КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль ребенка в преобразовании мира
Эта книга — одно из звеньев в развертывающейся цепи наших размышлений, а также движения, приверженцем которого мы являемся, движения в защиту тех огромных внутренних сил, коими обладают дети. Сегодня, когда мир раздирают противоречия и осуществляются многочисленные планы его дальнейшего преобразования, образование повсеместно признается одним из эффективнейших средств для осуществления этой цели. Ибо никто не подвергает сомнению тот факт, что духовное развитие человечества в значительной степени отстает от уровня, на который претендует наша цивилизация. Я также полагаю, что человечеству все еще далеко до уровня зрелости, необходимого для осуществления его чаяний — создания гармоничного и мирного общества и отказа от войн. Люди еще не готовы управлять своей судьбой, контролировать и направлять ход мировых процессов, жертвами которых они, однако, зачастую становятся. Но хотя образование и признается одним из способов воспитания человечества, оно до сих пор рассматривается всего лишь как тренировка ума. Это предполагает обучение по все той же старой схеме, без привлечения каких-либо новых живительных и творческих сил. Я не сомневаюсь в том, что философия и религия могут внести огромный вклад в решение просветительских задач. Но как многочисленны философы в нашем весьма цивилизованном мире! Сколько их было в прошлом и сколько еще появится в будущем! Мы всегда следовали возвышенным идеалам и обладали высокими стандартами. Они составляют большую часть того, чему мы учим. Однако войны и раздоры не утихают. И если к образованию по-прежнему будут подходить все с тех же устаревших позиций, как к простой передаче знаний, то на него мало надежды в деле улучшения будущего человечества. Ибо какова польза от передачи знаний, если общее развитие индивидуума запаздывает? Вместо этого мы должны учитывать духовную сущность, социальную личность, новую, неизмеримую по своей многочисленности мировую силу, которая в наше время незаметна и не востребована. Если и придут откуда-нибудь помощь и спасение, то только от детей, ибо дети — творцы человечества. Ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему. И если мы действительно стремимся построить новый мир, то целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей. В наши дни существует огромный интерес к внутренней жизни новорожденного. Некоторые психологи провели специальные наблюдения за развитием ребенка начиная с трехчасового его возраста. Другие в результате кропотливых исследований пришли к выводу, что первые два года являются самыми важными в жизни человека. Величие человеческой личности начинается в час рождения. Из этого почти мистического утверждения следует на первый взгляд странный вывод о том, что образование нужно начинать с рождения. Странный потому, что как с практической точки зрения мы можем учить новорожденного или даже малыша в первые два года его жизни? Какие уроки мы можем преподать этому крошечному существу, которое не понимает ничего из того, что мы говорим, и даже не может пошевелить своими конечностями? Или, когда мы говорим об образовании малыша, мы имеем в виду исключительно гигиену? Ни в коем случае. Мы имеем в виду нечто гораздо большее. В этот начальный период образование следует понимать как помощь в раскрытии врожденных духовных способностей ребенка. А это значит, что мы не можем использовать традиционные методы обучения, основанные на речи. Последние исследования показали, что самые маленькие дети наделены присущей им особой психической природой. И это открывает новый путь для наставника. Это нечто необычное, нечто еще не признанное, но в то же время крайне важное для человечества. Истинная творческая энергия ребенка, эта движущая сила, тысячелетиями оставалась незамеченной. Подобно тому, как некогда люди ходили по земле, а позднее распахивали ее поверхность, даже не подозревая о несметных сокровищах, скрытых в ее недрах, люди нашего времени идут от успеха к успеху в общественной жизни, совершенно не замечая сокровищ, таящихся во внутреннем мире младенца. С самой зари существования человека на Земле эта сила сдерживалась и подавлялась. И лишь недавно стали высказываться некоторые догадки о ее существовании. Вот, например, что недавно написал Каррел: «Период младенчества, несомненно, является наиболее плодотворным. Он должен быть задействован в обучении всеми возможными и мыслимыми способами. Потерю этого периода жизни невозможно компенсировать. Вместо того чтобы игнорировать ранние годы жизни ребенка, мы должны отнестись к ним со всем вниманием».