Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных понятий, определяющих организацию досуга детей и подростков по месту жительства: «досуг», «досуговая деятельность», «досуг по месту жительства»




Проблема организации досуга детей и подростков по месту жительства предполагает целый комплекс понятий.

В первую очередь речь, безусловно, идет о понятиях досуга, досуговой деятельности и досуга по месту жительства.

Слово «досуг» в русском языке вошло в обиход уже в XV веке. Древнее славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть». «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [2, с.43].

Так м ы с л и т е л и д р е в н о с т и у д е л я л и п р о с т р а н с т в у с в о б о д н о г о в р е м е н и и д о с у г а з н а ч и т е л ь н о е в н и м а н и е. С в о б о д н а я д е я т е л ь н о с т ь р а с с м а т р и в а л а с ь к а к в ы с ш е е п р о я в л е н и е ч е л о в е ч е с к о г о д у х а, а д о с у г - к а к в ы с ш е е б л а г о. Д о с т а т о ч н о г л у б о к о п р о б л е м у д о с у г а и с в о б о д н о г о в р е м е н и р а с с м о т р е л д р е в н е г р е ч е с к и й м ы с л и т е л ь А р и с т о т е л ь (384-322 г г. д о н.э.). «В с я ч е л о в е ч е с к а я ж и з н ь, - о н писал, - р а с п а д а е т с я н а з а н я т и я и д о с у г..., а в с я д е я т е л ь н о с т ь ч е л о в е к а н а п р а в л е н а ч а с т ь ю н а н е о б х о д и м о е и п о л е з н о е, ч а с т ь ю н а п р е к р а с н о е... В е д ь н у ж н о, ч т о б ы г р а ж д а н е и м е л и в о з м о ж н о с т ь з а н и м а т ь с я д е л а м и и в е с т и в о й н у, н о, е щ е п р е д п о ч т и т е л ь н е е, н а с л а ж д а т ь с я м и р о м и п о л ь з о в а т ь с я д о с у г о м, с о в е р ш а т ь в с е н е о б х о д и м о е и п о л е з н о е, а е щ е б о л е е т о г о - п р е к р а с н о е. Д о с у г - н е о т ъ е м л е м а я с о с т а в н а я ч а с т ь ж и з н и ч е л о в е к а в с в я з и с п о т р е б л е н и е м б л а г, о щ у щ е н и е м у д о в л е т в о р е н н о с т и, с ч а с т ь я, б л а ж е н с т в а и т.п. Д о с у г - н е п р о с т о с в о б о д н о е в р е м я, а в р е м я, з а п о л н е н н о е р а з н о о б р а з н ы м и з а н я т и я м и: ф и л о с о ф с к и м у м о с о з е р ц а н и е м, и г р а м и, у п р а ж н е н и я м и, з а б а в а м и, в ы з ы в а ю щ и м и о щ у щ е н и е п р и я т н о с т и и у д о в л е т в о р е н и я, и с к у с с т в о м, м у з ы к о й, б е с е д а м и, о б щ е н и е м и т.д. К о л и ч е с т в о и к а ч е с т в о д о с у г а з а в и с и т о т ф о р м г о с у д а р с т в е н н о г о у с т р о й с т в а. С ч а с т ь е ц а р е й - в д о с у г е, т и р а н ы ж е з а и н т е р е с о в а н ы в е г о о т с у т с т в и и» [14, 78].

А. Ш о п е н г а у э р, п р е д с т а в и т е л ь о б щ е с т в е н н о й м ы с л и Н о в о г о в р е м е н и, н а з ы в а л д о с у г в е н ц о м ч е л о в е ч е с к о г о с у щ е с т в о в а н и я, т а к к а к т о л ь к о о н д е л а е т ч е л о в е к а п о л н ы м о б л а д а т е л е м с в о е г о «я». С а м о р а з в и т и е л и ч н о с т и, о в л а д е н и е е ю д о с т и ж е н и я м и к у л ь т у р ы и с о з д а н и е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й - в с е э т о с в я з ы в а л о с ь н е п о с р е д с т в е н н о с о с в о б о д н ы м в р е м е н е м.

О п р е д е л я я в е д у щ и е ц е н н о с т и и д е а л ь н о г о о б щ е с т в а, К. М а р к с в к а ч е с т в е о с н о в н о й е г о ц е н н о с т и н а з ы в а л с в о б о д н о е в р е м я: «С в о б о д н о е в р е м я - п р е д с т а в л я ю щ е е с о б о й к а к д о с у г, т а к и в р е м я д л я б о л е е в о з в ы ш е н н о й д е я т е л ь н о с т и, п р е в р а щ а е т т о г о, к т о и м о б л а д а е т, в и н о г о с у б ъ е к т а, и в к а ч е с т в е э т о г о и н о г о с у б ъ е к т а о н и в с т у п а е т з а т е м в н е п о с р е д с т в е н н ы й п р о ц е с с п р о и з в о д с т в а» [2, 61].

Акимова А.А. в понятии «д о с у г» в ы д е л яет с л е д у ю щ и е составляющие [2, 38]:

− в р е м я, к о т о р ы м ч е л о в е к распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

− свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

− часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляе м а я в р у с л е о п р е д е л е н н ы х и н т е р е с о в и ц е л е й, к о т о р ы е с т а в и т п е р е д с о б о й ч е л о в е к. У с в о е н и е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й, п о з н а н и е н о в о г о, л ю б и т е л ь с к и й т р у д, т в о р ч е с т в о, ф и з к у л ь т у р а и с п о р т, т у р и з м, п у т е ш е с т в и я - в о т ч е м и е щ е м н о г и м д р у г и м м о ж е т б ы т ь з а н я т о н в с в о б о д н о е в р е м я. В с е э т и з а н я т и я у к а ж у т н а д о с т и г н у т ы й у р о в е н ь к у л ь т у р ы м о л о д е ж н о г о д о с у г а [19,92].

В с о д е р ж а т е л ь н о м п л а н е с т р у к т у р а д о с у г а в к л ю ч а е т: о б щ е н и е; с п о р т и в н о -о з д о р о в и т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь; и г р ы; о т д ы х н а п р и р о д е; п р о г у л к и; и н т е л л е к т у а л ь н о -п о з н а в а т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь а к т и в н о г о (ч т е н и е, з а н я т и е в к р у ж к а х, п о с е щ е н и е ф а к у л ь т а т и в о в и т.п.) и п а с с и в н о г о х а р а к т е р а (п р о с м о т р т е л е в и з о р а, с л у ш а н и е м у з ы к и); л ю б и т е л ь с к у ю д е я т е л ь н о с т ь п р и к л а д н о г о х а р а к т е р а (ш и т ь е, ф о т о д е л о и т.п.); о б щ е с т в е н н о а к т и в н у ю д е я т е л ь н о с т ь.

Таким образом, досуг занимает всего лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью, которую важно грамотно организовать.

П о н я т и е «д о с у г о в а я д е я т е л ь н о с т ь» и м е е т к о м п л е к с н ы й х а р а к т е р, в ы р а ж а ю щ и й с я в е г о с в я з я х с п о н я т и я м и и и д е я м и т а к и х н а у к, к а к ф и л о с о ф и я, с о ц и о л о г и я, и с т о р и я, п е д а г о г и к а, п с и х о л о г и я, э к о н о м и к а и д р.

Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.

К к о н к р е т н ы м в и д а м д о с у г о в о й д е я т е л ь н о с т и о т н о с я т с я с л е д у ю щ и е [14, 79]: 1) з а н я т и я, с в я з а н н ы е с п о т р е б л е н и е м к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й, и н д и в и д у а л ь н о г о, к о л л е к т и в н о -з р е л и щ н о г о х а р а к т е р а; з а н я т и я, с в я з а н н ы е с о т д ы х о м и р а з в л е ч е н и е м (ф и з и ч е с к и а к т и в н ы й (в т о м ч и с л е з а н я т и я ф и з к у л ь т у р о й и с п о р т о м, н е с в я з а н н ы е с п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т ь ю) и п а с с и в н ы й о т д ы х, о б щ е н и е, р а з в л е ч е н и е в к о м п а н и и, п у с т о е в р е м я п р е п р о в о ж д е н и е, п р о г у л к и, з а н я т и я а н т и к у л ь т у р н о г о х а р а к т е р а - п ь я н с т в о, а з а р т н ы е и г р ы и д р.); 2) з а н я т и я т в о р ч е с к о г о х а р а к т е р а - н е с в я з а н н ы е с п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т ь ю - л ю б и т е л ь с к и й т р у д п о р а з л и ч н ы м р е м е с л а м и п р.

Одним из приоритетных направлений основ молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года является пропаганда здорового образа жизни, широкое вовлечение молодежи в практики здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей различных групп молодежи и молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность. Данные направления относятся к числу основных задач в организации досуговых мероприятий по месту жительства.

Досуг по месту жительства является одной из разновидностей организации досуговой деятельности. В соответствии с постановлением администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244 "Об утверждении стандарта муниципальной услуги "Реализация досуговых программ для детей и молодежи по месту жительства") досугом по месту жительства является совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью по месту жительства, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере. Администрация г. Тулы считает, что реализация досуга по месту жительства способствует привлечению детей и молодежи к развивающим формам досуга, формированию здорового образа жизни, активной жизненной позиции, снижению уровня наркотизации и преступности среди детей и молодежи, детской безнадзорности, предупреждению девиантной направленности в развитии личности детей и молодежи разного возраста, коррекции межличностных и внутриссемейных отношения (постановление администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244).

Вышеизложенное определяет важнейшую потребность в развитии досуга у детей и подростков по месту жительства в г. Тула. В данном исследовании - это потребности детей младшего школьного и подросткового возраста. Они будут раскрыты в следующем разделе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.