Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками 3 страница




Одним из важных средств эмоционально-эстетического разви­тия является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание обра­зов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребен­ка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с мотор­ной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голо­сового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызыва­ют усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосре­доточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепля­ется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигатель­ным, обонятельным), служит важнейшим средством развития пси­хики ребенка.

 

§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

Овладение речью как средством общения и познания окружаю­щего мира является важнейшим условием социального и позна­вательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека.

Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговремен­ной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонети­ческим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интона­ция.

Развитие навыка слухового восприятия устной речи представля­ет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоени­ем языка, произносительных умений, развитием познавательной де­ятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта.

Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухо­вого опыта, а не пассивные реакции организма на звук.

Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенство­вание слуховой системы и выявляется врожденная приспособлен­ность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других зву­ков и незнакомых голосов.

У новорожденных детей, даже недоношенных, в ответ на гром­кий голос или звук погремушки появляются различные двигатель­ные реакции: ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. Иногда реакции могут быть другими: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, делает сосательные движения. Реакция на громкий звук может также сопровождаться подергиванием глаз­ных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо — с 10—12-й недели поворачивает голову в сторону зву­кового раздражителя, реагируя таким образом как на звучание иг­рушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы свя­зана с возможностью локализации звука в пространстве. Реакция, выражающая способность ребенка устанавливать источник звука в пространстве, возникает прежде всего на звук голоса и лишь затем на другие звуки.

В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интер­валы между звуками. Эта способность является необходимым ус­ловием для овладения языком, поскольку языковая способность за­ключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а так­же основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи (Д. И. Тарасов и др., 1984).

В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник зву­ка в пространстве, избирательно и дифференцированно реагирует на него. Способность к различению звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок по-разному реагирует на различные интонации и разные слова, хотя они воспринимаются им на первых порах нерасчлененно.

На протяжении первого года жизни у ребенка формируется об­ратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Ребенок пользуется этой связью для контроля собственного голоса. Благо­даря обратной связи с 4—5-го месяцев жизни ребенок воспроизво­дит ритм, интонацию, длительность и частоту речевых звуков.

Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным раз­витием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важней­шим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В ос­нове формирования этих умений лежит согласованная деятельность слухового анализатора и сохранность проприоцептивной чувстви­тельности артикуляционного аппарата. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, стремится вос­производить за ним цепочки слогов. Это время закономерного по­явления лепета, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голо­совое общение взрослого.

К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понима­ние обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные ин­струкции и вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ре­бенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи. Адекватность реакции ребенка в 7—8 месяцев на слово зависит от его расположения в пространстве, привычности обстановки, инто­нации говорящего. Лишь постепенно слово начинает выделяться ре­бенком из всего комплекса воздействующих на него раздражителей. До этого времени ритмико-мелодическая структура слов и слово­сочетаний служит главным сигнальным признаком. Помимо инто­нации ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов, их ритмический контур. Однако входящие в состав слова фонемы вос­принимаются еще очень обобщенно.

Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспри­нимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение. Успешное выполнение этих функций предпо­лагает надлежащий уровень аналитико-синтетических процессов в сфере речеслухового анализатора. В процессе восприятия речи ок­ружающих лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка. К концу пер­вого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмичес­кому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи. Ребенок приобретает способность улавливать сна­чала грубые, а затем и более тонкие акустические различия, с по­мощью которых в языке осуществляется противопоставление фо­нем. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием про­износительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторон­ний характер. С одной стороны, дифференцированность произно­шения зависит от состояния слуховой функции, с другой — умение произнести звук облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференцировки предшествует уточнению произносительных навыков. Взаимосвязь функций слухового и речедвигательного анализаторов в процессе формирования произ­ношения подробно раскрыта в работах В. И. Бельтюкова, Ф. Ф. Pay, Н. X. Швачкина и др.

В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с фор­мированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприя­тия звукового состава речи.

В основе формирования фонематического слуха ребенка лежит постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок ко все более тонким. При этом конкретная последовательность в ус­воении фонематических противопоставлений в значительной сте­пени связана с вмешательством речедвигательных дифференциро­вок (Н. X. Швачкин).