[1] Сегодня мы начинаем осознавать ценность этих несобранных плодов, более драгоценных, чем золото, ибо это — духовная сущность человека. Первые два года жизни открывают перед нами новые горизонты, поскольку в них мы можем увидеть доселе неведомые законы построения психики. И именно ребенок дарит нам эти откровения. Он позволяет нам увидеть тип психической жизни, совершенно отличный от того, которым обладают взрослые. Вот новый путь! Педагог больше не применяет психологические теории к ребенку — сами дети открывают свою психологию тем, кто исследует и изучает их. Это может показаться туманным, но все станет ясно, как только мы углубимся в детали. Ребенок обладает разумом, способным впитывать знания. У него есть способность к самообучению. Достаточно одной наблюдательности, чтобы доказать это. Ребенок растет, разговаривая на языке своих родителей, в то время как для взрослых изучение языка — большое интеллектуальное достижение. Никто не учит ребенка, и все же он начинает безошибочно пользоваться существительными, глаголами и прилагательными. Очень интересно проследить за развитием языковых навыков ребенка, и все посвятившие себя этому солидарны в том, что использование слов, наименований, первых элементов языка выпадает на определенный период жизни ребенка так, словно этим процессом управляет точнейший хронометр. Похоже, ребенок следует жесткой программе, заложенной в него природой, так точно и пунктуально, что этому может позавидовать любая старорежимная школа, как бы хорошо она ни была организована. Продолжая следовать этой программе, ребенок с безупречным усердием переходит к изучению случаев нарушения языковых норм и грамматических конструкций родного языка. В каждом ребенке присутствует, если можно так выразиться, исполнительный учитель, настолько умелый, что он добивается одинаковых результатов со всеми детьми во всех частях света. Единственный язык, на котором люди могут говорить в совершенстве, — это тот, который они усвоили в младенчестве, когда никто еще их не может ничему научить! Более того, если в старшем возрасте ребенку придется учить другой язык, ни один специалист не сможет его научить говорить на нем так же совершенно, как на первом. Так что, должно быть, здесь задействованы особые внутренние силы, способствующие развитию маленького ребенка. И это касается не только языка; в два года ребенок может узнавать всех людей и все предметы вокруг себя. Если мы примем это во внимание, станет очевидным, что ребенок проделывает внушительный объем работы, связанной с его внутренним формированием. Все, что мы собой представляем, было создано ребенком, тем ребенком, которым мы были в первые два года своей жизни. Ребенку приходится не только узнавать все, что он видит вокруг себя, но также постигать наш образ жизни и адаптироваться к нему. Помимо этого, будучи по-прежнему неподверженным обучению извне, он должен заложить в себе все те сложные структуры, которые впоследствии станут нашим интеллектом — основой нашего религиозного чувства, нашего национального и социального самосознания. Как будто природа оградила каждого ребенка от воздействия увещеваний взрослых, с тем чтобы дать преимущество вдохновляющему его внутреннему учителю. У ребенка есть возможность построить целостную психическую структуру до того, как информация от взрослых получит доступ к его сознанию и вызовет в нем какие-либо изменения. К трем годам ребенок уже успевает заложить основы своей человеческой личности, и лишь затем он начинает нуждаться в специализированном учебном воздействии. Так велики его достижения, что можно с уверенностью сказать: ребенок, который идет в школу в возрасте трех лет, — уже маленький человек. Психологи часто подтверждали тот факт, что, если сравнивать способности взрослого человека со способностями ребенка, нам понадобится шестьдесят лет тяжелого