Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия. Содержание (дидактика) дисциплины




Лекции

Содержание (дидактика) дисциплины

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ раздела Наименование раздела дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС Всего часов
  Общество, как предмет философского анализа     -    
  Философский образ человека     -    
  Научно-технический прогресс и современное общество     -    
ИТОГО:     -    

 

 

Раздел 1. «Общество, как предмет философского анализа». 1.1.Формирование и развитие философских представлений об обществе и его структуре. 1.1.1. Софисты: критика традиционных ценностей древнегреческого общества, различение законов природы и законов государства. 1.1.2.Учения о государстве у Платона и Аристотеля. 1.1.3. «Космополитизм стоиков». 1.1.4.Церковь и общество, «царство небесное» и «царство земное» в структуре средневекового мировоззрения. 1.1.5. Соцально-философские учения в Новоевропейской философии, основные принципы, понятия, и методы. Социальный атомизм, «естественное состояние» и «естественное право», «юридическое мировоозрение», механицизм, «общественный договор». 1.1.6. «Субстанциализм» и «наукоцентризм» в общественно-политической мысли Нового времени. Социально-политические докрины Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы. 1.1.7. От «субстанциализма» к «историцизму»: социально-философские идеи французского Просвещения: идея прогресса и ее обоснование (Ж.А. Кондорсе). 1.1.8. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо: начало истории, ступени исторического развития, критика цивилизации.

1.2. Философские концепции развития общества. 1.2.1. Становление идеи «прогресса» в истории европейской философской мысли. 1.2.2. Философия истории И. Канта: отказ от трансцендентных причин при объяснении истории; развитие мира во времени. Различие между живой и неживой природой, разумная цель природы, антагонизм –условие и средство изменения человека и общества. 1.2.3. Философия истории Г. Гегеля: история как сфера объективного духа; предмет философии истории; идеи развития, законосообразности и смысла истории; «разум в мире» и «разумность истории»; «дух народа» и «мировой дух»; всемирная история как прогресс в осознании свободы; свобода как критерий исторического прогресса; этапы всемирной истории; «хитрость разума» и «ирония истории». 1.2.4. Формационная концепция истории К. Маркса.: сущность материалистического понимания истории; материальное производство – основа существования и развития общества; общественно-экономическая формация; история развития общества, как история смены способов производства; пять этапов всемирно-исторического процесса; структура общественно-экономической формации.

1.2.5. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского: культурно-исторический тип, этнографический материал и временные феномены; три вида и три роли народов; законы движения и развития культурно-исторических типов; Четыре вида деятельности народов как основа культурно исторического типа.

1.2.6. Историко-культурная концепция О. Шпенглера: мир-как-история и мир-как-природа (гештальт истории и гештальт природы); культура как локальный, замкнутый цикл; культура и цивилизация, морфология, габитус, гомология культур; исторический процесс как «спектакль культур»; судьба и каузальность.

1.2.7. Цивилизационная концепция развития общества А. Тойнби: причины и механизм рождения цивилизаций; творческое меньшинство и нетворческой большинство; три поколения цивилизаций; причины упадка цивилизаций; история как творческая теодицея; трансфигурация – способ спасения цивилизации. 1.2.8.Суть цивилизационного и формационного подходов к развитию общества. 1.2.9. Критика историцизма.

1.2.8. Судьба Росси в мировой истории (П.Я. Чаадаев)

 

Раздел 2. «Философский образ человека».

2.1 Проблема человека в античной философии. 2.1.1. Антропологический поворот в античной философии (софисты, Сократ) 2.1.2. Дуализм души и тела в философии Платона 2.1.3. Учение Аристотеля о душе и общественной сущности человека. 2.1.4. Учения киников, стоиков и эпикурейцев о человеке и его свободе: античный идеал мудреца.

2.2. Средневековая христианская антропология. 2.2.1. Основные библейские принципы антропологического содержания (место человека в мире, первородный грех, библейская «переоценка ценностей»). 2.2.2. Учение Аврелия Августина о человеке и его душе; происхождение и статус зла. 2.2.3. Фома Аквинский о соотношении души и тела. 2.2.4. Принцип провиденциализма и проблема свободы…..