Овладение фонемами, как и другими фонетическими элементами речи, предполагает сопряженную деятельность слухового иречедви-гателъного анализаторов. При этом слуховому анализатору принад­лежит ведущая роль. Акустические образы речи окружающих запе­чатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения. Сличая собственную звуковую продукцию с запе­чатленными в памяти образцами речи окружающих, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадения с произноше­нием взрослых.

Дифференцированное слуховое восприятие фонем служит одним из необходимых условий их правильного воспроизведения в про­изношении. Важнейшее значение для усвоения звуков речи имеет развитие речедвигательной сферы, в частности развитие аналити-ко-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, ха­рактер моторных трудностей, связанных с овладением артикуляци­ей различных фонем (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Ф. Ф. Pay).

Первые годы жизни ребенка являются критическим периодом, когда мозг в высокой степени чувствителен к восприятию и исполь­зованию таких стимулов окружающей среды, как звуки речи. При­менительно к развитию слуховой функции это означает наличие такой стадии в развитии мозга, при которой звуки необходимы для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи и осознания смыслового содержания слов и фраз. Если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то врожденная язы­ковая способность не сможет полностью реализоваться.

Считается, что формирование фонематического слуха заканчи­вается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение не­скольких лет.

Совершенствуя свое произношение в дошкольный период детства, к пяти-шести годам ребенок полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмико-мелодического оформления фразы, вариативностью инто­наций живой речи. Физиологическую основу полного овладения фо­нетикой речи составляет сложная система второсигнальных услов­ных связей в области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний.

Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими за­кономерностями, нормами формо- и словообразования. Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выра­жения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттен­ков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы.

В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельнос­ти, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Какую роль играет слух в жизни человека?

2.Назовите основные свойства слухового восприятия.

3. Какое значение имеет сохранный слух для психического развития детей
раннего и дошкольного возраста?

4. Как развиваются слуховые реакции ребенка в период младенчества?

5. В какой возрастной период происходит наиболее интенсивное формиро-
вание речевого и фонематического слуха?

Литература

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М, 1981.

Лурия А. Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. — М., 1975.

Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. — М., 1988.

Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. — М., 1973.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1. Тарасов Д. И., Наседкин А. К, Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у де­тей. - М., 1984.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1.

 

 

Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

 

§ 1. Причины нарушений слуха

Представление о причинах нарушений слуха имеет большое зна­чение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на психическое развитие, оценки состояния речи. Учет причин снижения слуха также необходим при определении педагогических мероприятий и прогнозировании эффективности коррекционной работы.

Существуют различные взгляды на определение причин нару­шений слуха. В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или спо­собствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989).

К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской туго­ухости. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% дет­ской глухоты. При этом авторы подчеркивают, что в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается нали­чие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной систе­мы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

Наследственный фактор приобретает значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Вероятность рождения глухого ребенка у глухих родителей достаточно высока. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным призна­ком. Рецессивное нарушение слуха проявляется обычно не в каж­дом поколении.

Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воз­действия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отя­гощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоу­хости. Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой по­ловине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие орга­на слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.

Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности ото-токсическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Сре­ди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы.

Причиной врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или груп­повой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической бо­лезни новорожденных.

К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слу­ха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретен­ных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой при­чиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встреча­ются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некото­рых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внут­реннее ухо.

Стойкие приобретенные нарушения слуха чаще всего связаны с поражением внутреннего уха и ствола слухового нерва. В ряде слу­чаев внутреннее ухо страдает при переходе воспалительного процес­са из среднего уха.

В этиологии стойких нарушений слуха у детей особенно велика роль инфекционных заболеваний. Из инфекционных заболеваний, вызывающих тяжелую патологию органа слуха, наиболее опасны менингит, корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит. Менин­гит вызывает не только нарушение слуха, но и расстройство функ­ции вестибулярного аппарата, что в свою очередь в дальнейшем обуславливает ряд отклонений в развитии ребенка.