труда, чтобы сделать то, что он делает за три. И выразили они это теми же словами: «В три года ребенок уже человек». И тем не менее он далеко еще не исчерпал той странной силы, которой он обладает,— способности черпать информацию из своего окружения. В наши первые школы дети обычно приходили в возрасте трех лет. Никто не мог их учить, поскольку они не были восприимчивы к обучению. И тем не менее они являли нам изумительное величие человеческой души. У нас был скорее дом для детей, а не настоящая школа. Мы создали детям такие условия, в которых рассеянная вокруг культура могла усваиваться из окружающей среды, без непосредственного преподавания. К нам приходили дети из беднейших слоев общества, родители которых были неграмотны. Тем не менее эти дети научились читать и писать до того, как им исполнилось пять, и никто не давал им уроков. Если посетители спрашивали: «Кто научил тебя писать?» — они зачастую с удивлением отвечали: «Научил? Меня никто не учил!» В те времена казалось чудом, что дети четырех с половиной лет могут писать и что они научились этому, не ощущая, что их учат. Пресса начала писать о «спонтанно обретаемой культуре». Психологи задавались вопросом, не отличаются ли эти дети чем-нибудь от других, да и для нас самих это долгое время оставалось загадкой. Лишь только после дальнейших экспериментов мы с уверенностью заключили, что все дети наделены способностью «впитывать» культуру. И если это правда, убеждали мы тогда, если можно обретать культуру без усилий, тогда давайте предоставим детям доступ к другим ее составляющим. И тогда мы увидели, что они «впитывают» гораздо больше, чем чтение и письмо, — ботанику, зоологию, математику, географию — все с той же легкостью, спонтанно и не утомляясь. Таким образом, мы обнаружили, что образование — это не то, что исходит от учителя, а естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке. Его получают не выслушивая слова, а благодаря опыту взаимодействия ребенка с окружающей средой. Задача учителя — не читать лекции, а подготовить и организовать последовательность стимулов для культурной активности в особой среде, созданной для ребенка. Мои эксперименты, проводимые в различных странах, продолжаются вот уже сорок лет, и по мере того как дети растут, родители постоянно просят меня применить мои методы работы и к более старшему возрасту. В связи с этим мы обнаружили, что личная активность — это тот единственный фактор, который стимулирует и порождает развитие, и это в равной степени относится к детям младшего, среднего и старшего школьного возраста. Новая картина возникла перед нашим взором: не просто школа или метод обучения, но сам ЧЕЛОВЕК: ЧЕЛОВЕК, истинная природа которого проявляется в его способности к свободному развитию, ЧЕЛОВЕК, чья сила становится очевидной, как только над ним перестает довлеть тяжесть рационального, ограничивающего его внутреннюю работу и отягощающего дух. Поэтому я считаю, что всякая реформа образования должна быть ориентирована на человеческую личность. В центре образования должен быть сам человек. И мы никогда не должны забывать о том, что человек развивается не только в университете — его интеллектуальный рост начинается с самого рождения и наиболее интенсивно протекает в первые три года его жизни. Этому периоду, более чем какому-либо другому, требуется активная забота. Если мы следуем этим правилам, ребенок перестает быть для нас обузой и предстает перед нами как величайшее и самое возвышенное из чудес природы! Мы обнаруживаем, что перед нами не беспомощное существо, некий вакуум восприятия, ожидающий, чтобы мы наполнили его знаниями, а тот, чье достоинство возрастает по мере того, как мы все отчетливее видим в нем строителя нашего сознания, тот, кого ведет его внутренний учитель, неутомимо трудящийся в радости и счастье, по точному расписанию, — над созданием величайшего чуда Вселенной — человека. Мы, учителя, можем лишь способствовать этой работе, так же как слуги помогают хозяину. И тогда мы станем свидетелями развития человеческой души, появления Нового Человека, который перестанет быть жертвой событий, а благодаря чистоте своего видения сможет направлять и строить будущее человечества.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |