Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов




При организации досуга по месту жительства необходимо изучить социально-психологические особенности, в данном случае - младшего школьного и подросткового возраста.

В возрастной и педагогической психологии рамки младшего школьного возраста – 6-10 лет.

Одна из генеральных потребностей детства— стать взрослым — у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником, получить признание окружающих именно в этом качестве. Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, органических процессов и психологически х н о в о о б р а з о в а н и й, к о т о р ы е о б ъ е к т и в н о я в л я ю т с я о с н о в а н и е м д л я н а ч а л а р е г у л я р н о г о о б р а з о в а н и я.

У д о в л е т в о р и т ь п о т р е б н о с т ь б ы т ь х о р о ш и м у ч е н и к о м р е б е н о к м о ж е т т о л ь к о в у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и, н о э т а д е я т е л ь н о с т ь т р е б у е т о т р е б е н к а н о в ы х д о с т и ж е н и й в р а з в и т и и р е ч и, п с и х и к и, л и ч н о с т и. О н а, к а к о т м е ч а е т Л. Ф. О б у х о в а, п о в о р а ч и в а е т р е б е н к а н а с а м о г о с е б я, т р е б у е т р е ф л е к с и и, п о н и м а н и я т о г о, «ч е м я б ы л и ч е м с т а л». В о т п о ч е м у у ч е б н а я д е я т е л ь н о с т ь с т а н о в и т с я в э т о т п е р и о д ж и з н и в е д у щ е й. Н о, к с о ж а л е н и ю, о н а н е в с е г д а «в е д е т» р е б е н к а к с о в е р ш е н с т в о в а н и ю [16, 66].

В п р о ц е с с е о б у ч е н и я п р о и с х о д и т с т а н д а р т и з а ц и я у с л о в и й ж и з н и р е б е н к а, н и в е л и р о в а н и е е г о п о з н а в а т е л ь н ы х и н т е р е с о в. У ч е б н а я д е я т е л ь н о с т ь з а ч а с т у ю с в о д и т с я л и ш ь к р у т и н н о м у о в л а д е н и ю ш к о л ь н ы м и у м е н и я м и и н а в ы к а м и; о н а н е в с е г д а с о о т в е т с т в у е т и н д и в и д у а л ь н ы м о с о б е н н о с т я м и т в о р ч е с к и м в о з м о ж н о с т я м м л а д ш е г о ш к о л ь н и к а. Ч а с т о р е б е н о к н е ч у в с т в у е т с е б я х о р о ш и м у ч е н и к о м, т. к. н е у д о в л е т в о р я е т с в о ю г е н е р а л ь н у ю п о т р е б н о с т ь. Э т а с и т у а ц и я в л ю б о м с л у ч а е н е г а т и в н о о т р а ж а е т с я н а п р о ц е с с е р а з в и т и я р е б е н к а в ц е л о м: и т о г д а, к о г д а е г о н и з к а я с а м о о ц е н к а с в о и х у ч е б н ы х у с п е х о в а д е к в а т н а; и т о г д а, к о г д а о н а н е а д е к в а т н а. В т а к и х с и т у а ц и я х в о з м о ж н ы р а з л и ч н ы е о т к л о н е н и я о т н о р м а л ь н о г о п у т и р а з в и т и я р е б е н к а.

М л а д ш и й ш к о л ь н и к н а ч и н а е т в ы т е с н я т ь у ч е б н у ю д е я т е л ь н о с т ь н а п е р и ф е р и ю с в о е й ж и з н и, о т ч у ж д а е т с я о т в с е х т р е б о в а н и й, к о т о р ы е п р е д ъ я в л я ю т с я к ш к о л ь н и к у, т е р я е т с в о й с т в е н н ы е в о з р а с т у о п т и м и з м и д о в е р и е к у ч и т е л ю, р о д и т е л я м. В р е з у л ь т а т е п р е о б л а д а ю щ и м и в р а з в и т и и р е б е н к а м о г у т о к а з а т ь с я п о т е р и, а н е о б р е т е н и я [3, 53].