2.3. Проблема человека и его свободы в новоевропейской философии. 2.3.1. Научная революция Нового времени и ее влияние на представления о человеке и его положение во Вселенной; 2.3.2. Р Декарт: человек – мыслящая машина; психофизическая проблема и е решение в окказионализме. 2.3.3. «Геометрическая» антропология Б. Спинозы; субстанционализм, как учение о природе и сущности человека. 2.3.4. Материалистический механицизм Ламетри. 2.3.5. Философы Нового времени о свободе человека: Гоббс, Спиноза Локк. 2.3.6. Проблема человека и свободы в немецкой классической философии (И. Кант, И.-Г. Фихте, Г. Гегель).

2.4. «Постклассическая» и современная философская антропология: основные направления и проблемы. 2.4.1. Марксизм о сущности человека и проблема отчуждения. 2.4.2. «Открытие ирарационального» - А. Шопенгауэр, З. Фрейд. 2.4.3. Экзистенциализм о человеке и его свободе. Проблема отчуждения. 2.4.4. Положение человека в космосе (М. Шелер). 2.4.5. Феномен массы: характеристики массового человека.

 

Раздел 3. «Научно-технический прогресс и современное общество»

3.1. Наука как форма человеческой деятельности. 3.1.1. Основные характеристики научного знания. Структура и функции научного знания. 3.1.2. Основные этапы развития науки: преднаука, классическая и неклассическая наука. 3.1.3. Научная рациональность и ее исторические типы. Естественные, технические и социогуманитарные науки. 3.1.4 Наука как социальный институт. Взаимодействие науки с другими элементами социальной структуры. 3.1.5. Наука как особая сфера культуры. Роль науки в становлении и развитии современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

3.2. Техника и инженерная деятельность в современном философском дискурсе. 3.2.1. Сущность техники. Орудийная деятельность и ее роль в становлении человека и формировании общества. 3.2.2. Становление и развитие инженерной деятельности. Взаимодействие техники и науки, формирование современной техники. Основные этапы развития техники: традиционная, машинная, информационная. 3.2.3. Технологический детерминизм и концепция информационного общества. Роль посттрадиционной техники в становлении современной цивилизации. 3.2.4. Технократия и технофобия.

3.3.Современная научно-техническая революция и проблемы человека и общества. 3.3.1. Научно-технический аспект отчуждения современного человека. 3.3.2. Социальные и глобальные последствия современного научно-технического прогресса. 3.3.3. Свобода научного поиска и технического творчества и проблема ответственности в научно-технической деятельности. 3.3.4. Научно-техническая и экологическая этика. 3.3.5. Гуманизация, социологизация и экологизация современной науки и техники: проблемы и перспективы.

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
      Формирование и развитие философских представлений об обществе
      Философия истории: основные доктрины общественного развития
      Проблема человека в античной философии
      Средневековая христианская антропология и проблема свободы
      Философия Нового времени о человеке и его свободе
      Современная философская антропология: основные подходы и проблемы
      Наука как форма человеческой деятельности
      Сущность техники. Становление и развитие инженерной деятельности
      Человек и научно-технический прогресс
Итого:    
№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема практического занятия
      Античная философия о государстве и человеке (Платон, Аристотель, Стоики)
      Социально-политические докрины Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо)
      Идея исторического развития в немецкой классической философии (И. Кант, Гегель)
      Материалистическое понимание истории (К. Маркс)
      Мировая история и судьба России (П. Чаадаев, Н. Данилевский). Дискуссия славянофилов и западников в отечественной социально политической мысли.
      Культура и цивилизация (О. Шпенглер, А. Тойнби)
      Положение человека в космосе (М. Шелер)
      Проблема отчуждения в философии (марксизм, экзистенциализм)
      Наука в современном мире: сциентизм и антисциентизм
      Информационная техника и перспективы общественного развития
      Научно-техническая цивилизация и проблема ответственности ученого
Итого:    

3.4. Лабораторные работы - не предусмотрены




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.