КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. Мир и мирoвой процесс 3 страница
На первый взгляд со сложностью здесь может конкурировать, например, качество - "тождественная с бытием, непосредственная определенность" (72), теряя которую, вещь перестает быть тем, что она есть. Вещи, и, следовательно, стадии процессов могут различаться не только сложностью, но и качествами. Констатации несовпадения качеств самой по себе недостаточно, однако, для выработки конкретного философского понятия процесса. Для этого требуется еще установить, чем в принципе с точки зрения философии одно качество может отличаться от другого. Это необходимо потому, что при формировании конкретного понятия процесса; качество должно быть отождествлено с его обладателем, и вопрос, чем различаются вещи как ступени процесса, упирается тогда в вопрос, чем отличаются друг от друга их качества. Однако качество "с точки зрения его мыслительного содержания... есть самое бедное и абстрактное" (73), есть "нечто совершенно простое" (74). Поэтому о качествах можно в лучшем случае сказать линь то, что они "в своем различии... суть другие по отношению друг к другу" (75). Многое можно сказать, к примеру, об отличии атома от пчелы, но чем именно само качество пчелы отличается от самого качества атома? Изменение качества нельзя отождествить с процессом, которому оно принадлежит, сформировав таким образом философски конкретное понятие, не потому, что ни один процесс не сводится к изменению качества (по этой логике конкретные понятия были бы вообще невозможны), а в силу теоретической неуловимости того, чем вообще одно качество отличается от другого, обусловленной простотой или, так сказать, атомарностью качества. Препятствием является далее и отсутствие оснований к отождествлению "одного" и "другого" (качества) как ступеней чьего-либо изменения. Это - обратная сторона и причина "неуловимости" содержания качественных различий. Не решив, в чем именно тождественны два каких-то качества, их отличие нельзя наполнить и сколько-нибудь определенным, "качественным" содержанием, процедуру выявления которого можно условно уподобить вычитанию, где природа разности прямо зависит от природы вычитаемого - того, в чем тождественны участники сравнения. Из-за простоты, "атомарности" качества результатом "вычитания" качества из качества может быть, пользуясь нашим математическим образом, только "ноль", если это одно и то же качество, и "бесконечность", т.е. неопределенность, если качества различны. Первому отвечает, словами Гегеля, "пустое тождество", второму - "качественное инобытие соотнесенных друг с другом, их полное несоответствие друг другу", выражаемое "отрицательно-бесконечными" суждениями типа: "Лев не есть стол" (76). В "полном несоответствии" двух различных качеств, даже если они действительно принадлежат соседним ступеням какого-то процесса, отсутствует момент, эквивалентный переходу чего-либо из одного в другое, пребыванию чего-либо определенного в их смене, что теоретически равносильно отсутствии носителя у качественного изменения. Оно не может быть поэтому отождествлено с процессом, в котором совершается, и его понятие не может быть "процессоподобным", т. е. конкретным. Это обстоятельство служит, между прочим, одним из оснований креационизма как попытки объяснить происхождение качественного многообразия мира. Изменение качества выступает важным признаком многих процессов, в том числе и развития, но для выработки конкретного философского понятия процесс должен быть мысленно уподоблен какому-то другому из своих признаков. Качественное изменение, как это ни неожиданно, не является с точки зрения философии процессом как таковым. Иначе обстоит дело в случае сложности, в изменении которой вполне определенное выражение получают моменты как тождества, так и различия ее носителей - определенное потому, что оба они - и тождество, и различие - имеют одну и ту же природу: сложность. Данное обстоятельство, когда ступени процесса есть относительно простое, низшее и относительно сложное, высшее, можно условно представить "формулой: Н = S + h, где S - основное содержание, "заимствованное" у низшего, а h - некоторое "приращение" содержания, "добавочная" сложность, присущая только высшему" (77) (Н - содержание высшего). Очевидно, что S символизирует здесь тождество, a h- различие ступеней процесса, и, таким образом, выполняются условия выработки его конкретного понятия. "Усложнение", например, означает поэтому не только признак процесса, но и сам процесс. Мы не будем касаться в этом плане других признаков процессов, так как основные трактовки развития базируются на признаках, рассмотренных выше. Эти трактовки делятся на абстрактные и конкретные. К первым относится понимание развития как необратимых качественных изменении, вторые представлены концепциями восхождения от низшего к высшему и - с оговорками, которые будут сделаны позже - круговорота, поскольку он имеет восходящую и нисходящую ветви изменения сложности. В дискуссиях о развитии необходимо учитывать разницу в "весовых категориях" самой логики обсуждаемых трактовок. Абстрактные в этом плане легче конкретных, и концепция необратимых качественных изменений, например, отражая определенный признак развития, по существу не отражает того процесса, которому он принадлежит. Образно говоря, она имеет дело с улыбкой чеширского кота. Чисто логически концепция качественных изменений не противоречит поэтому ни концепции восхождения от низшего к высшему, поскольку оно, конечно, качественно необратимо, не концепции круговорота, если она не настаивает на вечном повторении буквально и в точности одного и того же. Пойдем дальше. Согласно одному из наших "полуфабрикатов", развитие есть все, что происходит с каждым предметом. Развитием являются поэтому также и процессы, которые рассматриваются как нейтральные в отношении изменения сложности (таковы, например, алломорфозы в эволюции организмов, случайный дрейф нейтральных или почти нейтральных мутаций). В этом плане развитие отдельных вещей имеет свои формы и направления, главными из которых выступает прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Но все они абстрактны уже именно как процессы еще в одном смысле этого слова: они не абсолютно самостоятельны, обусловливают друг друга. Соответственно, абстрактными будут концепции, где один из этих видов (часто восхождение от низшего к высшему) противопоставляется другим как развитие неразвитию (сюда по существу относится взгляд, согласие которому развитие - частный случай движения) или где понятие развития раскрывается через простой перечень этих форм. "Конкретное означает здесь вообще "сращенное"... и потому может употребляться в качестве определения и отдельной веши, и целой системы вещей", а "абстрактное... определяется как отвлеченное, как извлеченное, как обособленное, "вынутое", "изъятое"... как один из ясно очерчивающихся моментов конкретного, как частичное... проявление конкретного, отделившееся или отделенное от него, относительно самостоятельное образование" (78). Очевидно, что "абстрактное" и "конкретное" характеризуют здесь не только процесс познания, но имеют прежде всего онтологический статус (79). "Так как каждая конечная материальная система в силу всеобщая связи явлений природы является частью более широкое системы, то, значит, любая конечная материальная система не является абсолютно (т.е. безотносительно к чему бы то ни было) конкретной, целостной, тотальной. Ее тотальность, конкретность -всегда относительна, отдельность, изолированность, независимость такой системы является абстракцией, вырыванием из целого и в этом смысле: всякая конечная материальная система - абстрактна" (80). Поскольку любая материальная система каким-то образом движется, эта логика применима и к процессуальной стороне действительности, можно сказать, например, что отдельные аро-, алло- и катаморфозы в биологической эволюции абстрактны, конкретна же составленная массой этих морфозов эволюция живого вещества как целого. Разумеется, они не абсолютно абстрактны, ибо каждый в свою очередь есть определенная система перестроек морфофизиологической организации, как не абсолютно конкретна и эволюция живого в целом, выступающая стороной эволюции Земли. Абсолютно конкретным в этом смысле может быть только единый мировой процесс предельно конкретной системы всего общего, особенного и единичного - объективной реальности, и именно он является основанием атрибутирования развития (в его разных формах и направлениях) отдельным абстрактным системам, отдельным вещам. Поэтому утверждение, что понятие прогресса, например, неприменимо к материи в целом, так как "диалектический материализм в полном соответствии с данными новейшего естествознания... признает разнонаправленность развития в объективном мире" (81), логически беспомощно. Одно не противоречит другому, и конкретную трактовку развития как всего единого мирового процесса нельзя отменить толкованием развития, состоящим в перечислении направленности отдельных процессов. Существует мнение, что "развитие не есть развитие... «всего», «всей» материи, «Вселенной в целом»... [и] связано только с конкретными... системами: развивавшейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество... Вне конкретных систем нет никакого развития" (82). Одновременно утверждается, что "материя конкретна через свою системность и структурность" (83). На наш взгляд это пример того, как затрудняет обсуждение проблемы смешение равных смыслов "конкретного". Сначала под ним - третий в нашем обзоре смысл - по существу подразумевается чувственно, эмпирически конкретное отличие от абстрактного как чувственно непредставимого мысленного отвлечения, каким является отнятие материи. Говорить о развитии "всей материи" в данном случае действительно нельзя без кавычек. За тем тут же "конкретное" фактически берется в другом, рассмотрении выше плане - как внутренне расчлененное целое с его частями и их связями, которые - каждая - в этом плане не конкретны, а абстрактны. Но тогда уже об их развитии нельзя говорить безотносительно к развитию именно всей материи, всего целого. Если, несмотря на сказанное, все же принять, что развиваются лишь отдельные конечные системы, но и вся материя, то это смешение смыслов обнаружит себя вопросом, является ли вообще процессом совокупность всех связанных друг с другом процессов их развития и имеет ли он носителя. Вряд ли найдется логика ведущая к отрицательному ответу. Действительно серьезный вопрос заключается в том, может следующий процесс, образуемый усложнением одних вещей, упрощением других, качественными изменениями в одной плоскости третьих, круговоротами четвертых, быть в целом, в итоге изменением сложности или нет. Может ли, следовательно, его философское понятие быть конкретным или О наличии такой возможности свидетельствует прежде всего масса прецедентов. Известно, например, что рост видового многообразия, а значит, сложности биоса обеспечивается не только ароморфозами, но и эволюционным регрессом (катаморфоз) и в значительной степени алломорфозами, адаптивной радиацией без изменения уровня организации; что усложнявший, ароморфный филогенез включает массу онтогенезов, и с ними - как восходящие, так и нисходяще фазы индивидуального развития отдельных организмов; что катаморфоз предполагает определенное усложнение репродуктивной системы организма; что усложняющее Метагалактику появление химической формы материи основано на разрушении многих звезд, в которых синтезируются ядра большинства элементов и т.д. Известно, однако, и то, что процессы, не затрагивающие уровня сложности своего носителя, сами могут состоять из усложнения и упрощения. Примерами тому служат анаболизм и катаболизм (ассимиляция и диссимиляция) в функционировании системы основного или поддерживавшего обмена веществ организма, редукция одних и развертывание других приспособлений в алломорфозе. Поэтому, заметим, конкретное философское понятие процесса оказывается в конечном счете применимым и в подобных случаях, так что любой процесс можно представить как сочетание или комбинацию усложнения и упрощения, прогресса и регресса каких-то частей и элементов его носителя. Подобная интегральность процессов охотно признается сторонниками всех существующих трактовок развития до тех пор, пока обсуждается, так сказать, физический аспект поставленных выше вопросов - пока речь идет о конечных системах. Расхождения начинаются при переходе к их "метафизическому" аспекту, когда имеется в виду вся материя, бесконечный мир и единый мировой процесс. Здесь вопрос "может ли?" в онтологическом плане равносилен вопросу "должен ли?", тогда как в случае конечной системы утвердительный ответ на первый не предполагает автоматически такого же ответа и на второй. Прежде чем продолжить обсуждение того, должен ли единый мировой процесс быть процессом изменения сложности, подытожим сказанное об "абстрактном" и "конкретном" в их отношении к пониманию развития. Возможны четыре общих варианта этого понимания, первый - абстрактное представление (понятие) об абстрактном предмете - сводится к точке зрения, что развиваются, т.е. претерпевают необратимые качественные изменения, только отдельные конечные системы. Второй - конкретное представление о том же абстрактном предмете - добавляет к этому указание на изменение сложности, прогресс, регресс как основные направления их изменения, сводя (или признавая такую возможность) другие направления к сочетанию данных тенденций. Третий - абстрактное представление о конкретном предмете - трактует развитие как единый мировой процесс необратимого изменения всей материи. Четвертый - конкретное представление о конкретном предмете - устанавливает, что необратимость как признак принадлежит единому мировому процессу изменения ее сложности, которое, собственно, и есть ее развитие. Каждый вариант может быть представлен несколькими версиями, возможны какие-то переходные от одного к другому позиции, но очевидно, что четвертый в логическом отношении превосходит третий, третий - второй, второй - первый. Особенностью представленного своеобразного ряда восхождения от абстрактного понятия к конкретному и от абстрактного предмета к конкретному является то, что каждый последующий вариант включает, как момент своего содержания, содержание предыдущих, которое поэтому не может служить достаточным основанием его отрицания. Все они, таким образом, логически совместимы в какой-то версии последнего, четвертого, варианта. Учитывая логику атрибутирования развития материи, установленную при рассмотрении "общего" и "единичного", совмещение кажется теоретически неизбежным по меньшей мере до третьего из них. Если же принять, что единый мировой процесс, хотя и существует, принципиально не может быть изменением сложности и потому невыразим философией в конкретном понятии, то основания этому взгляду, во всяком случае, нужно искать за пределами трех первых пониманий развития. Возражений четвертому варианту, действительно удовлетворяющих этому условие, очень мало, и направлены они прежде всего против трактовки развития как бесконечного восхождения от низшего к высшему. Главным из них является утверждение, что "если бы таковое было, то следовало бы признать начало Вселенной" (84), "прийти к представлению будто материя (вся, без исключения) могла находиться... в стадии становления... одним из моментов которого является возникновение… [а это]...предполагает... творение материи из «ничего»" (85). Поэтому "материалистическое положение о безначальности мира несовместимо с тезисом об однонаправленности развития" (86), который всегда был "безраздельной монополией идеализма" (87). "Учение об абсолютности прогресса и относительности регресса несовместимо не только с диалектическим материализмом, но и с материализмом вообще" (88). "Абсолютный прогресс и абсолютный регресс невозможны... Абсолютным регрессом мог бы быть только переход от бытия к полному его отсутствию, к чистому
3. Абсолютное, относительное - прогресс и регресс?
Значения, придаваемые "абсолютному" и "относительному", так многообразны, что "может сложиться впечатление, будто перед нами не две категории диалектики, а конгломерат понятий, лишь случайно объединенных двумя терминами" (90), и "относительность" материи при "абсолютности" прогресса, вероятно, является результатом именно такого объединения. Исходно "абсолютное, в первую очередь, означает безусловное… независимое, самостоятельное, безотносительное, которое для существования не нуждается в существовании других", а "относительное есть то, что получает свое существование через отношение к другим. Иначе говоря, относительное есть то, что существует лишь по отношению к другому... Это значит, что относительное обусловлено другим, зависит от другого и, следовательно, не имеет самостоятельного существования" (91). Абсолютна в нашем понимании материя как субстанция и основание всего сущего. Первым относительным являются ее атрибуты. "Атрибут, - по мысли Гегеля, - имеет абсолютное своим содержанием и устойчивостью", но "в атрибуте абсолютное обретает видимость лишь в одном из своих моментов", и "атрибут - это лишь относительно абсолютное" (92). Абсолютное и атрибут не находятся в отношении порождения первым второго или наоборот, их отношение как бы статично, и в этом смысле "атрибут - это... абсолютное в простом тождестве с собой" (93). Поэтому "материя... остается вечно одной и той же... и ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен" (94). Относительным, так сказать, второго порядка выступает, по Гегелю, модус абсолютного - "вовне-себя -бытие абсолютного, утрата себя в изменчивости и случайности бытия, совершившийся переход абсолютного в противоположное без возвращения в себя -... многообразие форм и определений содержания" (95). Но поскольку "абсолютное не может быть чем-то первым, непосредственным, а есть по своему существу свой [собственный] результат" (96), оно не может не иметь и модуса, через который оно обнаруживает "себя для самого себя" (97), определяет, "что оно уже есть" (98), полагая или возвращаясь в себя не трансцендентным миру абсолютом, а его действительностью: "оно в этом случае действительность" (99). Однако, выражая момент непостоянства и, значит, относительности бытия, модус абсолютного в отличие от атрибута, очевидно, может, изменяясь, быть одним, другим, третьим и т.д. - до бесконечности, и в этом смысле он относительнее атрибута, предшествующего любому из модусов. Вместе с тем, поскольку "содержание абсолютного и состоит именно в том, чтобы обнаруживать себя", и "только в модусе абсолютное... есть то, что оно есть" (100), т.е. действительность, атрибут принадлежит также и модусу и в этом смысле является более относительным, чем каждый из модусов. Абсолютное и относительное - противоположности, и абсолютность абсолютного, конечно, не состоит в том, что оно вообще может существовать без относительного. Абсолютное есть единство себя и "своего другого", которое можно именовать абсолютно абсолютным. Абсолютно абсолютным является единство атрибута, модуса и абсолютного как их основания. Если развитие считать атрибутом материи, а ее модусами - различные состояния мира, имеющие - каждое - свое особенное содержание, интегративное качество, свое действительность, то рассматриваемое возражение кажется результатом потери или преувеличения каких-то сторон сложного отношения абсолютного и относительного, неправомерно приписываемых самому пониманию развития как восхождения от низшего к высшему. Иллюзия возникновения материи из ничего или проникновения в нее внемировой творческой силы (101) в "абсолютном прогрессе" может быть, во-первых, результатом теоретического выпадения модуса и, как следствие, абсолютизации прогресса. Возникает модусы - один из другого, и действие атрибута (развитие как прогресс здесь только одно из его пониманий) теоретически недопустимо обращать на материю прямо, минуя ее модусы. Это особенно очевидно, если "абсолютный прогресс" заменить на "абсолютное изменение", поскольку цитированные авторы явно не отрицают атрибутивного характера движения. По той же логике, по которой абсолютным прогрессом следует считать возникновение бытия из ничто, абсолютным изменением (а движение абсолютно) будет превращение объективной реальности как таковой во что-то иное, т.е. по существу потеря ею субстанциальности, атрибутов и модусов или исчезновение. Ни прогресс, ни регресс, ни изменение вообще не являются абсолютными по отношению к материи как основанию атрибутов и модусов. Данная иллюзия, во-вторых, может явиться следствием недиалектического отождествления абсолютного как такого основания с модусом, который в определенном выше смысле относительнее атрибута. Его относительность неявно переносится при этом и на само основание, что реализуется, например, в следующем, внешне направленном против концепции восхождения от низшего к высшему, рассуждении. При ретроспективном взгляде на абсолютный прогресс материального мира "мы будем наблюдать... деградацию, увеличение хаотичности, ограничение разнообразия материальных объектов. Но существует объективный предел такому процессу - отсутствие разнообразия, однородность, хаотичность" (102). Естественно, от него невозможно самовосхождение даже к минимальному разнообразию и неоднородности, в нем просто нет содержания, на которое может быть обращено действие атрибута (развития), а значит, нет и самого атрибута, который должен поэтому явиться извне. Однако это не объективный, а субъективный, логический предел мысленного превращения абсолютного как основания в модус, объективной реальности - в первоматерию. К абсолютному прогрессу это имеет только негативное отношение. Абсолютность прогресса должна состоять именно в том, что для него нет последнего модуса, что каждый модус получает свой прогресс от предыдущего и их эстафета бесконечна. Приведенное рассуждение фактически свидетельствует не о том, что признание прогресса абсолютным равносильно признанию лишенной атрибута развития первоматерии, а о том, что развитие первоматерии не может быть не только абсолютным прогрессом, но и вообще процессом естественным. Таким образом, оно направлено само против себя. Абсолютный прогресс означает, что в каждом следующей модусе абсолютное обнаруживает себя как действительность более богатую содержанием, чем в предыдущем. Одна из версий обсуждаемого возражения состоит, однако, в том, что прогресс не может быть абсолютным по отношению к регрессу, что они равноправны. "Если в масштабе всей материи существует некое явление (процесс, закон), диалектически противоположное другому явление (процессу, закону), то оба неизбежно должны быть однопорядковы. В противном случае имела бы место некая неполнота, односторонность, наносящая ущерб… диалектической противоречивости и целостности движения (а следовательно, и материи), что абсолютно невозможно" (102). Деликатность этой версии в том, что она не нарушает так явно, как описанные варианты, общую диалектику основания, атрибута и модуса и потому направлена, кажется, в отличие от них, именно против трактовки единого мирового процесса в духе восхождения от низшего к высшему. Она исходит из факта существования в мире не только прогрессивных, но и регрессивных преобразований, и считает развитие единством этих противоположностей. Вопрос об абсолютном и относительном переносится здесь с отношения развития как атрибута к объективной реальности и ее модусу на внутренние природу самого атрибута развития и ставится в виде дилеммы: или абсолютный прогресс, или единство противоположностей прогресса и регресса как равных, однопорядковых. Отношения противоположностей, их диалектика имеют свои уровни, и названная дилемма возникает тогда, когда останавливается, не переходя к следующему, на уровне, где обе противоположности выступают только как относительные и в этом равные. Действительно, противоположности существует лишь в отношении взаимополагания, и "быть "членом" диалектического противоречия означает быть относительным" (103), абсолютным в данном контексте является лишь единство противоположностей - прогресса и регресса. Развитие конечных систем или то, что происходит с отдельными вещами и предметами, будь оно в итоге усложнением, упрощением, изменением в одной плоскости, имеет в качестве основания своей относительной самостоятельности, спонтанности это единство и является внутри себя определенной комбинацией прогресса и регресса. Поскольку это основание имеют все процессы, оно является далее и основанием интеграции их в единый мировой процесс, полная самостоятельность которого также обязана ему. Остановка на уровне относительности прогресса и регресса обладает, таким образом, своим теоретическим смыслом и монет быть продуктивной при анализе структуры отдельных процессов и установлении принципов их объединения в целое, но она ничего не говорит о направленности бесконечного мирового процесса уже потому, что в относительности прогресс и регресс выступают также и как ограничившие друг друга, т. е. только конечные, процессы. Прогресс сменяется регрессом, преобладает в одних частях Вселенной, уступает регрессу в других и наоборот, и так далее до бесконечности в теоретически "дурном" ее смысле утраты обоими своей определенности в этой нескончаемой космической "вендетте". Одним из эффектов остановки только на моменте равенства прогресса и регресса является доведение их понятий до той степени тождества, в которой они вообще лишаются своего содержания "усложнения" и "упрощения". Начинает казаться, что "сам факт движения вперед тем же самым, что это именно шаг вперед, выступает как регресс, т.