К р о м е т о г о, д л я д а н н о г о в о з р а с т а х а р а к т е р н ы и о п р е д е л е н н ы е п р о т и в о р е ч и:

− п о т р е б н о с т ь р а с т у щ е г о о р г а н и з м а в и н т е н с и в н о й д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и в с т у п а е т в п р о т и в о р е ч и е с н е о б х о д и м о с т ь ю в е с т и м а л о п о д в и ж н ы й о б р а з ж и з н и, б у к в а л ь н о н е д в и г а т ь с я н а у р о к е, п р и в ы п о л н е н и и д о м а ш н и х з а д а н и й и д а ж е н а п е р е м е н е;

− т я г а к и г р е п р о т и в о р е ч и т н е о б х о д и м о с т и о т к а з ы в а т ь с я о т н е е в п о л ь з у у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и;

− о б щ и т е л ь н о с т ь д о л ж н а с о ч е т а т ь с я с н е о б х о д и м о с т ь ю д и с ц и п л и н и р о в а н н о г о п о в е д е н и я н а у р о к е, г д е н е л ь з я р а з г о в а р и в а т ь и с л е д у е т р а б о т а т ь с а м о с т о я т е л ь н о;

− м о н о т о н н о с т ь ш к о л ь н о й ж и з н и, н е д о с т а т о ч н о с т ь я р к и х, к р а с о ч н ы х с о б ы т и й в н е й, а к ц е н т н а у м с т в е н н о м р а з в и т и и в с т у п а ю т в к о н ф л и к т с о с п о с о б н о с т ь ю р е б е н к а б у р н о п е р е ж и в а т ь п р о и с х о д я щ е е, э м о ц и о н а л ь н о р е а г и р о в а т ь н а в с е с о б ы т и я;

− п р о т и в о р е ч и е м е ж д у п о т р е б н о с т ь ю м л а д ш е г о ш к о л ь н и к а в л и ч н о с т н о м, н е ф о р м а л ь н о м о б щ е н и и с о в з р о с л ы м и и п р е о б л а д а н и е м д е л о в о г о, ф у н к ц и о н а л ь н о г о о б щ е н и я с о д н и м и з с а м ы х з н а ч и м ы х в з р о с л ы х с у ч и т е л е м;

− в с е я д н о с т ь и н т е р е с о в м е ш а е т к о н ц е н т р а ц и и н а у с в о е н и и ш к о л ь н о й п р о г р а м м ы;

− с т р е м л е н и е х о р о ш о у ч и т ь с я, к о т о р о м у м е ш а е т п о т р е б н о с т ь б ы т ь с в о б о д н ы м и п р.

Таким образом в младшем школьном возрасте особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности и плановости, восприятия, логичности мышления и памяти, развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

П о д р о с т к о в ы й ж е в о з р а с т, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в о т л и ч и е о т м л а д ш е г о ш к о л ь н о г о, г о р а з д о ч а щ е н а з ы в а ю т «т р у д н ы м», п е р е х о д н ы м. С в о е о б р а з и е с о ц и а л ь н о й с и т у а ц и и р а з в и т и я п о д р о с т к а с о с т о и т в т о м, ч т о о н в к л ю ч а е т с я в н о в у ю с и с т е м у о т н о ш е н и й и о б щ е н и я с в з р о с л ы м и и с в е р с т н и к а м и, з а н и м а я с р е д и н и х н о в о е м е с т о, в ы п о л н я я н о в ы е ф у н к ц и и. В э т о м в о з р а с т е д о м и н и р у ю щ е й п о т р е б н о с т ь ю с т а н о в и т с я п о т р е б н о с т ь в о б щ е н и и с о с в е р с т н и к а м и и п о т р е б н о с т ь в с а м о у т в е р ж д е н и и [20, 102]. Д л я п о д р о с т к а в а ж н ы м с т а н о в и т с я м н е н и е т о в а р и щ е й. В о в с е х с в о и х д е й с т в и я х и п о с т у п к а х о н о р и е н т и р у е т с я, п р е ж д е в с е г о, н а э т о м н е н и е. П о с т о я н н о е в з а и м о д е й с т в и е п о д р о с т к а с о с в е р с т н и к а м и п о р о ж д а е т у н е г о с т р е м л е н и е з а н я т ь д о с т о й н о е м е с т о в к о л л е к т и в е. Э т о о д и н и з д о м и н и р у ю щ и х м о т и в о в п о в е д е н и я и д е я т е л ь н о с т и п о д р о с т к а. П о т р е б н о с т ь в с а м о у т в е р ж д е н и и н а с т о л ь к о с и л ь н а в э т о м в о з р а с т е, ч т о в о и м я п р и з н а н и я т о в а р и щ е й п о д р о с т о к г о т о в н а м н о г о: о н м о ж е т д а ж е п о с т у п и т ь с я с в о и м и в з г л я д а м и и у б е ж д е н и я м и, с о в е р ш и т ь д е й с т в и я, к о т о р ы е р а с х о д я т с я с е г о м о р а л ь н ы м и у с т а н о в к а м и. В п о д р о с т к о в о м в о з р а с т е я р к о н а ч и н а е т п р о я в л я т ь с я с а м о с т о я т е л ь н о с т ь, у ч а щ и е с я м н о г о е д е л а ю т с а м о с т о я т е л ь н о и с т р е м я т с я р а с ш и р и т ь с ф е р у т а к о й д е я т е л ь н о с т и. В э т о м о н и н а х о д я т в о з м о ж н о с т ь у д о в л е т в о р е н и я б у р н о р а з в и в а ю щ е й с я п о т р е б н о с т и б ы т ь и с ч и т а т ь с я в з р о с л ы м и.

П о в е д е н и е и д е я т е л ь н о с т ь п о д р о с т к а в о м н о г о м о п р е д е л я ю т с я о с о б е н н о с т я м и с а м о о ц е н к и. О ч е н ь в а ж н о д л я н о р м а л ь н о г о р а з в и т и я л и ч н о с т и п о д р о с т к а, ч т о б ы е г о с а м о о ц е н к а б ы л а а д е к в а т н о й. Е с л и с а м о о ц е н к а н е а д е к в а т н а я, т о м о г у т ф о р м и р о в а т ь с я т а к и е к а ч е с т в а, к а к н е у в е р е н н о с т ь и л и и з л и ш н я я с а м о у в е р е н н о с т ь. В с в я з и с э т и м у п о д р о с т к а ч а с т о в о з н и к а ю т п р о б л е м ы с о к р у ж а ю щ и м и [24, 70].

В п о д р о с т к о в о м в о з р а с т е у р е б е н к а п р о и с х о д и т д е м о н с т р а т и в н о е о т м е ж е в а н и е о т д е т с т в а, п о с т о я н н о е и а к т и в н о е с а м о у т в е р ж д е н и е н а п о з и ц и и «я – в з р о с л ы й». П о э т о м у в э н е р г и ч н о й с а м о с т о я т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и п о д р о с т к и в и д я т с р е д с т в а п р и б л и ж е н и я к и д е а л у в з р о с л о с т и.

Д л я п о д р о с т к а х а р а к т е р н о п о в ы ш е н н о е в н и м а н и е к с е б е и с в о и м п е р е ж и в а н и я м. Ч т о з а в и с и т о т е г о с т р е м л е н и я у д о в л е т в о р я т ь т е м т р е б о в а н и я м, к о т о р ы е о н п р е д ъ я в л я е т к с в о е й л и ч н о с т и, и к о т о р ы е п р е д ъ я в л я ю т к н е м у о к р у ж а ю щ и е. А т а к ж е о т т о й б о л ь ш о й ч у в с т в и т е л ь н о с т и и э м о ц и о н а л ь н о с т и, к о т о р ы е с в о й с т в е н н ы п о д р о с т к а м.

В с в я з и с э т и м у п о д р о с т к а, к а к и у м л а д ш е г о ш к о л ь н и к а, с о х р а н я е т с я п р о т и в о р е ч и е м е ж д у в о з м о ж н ы м и ж е л а е м ы м. И м е н н о б л а г о д а р я т о м у, ч т о п о д р о с т о к с т р е м и т с я в с я ч е с к и п р е т в о р и т ь в ж и з н ь с в о и и д е а л ы, с т р е м и т с я в о в с е м б ы т ь в з р о с л ы м, о н я с н е е о с о з н а е т н е в о з м о ж н о с т ь н е м е д л е н н о г о о с у щ е с т в л е н и я м н о г и х с в о и х м е ч т а н и й [7, 41].

В с е у к а з а н н ы е противоречия, социальные особенности младшего школьного и подросткового возрастов, могут негативно сказаться на развитии ребенка, при условии неучтенности данных особенностей взрослым окружением. Для того, чтобы смягчить эффект противоречий, снять напряжение и эффективно продолжать формирование личности младшего школьника, необходимо привнести в его жизнь возможность сочетать различные виды деятельности, общаться как со сверстниками, так и людьми других возрастов в неформальной обстановке. Создание подобных условий возможно посредством организации досуговой деятельности, а именно организации досуга по месту жительства. Она позволяет реализовать важнейшие потребности детей, одной из которых является потребность в игре[13,85].

В младшем школьном возрасте игра позволяет сделать скрытый смысл изучаемого в школе ясным, наполняет учебную деятельность чувствами, она подчиняется учебной деятельности: на игру отводится все меньше времени, содержание игр зависит от школьной жизни, партнерами по игре становятся однокашники. Без грамотно организованного досуга, она все чаще происходит в воображении, во внутреннем плане.

В подростковом возрасте игровая деятельность тоже важна, но она имеет уже иное значение. Игра для подростка особой переходной формой жизнедеятельности, то есть целях постепенного перехода от детства к взрослости. В игровой роли подросток воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится им посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе дея т е л ь н о с т и. Л и ш ь «в ы п о л н я я» р о л ь, о н в к л ю ч а е т с я в с и с т е м у о б щ е с т в е н н ы х о т н о ш е н и й.

В и г р е п о д р о с т о к н е д е й с т в у е т и м е н н о т а к, к а к о н м о ж е т и у м е е т, н о в н о в ы х у с л о в и я х и р а с к р ы в а е т с в о и в о з м о ж н о с т и, п р е ж д е н е в о с т р е б о в а н н ы е. И г р а п р е д л а г а е т н о в ы е у с л о в и я д л я п о д р о с т к а, а н е и г р у в о в з р о с л ы х.

Л ю б о й в о з р а с т о т л и ч а е т с я с п е ц и ф и ч е с к о й ч у в с т в и т е л ь н о с т ь ю, о т з ы в ч и в о с т ь ю, о с о б о й н а п р а в л е н н о с т ь ю а к т и в н о с т и, т. е. с е н з и т и в н о с т ь ю.

М л а д ш и й ш к о л ь н и к и п о д р о с т о к с е н з и т и в н ы к и с к у с с т в у, п р и р о д е, о т н о ш е н и ю в з р о с л ы х, ч т о я в л я е т с я некой о д а р е н н о с т ь ю. В о с п и т а т е л ь н о е в о з д е й с т в и е в з р о с л ы х, о п и р а ю щ е е с я н а э т у о с о б е н н о с т ь, о к а з ы в а е т с я ч р е з в ы ч а й н о э ф ф е к т и в н ы м. Э т о с в я з а н о т а к ж е с о д н о й и з в а ж н е й ш и х п о л о ж и т е л ь н ы х с в о й с т в д о с у г о в о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й – и м е н н о ч е р е з н е е д е т и п о л у ч а ю т в о з м о ж н о с т ь п р и о б щ е н и я к и с к у с с т в у, п р и р о д е, т в о р ч е с т в у.

И т а к, п о с к о л ь к у ж и з н е д е я т е л ь н о с т ь с о в р е м е н н ы х ш к о л ь н и к о в д о с т а т о ч н о строго регламентирована, насыщена противоречиями и многими другими социально-психологическими особенностями, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил, необходимо создать им условия, чтобы снять у детей создавшееся напряжение, то есть необходимо правильно организовать их досуг, а именно досуг по месту жительства. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, а так же продолжение гармоничного и эффективного развития личности. Для это следует подробнее рассмотреть один из способов организации досуга по месту жительства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.