Значительный процент стойких нарушений слуха связан с при­менением высоких доз ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. По некоторым данным, поражения слуха у детей под действием ототоксических антибиотиков составляют около 50% приобретен­ной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984). Факторами, спо­собствующими поражению слуха у детей при использовании ото­токсических антибиотиков, являются повышенная индивидуальная чувствительность к этим препаратам, недоношенность, общая ос-лабленность. Особенно неблагоприятно воздействие этих антиби­отиков при наличии воспалительного процесса в органе слуха и имеющихся нарушениях слуховой функции.

Одной из причин возникновения нарушений слуха являются раз­личные травмы. Слуховой орган может пострадать вследствие ро­довой травмы в связи со сдавлением головки ребенка, в результате наложения акушерских щипцов. Серьезные нарушения слуха могут возникнуть при травмах внутреннего уха, возникающих вследствие падений ребенка с большой высоты, при дорожно-транспортных происшествиях.

Среди причин нарушений слуха большое значение имеют заболе­вания полости носа и носоглотки, особенно аденоидные разращения. Чаще всего при этих заболеваниях у детей появляется нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость), которое при правиль­ном лечении исчезает.

Вместе с тем определение причин возникновения снижения слу­ха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.

§ 2. Классификации нарушений слуха

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены раз­личные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждени­ях и школах для детей с нарушениями слуха является классифика­ция Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком со­стоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха по­ложены результаты исследования слуха методом тональной аудио-метрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия. Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них ус­ловно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.).

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном

овладении речью. Однако остается возможность овладения с помо­щью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухос­ти Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три сте­пени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возмож­ности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухос­ти, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспри­нимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м. При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь восприни­мается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разго­ворной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Ней­ман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классифика­ции Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при ко­торой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что воз­можности, которыми располагают глухие дети для различения зву­ков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспри­нимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой часто­ты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в ши­роком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков су­ществует определенная зависимость. Дети с минимальными остатка­ми слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоя­нии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, гром­кие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и чет­вертой группе, в состоянии различать речевые звучания — несколь­ко хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Таким образом, все глухие дети имеют большие или меньшие ос­татки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важ­ную роль в процессе формирования устной речи.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицин­ских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень — от 40 до 55 дБ;

3-я степень ~- от 55 до 70 дБ;

4-я степень — от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференцированного обуче­ния, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплекто­вания групп в них, разработку путей обучения детей с различным со­стоянием слуха оказала педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторич­ных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис определила основные критерии, положенные в осно­ву педагогической типологии детей с недостатками слуха и харак­теризующие своеобразие их развития.

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рас­сматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недо­статка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухово­го анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психичес­кого развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклоне­ний в развитии, прежде всего в формировании речи.

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письмен­ной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит пре­пятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни че­ловека.

3. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, на­рушение слуха препятствует естественному развитию речи; с дру­гой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше воз­можностей использования своего слуха.

4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнооб­разна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню ре­чевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетани­ем следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового наруше­ния; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между сниже­нием слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем силь­нее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха может быть определяющим фактором в раз­витии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Поте­ря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает рас­пад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слу­ха речь может частично сохраниться. Однако без специальной пе­дагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

Педагогические условия, в которых находился ребенок после по­тери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить разви­тие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, лич­ностном развитии. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопроте­зирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразви-вающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослыша-щего ребенка очень важен уровень психического развития, отсут­ствие дополнительных нарушений (задержка психического разви­тия, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речево­го развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладе­вают речью, чем вялые, пассивные.

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педа­гогической типологии, Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не со­здает возможности для спонтанного формирования речи (без спе­циального обучения).

В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухи­ми или потерявшие слух в период, предшествующий формирова­нию речи (примерно до двух лет) — это ранооглохшие дети. Вторая категория — дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей ха­рактеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослыша­щих детей. Первая категория — слабослышащие дети, которые к мо­менту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (от­дельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа — слабослышащие дети, владеющие развер­нутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматиче­ском строе, фонетическом оформлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.