Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине: Возрастная психология 2 страница




А.И. Сорокина изучая развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни, исследовала детей с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Результаты исследования показали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, проявляют положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

По мнению Мухамедрахимова Р.Ж., нарушения социального и эмоционального взаимодействия ребенка и матери, способствуют проявлению одиночества ребенка в более старшем возрасте. При этом автор утверждает, что пребывание матери в стрессовой ситуации, ведет к отрицательным последствиям и негативно отражается на психике ребенка.

Эмоциональная депривация, имевшая место в отношениях матери и ребенка в раннем возрасте, способна негативно влиять на отношения матери и ребенка, а также на возможности ребенка в умении устанавливать контакт со сверстниками, что в свою очередь, способно отрицательно влиять на эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка.

В своих исследованиях Мухамедрахимов Р.Ж настаивает, что наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка.

Д. Стерном установлено, что поведение матери в общении с младенцем отличается от общения с более взрослыми детьми и выражается в следующих особенностях: «детскости» речи матери, обращенной к младенцу; повышенной высоте голоса и его певучести. По мнению психолога, подобная форма поведения имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, способен ответить на инициативу матери вокальной имитацией, что в свою очередь, побуждает ее продолжать начавшееся взаимодействие и менять поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получая позитивный опыт общения, в дальнейшем будет отвечать на эти инициативы, которые в последующем приведут к диалогу матери и ребенка.

Также Д. Стерн отмечает замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица и повторяемость действий, необычных по темпу и ритму движений приближения и удаления от младенца. Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления - для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса - для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица.

Таким образом, стереотипное поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоящее в постоянных по содержанию и стереотипных проявлений поведения создает у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

В период с 2 до 6 месяцев мать и ребенок учатся взаимодействию друг с другом. Они учатся читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия.

Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками.

В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.

С 9 месяцев младенец ориентируется уже на эмоциональную реакцию матери. При этом, сталкиваясь с неопределенной ситуацией, ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека, улавливая реакцию матери на происходящее.

Взаимное приспособление, наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью привели к выводу: «Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация - не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело совместное» [19].

Таким образом, влияние матери на психическое развитие ребенка велико, так как развитие личности ребенка происходит в процессе опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом» человеке, контакте с ним при общении и взаимодействии является движущей силой формирования и развития личности ребенка.

 

 

Глава 2. Эмпирические исследования психологических аспектов отношения матери и ребенка

 

2.1 Диагностические методики исследование по изучению особенностей эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка

 

Особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка, его психическое и социальное развитие. Так, нарушение эмоционального контакта с родителем, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка [1].

При этом ведущая роль в развитии детско-родительских отношений отводится общению матери и ребенка. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. При этом эмоциональная составляющая взаимодействия играет решающую роль. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с матерью определяет эмоциональное состояние ребенка, через которое преломляется восприятие им окружающего мира: родителей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему, то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность [11].

Родительский стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывает решающее влияние на развитие личности дошкольника (Лисина М.И., Запорожец А.В., Захаров В.И., Спиваковская А.С., Мухина В.С., Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. и др.), а эмоциональное отношение матери к ребенку как компонент родительского стиля общения присутствует в классификациях Е.А. Личко, А.И. Захарова, Э. Г. Эйдемиллера и др.

А в работах А.С. Спиваковской, Е.И. Захаровой, М.И. Лисиной и др. эмоциональному отношению матери к ребенку придается особое значение в онтогенезе. При этом эмоциональное отношение матери рассматривается как ведущее условие базового доверия к миру, основа личностной стабильности, эмоциональной устойчивости и социального развития ребенка.

Е.И. Захарова выделяет три содержательных блока эмоционального взаимодействия матери с ребенком: чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия.

«Безусловное» принятие матерью ребенка рассматривается как ведущая характеристика эмоционального отношения матери к ребенку, главное условие формирования базового доверия к миру, основа личной стабильности, эмоциональной устойчивости и социального развития ребенка[9]. «Безусловное» принятие означает отношение к ребенку как к субъекту, предполагает признание самоценности ребенка, его индивидуальности, и права «быть самим собой».

В работах В.В. Юстицкого, Д.Н. Исаева, Е.А. Личко «безусловному» принятию ребенка чаще всего противопоставляется эмоциональное отвержение.

В трудах Ю.Б. Гиппенрейтер введено понятие «условного» принятия. Ребенка любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо себя ведет, т.е. отвечает требованиям и ожиданиям родителей.

Условное принятие используется родителями как эмоционально положительное подкрепление правильного, с точки зрения родителей, поведения ребенка.

В случае поведения ребенка, не отвечающего требованиям и ожиданиям родителей, положительный эмоциональный фон общения, «поток любви» прерывается или становится негативным. Таким образом, принятие становится «условным», эмоционально положительное отношение к ребенку проявляется при определенных условиях.

Таким образом, эмоциональное взаимодействие матери и ребенка – очень сложный и многогранный процесс, способный оказывать влияние на развитие личности ребенка. Поэтому важно изучать особенности данного рода взаимодействия между матерью и ребенком, с целью проведения коррекционной работы для налаживания эмоционального контакта матери с ребенком и дальнейшего благоприятного психического и личностного развития ребенка.

В психологической практике диагностическое обследование психического развития ребенка нуждается в дополнении подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, сложившихся в семье.

В данном контексте психолога-консультанта интересуют следующие аспекты:

1) актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;

2) их история, особенно в критических точках онтогенеза;

3) межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;

4) объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Поэтому все методики диагностики детско-родительсикх отношений делят на:

- предназначенные для детей;

- предназначенные для родителей;

- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;

- методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;

- методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель-ребенок.

Как правило, в практической психологии для диагностики детско-родительских отношений выбирают те методики, которые зарекомендовали себя наиболее удобными и простыми в проведении, а также наиболее результативными.

Методики, предлагаемые детям для изучения детско-родительский отношений наиболее эффективными считаются:

Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, с точки зрения самого ребенка и его переживаний. Методика помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и определяет свое место среди них.

При этом рисунок семьи не только раскрывает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений.

Методика КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и беседа после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик.

При интерпретации КРС основное внимание следует обращать на следующие аспекты:

- Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).

- Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных членов семьи).

- Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля - это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами.

Ребенку предлагается выбрать свое место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

Методика содержит 42 вопроса. При обследовании по данной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.

Методика «Незавершенные предложения» находится среди тех, которые основаны на дополнении — в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различных конкретных целей.

Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В их основе — положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности и межличностных отношений. Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методик принятием любого ответа без оценки его как правильного или неправильного.

Обследование, в котором используется конкретный вариант методики, может проводиться в устной или письменной форме:

Независимо от формы проведения (письменной или устной) обследования существенной характеристикой последнего являются временные показатели. Таким образом, измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, но не при использовании бланка.

Модификация оценочно-самооценочной методики Лидере А. Г. является упрощенным вариантом известной методики REP. Ребенку предлагается специальный бланк, в первом столбце которого задан набор персонажей. Ребенок должен заполнить графы этого столбца, выбрав для каждого персонажа реального представителя из своих друзей, знакомых, родственников.

Получаемые с помощью этой методики данные позволяют восстановить систему межличностных отношений ребенка в ее наиболее важных компонентах: кто является позитивно и негативно наиболее значимым для ребенка в его окружении и по какой причине, т. е. что делает этих людей значимыми для ребенка (с точки зрения самого ребенка). Одновременно методика помогает выявить, насколько сложной или простой выглядит для ребенка система его межличностных отношений, насколько полно (односторонне/многосторонне) открываются для него значимые и близкие люди, насколько богат его язык описания личностных характеристик. Конечно, как всякая качественная проба, эта методика может использоваться как база для развертывания на ее основе клинической беседы с ребенком о системе его межличностных отношений.

Методики, предлагаемые родителям для изучения детско-родительских отношений.

 

 

Анкета для родителей (Е.И. Захарова).

Цель: Изучение родительского принятия / отвержения матерью ребенка.

Исследуемые показатели:

1. Эмоциональное принятие матерью ребенка.

2. Чувствительность, эмпатия матери по отношению к ребенку.

3. Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия матери с ребенком.

Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».

Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком.

Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следующие задачи:

1) выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;

3) получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.

Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений - первый шаг в рефлексии родителем проблем воспитания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя, что обеспечивает более высокую эффективность программы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, при определении формы и характера работы с родителями.

Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

Представляет собой зеркальные опросники, имеющие две формы: для родителей и для детей.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит, 5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал:

1. Нетребовательность -требовательность родителя.

2. Мягкость-строгость родителя.

3. Автономность-контроль по отношению к ребенку.

4. Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю.

5. Отвержение - принятие ребенка родителем.

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество.

7. Несогласие-согласие между ребенком и родителем.

8. Непоследовательность - последовательность родителя.

9. Авторитетность родителя.

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника - для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогласие-согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я -тревожность за ребенка; 9-я - воспитательная конфронтация в семье.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну -детскую и две - взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Методики, предлагаемые диаде ребенок-родитель.

Методика «Архитектор-строитель» в различных ее модификациях позволяет управляемо проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Ее можно использовать как для первичного знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда уже собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более направленно наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.

Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

Цветовой тест отношений Эткинда.

Тест разработан для целей восстановления плохо осознаваемых или плохо вербализуемых систем межличностных отношений психически больными. В дальнейшем из клинической практики он распространился на консультативную и из практики работы со взрослыми — на практику работы с подростками и детьми.

Процедура методики состоит из пяти этапов.

1. Психолог в беседе с клиентом уясняет состав семьи клиента. Все названные обследуемым лица (в том числе и он сам) записываются в столбик на отдельном листе бумаги.

2. Цветовые ассоциации. Перед клиентом раскладываются в ряд 8 цветовых карточек. Удобнее всего использовать карточки из цветового теста Люшера.

3. Затем с клиентом проводится однократная процедура, аналогичная процедуре ранжирования цветов в тесте Люшера. Перед клиентом снова раскладываются 8 цветовых карточек.

4. Собрав цветовые ассоциации и проведя ранжирование цветов, психолог может составить итоговую таблицу.

5. Теперь можно приступать к интерпретации полученных результатов.

В любом случае методика ЦТО не является методикой, которая проводится «в закрытую», т.е. в отсутствие клиента. Как раз особенностью методики является то, что интерпретация полученных данных проводится психологом на виду и в беседе с клиентом. Реакции клиента на гипотезы психолога не менее важны, чем сами гипотезы.

Методика «Модель личностной сферы» является клиническим проективным рисуночным тестом, с помощью которого можно анализировать позицию ребенка в его социальных отношениях. Эта методика была разработана австрийским психиатром Р. Шмидеком и использовалась им при обследовании подростков и взрослых. При консультировании детей 9-10 лет и старше задание выполняет сам ребенок. При консультировании более младших детей возможно выполнение задания родителем за ребенка. Эта методика может быть выполнена и самими родителями «за себя», т.е. она одинаково пригодна и для родителей (взрослых) и для детей.

Время рисования не ограничивается. При выполнении задания родителем за ребенка в инструкцию вносятся соответственные изменения. Полученный рисунок служит основой для подробной беседы о системе межличностных отношений. Кроме того, могут быть использованы некоторые стандартные принципы анализа детских рисунков.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Однако, в работе психолога важно выбрать ту методику, которая бы целиком отвечала требованиям ребенка и его родителей, а также позволила бы выявить наиболее полную картину изучаемой проблемы во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

мать ребенок взаимоотношение психологический

 

Заключение

 

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка изучаются в рамках направлений искаженного материнско-детского взаимодействия и рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка.

Благоприятное взаимодействие матери и ребенка в раннем детстве приводит к формированию доверия ребенка к миру, а также положительным эмоциям по отношению к близким взрослым и сверстникам.

Формирование подобного субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая, помимо удовлетворения физиологических, и эмоциональных потребностей ребенка, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру. Мать воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Удовлетворение матерью потребности ребенка в доброжелательном отношении взрослого и получении положительных эмоций от матери, потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

При этом чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери ведет к искажению психического развития ребенка во всех сферах.

Постоянное участие матери в жизни ребенка, с одной стороны, и, предоставление ему возможности быть инициатором в своих мотивах и действиях с другой, способствуют развитию и поддержанию эмоциональной близости в отношениях, наблюдению личностных изменений ребенка, интересу матери к его индивидуальному, самостоятельному пути развития.

Только устойчивое доминирование ценности ребенка и адекватный стиль эмоционального материнского отношения, способны обеспечить возможность развития личностного отношения к ребенку и поддержания его эмоционального благополучия в жизненных ситуациях.

Оценка эффективности материнства проводится с помощью выявления уровня эмоционального благополучия детей. Эмоциональное благополучие выражается в особенностях использования ребенком средств общения, в первую очередь невербальных - таких, как глазной и тактильный контакт, включения взрослого в совместную деятельность и эмоциональную реакцию на оценку последним результатов своих действий, в переживании эмоционального комфорта в семье и ситуации взаимодействия с матерью. Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации.

В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Таким образом, влияние матери на психическое развитие ребенка велико, так как развитие личности ребенка происходит в процессе опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом» человеке, контакте с ним при общении и взаимодействии является движущей силой формирования и развития личности ребенка.

 

 

Список литературы

 

1. Аверина В.А. Психология личности: учебное пособие.- СПБ.: 1999. – 89 с.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы диагностики. – 2008. - №4.

4. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2004. - №1. – С.13-26.

5. Винокурова А.В. Трансформация института семьи: функциональный подход // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2006. - №142. – С.28-37.

6. Денисова В.А. Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. Т.18. - №2. – С.115-118.

7. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка / Автореферат на соискание ученой степени психологических наук. – Нижний Новгород, 2000.

8. Залевский Г.В., Мамышева Н.Л., Шелехов И.Л. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского поведения// Сибирский психологический журнал. – 2005. - №22. – С.7-12.

9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Спб.: Союз, 1995.

10.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2005.

11.Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми. – Кишинев, 1993

12.Махмутова Р.К. Материнство как психологический феномен// Вестник Удмурсткого университета. – 2007. - №9.- С.159-166.

13.Махмутова Р.К. Психология материнства: теоретические аспекты изучения мотивации материнского поведения // Вестник Удмуртского университета. – 2010. - №3-2. – С.46-55.

14.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии. – 2008.-№5.

15.Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСМ., 2004. – 400 с.

16.Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. -2008. - №4.- С. 173 -186.

17.Полканова Ю.А. Социально-правовые аспекты подготовки молодежи к родительству // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД. – 2012. – Т.53. - №1. – С.285-287.

18.Попова Н.М. навстречу друг другу. – Спб., 2001.

19.Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. – Минск, 1999.

20.Рудова Н.Е. Феномен материнства в духовном воспитании личности//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Генрцена. – 2007. Т.18. – №44. – С.426-434.

21.Рыбант И.В. Проблема становления и реализации женщины в образе матери на современном этапе развития западной культуры //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2010. - №4.-С.170-175.

22.Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2007.

23.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.