Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Сегодня, в конце века, многие интеллектуалы




"Сегодня, в конце века, многие интеллектуалы... уверены в том, что материализм дискредитирован наукой, хотя совершенно ясно, что по­добные заключения ничем не обоснованы" (1). "Нам никуда не уйти от то­го, что... мир развивается по своим собственным закономерностям, что это развитие есть естественноисторический процесс" (2), а "по универ­сальности и степени разработанности диалектико-материалистическоё объ­яснение природы не имеет равных среди современных систем мысли" (3). Однако экспериментально не подкрепленные суждения о сущности лизни, о природе человека и его связи с Космосом, преподносимые в качестве не вызывающих даже сомнения сенсаций, привели массовое сознание к такому сдвигу в сторону идеализма, мистики, оккультного знания, который просто перечеркивает в нем итоги науки (4). Начинает казаться, что она забыла основополагающие истины, которые были известны в прошлом, например, "постигавшееся натурфилософией участие духовных сил Космоса в деятель­ности живых существ " (5). Особенно "причудливо и даже гротескно выг­лядит связь между приверженностью демократическим ценностям и увлече­нием современной паранаучной и парарелигиозной мифологией" (6), хотя "отнюдь не этот тип создавал психологические и мировоззренческие осно­вы западных демократий" (7). Даже при желании трудно представить, как, например, порождаемое этим увлечением настроение своеобразного косми­ческого иждивенчества могло бы послужить духовной базой практического преодоления нынешнего общественного кризиса. Мир, скорее всего, более жесток, чем он рисуется уставшему от проблем мистическому воображению, и только объективный подход к нему может дать интеллектуальную основу адекватным этому настроениям, оптимизму и действиям. Такая основа фор­мируется на стыке философского материализма и частных наук, в числе которых биологии и ее проблемам принадлежит одно из главных мест не только потому, что очень велика экологическая угроза и перед ней неу­местны полумифические-полунаучные дилетантские откровения о природе живого, его эволюции и космических связях, но и потому, что во всем этом многое действительно остается неясным.

Устранение пробелов требует совместного встречного развит фи­лософских и отологических представлений. Необходима прежде всего новая форма синтеза материализма и диалектики, которая бы не отвлекалась от специфики основных видов и ступеней развития объективной реальности, а как-то отражала бы и их особенное содержание, давая ему свое объясне­ние, теоретически выводя особенное из всеобщего и через это - одно особенное из другого, была бы тем самым способной нетривиальным образом и непосредственно - как онтология - участвовать в решении крупных проблем естествознания. Необходима, другими словами, конкретно-всеобщая теория материи и развитая. В этом качестве в работе используется, получает дальнейшее обоснование и, надеемся, усовершенствуется концеп­ция развития, понимаемого как единый закономерный мировой процесс вос­хождения от низшего к высшему, или интегральный прогресс.

В первой - обшей - части это понимание развития сопоставлено с другими философскими трактовками последнего и показано, что именно в нем наиболее органично сочетаются "вещная" логика материализма и логи­ка "тождества противоположностей" диалектики и что в таком их сочета­нии философия находит свой ключ к особенному, к специфике природы и принципов эволюции отдельных форм объективной реальности. Во второй части сделана первая попытка воспользоваться этим ключом в дальнейшем исследовании фундаментальных проблем комплекса наук о живом - проблем его происхождения, сущности, направленности и движущих сил эволюции, необходимости морфофизиологического прогресса и перехода в социальную форму материи. Ни одна из них не решена окончательно, но многие под­верглись сильному дроблению и тривиализации, потеряв остроту постанов­ки - важное условие их дальнейшего решения. Вернуть им эту остроту способно "построение обобщавших картин природы, не противоречащих фак­там и даже базирующихся на них, но рисуемых не «от факта к факту», а исходя из априорных установок, новых для науки" (8) о живом. Такими новыми, хотя и не априорными в самом строгом смысле слова, установками и выступают в работе положения конкретно-всеобщей теории развития. В результате предлагается ряд гипотез естественнонаучного по их содержа­нию, но не по способу получения плана. Способ остается в основном философским - теоретический переход от всеобщего к особенному. Гипотезы становятся теориями "от факта к факту", и, возможно, нам удалось не только обострить сами проблемы, но и наметить таким способом несколько продуктивных направлений конкретно-научных исследований живого, а также нового теоретического синтеза их результатов.

Не рассчитывая на то, что дальнейшее чтение сможет развлечь в той же степени, что и информация, "как все обстоит на самом деле", пере­данная Космическим Разумом очередному контактеру, если тот - талантли­вый рассказчик, мы надеемся, что оно не будет и скучным - для кого в первой части, для кого - во второй.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.