КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. Мир и мирoвой процесс 5 страница
Эта предварительная характеристика ступени развития объективной реальности нуждается в углублении. Модус является системой, элементы которой - низшее и высшее - находятся в двояких отношениях: с одной стороны, эти отношения связывают низшее и высшее в рамках основных форм материи, с другой - в рамках ее комплексных форм. Первые есть отношения надстроенных друг над другом уровней каждой из основных форм материи, например, физического, химического и биологического уровней живого. Их можно назвать поэтому отношениями по вертикали. Вторые - низшего и высшего как отдельных рядоположенных предметов или вещей, например, живого, только химического и чисто физического объектов. Назовем их отношениями по горизонтали. Первые - системообразующие отношения основных форм, вторые - ее комплексных форм, и ядром содержания модуса должен быть такой аспект единства мира, в котором бы снимался определенный дуализм этих отношений. Сразу отметим, что его поиски находятся, как будет показано, в плоскости дальнейшего решения проблемы теоретического совмещения материализма и диалектики.
2. Вещи и противоположности. Горизонтальные и вертикальные отношения низшего и высшего
Вертикальные отношения низшего и высшего подробно исследованы В. В. Орловым и другими авторами (139) как в общем, так и применительно к отдельным случаям соотношения физического, химического, биологического и социального. Их модель является пока наиболее глубоким отражением этих отношений. Против нее не выдвинуто серьезных возражений, поэтому другие точки зрения будут затронуты позднее, при обсуждении природы живого. Данные отношения устанавливаются с возникновением высшего из низшего. Часть объектов низшей формы материи включается в состав высшей в качестве основы или фундамента. Включенное низшее полностью сохраняет природу и сущность низшей формы материи, не теряет ее основных свойств и продолжает следовать ее законам. Их не может нарушить активность высшего. Высшее, таким образом, глубоко зависит от включенного низшего. Вместе с тем оно не сводится к низшему и обладает относительной самостоятельностью. Не упраздняя законов низшего оно имеет собственные законы и подчиняет себе включенное низшее. Подчинение не несет характера прямого вмешательства каких-то высших факторов и сил в структуры и процессы низшего. Оно коренится в том, что включенное низшее достигает по сравнению с невключенным, "свободным" низшим большей сложности, является более развитой разновидностью низшего. Так, химия живого существенно сложнее неживого химизма. Эту сложность низшее приобретает сообразно своим законам, но лишь в "тени", в условиях высшего. В такой разновидности оно может существовать только в составе высшего и только до тех пор, пока его собственные структуры и функции остаются пригнанными структурам и функциям высшего. В противном случае высшее теряет свою основу или опору в низшем, но вместе с этим исчезает и та самая разновидность низшего, которая служит ею. В ее "интересах" поэтому - всегда и всюду следовать изменениям высшего, в чем и выражается отношение подчинения высшему включенного в него низшего. Разумеется, что и высшее в его зависимости от низшего должно по-своему следовать природе низшей основы, т.е. и некотором смысле само подчиняться ей, формироваться по ней как по своеобразной матрице. Однако именно высшее включает низшее, и его зависимость от низшей основы является в конечном счете зависимостью от собственного момента в отличие от обратной зависимости от него этой основы, что и отражает более резкий термин "подчинение" (этой основы высшему). Понятие "высшее" имеет два плана или смысла: широкий и узкий. В широком смысле каждая основная форма материи есть интегральное целое, которое включает низшую основу и собственно высшее - высшее в узком смысле. Оно является одним из уровней высшего, взятого в целом, в широком плане, - тем, что остается в этом целом "за вычетом" субстрата и структур низшего: добавочным содержанием, отличающим высшее от предшествующих форм материи, вместе с некоторым диалектически - без этих структур и субстрата - заимствованным у них содержанием. Например, живое в широком плане включает уровни физической и химической основ и собственно биологический уровень. Можно заметить, что в широком плане высшее выступает как абсолютное по отношению к своей низшей основе и собственно высшему, которые являются его внутренними моментами. Высшее и включенное низшее в их противоположности взаимно отражают друг друга, что в структурном аспекте фиксирует предложенная В. В. Орловым гипотеза "теневой системы" (140), устанавливающая изоморфизм систем включенного низшего и интегрального целого высшего как механизм их связи. Суть ее состоит в том, что при возникновении высшего из элементов низшего уровня организации материи и в его пределах формируются более сложные, комплексные элементы, которые, как и связи между ними, находятся в однозначном соответствии с элементами и связями высшего, изоморфны им. Через теневую систему высшее "узнает" природу низшего и свою зависимость от него, а включенное низшее, в свою очередь, испытывая влияние высшего, подчиняется ему. Как интегральное целое, живое, например, имеет физическую и химическую теневые системы. Следует уточнить теперь, что собственно высшее - это то, что есть в высшем "за вычетом" его теневых систем. Вертикальные отношения в системе "иерархия теневых систем -собственно высшее - высшее как интегральное целое" не являются, как уже отмечалось, отношениями отдельных друг по отношению к другу предметов либо компонентов (в физическом смысле) какого-то объекта. Например, физическая теневая система живого не существует наряду с его химической теневой системой - вне ее, не является она также и компонентом этой системы, подобным ядру в клетке, например; не пребывает рядом с ними и собственно биологический уровень живого. Как интегральное целое, оно пространственно совпадает со своими теневыми системами, а его уровни не обмениваются между собой порциями субстрата и энергии, как это делают взаимодействующие вещи. Вертикальные отношения низшего и высшего выступают отношениями глубокого диалектического взаимопроникновения и тождества противоположностей, чего нельзя сказать прямо об их горизонтальных отношениях, в которых низшее и высшее остаются прежде всего отдельными вещами. Можно представить, например, отношения камня и лягушки, сидящей под ним, и отношения физического, химического и биологического в ее организме, чтобы почувствовать эту разницу. Проблема единства и связи горизонтальных и вертикальных отношений низшего и высшего, таким образом, входит в более широкую и далеко не решенную проблему теоретического перевода отношений диалектических противоположностей в отношения и связь отдельных вещей - проблему "овеществления" противоположностей, с одной стороны, и наделения ими вещей - с другой, многие попытки сделать то или другое наталкиваются на известную несовместимость материализма в том его аспекте, в каком мир для него состоит из множества отдельных вещей и их связей, и диалектики, для которой он "состоит" из противоположностей в их взаимопроникновении и тождестве и не делится в этой своей тотальности на вещи. Речь идет, таким образом, о необходимости дальнейшего синтеза материализма и диалектики, не все варианты которого можно считать удачными. Так, прямое приписывание стандартного диалектического набора противоположных моментов отдельно взятому предмету ведет к теоретической потере его как вещи, о чем свидетельствует, в частности, опыт построения атрибутивной модели "материального объекта вообще", противопоставляемой его "субстратно-субстанциальным" моделям. Согласно ей "атрибуты, вместе взятые, и есть материальный объект", причем "«за» или «под» атрибутами нет никакого отличного от них носителя" (141). Объект лишается в этой модели субстрата, телесности (в самом широком смысле слова), позволявших ему взаимодействовать с другими объектами, быть вещью и частью некоего предметного целого, и это по-своему оправдано в ней: наделение объекта набором противоположностей качества и количества, содержания и формы, возможности и действительности, необходимости и случайности, другими атрибутами существования и развития делает теоретически ненужной его субстратную, вещную сторону, поскольку превращает его в самодостаточную реальность, которая не нуждается в том, чтобы быть частью какого-то целого и взаимодействовать с другими объектами. В этой модели по существу нет теоретических препятствий тому, чтобы рассматривать в качестве такого объекта сознание, которое даже удобнее брать в силу его невещественности только как "атрибуты, вместе взятые". Не вполне корректно, по-видимому, и отождествление диалектических противоположностей с подсистемами или частями материального образования (142), поскольку это тоже теоретически подрывает в конечном счете его вещность. Организм, например, имеет опорно-двигательную, нервную, кровеносную, пищеварительную и другие подсистемы, которые не принято и вряд ли продуктивно рассматривать как собственно диалектические противоположности, с одной стороны. С другой стороны, в нем нет подобных этим подсистем возможности, действительности, содержания, формы, качества, количества и т. д. Если взаимодействие первых имеет "силовую" природу обмена субстратами, электрическими импульсами и т.