е. один и тот же шаг тем, что он шаг в определенном направлении, является прогрессом; и этим же самым, тем, что он шаг в определенном направлении, является регрессом" (104); и прогресс и регресс "здесь не различные направления в развитии, а лишь моменты одной и той же сущности, одного и того же направления развития, которое как направление не имеет смысла, снимается" (105). Возможно ли направление, не имеющее направления? По-видимому, переход от прогресса и регресса как отдельных направлений, конечных процессов и относительных противоположностей к пониманию их моментами одной и той же сущности требует чего-то сверх их простой суммы, констатации их равенства и относительности, ссылка на которые вовсе не исключает понимания прогресса как абсолютного в отношении не регресса, а меняющейся действительности (в каждом очередном модусе абсолютное есть действительность более сложная, чем в предыдущем). Констатации равенства прогресса и регресса в их обоюдной относительности просто недостаточно для суждения о направленности мирового процесса. Тем не менее эта направленность должна корениться и в отношении данных противоположностей, но на другом его уровне. Ключевым здесь выступает их диалектическое различив, имеющее два аспекта: чем отличаются друг от друга определенные противоположности как специфические стороны действительности (прогресс от регресса, сущность от явления, содержание от формы и т. д.) и чем вообще отличаются друг от друга любые противоположности безотносительно к этой специфике. Очевидно, именно второе отличие делает какие-то стороны противоположностями в собственно диалектическом смысле этого слова. Случайность, например, не принято в этом смысле противопоставлять возможности или явлению из-за отсутствия между ними такого отличия. Очевидно также, что противоположности не отличаются ни тем, что полагают, ни тем, что взаимно отрицают друг друга. В этом они равны и одинаково необходимы, и, кроме того, взаимополагание (и его обратная сторона - взаимоотрицание) присутствует и в отношениях сторон, не противопоставляемых в "ядре диалектики". Так, случайность и не существует без возможности, и отрицает ее уже тем, что не все есть возможность, что есть и она -случайность, но противоречит ли случайное возможному? Очевидно, наконец, что утрата специфической определенности разрушительна для обеих, о чем говорит опыт их погружения в "дурную" бесконечность. В принципе это отличие давно найдено, но его теоретическое совмещение со специфическими различиями тех или иных конкретных противоположностей часто становится довольно мучительным процессом. Случай прогресса и регресса - один из ярких тому примеров. Искомое отличие по существу положено Гегелем в основу его диалектики и состоит как раз в том, что одна из противоположностей в конечном счете, в отрицании отрицания, оказывается абсолютной, а другая так и остается в нем относительной. Так, "бесконечное есть а) в простои определении... отрицание конечного; b) но оно тем самым находится во взаимоопределении с конечный и есть абстрактное, одностороннее бесконечное; с) оно есть само снятие этого бесконечного, а равно и конечного, как единый процесс, - есть истинное бесконечное" (106). "Следовательно, бесконечное, каково оно есть на самом деле, есть процесс, в котором оно низводит себя до того, чтобы быть лишь одним из своих определений, противостоять конечному и, значит, быть самому лишь одним из конечных [т. е. относительным. - О. Б. ], а затем снимает это свое отличие от себя самого для утверждения себя и есть через это опосредование истинно бесконечное" (107), т.е. абсолютное: такое бесконечное, "бесконечное в себе включает в себя конечное и, стало быть, есть в себе единство самого себя и своего иного" (108). Оно уже не нуждается в том, чтобы конечное полагало его со своей стороны, поскольку конечное - его внутренний момент. "Истинная... бесконечность... имеет своим образом круг, достигшую себя линию, которая замкнута и всецело налична" (109) - налична не в смысле исчерпанности всего возможного ряда конечного, а в смысле определенности и внутренней завершенности ее отношения к конечному вообще. Именно эта завершенность позволяет - пользуясь гелевским образом - данному кругу катиться, оставляя след, который не имеет конца ни в одну из сторон.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |