Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гемипарез- СМ. Гемиплегия




Г

ГАРГОИЛИЗМ — тяжелое наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением обмена веществ, входящих в состав соединительных тканей; проявляется в поражениях костно-суставной системы, внутрен­них органов, ЦНС. Впервые две формы Г. описаны К. Гунтером (1917) и Г. Гурлером (1919) — соответственно синдром Гунтера и синдром Гурле-ра. Термин «Г.» предложен Р. Эллисом в 1936 г. в связи с характерным внешним видом больных (гаргоилы — украшения готич. соборов в виде фантастич. уродцев). Отличительные признаки больных Г.: запавшая пе­реносица, нависший лоб, увеличенные губы и язык, деформированные череп и грудная клетка и др.

Для больных Г. характерна умственная отсталость в тяжелой степени в сочетании с нарушениями речи и слуха, повышенная истощаемость не­рвной системы, предрасположенность к эпилептиформным припадкам.

ГЕБЕФРЕНИЯ — форма шизофрении, возникающая в период поло­вого созревания. Впервые описана под этим названием в 1860—70-х гг. К. Л. Кальбаумом и Э. Геккером. Подростков, страдающих Г., отличает нелепость поведения, манерность жестов и речи, безответственность. Обострение болезни чревато отставанием в интеллектуальном развитии (см. Олигофрентеский плюс).

ГЕМИПЛЕГИЯ (от греч. hemi — половина и plego — поражаю) — од­носторонняя утрата произвольной подвижности, паралич мышц одной половины тела. В основе Г., как правило, лежит поражение отдельных участков головного мозга вследствие воспалений (энцефалит, менингит), опухолей, травм, а также нарушений мозгового кровообращения. Нерез­ко выраженная Г. — гемипарез.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ (от греч. hydor — вода и kephale — голова) — за-

болевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной по­лости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. Суще­ствует гипотеза о наследственной обусловленности Г. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что Г. возникает в результате патологии родов, а также при менингите и менингоэнцефалите. Внешне Г. проявля­ется в деформациях черепа (увеличение лба и темени и т. п.). Характер­ные особенности детей, страдающих Г., — сниженная умственная рабо­тоспособность, частые вспышки эйфории либо гнева, склонность к резо­нерству. Умственной отсталостью страдают примерно 2% больных Г. В ряде случаев после периода прогрессирующей Г. внутричерепное давле­ние нормализуется и заболевание приобретает компенсированный харак­тер.

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч. hyper — чрезмерно

и (dynamis — сила), синдром двигательной расторможенности — наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособно­сти к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усили­вается при утомлении и соматич. заболеваниях. Наиболее выражен у де­тей, страдающих церебрастенией, у к-рых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11—12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода — дозирования нагрузок, смены видов де­ятельности.

ГИПЕРКИНЕЗ (от греч. hyper — чрезмерно и kinesis — движение) — чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органич. и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований). Термином «Г.» обозначается обширная группа двигательных расстройств, среди к-рых хорея; атетоз -медленные напряженные движения кистей рук; тормозной спазм — ана­логичные атетозу непроизвольные выгибания шеи, туловища; миокло-ния — беспорядочные вздрагивания отдельных мышц; тики.

ГИПОКИНЕЗИЯ, гипокинез (от греч. hypo — ниже и kinesis — движение) — снижение двигательной активности. Затруднения движений при Г. могут быть вызваны различными причинами — это параличи, не­подвижность суставов, а также боли разного происхождения, сопровож­дающие моторные акты. Иногда Г. возникает на почве психич. травмы. Крайне выраженная форма Г. — акинезия (полная утрата двигательной активности, неспособность к произвольным движениям). Лечение обус­ловлено характером заболевания, вызвавшего Г.

ГИПОМИМИЯ (от греч. hypo — ниже и mimikon — выразитель­ный) — ослабление мимики (выразительных движений лица) за счет снижения иннервации лицевой мускулатуры. Возникает вследствие раз­личных поражений ЦНС, при параличах и парезах лицевого нерва. Мо­жет выступать симптомом психич. заболевания. Крайне выраженная форма — амимия (полное отсутствие мимики).

ГЛУХИЕ ДЕТИ — дети, страдающие полным отсутствием слуха и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.

Полная (тотальная) глухота встречается довольно редко; обычно сохраня­ется так называемый остаточный слух, позволяющий воспринимать очень громкие, резкие и низкие звуки, чего, однако, недостаточно для восприятия речи. В результате спец. мероприятий по развитию и исполь­зованию остаточного слуха (см. Слуховая работа) значительно повыша­ются возможности детей в овладении устной речью. Потеря слуха, насту­пившая до овладения ребенком речью, при отсутствии спец. обучения приводит к глухонемоте. Обучение Г. д. в спец. образовательных учреж­дениях особого типа (школах-интернатах для глухих) способствует компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-жестовой и письменной речи и, что особенно важно, словесной речи. Обучение осуществляется с использованием зрительного воспри­ятия, кинестезической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с лица, Г. д. начинают понимать обращенную речь, а научив­шись производить речевые движения, начинают произносить слова. Ов­ладение словесной речью способствует преодолению и вторичных дефек­тов у Г. д.

ГЛУХОНЕМОТА — сочетание тяжелого слухового дефекта и связан­ного с ним отсутствия речи. В исключительно редких случаях Г. обуслов­лена сочетанием отсутствия (или тяжелого нарушения) слуха и пора­жения речедвигательного аппарата. В подавляющем же большинстве случаев Г. возникает в связи с врожденным или рано приобретенным слуховым дефектом, когда без спец. обучения (даже при сохранности речедвигательного аппарата) ребенок оказывается неспособным к ос­воению устной речи (не слыша речи окружающих, он не может подра­жать ей).

Если с глухими или слабослышащими детьми не проводятся спец. пед. мероприятия с использованием сурдотехнич. средств, если их обуче­ние и воспитание осуществляется только с привлечением дактильной и мимико-жестовой речи, то такие дети впоследствии оказываются глухо­немыми. Рациональное использование остаточного слуха (а тотально глу­хих детей — меньшинство), спец. пед. мероприятия с использованием сурдотехнич. средств позволяют глухим и слабослышащим овладеть на­выками устной речи. Это обеспечивает им возможность полноценно об­щаться со слышащими за счет продуцирования собственных высказыва­ний в устной форме и восприятия чужой устной речи посредством чте­ния с лица. В связи с этим понятие «Г.» переносится в разряд устарев­ших; лиц, ранее называвшихся глухонемыми, в настоящее время опреде­ляют как глухих.

ГНУСАВОСТЬ — устаревший термин, к-рым ранее обозначались ре­чевые нарушения, определяемые в совр. дефектологии как ринолалия.

ГОСПИТАЛИЗМ — синдром психич. и физич. отсталости, возника­ющий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское уч­реждение (дом ребенка, больницу и т. п.). Проявления Г. — запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчи-

вого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропомет-рич. показатели, рахит и др. В особо тяжелых случаях Г. приводит к пси­хич. заболеваниям (младенческие маразмы), возрастанию частоты ин­фекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Г. является результатом отсутствия или прерывания социальных кон­тактов ребенка со взрослым, поскольку наблюдается даже при хорошем уходе и соблюдении правил санитарии и гигиены.

Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. XX в. Р. Спитцем, к-рый был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребенка с ма­терью. Однако явления Г. могут возникать и в условиях семьи, если ма­тери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внима­ния.

Преодоление Г. возможно за счет обогащения контактов ребенка с родителями, а в необходимых и неизбежных случаях разлучения с роди­телями —за счет создания многообразных эмоциональных контактов с персоналом детских учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.