Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каннера синдром- СМ. Ранний детский аутизм. 1 страница




K

И

Ж

Д

ДАКТИЛОГРАФИЯ — форма общения с грамотными глухими по­средством начертания пальцем контура букв (в воздухе или на какой-ли­бо поверхности). Д. имеет особое значение для общения со слепоглухими; в этом случае буквы воспроизводятся пальцем на ладони слепоглухого. Термин «Д.» употребляется также для обозначения особой техники машинописи.

ДАКТИЛОЛОГИЯ, дактильная речь — своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осу­ществления элементарных форм общения. Впоследствии стала использо­ваться в качестве заменителя устной речи для общения слышащих с глу­хими и глухих между собой. Дактильные знаки (различные положения пальцев) воспроизводят буквенный алфавит определенного языка. По­этому в Д. знаков столько, сколько букв в алфавите данного языка. По очертаниям многие дактилъные знаки напоминают буквы. Д. обеспечи­вает овладение глухими языком слов. Используется в первоначальный период обучения глухих детей в детском саду и спец. школе как ведущее средство формирования речи и как средство общения. Благодаря нагляд­ному характеру Д. легко воспринимается и воспроизводится глухими. В старших классах спец. школы играет вспомогательную роль в сочетании со сформированной устной речью и чтением с лица. В последнем случае Д. помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, гиперметропия — нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при к-рых лучи света вследствие не­достаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки. Встречается у большинства новорожденных, но, как правило, проходит по мере роста ребенка и увеличения глазного яблока. В дет. возрасте Д. может приводить к развитию сходящегося косоглазия. Д. высокой степе­ни (10,0 диоптрий и выше) является одной из причин слабовидения; де­ти, страдающие ею, должны обучаться в спец. образовательных учрежде­ниях.

ДАЛЬТОНИЗМ, протанопия — нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет). Болезнь названа по имени английского физика и химика Дж. Дальтона, к-рый сам страдал ею и впервые описал ее в 1794 г. Д. обусловлен недостатком одного из трех цветовоспринимающих элемен­тов в сетчатке глаза. Встречается преимущественно у лиц мужского пола. Накладывает определенные ограничения на выбор профессиональной де­ятельности; аномального развития не предопределяет. Лечению не под­дается.

ДАУНА БОЛЕЗНЬ, синдром Дауна — хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при к-рой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один слу­чай на 500—800 новорожденных вне зависимости от пола (установлена зависимость частоты рождений больных с синдромом Дауна от возраста матери: у матерей моложе 30 лет этот показатель 1:600, после 34 лет ве­роятность ежегодно удваивается). В 95% случаев в клетках больных име­ется 47 хромосом вместо 46 за счет лишней хромосомы в 21-й паре. Это нарушение (трисомия) наблюдается в том случае, когда у матери при со­зревании половой клетки произошло расхождение 21-й пары хромосом. Значительно реже Д. б. обусловлена иными аномалиями — транслокаци­ей или мозаичностью хромосом.

Больные обладают характерной внешностью (что облегчает постанов­ку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития че­репа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кож­ная складка в углу глаз), запавшая переносица, толстый язык, деформи­рованные уши и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, особенно пальцев рук.

Умственная отсталость при Д. б. в 75% случаев — в степени имбе-цильности, в 20% — идиотии; лишь около 5% больных — дебилы. Мыш­ление больных отличается конкретностью и тугоподвижностью. Вместе с тем у них отмечается наблюдательность, способность к подражанию, эмоциональность с преобладанием положительных реакций, большин­ство послушны и исполнительны, способны овладевать элементарными навыками. Лечение малоэффективно.

ДЕБИЛЬНОСТЬ — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволя­ют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Ус­воение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно. Напр., овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счета, они испытывают большие за-

труднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т. п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной де­ятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонемати-ческого анализа. Отсутствие умения устанавливать адекватные причин­но-следственные зависимости приводит к серьезным затруднениям даже в понимании и решении относительно простых математич. задач.

Дети-дебилы нуждаются в спец. обучении. За 9 лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе началь­ной общеобразовательной школы. Соматич. нарушения, общая физич. ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения мотори­ки, свойственные большинству детей-дебилов, а также особенности эмо­ционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности.

В последние годы предпринимаются попытки провести более диффе­ренцированную оценку степени умственной отсталости. Выделяются лег­кая Д., средняя Д., выраженная Д. Такого рода оценка может иметь большое практич. значение, позволяя более точно и эффективно органи­зовать.учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такого подраз­деления до настоящего времени четко не сформулированы.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (от лат. de-----приставка со значением отсут­ствия и compensatio — уравновешивание) — процесс, обратный компен­сации, — расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухуд­шении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособитель­ных реакций.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia — безумие) — стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. В дет. возрасте после нек-рого периода нормального развития ребенка Д. возникает при органич. поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т. п., а так­же при шизофрении и эпилепсии. Разграничение Д. и олигофрении в ран­нем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психич. ' развития в целом. При возникновении Д. у детей старше трех лет устано­вить диагноз значительно проще.

Специфика интеллектуального дефекта при Д. заключается в нерав­номерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие Д., могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользо­ваться вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспо­собности. Для них характерны общая двигательная расторможенность, возбудимость, крайне недостаточная произвольность поведения.

Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной ком­пенсации интеллектуального дефекта. Так же как олигофрены, дети, страдающие Д., обучаются в спец. образовательных учреждениях в зави­симости от степени интеллектуальных нарушений.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болез­ненное психич. состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Д. сопутствует многим психич. заболеваниям. У аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяже­лую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом. Иногда Д. сопут­ствуют бред и аутоагрессия. Лечение медикаментозное и психотерапевти­ческое.

Различают функциональные состояния Д., возможные при нормаль­ном психич. функционировании, и патологическую Д., являющуюся од­ним из основных психиатрич. синдромов. Употребление же в обыденной речи слова «Д.» как синонима плохого настроения является неоправдан­ной метафорой.

ДЕПРИВАЦИЯ (от позднелат. deprivatio — лишение) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возмож­ностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ре­бенка, выделяются следующие: 1) многообразные стимулы разной мо­дальности (зрительные, слуховые и т. д.); их недостаток вызывает сти-мульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, к-рая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходя­щее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрос­лыми, и прежде всего матерью), обеспечивающие формирование лично­сти; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осу­ществления общественной самореализации посредством усвоения соци­альных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; огра­ничение этой возможности вызывает социальную Д.

Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако оче­видно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенич. навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации по­следствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вы­звавших ее условий.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ — дети, к-рые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. Нек-рые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболева­ния и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов соци­ализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нару­шений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря

зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, мото­рные нарушения при ДЦП и др.) накладывает специфич. отпечаток на формирование познавательных процессов ребенка и его личности. Од­нако не все аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам. Зна­чительная часть детей с сенсорными дефектами за счет спец. средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контакт­ные линзы для слабовидящих) способны в определешюй мере преодо­леть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитательной работы они достигают практически полной социаль­ной адаптации и способны к общественному и профессиональному самоопределению. Аномальные дети с легкой интеллектуальной недо­статочностью также в пределах своих возможностей достигают прием­лемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как инва­лиды.

В то же время среди Д.-и. немало таких, кого не следует относить к категории аномальных детей, т. к. физич. дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается прежде всего тех детей, к-рые в результате травм и заболеваний оказываются ограничены в дви­жениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психич. развития.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психич. функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалид­ность, наступившая в зрелом возрасте, требует реабилитации, т. е. вос­становления (хотя бы частичного) социальных функций человека на ос­нове уже сформировавшейся личности. В этом смысле детская инвалид­ность представляет еще более серьезную проблему, поскольку наклады­вает ограничения не только на проявление личности, но и на ее форми­рование.

Д.-и. оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам ка­налов получения информации: скованные в передвижениях и использо­вании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досяга­емости. Они также часто лишены возможности предметно-практич. деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно ска­зывается на формировании высших психич. функций. Д.-и. страдают от того, что им многое недоступно. Отрицательные эмоциональные переживания, хронич. неудовлетворенность и т. п. могут приводить к патологич. изменениям характера, искажениям в формировании лично­сти. Все эти особенности Д.-и. требуют особого подхода в их обучении и воспитании.

Специфика воспитания Д.-и. состоит преимущественно в коррекци-онной направленности этого процесса. От воспитателей и педагогов прежде всего требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практич. и теоретич. опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограниче­ния. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манер е формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к раз­витию тех способностей и склонностей, к-рые могут способствовать мак­симальной самореализации. Создание соответствующих этим требовани­ям условий является комплексной проблемой; ее решение во многом за­висит от гуманистич. ориентации общества и принятых социалыю-эко-номич. механизмов реабилитации инвалидов.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — дети с сохранным слухом и ин­теллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения ре­чи весьма разнообразны. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания (в тех случаях, когда этот дефект значительно затрудняет общение и обучение детей в массовой школе). В качестве вторичных нару­шений у Д. с н. р. выступают ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Обучение та­ких детей осуществляегся в спец. образовательных учреждениях особого ти­па. Неярко выраженные дефекты речи, не определяющие аномального раз­вития, устраняются в результате спец. логопедических занятий.

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ — область медицины, разрабатывающая теоретические проблемы и практические методы диагностики, клиники и коррекции психических отклонений в детском возрасте. Условно Д. п. подразделяется на три основных направления — лечебно-педагогическое, психологическое и клинико-психогатологическое.

Основы Д. п. заложены в русле лечебной педагогики Ж. Итаром, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, к-рые первыми занялись изучением психич. нарушений у детей (главным образом умственной отсталости) и компенсацией этих нарушений с помощью пед. приемов. Историк пси­хиатрии Ю. В. Каннабих условно выделяет следующие этапы в развитии Д. п. На первом этапе (до середины XIX в.) считалось, что у детей вооб­ще не бывает психич. расстройств, кроме слабоумия. На следующем эта­пе (середина XIX в.) наблюдалось постепенное накопление разрозненных данных и указаний на то, что у детей все же бывают различные психич. нарушения, не относящиеся к слабоумию; на третьем этапе (60—70-е гг. XIX в.) это положение становится доказанным. Новый этап развития Д. п. связан с появлением книги Г. Модели «Физиология и патология ду­ши» (1867, переведена на русский язык в 1871 г.), в к-рой показано, что сам возраст может способствовать нек-рым психич. нарушениям. Поня­тие «Д. п.» предложено в 1899 г. французским врачом М. Гомесом.

В связи с трудностями разграничения отраслей долгое время Д. п. развивалась параллельно с неврологией, и специалисты в этой области назывались психоневрологами. В 1968 г. в России официально разделены функции дет. невропатологов и психиатров. Психоневрологами шзывают специалистов по лечению детей до 4-—5-летнего возраста (когда психика еще недостаточно развита и трудно разграничить нервные и психич. рас­стройства). В сфере компетенции дет. психиатров находятся как психи­ческие заболевания, при к-рых нарушено сознание, имеются грубые и

выпаженные психич. расстройства (это шизофрения, эпилепсия и нек-рые о) так и пограничные состояния (неврозы, патологам, изменения харак­тера и др.)- Лечение проводится как медикаментозно, так и (преимуще­ственно) методами психотерапии. Среди последних важное значение име­ет терапия среды, способствующая социальной реабилитации больных. Психиатрическая помощь оказывается в стационарах, куда госпитализи­руются тяжелые больные и пациенты, к-рых в силу социальных причин (главным образом пед. запущенности) не удается лечить амбулаторно. Система внебольничной психиатрической помощи включает психоневро­логические диспансеры и психиатрия, кабинеты в поликлиниках общего

типа.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) - заболевание го­ловного мозга, при к-ром вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. Понятие ДЦП объединяет группу двигательных расстройств, вызванных наруше­ниями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недораз­витие мозга вследствие хронических заболеваний будущей матери, пере­несенных ею инфекционных заболеваний, интоксикаций, несовместимо­сти крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлеж­ности и др., иногда — возникающее в результате родовой травмы или ас­фиксии новорожденных, реже — как следствие энцефалита. ДЦП, как пра­вило, не является наследственным заболеванием.

Существует несколько форм ДЦП в зависимости от повреждения оп­ределенных систем мозга. У одних детей двигательные нарушения выра­жаются в повышении мышечного тонуса (спастичности) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью), что приводит к затруднению или да­же невозможности произвольных движений. Тяжесть двигательных нару­шений может быть различной. При двойной гемиплегии наблюдается тя-, желое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в той же степени, что и ноги, а иногда и сильнее. При спастической дип-легии поражаются преимущественно ноги. Спастическая диплегия иног­да описывается как болезнь Литтля.

У нек-рых детей наблюдаются односторонние двигательные наруше­ния — гемипарезы; обычно сильнее поражается рука.

Наряду с нарушениями по типу спастичности у детей встречаются за­труднения движений за счет насильственных движений (гиперкинезов).

Кроме того, существует атонически-астатическая форма ДЦП, к-рую отличают плохая координация движений, несформированность реакций равновесия, низкий мышечный тонус.

Чаще всего имеет место смешанный характер заболевания.

Нередко ДЦП отягощается нарушениями поведения, интеллекта, ре­чи, зрения и слуха, что связано с огранич. поражением ЦНС. Моторные нарушения ограничивают способность самостоятельного передвижения и самообслуживания, препятствуют освоению предметно-практич. деятель­ности, что отрицательно сказывается на формировании высших психич. Функций, общем ходе психич. развития. Дети с ДЦП обучаются в спец. образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата.

ДЕФЕКТ (от лат. defectus — недостаток) — физический или психи­ческий недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ре­бенка. Понятие Д. — центральное для дефектологии — детально разрабо­тано в трудах Л. С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), к-рые представляют собой первичные симптомы нарушения — первичный Д. Недоразвитие высших психич. функций (напр., речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными откло­нениями, не связанными непосредственно с основным, первичным Д., но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений услож­няет структуру Д. Он проанализировал также условия для предупрежде­ния и преодоления этих отклонений развития. Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин, к-рые порождают вто­ричные (третичные и т. д.) отклонения. При этом центральная область компенсации Д., согласно Выготскому, — повышение культурного раз­вития, формирование высших психич. функций.

Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается кор­рекции.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — уче­ние, наука) — наука о психофизических особенностях развития аномаль­ных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, оли­гофренопедагогика и логопедия. Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К Д. относятся специальная пси­хология, изучающая психологич. проблемы аномального детства, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технич. средства кор­рекции и компенсации сенсорного дефекта. Как целостная наука Д. сло­жилась в результате развития и сближения ее отдельных отраслей, уста­новления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Теоретич. основы отечественной Д. были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерно­сти развития аномальных детей разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений (прежде всего — ориентация не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные воз­можности ребенка). На основе комплексного подхода к изучению ано­мальных детей разработано научное обоснование процессов компенса­ции и коррекции дефектов развития, создана дифференцированная си­стема спец. (коррекционных) образовательных учреждений.

ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двига-

тельного аппарата, при к-рых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин предло­жен в 1976 г. В. В. Ковалевым.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершен­ствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека.

Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она оп­ределяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения других людей.

Способность к Д. значительно снижена при нек-рых расстройствах эмоционально-волевой сферы и интеллекта (при РДА Д. практически от­сутствует), что диктует необходимость соответствующих коррекционно-воспитательных мероприятий.

Недостаточное развитие способности к Д. может играть провоцирую­щую роль в возникновении нек-рых психич. заболеваний.

ДИДАКТОГЕНИЯ — негативное психич. состояние учащегося, вы­званное нарушением пед. такта со стороны учителя (воспитателя). Для аномальных детей особенно болезненным является акцентирование вни­мания на их дефекте. Д. выражается в повышенном нервно-психкч. на­пряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказы­вается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возник­новения Д. лежит психич. травма, полученная учеником по вине педаго­га. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, при­чем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в спец. лечении, в частности методами психотерапии.

ДИЗАРТРИЯ (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и

arthron — сочленение) — расстройство артикуляции, вызванное недоста­точной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различ­ных органич. поражений ЦНС. В зависимости от локализации участка поражения различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамид­ную, мозжечковую и корковую Д. Бывает выражена в различной степе­ни — от нечеткого произношения отдельных звуков до полной неспособ­ности произношения звуков (анартрия). Д. сопутствуют изменения темпа и интонации речи, нарушения звуко-слоговой структуры высказывания, что делает речь крайне непонятной. Дети, страдающие Д., ограничены в речевом общении, вследствие чего у них снижается познавательная ак­тивность, не происходит обогащения словарного запаса; в тяжелых слу­чаях возникают вторичные отклонения общего развития. Коррекцион-ные мероприятия дифференцируются в зависимости от формы и степени выраженности Д. и связаны с лечением основного органич. заболевания.

ДИЗОНТОГЕНИИ ( от греч. dis-----приставка, означающая расстрой­ство, и ontogenesis — индивидуальное развитие) — термин, впервые упо­требленный в 1927 г., для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В дальней­шем этим понятием стали обозначать различные отклонения от нормаль ного физич. и психич. развития в дет. возрасте. Термин используется преимущественно в детской психиатрии, в дефектологии ему соответ­ствует понятие «аномалии развития».

ДИСГРАФИЯ ( от греч. dis-----приставка, означающая расстройство

grapho — пишу) — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложе­ния. В основе Д. у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недо­статки произношения, препятствующие овладению фонетическим (зву­ковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма.

ДИСЛАЛИЯ (от греч. dis- — приставка, означающая расстройство, и lalia — речь) — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вы­званное анатомич. дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фо­нематического восприятия (функциональная Д.). Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Д. осуществляется при помощи спец. лого-педич. упражнений, направленных на формирование навыков произно­шения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.

ДИСЛЕКСИЯ (от греч. dis----приставка, означающая расстройство,

и lego — читаю) — нарушение чтения, вызванное поражением или недо­развитием речевых отделов ЦНС. Дети, страдающие Д., испытывают за­труднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замед­ленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого тек­ста и оригинала. Д. связана с общими нарушениями в развитии речи, что обусловливает комплексный характер коррекционной работы. Крайне выраженная форма Д. — алексия.

ДИСМОРФОМАНИЯ - см. ДИСМОРФОФОБИЯ. ДИСМОРФОФОБИЯ (от греч. dis-----приставка, означающая рас­стройство, тогрНе — вид, форма и рНоЬоз — страх) — болезненное пере­живание своего физического несовершенства, недостатков внешности, в по­давляющем большинстве случаев не имеющее реальных оснований. Впер­вые явления Д. изучены и подробно описаны П. Жане в начале XX в.

Д. возникает у подростков; в зрелом возрасте встречается крайне ред­ко и представляет собой проявление некомпенсированного юношеского заболевания. Явления Д., возникающие на.фоне невротических погра­ничных состояний, успешно преодолеваются при правильном лечении.

Д. следует отличать от явлений искажения самооценки при реальных физических дефектах.

Иное название, иногда употребляемое для обозначезшя данного рас­стройства, — синдром Квазимодо. Оно, однако, не вполне адекватно: Квазимодо — персонаж романа В. Гюго «Собор Парижской Богомате­ри» — испытывал тяжкие душевные страдания из-за своего уродства, к-рое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих.

Г адаюшие жс д подростки, как правило, не имеют достаточных объ-тггивных оснований для своих отрицательных переживаний.

По мнению нек-рых дет. психиатров (М. В. Коркина, М. И. Буянов), предпочтительно использование термина «дисморфомания», т. к. данное явление характеризуется не столько симптомами страха (фобия), сколько

бреда (мания).

ДИСПЛАЗИЯ ( от греч. dis----приставка, означающая расстройство,

и plasis — образование) — обобщенное понятие, к-рым обозначается ши­рокий круг явлений неправильного роста и развития (отклонения орга­нов от нормальной формы и размера и т. п.).

ДИСТРОФИЯ (от греч. dis----приставка, означающая расстройство,

и trophe — питание) — изменение в строении тканей и органов, сопро­вождающееся расстройством их функций. В основе Д. лежит нарушение обмена веществ в организме вследствие недостаточного усвоения пита­тельных веществ. Д. может быть последствием ослабления организма в результате тяжелых соматич. заболеваний. Общеукрепляющее лечение и восполнение недостатка питательных веществ, как правило (за исключе­нием крайне тяжелых случаев, переходящих в атрофию), восстанавливает жизнеспособность органа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.