КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. Мир и мирoвой процесс 6 страница
Как выглядит в этом свете проблема единства мирового процесса развития? Одним из оснований развития материи выступает, как уже говорилось, наличие множества вещей. Его принципиальной чертой является то, что оно всегда есть множество различных по сложности вещей. Материя не состоит в конечном счете из одинаковых, тождественных частиц, и различие в ней низшего и высшего - как таковое - никогда и ни по каким законам не возникало. Оно представляет собой как бы вечно начальное условие развития, действие законов которого может выражаться в мире вещей лишь в изменении его (различия) глубины или диапазона, и, таким образом, само входит в эти законы. Формально различия могут нарастать, интенсифицироваться или, напротив, сглаживаться "борьбой" противоположностей. В первом случае при сохранении простых должны возникать все более сложные вещи, увеличивая собой диапазон соответствующих различий (обратный вариант относится, скорее, не к науке, а к мифу). Во втором - или должно происходить последовательное разрушен» относительно более сложных вещей, или до их уровня должны постепенна подтягиваться простые вещи, нивелируя этим обсуждаемые различия. Локально реализуется все варианты. Эволюция биосферы, например, шла целом путем расширения диапазона различий видов по сложности: наряд с появлением все более высоко организованных существ в ней сохранились и менее сложи" организмы, начиная с простейших. В случае глобальной экологической катастрофы изменение пойдет в обратном порядке первыми подвергнута вымиранию высшие представители животных и растений, начнется движение живого к однородности его простых форм Распространение в обществе научно-технических достижений может служить примером сглаживания различий в сложности соответствующей сфер путем подтягивания отстающих. Однако, повторим, подобные различия в принципе неустранимы из мира, а совокупный материал науки явно свидетельствует о том, что наблюдаемая Вселенная пришла к своему современному состоянию в конечном счете именно путем их углубления, сохранив в себе множество "свободных" (т.е. не включенных в высшее) и в свою очередь хорошо дифференцированных по сложности объектов всех известных основных форм материи, модно заметить, что таким образом она достигла большей сложности, чем если бы развитие было полным превращением всего физического в химическое, всего химического в живое и т.д.: в данном случае отсутствовала бы такая составляющая ее сложности, как сложность комплексных форм материи - тем большая, чем больше в них перепад сложности объектов основных форм. В этом отношении роль невключения низшего в высшее в развитии как усложнении не менее принципиальна, чем включения, а взгляд, что универсальный эволюционизм-прогрессизм есть "редукционизм наоборот" и "выдвигает на первое место предположение о неизбежном поглощении одной системы другой", считая, что, "воплотившись в высшем, низшие формы бытия поглощаются им и больше «не существуют», хотя бы они и были в наличии" (161), является передержкой, если не следствием непонимания его сути. Основанные на включении низшего в высшее вертикальные их отношения исследованы, однако, в рамках концепции восхождения от низшего высшему более глубоко, чем их горизонтальные отношения и коэволюция. Между тем, высшее, включая часть низшего, возникает в широком контексте существующих различий в сложности субъектов горизонтальных отношений низшего и высшего, само в свою очередь меняя его, и проблема единства развития упирается в вопрос о взаимопроникновении вертикальных и горизонтальных отношений низшего и высшего. Мы различали их, Ответственно, как отношения противоположностей и отношения отдельных вещей. Постараемся теперь сделать эту альтернативу более диалектичной. Горизонтальные отношения низшего и высшего, как отношения отдельных вещей, содержат момент их воздействия друг на друга, сопровождаемого переносом материи, движения и информации, который имеет конечную скорость и придает их взаимодействию характер относительного близкодействия. Его скорость убывает к тому же с усложнением типа взаимодействия. Если физический предел скорости передачи сигнала 300000 км/с, то максимальная скорость проведения нервного импульса уже всего 120 м/с. Поэтому, в честности, масштабы биологически интегрированных систем должны значительно уступать масштабам только физически интегрированных систем и никак не могут "поглотить" их. Справедливо обратное: вторые включают первые, навязывая им свои физические условия как составляющим комплексных форм материи. Во всяком случае, горизонтальные отношения низшего и высшего содержат момент близкодействия, принципиальное значение которого состоит в том, что новое в развитии всегда связано с существованием какого-либо объекта (162), и появиться он может только в результате "силового" близкодействия других объектов, которое приводит, например, к их синтезу в более сложный объект, становится причиной разрушения одного и усложнения другого и т.п. Без него "утрачивается смысл времени, совершенно исчезает длительность, качественная определенность объектов, но зато торжествуют абсолютная взаимосвязь и... однородность" (163), полная симметрия событий прошлого и будущего, развитие превращается в фикцию. Если бы существовало одно мгновенное дальнодействие, "которое сразу и навсегда связывало бы между собой «жизненные пути» всех материальных систем, составляющих Вселенную", отсутствовали бы "возможность... воздействия на мировую линию какой-либо материальной системы совершенно новых и неожиданных факторов, которые ранее для нее просто не существовали, и свобода взаимного пересечения мировых линий материальных систем" (164) - важные предпосылки развития и новообразований. Однако вывод, что в объективной реальности вообще отсутствует дальнодействие, а вытекающая из этого неопределенность всех событий будущего позволяет более полно обосновать аргументы в пользу диалектического учения о развитии (165), представляется поспешным. Он, во-первых, ведет к переоценке этой неопределенности и, следовательно, случайности свободного пересечения мировых линий отдельных объектов, "которое, - как иногда полагают, - не может подчиняться строго определенному закону в силу отсутствия материальной основы его действия" (166) - мгновенного дальнодействия. Во-вторых, - и главное - oн обходит вниманием то важное обстоятельство, что именно диалектике по-своему настаивает на "дальнодействии" в отношениях, если и не отдельных материальных систем как таковых, не менее фундаментальна составляющих реальности - противоположностей, взаимопроникновение и тождество которых мгновении, непосредственны и потому лишены также и пространственных ограничений и которые не имеет - каждая - собственной мировой линии. Нет, например, линии случайности, которая бы иногда "свободно" пересекалась с линией необходимости, отдельных лини возможности, общего, единичного, других "противоположностей". Все они слиты, и в эту слитность как бы погружены или, точнее, принадлежат ей отдельные предметы с их мировыми линиями, находя в ней, а ж только в своем "физическом" близкодействии, собственные качества, возможности, общее, необходимость, форму и т.д., которые в известно смысле являются моментами одной возможности, одного качества, одного общего... Если тождество противоположностей, наряду с близкодействием вещей, также считать основанием и условием развития, изменения диапазона различий вещей в их сложности, на отношения последних каким-то образом нужно перенести и принцип "дальнодействия" противоположностей - разумеется, не вместо и не в ущерб принципу близкодействия вещей. Новое появляется непосредственно в близкодействии вещей. Номинально при этом меняется и весь мир, но что и насколько глубоко действительно затрагивается этим в его системе, если нет "дальнодействия"? Не является ли такое новое всего лишь локальной и неизбежно гаснущей в близкодействиях флуктуацией? Может ли конечное по сути близкодействие одно быть источником бесконечного качественного многообразия нового, а основанное только на нем развитие - процессом необратимого качественного изменения мира как целого? В подтексте этих вопросов лежит требование "дальнодействия", но нужно ответить еще на вопрос: "дальнодействие" - это действие чего на что, если не одной вещи на другую, но очень далекую? Кажется, С. Лем сравнил Вселенную с рулеткой, правила которой меняются от игры к игре. Этот образ способствует прояснению необходимости и техники "дальнодействия" в развитии. Если правила неизменны, то игры, следующие одна за другой идущие параллельно, по существу могут считаться содержательно не связанными между собой, так как каждой из них всегда соответствует один и тот же набор возможностей, реальных в том отношении, что, как бы много их ни было, каждая из них в принципе, хотя и с разной вероятностью, может осуществиться за конечное время одной игры в "близкодействии" игроков. Этот набор и составляет главное в содержании правил. Хотя всякая отдельная игра по-своему уникальна и неповторима, все они суть вариации, не менявшие темы. Такая рулетка - вечная, не развивающаяся, а лишь флуктуирующая около среднего игра, не требующая "дальнодействия". Это, заметим, как раз и соответствует взгляду, что мир в целом не является системой и не развивается как одно целое. "Дальнодействие" необходимо, если исход отдельной игры, не предопределяя однозначно результатов других игр, меняет правила, сам "мир" рулетки: новые правила должны по определению - как универсальный закон, который не может действовать только наполовину, - мгновенно распространяться (167) на всех игроков независимо от участия или неучастия их в ней. Есть три варианта изменения правил - добавление нового, ликвидация старого, замена старого новым, и игра осложняется теперь движением в сфере возможностей - их переходами по линии "абстрактные-реальные". Новое правило - это возможность, перешедшая из абстрактных в реальные, отмененное - наоборот. Абстрактная возможность здесь - отдаленная возможность, переход которой в возможность реальную требует определенного окончания одной из конкретных партий, с которым по принципу "дальнодействия" меняются правила всех других партий и, следовательно, развивается сама игра. Правила как реальные возможности существуют в "близкодействии", и если бы игралась всего одна партия, она должна была бы быть поэтому нескончаемой, а новые правила вообще не могли бы утвердиться в игре. Поэтому существование множества параллельных партий - необходимое условие ее развития. Противоречием близко- и дальнодействия обусловлено то, что каждая партия играется по правилам, которые в ее ходе меняются не один раз. Как это сказывается на тех правилах-реальных возможностях, которые продолжают действовать? Очевидно, не затрагивая содержания каждого из них, общее развитие игры меняет вероятности их реализации. Если игра усложняется и старые правила не отменяются, должна быть типичной ситуация, когда играющие опираются в партии только на них, не делая ходов и ставок, разрешенных новыми правилами, и, тем не менее, играют по существу уже в другую игру. Ее "мир" можно представить тогда как ряд параллельных партий от архаичных, где участники ориентируются только на содержание старых правил, до продвинутых, в которых непосредственно реализуются также и самые последние правила, причем и архаичные партии заканчиваются в этом ряду так, как они не могли в среднем кончаться раньше. Таким образом, "дальнодействие" организует некий единый фронт развития всей игры. По-видимому, атому можно придать определенный физический смысл. Известно, что y - функция в уравнении Шредингера характеризует состояние квантового объекта тем, что определяет реальные возможности (вероятности) реализации его взаимодействия с классическими объектами, однако при проецировании квантового процесса в классическую структуру (окончание конкретной партии) осуществляется одна из этих возможностей, поэтому в аппарате теории здесь имеется разрыв: представление состояния квантового объекта y - функцией прекращается, "прежняя y зачеркивается... и пишется новая" (168). Известно также, что существует "совершенно специфическая [квантовая] связь, выражаемая в аппарате теории свойствами y-функции системы как неразложимость на y-функции, относящиеся к частям системы", и "квантовая структура представляется гораздо более связной, чем структура классическая" (169). В принципе в квантовую структуру можно в конечном счете включить весь физический мир, составив одно всеобщее уравнение Шредингера, и каждое столкновение этой структуры с классическим объектом или, скорее, каждое новое классическое ее проявление должно сопровождаться разрывом ее y-функции, т.е. изменением ее состояния в целом, что до некоторой степени аналогично изменению в "дальнодействии" правил игры, возможностей и статистики исходов отдельных партий как своеобразных классических проекций этих правил. "Дальнодействие" связано, следовательно, с моментом неделимости реальности на части, и, поскольку в неделимом нет границ, сил и расстояний, которые нужно преодолевать, оно совершенно противоположно близкодействию и в таком смысле вообще не есть действие (чем обусловлены подразумеваемые и далее кавычки). Известная двусмысленность этого термина обусловлена здесь тем, что он, с одной стороны, характеризует некое отношение отдельных вещей, которое устанавливается, с другой стороны, через отрицание самой их вещности - в их слиянии в одно и исчезновении их как его (отношения) самостоятельных субъектов. Таким моментом, таким одним прежде всего является возможное - "правила игры". Дальнодействие предполагает действие через сферу возможного, которая не имеет пространственно оформленных и разделенных компонентов, частей или сторон. Каждое близкодействие как бы вычерпывает из нее свой результат, мгновенно меняя источник, из которого черпают остальные близкодействия. Сколько бы, далеко они и их участники - вещи - ни отстояли друг от друга, они, таким образом, оказываются актуально связанными между собой не через образованное вещами пространство, а через возможное как противоположность действительному, в том числе и образованному вещами пространству. Дальнодействие или действие через возможное обеспечивает корреляцию изменений всех предметов независимо от того, могут они или нет за время своего сосуществования обменяться какими-то вещественно-энергетическими сигналами, провзаимодействовать и таким способом повлиять друг на друга. Это нужно признать, если относиться к возможному как к особой реальности, а не просто слову, неявно заменяющему неудобное "ничто" в рассуждениях о возникновении нечто. Возможное и действительное противостоят как относительное и абсолютное: возможное принадлежит действительному в качестве момента и в этом смысле целиком находятся в его власти, существуя, в частности, "в виде способности вещи при соответствующих условиях превратиться в другую вещь" (170). Их можно, однако, противопоставлять и как относительные, беря действительное в узком значении - без возможного, под которым понимается уже "не способность вещи превратиться в другое, а именно это другое" (171). В таком случав правомерен вопрос, что может и чего не может изменить действительное в возможном и обратно. Очевидно, что возможное не является причиной изменения действительного, что оно не способно вызвать "силовое" взаимодействие вещей, но выступает фактором детерминации его результатов. Действительное, в свою очередь, определяет, является ли "это другое" абстрактной или реальной возможностью, вероятностное распределение реальных возможностей (согласно принятой многими диспозиционной трактовке вероятность есть свойство порождающих реализацию возможности условий (172)), а также обусловливает движение возможного по линии "абстрактное-реальное". Однако не в его компетенции находится содержание возможного как такового. Во-первых, именно оно в конечном счете становится содержанием действительного в узком его значении, а не наоборот. Во-вторых, оно богаче в целом, чем содержание действительного в этом значении, иначе развитие не сопровождалось бы выбором некоторых из множества возможностей, а вероятностные законы не имели бы того значения для развития, которое придает им современная наука. В том, что материя оказывается "всегда... сложнее самой себя, то есть непрерывно усложняется" (173), есть и вклад возможного. Предпосылкой дальнодействия является то, что возможное само по себе не имеет вещественных, пространственно дифференцированных частей и сторон. Еще одной его предпосылкой выступает содержательное превосходство возможного над действительным в узком смысле этого слова, вносящее в действительное момент нерасчленимости на отдельные области по их отношению к возможному, в особенности - отдаленно возможному. Очевидно, например, если воспользоваться известным сравнением ранней Вселенной - простейшего плазменного облака, наполненного равновесные излучением - "с каким-то гигантским геном, в котором была закодирована вся будущая, невероятно сложная история материи" (174) в ней, что возможность жизни не была сосредоточена в определенном участке этого облака, что в данной отношении оно было неделимо. Переход возможного в действительность, помимо этапа непосредственного осуществления возможности, включает стадии ее продвижения от абстрактной к реальной, а содержательное превосходство возможного обусловливает вовлечение в это всего действительного, определенное согласование, корреляцию близкодействий всех составляющих его предметов по отношению к этому возможному. О существовании такой корреляции свидетельствует уже сам тот факт, что живое, продолжая пример, появилось и этому не воспрепятствовали никакие предшествовавшие процессы. Их возможности входили, следовательно, в возможность жизни, а сами они, как и их результаты, оказывались на каждой из стадий актуально связанными через нее дальнодействием и были, так сказать, заодно. Единство близко- и дальнодействия обеспечивает сущностно необратимый характер развития мира именно как одного целого. Близкодействия выступают непосредственной причиной изменения действительного и фоном, на котором только и может осуществляться связь дальнодействия, имеющая в противоположность близкодействию не "силовую", а, так сказать, "объективно-логическую", "импликативную" (175) природу. Дальнодействие со своей стороны исключает в принципе глобальное повторение ситуации, делая результат каждого близкодействия очередным условием (в смысле импликации, а не причинения) всех последующих изменении действительного, где бы и когда они ни происходили. Это единство имеет, таким образом, прямое отношение к направленности развития. Сказанное характеризует горизонтальные отношения низшего и высшего, поскольку касается отношений между любыми вещами. Высшее и примыкающая к нему часть свободного, не включенного в него низшего связаны близкодействием, вызывающим их субстратные и функциональные изменения. Между высшим и этой частью низшего есть также и отношении дальнодействия, которое, кроме того, связывает его и со всем остальным свободным низшим. Живое, например, связано дальнодействием с только что взорвавшейся сверхновой звездой, излучение которой достигнет Земли через тысячи лет и которая вообще находится для него за горизонтом событий, хотя причинами взрыва и эволюционных изменений, претерпеваемых в это время живым, являются совершенно разные близкодействия. "Субстанцией" дальнодействия высшего и свободного низшего выступает возможное, которое всегда богаче представленного ими действительного, взятого без него. Вертикальные отношения низшего и высшего уже как предметных уровней одной веши тоже характеризуются своеобразным сочетанием близко и дальнодействия, по существу сходным с их сочетанием в случае очень далеких друг от друга вещей, между которыми нет и не может быть прямого близкодействия. Какой-нибудь биологический объект, например, является, как интегральное целое, живой вещью, но его теневые системы - это вполне определенные химическая и физическая веши, которые имеют соответствующие свойства и способности к взаимодействию с окружающими предметами. Биологический объект в этом смысле выступает как три вещи, которые в принципе не могут взаимодействовать путем переноса вещества и энергии, т.е. близко действовать, так как не являются вещами друг по отношению к другу. Их взаимно согласованное преобразование должно быть поэтому, как и в случае очень далеких друг от друга вепри, спровоцировано взаимодействиями каждой из них с окружающими предметами и содержать объединяющий их момент дальнодействия. В данном случае его "субстанцией" выступает собственно высшее. Это следует из того, что уже было сказано о природе и роли последнего в интеграции структурных уровней. Горизонтальные и вертикальные отношения низшего и высшего принадлежат, таким образом, ряду, на одном полюсе которого находятся не связанные близкодействием в силу пространственной удаленности друг от друга вещи, а на втором - тоже не связанные непосредственным близкодействием структурные уровни вещей. Его середина заполнена случаями дальнодействия одновременно близкодействующих вещей. Тем самым они демонстрируют глубокую общность своей природы, что позволяет поставить несколько вопросов и высказать некоторые предположения. Что считать теоретическим началом данного ряда, наиболее полно выражающим эту природу? По-видимому, отношения уровней, поскольку их субъектами могут быть только низшее и высшее, тогда как в других случаях ими в принципе могут выступать и предметы одного порядка сложности. Если начать с другого полюса, можно посчитать, что отношения таких предметов исчерпывают и суть горизонтальных отношений низшего и высшего, тогда как на самом деле они являются абстрактным моментом последних. Предшествующее рассмотрение в основном зафиксировало именно его. Тождественны ли возможное и собственно высшее как "субстанции" дальнодействия? многое позволяет считать элемент их тождества весьма существенным. Отметим не-вещный характер обоих, отсутствие у них пространственно выделенных частей и сторон, их неделимость в данном отношении, то, что собственно высшее, как и возможное, - одно на всех, а также, если принять все это, и момент их содержательного совпадения. О таком совпадении свидетельствует, по-видимому, прежде всего то обстоятельство, что язык возможного, в отличие от языков физических, химических и других взаимодействий, универсален и доступен всем уровням сложности. На химическом уровне, например, заложена возможность живого, а само оно несет возможность определенного устройства химического уровня, и этими возможностями, как бы приходящими - каждая -- с другого этажа, опосредованы, соответственно, все биологические и все химические структуры и процессы живого. В этом плане функция возможного существенно аналогична роли собственно высшего в интеграции предметных уровней вещей. Первым аргументом против их отождествления могло бы служить то, что собственно высшее должно существовать при наличии высшего как интегрального целого - когда уже есть, например, само живое и его теневые системы - и потому оно не является возможностью - тем, что только еще перейдет в действительность. Слабость этого аргумента, однако, состоит в том, что сосуществование действительного с собственной возможностью - обычное явление, лежащее в основе функционирования любой системы. Оно предполагает, в частности, феномен "покоящегося" или "станционарного" развития, когда "высшая форма материи непрерывно воспроизводит себя из низшей, опираясь на уже существующую свою структуру и субстрат" (176). Представляется даже, что "покоящееся" развитие - тот случай, когда не-вещь собственно высшее, в принципе, теоретически неотличимо от своей не-вещи же возможности. Второй аргумент, если собственно высшее - только возможность, заключается в следующем: поскольку возможность человека заложена, "как в гене", в ранней Вселенной, присутствует в самом фундаменте материи и, следовательно, совместима с любой действительностью в рамках объективной реальности, собственно социальное следовало бы признать не возникающим, а вечным, получив что-то вроде принципиальной координации. Третий аргумент состоит в том, что, когда мы говорим о чистой возможности, "мы не предполагаем, что возможность как таловая обладает какой-либо тенденцией к самореализации" (177), поэтому - одно из двух - или собственно высшее имеет, так сказать, нулевую активность и не может быть, в частности, интегратором уровней, или оно - не просто возможность. Логично предположить, что оно обладает некой пограничной между возможным и действительным как таковыми природой. Возможное переходит в действительность, но и действительное движется ему навстречу, предваряя этот переход своим проникновением в него, так что часть возможного, еще не став действительностью, уже приобретает какие-то ее черты: она получает некоторую активность, тенденцию, предрасположенность к непосредственной реализации, становится реальной возможностью. На границе возможного и действительного язи таковых образуется своеобразный "кипящий" слой попыток прорыва возможного в действительное в виде, например, случайных флуктуации последнего- "случайное как непосредственная действительность есть вместе с тем возможность чего-то другого" (178). Реальным возможностям соответствует вероятность как мера предрасположенности или тенденции к осуществлению, и косвенным свидетельством их пограничной природы служат расхождения по вопросу о том, является ли вероятность свойством, например, порождающих условий организации эксперимента, которые предполагается неизменными (179), т.е. свойством действительного, или принадлежит самой возможности как мера ее способности быть в данный момент действительностью (180). Очевидно, во всякой случае, что эта способность не может быть приписана в ранней Вселенной ни возможности живого, ни возможности социального. Таким образом, отождествление собственно высшего только с реально возможным снимает второй и третий аргументы. Заметим, что такой подход к собственно высшему заставляет связывать переход одного модуса объективной реальности в другой с появлением реальной возможности существования очередной из основных форм материи. В этом случае можно сказать, например, что ее жизненный модус складывается несколько раньше, чем возникает само живое. Соответствующее уточнение нужно внести и в данное нами ранее определение модуса. Можно ли считать, что высшему подчинено не только, включенное - по вертикали, - но и невключенное, свободное - по горизонтали - низшее? Оставим пока в стороне эмоциональную оценку неудач в опыте покорения природы человеком. Прежде всего, свободное низшее, которое находится в непосредственном взаимодействии (близкодействует) с высшим и испытывает на себе его прямое влияние, приобретает содержание и формы, которых оно бы не могло иметь без этого. Известно, например, что жизнь "теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых он не мог бы существовать", что "нет ни одного крупного химического равновесия в земной коре, в котором не проявилось бы основным образом влияние жизни" (181). Такое "силовое" подчинение свободного низшего ограничено, однако, ближайшими окрестностями высшего, и хотя живое, обладая определенной массой, притягивает Солнце, вряд ли оно этим подчиняет его, вызывая в нем изменения, в которых отчетливо выражалась бы его собственная природа. Между тем, вопрос состоит и в том, подчинено ли высшему все свободное низшее. К положительному ответу склоняет следующее обстоятельство: подчинение низшего по вертикали не является результатом его предметного взаимодействия с высшим уровнем и заведомо лишено аспекта прямого вмешательства последнего в структуру и процессы низшего. В его основе по существу также лежит дальнодействие низшего и высшего как предметных уровней через собственно высшее, опосредованное их близкодействиями не друг с другом, а с окружавшими вещами. Изоморфизм организма к его химического фундамента, например, поддерживается за счет биологических связей данного организма с другими и за счет химических взаимодействий его низшей основы с косной химической средой, включая туда и продукты метаболизма других существ, а не тем, что с биологического на химический уровень непосредственно спускаются какие-то вещественно-энергетические сигналы. Подобно этому свободное низшее, которое не испытывает на себе прямого и специфического воздействия высшего, может подчиняться ему по принципу дальнодействия также и по горизонтали. Однако в чем, если не в установлении их изоморфизма, как в случае вертикального подчинения, это должно выражаться? Очевидно, в том, что свободное низшее приобретает такие формы, организуется в такие комплексы, которые не возникают, если где-нибудь в мире нет высшего. Определенное строение комплексных форм материи, в которых преобладает свободное низшее, является в данном отношении аналогом теневой системы, образуемой включенным низшим в его подчинении высшему. Свободное низшее, возвращаясь к образу рулетки, всегда играет по старым правилам более или менее архаичные партии, и его от дельные объекты остаются, в принципе, теми же, какими они могли быть и до появления высшего. Скажем, два атома водорода и один - кислорода при химическом взаимодействии дают молекулу воды независимо от того, происходит ли это в мире, где есть жизнь, или - где ее нет. Поэтому общее изменение правил игры, обогащение их реальной возможностью высшего должно сказываться не столько на содержании результата каждой из таких партий, сколько на статистике исходов их массы в зависимости от правил воды может образоваться больше или меньше, и от этого зависит, например, характер планетного комплекса, в котором она участвует. Неважно, встраивается ли живое именно в данный комплекс или нет, но, если он складывается, когда оно возникает или ухе присутствует в мире, можно говорить о том, что свободное низшее подчинено в нем высшему, поскольку правила игры уже включают реальную возможность последнего и свободное низшее, таким образом, уже черпает из другого источника, в котором его возможности скоррелированы по-новому.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |