Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация: понятие, виды и характеристика




Актуальность

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: изучение социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.

Объект исследования: адаптация как психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологическаяадаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую литературу по проблеме адаптации личности, охарактеризовать составляющие социально-психологической адаптации;

2. Выявить психологические особенности студентов первого курса ИЛИ условия успешной адаптации студентов к вузу;

3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе;

4. Разработать рекомендации студентам-первокурсникам … на основе полученных результатов исследования.

Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования, эмпирический (методика «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда), методы количественной и качественной обработки данных, математической статистики (непараметрический Т-критерий Вилкоксона).

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы дня подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Социальная психология».

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования отражены в материалах научного журнала «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал», Красноярск, 2014.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 

Существует множество определений понятия «адаптация». Так в словаре терминов по общей и социальной педагогике А. С. Воронина адаптация понимается как приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adaptare» -приспосабливаться. Как в гносеологическом, так и в онтологическом смысле он имеет универсальное значение, отражая всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к изменению окружающей среды. Философы А.Б. Георгиевский, В.П. Петренко, А.В. Сахно, Г.И. Царегородцев понятие «адаптация» относят к общенаучным понятиям, которые зарождаются на «стыках», «в точках соприкосновения» наук или в отдельных науках, с последующей их экстраполяцией на многие сферы и отмечают сложность, диалектическую противоречивость этого явления: оно и процесс и результат, выраженный в состоянии адаптированности человека к новым факторам среды. С развитием человека его адаптация приобрела характер не просто приспособления к изменениям природной среды (биологической адаптации), но и активного освоения этой среды согласно собственным потребностям (социальной адаптации). Адаптация рассматривается как многоуровневое явление сложнооргаиизованной биологической, психической и социальной природы человека при ведущей роли последней.

Способность к социальной адаптации - это в первую очередь проявление высоких адаптационных возможностей высшей нервной и психической деятельности человека, поскольку именно этим видам деятельности принадлежит решающая роль в переработке социальной информации и субъективного отражения факторов природной и социальной среды. (Щербакова Надежда Анатольевна. Формирование профессиональной адаптации студентов средних профессиональных учебных заведений: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Кемерово, 2001)

Под «адаптацией» понимается «активный процесс воспитания личности коллективом, процесс, в котором и личность, и коллектив играют активную роль». (А.Н. Леонтьев, 1975)

В.Т.Хорошко (1979), Р.Р.Бибрих (1990), Г.М. Чайченко, Л.И. Томилина (1991) считали, что под адаптацией следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту, а И.С. Кон (1976) понимал под адаптацией процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации. (Соловьев Виталий Николаевич. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ижевск, 2003 449 c.)

Понятие педагогической (социально-педагогической) адаптации как «...явления, характеризующего наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует, что условия, в которых находится данный человек, для него оптимальны с позиции научения и воспитания».

Понятие психологической адаптации выглядит следующим образом: «...явление, характеризующее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям».

Большей конкретностью отличается характеристика социальной адаптации ребенка как процесса и результата согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. (Красноборова Наталья Александровна. Психологические и психофизиологические механизмы реализации адаптационного подхода в условиях начальной школы: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07.- Ижевск, 2006)

Другими словами психическая адаптация – это психическое явление, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, а социальная – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. (А.С. Воронин. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ)

В рамках нашего исследования мы рассмотрим один из видов адаптации – социально-психологическую адаптацию.

Социально-психологическая адаптация, представленная в работах А.А. Дикаревой, есть процесс включения личности в систему взаимоотношений с коллективом с учетом его традиции, норм жизни, ценностных ориентаций. Л.Г. Гуслякова выделяет социально-психологическую адаптацию, пони-маемую как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, Зайцева И.Н., Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 4. № 4. С. 139-143., 140)

Социально-психологическая адаптация - это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией -процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включаются в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально психологической адаптированностью. (Чучелина Елена Владимировна. Психологические факторы социально-психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.05.- Самара, 2007.- 168 с.)

Рассматривая социально-психологическую адаптацию как процесс, Л.П.Хохлова выделяет необходимые внешние и внутренние условия. К внешним условиям она относит совместную деятельность, достижение конечного результата, а также единого пространства и одновременно выполнение индивидуальной деятельности. Кроме этого, к внешним условиям относят адаптирующую способность группы, характер взаимоотношений в коллективе, ценностные ориентации, традиции коллектива, социально-психологический климат. Успешность адаптации во многом зависит от того, как согласуется система отношений личности с ценностями группы.

К внутренним условиям адаптации Л.П. Хохлова относит свойства, принадлежащие к высшим уровням личностной структуры. Это чаще всего установки, ценностные ориентации, направленность, самооценка. Что особенно важно, названные характеристики отражают систему отношений личности к деятельности, к другим людям и к самому себе. Отмечается связь адаптации с такими личностными характеристиками, как тревожность и внушаемость, эмоционально-волевое самообладание. Отдельно выделяют такое свойство, как активность личности. (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ, Ковригина И.С., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С. 201-20, 206-207)

Процесс социально-психологической адаптации затрагивает четыре направления человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. Эти направления деятельности должны объединятся в целостную систему, которая дает в конечном итоге позитивные результаты в виде достижения целей, к которой стремиться та или иная личность. Именно адаптация, которая успешно проходит по всем четырем направлениям, дает позитивные результаты и в конечном итоге позволяет личности интегрироваться в новый коллектив. (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ФАКТОРЫ ЕЁ КОРРЕКЦИИ, Емельянов К.Ю., Вiсник СевНТУ. 2013. № 144. С. 160-164, 161)

Таким образом, можно сказать о том, что разные авторы в зависимости от различных направлений (биологическое, психологическое, социальное) дают множество определений понятию «адаптация». Социально-психологическая адаптация понимается как эффективное взаимодействие личности и социальной среды. И если данное взаимодействие будет действительно эффективным, то личность сможет стать полноправным членом нового коллектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.