п., то у противоположностей, не обладающих каждая собственным субстратом, это невозможно. Очевидный пример тому - возможность и действительность. Их отношения - иной природы, и предлагаемый подход не столько совмещает логику отношений между вещами как подсистемами или частями мира с диалектикой противоположностей, сколько подменяет первую второй. Оказывается, что и сама "системность есть противоположность вещественности, несовместима с ней и исключает ее" (143). Трудно согласиться поэтому и с точкой зрения, что по мере углубления в связи объективного мира, преодоления познавательного огрубления реальности, восстановления абстрагированных ранее связей и отношений между вещами совершается замена логики частей и целого логикой тотальности - неразграничимого единого, в котором многообразие и континуальность мира обособленных друг от друга вещей выступает только видимостью реальности (144). Вещная сторона логики материализма при атом не соединяется, а в конечном счете упраздняется диалектикой "тотальности", чем, кстати, решительно упрощается подход и к самому предмету диалектики - развитию. Если представление о Вселенной как состоящем из вещей целом еще ведет, по мнение авторов, к представлению о некоем едином процессе, в котором она находится, то Вселенная как уже "лишенная предметной обособленности тотальность не нуждается в едином процессе. Для наличия тотальности требуется только отсутствие разрыва в сети динамических связей, отсутствие абсолютно замкнутых областей" (145) - не более. Растворение вещного многообразия мира в такой тотальности лишает диалектические противоположности сферы, где развертываются и проявляются результаты их отношений, что делает проблематичным научное истолкование диалектики. Одно из главных оснований дилеммы "вещи или противоположности" можно видеть в том, что "не решен вопрос о характере пространственно-временного отношения между противоположностями", в особенности - об их пространственном положении (146). Для восполнения этого пробела предложено различать в предметном противоречии два уровня: внешний, феноменальный, и внутренний, сущностный, - и считать, что пространственная раздельность свойственна внешним формам проявления и существования противоречия, но не сущностному его уровню, на котором противоположности пространственно совмещены, взаимотождественны, взаимопроникают друг друга и на котором противоречие выступает, таким образом, уже не противоречием между частями или элементами веши (что свойственно его внешнему уровню), а отношением веши самой к себе - отношением ее самоотрицания (147). В рассматриваемой модели "есть «внешнее» и «внешнее»: внешнее как одна из форм имманентного - внешняя форма движения имманентного противоречия системы - и внешнее, лишенное черт имманентного, - внешняя среда «обитания» системы" (148). Факторы которой, "не будучи источником самодвижения, не играют решающего значения в самодвижении системы; их функции чисто «ферментативные», они ускоряют или замедляют процесс самодвижения системы" (149). Овеществление противоположностей и наделение ими вещей теоретически достигается здесь переходом от собственно диалектического отношения противоположностей (которому присущи "острые" формы единства: взаимопроникновение, конкретное тождество и т. п. (150)) в субстанциально-сущностном основании веши к поляризации относительно выделенных, "разошедшихся" сторон явления (в котором как бы проступает предметное целое веши) и - наконец - к внешним условиях, среде, взаимодействие с которыми уже прямо предполагает обладание вещественными частями и элементами. Среда в данной модели не просто ускоряет или замедляет самодвижение предмета, но фактически является ключом, отпирающим его внутренний механизм: собственное внутреннее "беспокойство" отдельного предмета может вылиться во что-то лишь в совокупности и во взаимодействии его с другими вещами. Такая модель положительно альтернативна атрибутивной модели, но имеет свое противоречие: являясь по замыслу моделью самодвижения, она "овеществляет" противоположности, наделяя их чертами пространственно разведенных сторон или частей предмета, в направлении, ослабляющем исходную идею самодвижения. Подобное ослабление теоретически оправдано в ней, поскольку речь идет об отдельно взятом предмете, но остается вопрос, почему то, что обладает абсолютно абсолютным самодвижением, т.е. мир в целом, должно состоять из отдельных вещей-частей, а не только из проникающих друг друга противоположностей. "Схоластический" ответ заключается, очевидно, в том, что такой мир был бы неизменным в силу бесконечной скорости реализации отношений тождества и взаимного перехода противоположностей, не обремененных, так сказать, инерцией вещей. Он не имел бы времени, не говоря уже о пространстве, в которых невозможно локализовать тождественные и "пронзившие" друг друга противоположности. Он не мог бы находиться и в главном для своего движения отношении самоотрицания, так как быть одновременно другим и тем отрицать себя означало бы в атом контексте только одно: не быть и тождеством противоположностей, т. е. вообще не быть. Поэтому быть совокупностью вещей выступает для него таким же сущностями, а не только внешним (явление) условием самодвижения, как и быть тождеством противоположностей, можно сказать, что фундаментом его вечного самоотрицания является "состоять из отдельных вещей, а не тождественных друг другу противоположностей, и наоборот - быть их тождеством, а не совокупностью отдельных вещей". Это - два основания его самодвижения, само отношение которых следует оценить как взаимное проникновение противоположностей. Такая оценка не вводит решение поставленного выше вопроса в порочный круг, поскольку одной из противоположностей является здесь сама вещная сторона (151) мира, контрагентом которой выступает его не-вещная сторона: не являются вещами, как таковые, общее, качество, необходимость, возможность, причина, форма и другие "противоположности", из которых также по-своему состоит мир. Вернемся к двухуровневой модели Ф. Ф. Вяккерева и В А. Кайдалова. Противоречие вещности и не-вещности, очевидно, присуще также и отдельно взятому предмету. Если на внешнем уровне предметного противоречия, согласно модели, происходит взаимоисключающее взаимодействие обособившихся, поляризовавшимся в пространственно-временном отношении сил и сторон, а на внутреннем - вещь отрицает сама себя, нужно пригнать, что это должно доходить до отрицания ею себя как вообще вещи. Вещи вообще противостоит, очевидно, только вообще не-вещь, и ключевым тогда оказывается вопрос, что в своей противоположности вещи может быть вместе с тем тождественно ей по своему содержанию. Вероятно, единственным претендентом на это выступает собственно высшее в системе уровней материального объекта - лишь оно богато настолько, чтобы быть диалектически тождественным всей веши (152). Низшая основа (теневая система), собственно высшее и высшее как интегральное целое подчинены в этой системе логике отрицания отрицания: низшая основа отрицается собственно высшим, а оно - высшим как интегральным целым. Примечательной чертой первого отрицания является отрицание вещности, "телесности" теневой системы собственно высшим как не-вещь» Второе из отрицаний есть отрицание не-вещной природы собственно высшего, возврат к "телесности" на новом уровне - высшего уже как интегрального целого. Не-вещное собственно высшее как бы выступает здесь посредником между предметными, вещественными уровнями высшего как интегрального целого и его низшей основа Неадекватными отражениями не-вещной природы собственно высшего являются по существу как полное сведение высшего к этой основе, так и идеалистическое истолкование природы высшего, например, витализмом. Все члены рассматриваемой триады диалектически тождественны. Собственно высшее пронизывает собой, как одна противоположность пронизывает другую, теневую систему и существует только через нее, отличаясь от последней в интересующем нас аспекте "прежде всего целостностью и неразложимостью", в которых низшие "ступени уже не имеют той индивидуальности, которую они сохраняют при включении в высшее явление в качестве основы" (153). В известном смысле можно считать, что оно - теневая система, лишенная своей вещности и делимости, а теневая система - это собственно высшее, лишенное его неразложимости. Аналогичны отношения собственно высшего и высшего как интегрального целого, которое есть в определенном смысле возврат к вещности теневой системы и представляет ее (вещность) на уровне, характеризующемся большей степенью неделимости (очевидно, например, что число химических компонентов, на которые можно "разобрать" организм, гораздо больше числа компонентов, еще сохраняющих биологическое качество, - словом, молекул в нем заведомо больше, чем клеток). И в этом случае можно сказать, что собственно высшее - это высшее как интегральное целое, лишенное его вещности, а последнее есть лишенное его неделимости собственно высшее. Наконец, диалектически тождественны теневая система и высшее как интегральное целое, что выражается в изоморфизме их элементов и структур и в их одновременном существовании через собственно высшее. В их отношениях, поскольку они опосредованы собственно высшим, присутствует также и элемент противоречия вещи и не-вещи: высшее как интегральное целое кладет некий предел делимости включенного низшего (так, атом не является уже собственно элементом химической теневой системы клетки, поскольку он не изоморфен ни одному биологическому элементу последней: гену, органелле и т. п.) и тем отрицает его как вещь, само таким образом становясь ею. Однако то же делает в отношении высшего как интегрального целого включенное низшее, его теневая система, которая, продолжая пример, в конечном счете состоит именно из атомов - ибо это химическая система - и делится глубже, чем "позволяет" ей высшее. Решающим аргументом, что это не просто искусственно усложненная схема и такое отношерение вещи и не-вещи действительно необходимо, является возникновение в развитии отношений низшего и высшего субъективной реальности, сознания, которое не является вещью или юс совокупностью, но которой» в принципе может нести все их содержание. Сказанное не означаете, что собственно социальное и есть сознание, но феномен сознания возможен, если собственно социальное - не вещь. Собственно высшее, ни в каком отношении не являясь вещью, физически неделимо и не имеет предметных компонентов, "силовым" образом воздействующих друг на друга. Б этом смысле ему абсолютно не свойственна множественностсть, которой характеризуется мир вещей, хотя в нем и выражается богатство их содержания. Однако живой объект, например, формально имеет в себе не одно, а несколько собственно высших: собственно биологическое, собственно химическое (поскольку его химическая основа есть высшее по отношению к физическому), собственно физическое (поскольку в бесконечности природы должны существовать дофизические формы материи). Как сосуществуют эти собственно высшие? Нужно признать, что они слиты в одно - одно на все предметные уровни высшего как вещи, иначе между ними невозможны никакие отношения, что равносильно распаду самой вещи из-за роли, которую играет в ее интеграции собственно высшее, пронизывая и связывая собой друг с другом ее теневые системы и высшее как интегральное целое, которые не находятся сами в прямом предметном взаимодействии: на физическом уровне не действуют химические законы и факторы, на химическом - биологические и т.д. и наоборот. У каждой вещи - одно на все ее предметные уровни собственно высшее, и естественен в вопрос, как с этой стороны сосуществуют разные, пространственно разобщенные вещи. Можно предположить, что собственно высшее каждой ив них заключено в ее пространственных границах и соотносится cо своими "партнерами" косвенно, посредством предметного взаимодействия вещей, обменивающихся элементами субстрата, квантами полей и т.п. Неясно, однако, как неделимому - тому, что, не являясь вещью, не имеет внутренней пространственной дифференциации и структуры, а значит, не оформлено и внешне, - приписать некое положение среди ему подобных. Логичнее считать, что, как таковое, оно непространственно. Это не значит, что оно пребывает вне пространства, образуемого множеством веши: его непространственность есть неотделимость, недифференцируемость в этом отношении одного собственно высшего как такового другого, их слитность. В данном отношении собственно высшее также одно - уже на все вещи. За этим нужно признать и следующее: чтобы "обслуживать" все без исключения вещи, оно должно выражать содержание ж наиболее сложных из них, быть, например, собственно химическим, если живое еще не возникло. Может ли, однако, чисто физический объект иметь собственно химический уровень? Исходя из выдвинутого здесь исходного предположения - нет, но если не заключать этот уровень внутрь отдельного объекта, допуская, таким образом, его определенную пространственную локализацию, и иметь в виду, что собственно химическое несет в себе также и некоторое физическое содержание — иначе оно не могло бы опосредовать "вертикальные" отношения соответствующих предметных уровней, - положительный ответ не кажется невозможным: чисто физический объект обладает на этом уровне тем, что он в принципе способен выразить своими физическими структурой и поведением. С неделимостью собственно высшего может быть, наверное, связано и существование отношений, реализующихся с бесконечной скоростью, как бы безвременно, что невозможно, если бы вещи только обменивались какими-то сигналами. Образом подобных отношений может служить сиротство: человек объективно становится сиротой не тогда, когда до него в другой город доходит печальное известие, а в сам момент смерти родителя. Безвременными (как и непространственными) вообще являются все собственно диалектические переходы "в свою противоположность". Если "становление означает, что ничто не остается ничем, а переходит в свое иное, в бытие" (154), то "истина состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие... что они абсолютно различны, ко также нераздельны и неразделимы" (155). Время требуется, чтобы сказать это, а не чтобы подобное реально совершилось. О том, что мир действительно имеет сторону с признаками, которыми должно обладать собственно высшее, свидетельствуют, по-видимому, самые развитые в отношении их формализации науки - квантовая физика, математика. Как показал, например, И. 3. Цехмистро, ряд их представлений можно интерпретировать как отражение органически присущего природе свойства неделимости на реальные, актуально существующие отдельные физические объекты. Он полагает, что "в конечном счете деление физической реальности на составляющие ее элементы где-то полностью теряет свой смысл. Поэтому в качества "последних элементов" реальности следует признать множественный, корпускулярный, иди субстанциальный аспект ее (содержащий в себе свойство физической неразложимости мира), и в равной мере свойство физической неделимости мира (содержащее в себе виртуально, в виде потенциальных возможностей множественность и субстанциальность реальности)... Бессмысленно ставить вопрос о том, какая из этих сторон является более "глубокой" онтологически, но необходимо постоянно иметь в виду обе и помнить от их неразрывности"(156). Именно в свойстве неразложимости мира автор усматривает "принципиально неустранимый источник корреляции... потенциальных возможностей" (157) существования в нем разных подсистем, отдельных предметов и, следовательно, важное основание закономерных упорядоченности и изменения его уже как множества. В последнем случае "квантовые свойства мира как неразложимого целого обеспечивают несиловую... корреляции... возможностей системы и управляют их перераспределением от одного события... к другому в зависимости от фактически реализующихся состояний" (158). Вывод о физической неделимости природы следует, по его мнению, из принципиально статистического характера квантово-механических законов, открывающих жесткую упорядоченность сферы виртуального, потенциально возможного и одновременно вводящих элемент неопределенности в существование отдельных объектов: их "размытость", как и мгновенная несиловая корреляция виртуального, - проявления этой неделимости. Заметим, что размытость отдельного объекта как элемента множества вещей, если отойти от чисто физического смысла принципа неопределенности, кажется естественной и потому, что он всегда пребывает в процессе реализации каких-то возможностей, нарушая собственную меру, но не выходя при этом за рамки их (возможностей) общемировой корреляции. Эта интерпретация построений квантовой физики позволяет предположить, что они являются теоретическим отражением не просто специфики мира элементарных частиц, физического вакуума и т. п., но и собственно физического уровня природы как такового. Если так, то в них можно видеть подтверждение положения о неделимости собственно высшего, о том, что оно - одно на всех. Однако автор не сдержал обещания соблюсти онтологическое равенство аспектов множественности и неделимости природы: первый кажется ему "лишь поверхностью... реальности, а глубже и в действительности мир существует как единое и неделимое" (159). Если "множественность как сторона природы является принципиально неуниверсальной и конечной" (160), то неделимое из аспекта реальности само превращается в предмет, которым заканчивается природа. Логичнее было бы поместить его не под, а над множеством вещей, не ограничивая им снизу их многообразие, а как бы оставив его на плаву у этого многообразия в качестве подвижного уровня, не сдерживающего его и сверху. Неделимое - одно на всех, и его обнаружение физикой при изучении микромира не обязательно означает, что оно лежит именно под ним, как и того, что в сущности мир только неделим. Такая перестановка, по-видимому, не затрагивает основного смысла позиций автора, но позволяет квалифицировать исходные для нее представления физики как своеобразное отражение ею физической составляющей содержания мирового - одного на всех - собственно высшего, как указание на действительную реальность этого уровня. Сказанное можно подытожить в следующем выводе: собственно высшее одно на все предметные уровни интегрального целого отдельной вещи и на всю совокупность вещей, что относится, конечно, и к его сложности, собственно высшее существует через всю совокупность вещей, составляющих мир, и это, в принципе, исключает его мистификацию, хотя абсолютизация его своеобразия, вероятно, может принимать форму веры в мировой разум, особый духовный уровень Вселенной и т. д. Понятое так собственно высшее является, по-видимому, тем ядром понятия модуса как ступени развития материи, которое делает его ("модус") большим, чем простая констатация, например, наличия в мире живого и условий для него. Неделимое, во-первых, является неотъемлемой стороной целостности, единства мира, и его тождество собственно высшему позволяет говорить об определенном качестве этого единства, характеризуя модусы объективной реальности как химический, жизненный и т. д. не только внешне, но и по существу, поскольку собственно высшим проникнуто бытие всех вещей, принадлежащих модусу. Таким образом, во-вторых, собственно высшее не только связывает предметные уровни в рамках основных форы материи, обеспечивая вертикальные отношения низшего и высшего, но оказывается как-то включенным и в горизонтальные их отношения, образующие комплексное формы материи, - одним из моментов интеграции последних. Поэтому без "собственно высшего", по-видимому, не может быть диалектически снят известный дуализм горизонтальной и вертикальной составляющих этих отношений и, значит, не могут быть глубоко совмещены картины развития в ряду основных и в ряду комплексных форм материи. В-третьих, "собственно высшее" является необходимым пунктом конкретизации природы противоречия вещности и не-вещности, присущего как миру, так и отдельно взятому предмету -противоречия, которое является источником их самоотрицания, основанием их субстанциально-сущностного "беспокойства" и в которое упираются многие попытки дальнейшего объединения материализма и диалектики.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |