КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логофобия - СМ. Логоневроз
Л ЛЕВОРУКОСТЬ — предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., часто встречается скрытая Л. Человек с такой Л. приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой (см. Амбидекстрия). В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Известны факты, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности к заиканию. ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физич. и психич. дефектов. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной лит-ре, в совр. отечественных пед. науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфера ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в отечественной дефектологии. Другие считают, что Л. п. должна заниматься вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп аномальных детей. Проблемы Л. п. в отечественной науке разрабатываются в русле дефектологии. ЛИТТЛЯ БОЛЕЗНЬ, спастическая диплегия — одна из форм ДЦП. Выражается в параличе конечностей (преимущественно — ног), вызванном нарушением иннервации вследствие поражения определенных участков головного мозга при родовых травмах, асфиксии новорожденных и т. п. Нередко сочетается с речевыми нарушениями (преимущественно — дизартрией, реже — моторной алалией). Около 30% детей с Л. б. имеют нарушения в интеллектуальной сфере (главным образом легкая дебильность). В качестве вторичного нарушения нередко возникает ЗПР, к-рая при своевременно начатой и правильной коррекцией] ю-вос-питательной работе компенсируется к началу школьного возраста. ЛОГОНЕВРОЗ (от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психич. травмы, содержание к-рой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротич. проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротич. поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии. ЛОГОПАТИЯ (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — термин, к-рый в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе. ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами спец. обучения и воспитания. Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах ре-чедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматич. приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практич. коррекционные мероприятия имели преимущественно мед. направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. — на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Совр. Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психич. развитие. Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психич. состояние и развитие. Одни из них (напр., косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамма-тич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию. При логопедич. исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматич. развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецеп-торной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются пед. методами; спец. обучение и коррекционно-воспита- тельные мероприятия по мере необходимости согласуются с мед. рекомендациями. Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. Логопедич. помощь детям с нарушениями речи оказывается в спец. (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, дет. поликлиниках и стационарах. ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos — слово, значение, смысл и therapeia — забота, уход, лечение) — 1) термин, предложенный В. В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно узкое значение греч. понятия logos — «слово»; Л., таким образом, означает «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке Л. выступает синонимом психотерапии. В совр. лит-ре предпочтение отдается именно термину «психотерапия»; понятие «Л.» в указанном смысле широкого применения не имеет; 2) общепсихологич. учение и основанный на нем метод психотерапии, разработан В. Франклом. Ьодоз в данном случае трактуется как «смысл». Согласно Франклу, стержневым образованием личности является смысл жизни, т. е. индивидуальная совокупность обобщенных ценностных ориентации. Несформированность или утрата этого смысла, по Франклу, влечет за собой разнообразные нервные и психич. расстройства. Психотерапия, таким образом, призвана гармонизировать ценностно-смысловую сферу личности. Данная концепция получила известность в России в середине 80-х гг. Практическое же ее применение до настоящего времени довольно ограничено; 3) совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено психич. травмами, т. е. имеет невротическую природу. Поэтому специфических логопедич. упражнений оказывается недостаточно для полного устранения подобных нарушений; часто необходимы меры психотерапев-тич. воздействия. В отечественной лит-ре для характеристики этой сферы (пограничной для логопедии и психотерапии) иногда употребляется понятие «Л.». В силу того, что данный термин неоднозначен, для соблюдения науч. корректности при его употреблении в каждом конкретном случае желательно прокомментировать, какой именно смысл в него вкладывается.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |