоризма и гештальтизма, все же выявляет доминирование феноменологических констатации над собственно структурным анализом. А феноменологизм существенно замедляет удовлет- ворение острого запроса со стороны прикладных областей зна- ния. В особенности этот феноменологический подход <противопо- казан> такому прикладному аспекту проблемы человеческого интеллекта, как его моделирование в системах искусственного интеллекта, поскольку самая сущность моделирования требует
знания структуры и механизмов организации моделируемого объекта.
Преодоление же феноменологизма и стоящей за ним мни- мой альтернативы взаимоисключающих интерпретаций требует четкой дифференциации исходных и производных уровней по- знавательных процессов, входящих в состав интеллекта, но осуществленной, однако, в рамках общих закономерностей их организации. А эта задача разведения исходных и производ- ных, общих и частных уровней и форм интеллекта, в свою оче- редь, с необходимостью требует специальной стратегии, опи- рающейся на генетический принцип и метод абстрагирующей <экстирпации> высших уровней. Только такая стратегия дает возможность выявить собственные характеристики и законо- мерности каждого из видов и уровней познавательных процес- сов и лишь на этой основе подойти к раскрытию способов их синтеза <снизу> и <сверху> в интегральную структуру челове- ческого интеллекта.
Именно такая прицельная установка, соответствующая основным идеям того целостного подхода к изучению структуры интеллекта, который воплощен в теоретической концепции и экспериментальных исследованиях Б. Г. Ананьева2, и была положена в основу выбора аналитической стратегии абстраги- рования от высших уровней интеллекта на первых этапах его исследования. Та основная часть исследовательского <маршру- та>, которая реализует такой поуровневый подъем от элемен- тарной сенсорной структуры к когнитивной структуре концеп- та, и составляет содержание предшествующих глав данного тома. Произведенное выше рассмотрение каждой из этих
См.: Ю р к с в it ч В. С. Изучение общей одаренности за рубежом.- <Вопросы психологии>, 1971, № 4.
2 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, Л., 1968: Раз- витие психофизиологических функций взрослых людей. Под ред. Б. Г. Ана- ньева и Е. 1.1. Степановой. М., 1972.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |