Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль ребенка в преобразовании мира




Эта книга — одно из звеньев в развертывающейся цепи наших размышлений, а также движения, приверженцем кото­рого мы являемся, движения в защиту тех огромных внутрен­них сил, коими обладают дети.

Сегодня, когда мир раздирают противоречия и осуществ­ляются многочисленные планы его дальнейшего преобразова­ния, образование повсеместно признается одним из эффек­тивнейших средств для осуществления этой цели. Ибо никто не подвергает сомнению тот факт, что духовное развитие че­ловечества в значительной степени отстает от уровня, на ко­торый претендует наша цивилизация.

Я также полагаю, что человечеству все еще далеко до уров­ня зрелости, необходимого для осуществления его чаяний — создания гармоничного и мирного общества и отказа от войн. Люди еще не готовы управлять своей судьбой, контролировать и направлять ход мировых процессов, жертвами которых они, однако, зачастую становятся.

Но хотя образование и признается одним из способов вос­питания человечества, оно до сих пор рассматривается всего лишь как тренировка ума. Это предполагает обучение по все той же старой схеме, без привлечения каких-либо новых жи­вительных и творческих сил.

Я не сомневаюсь в том, что философия и религия могут внес­ти огромный вклад в решение просветительских задач. Но как многочисленны философы в нашем весьма цивилизованном мире! Сколько их было в прошлом и сколько еще появится в бу­дущем! Мы всегда следовали возвышенным идеалам и обладали высокими стандартами. Они составляют большую часть того, чему мы учим. Однако войны и раздоры не утихают. И если к образованию по-прежнему будут подходить все с тех же устарев­ших позиций, как к простой передаче знаний, то на него мало надежды в деле улучшения будущего человечества. Ибо какова польза от передачи знаний, если общее развитие индивидуума запаздывает? Вместо этого мы должны учитывать духовную сущ­ность, социальную личность, новую, неизмеримую по своей многочисленности мировую силу, которая в наше время неза­метна и не востребована. Если и придут откуда-нибудь помощь и спасение, то только от детей, ибо дети — творцы человечества.

Ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему. И если мы действительно стремимся построить новый мир, то целью образования долж­но стать развитие скрытых способностей детей.

В наши дни существует огромный интерес к внутренней жизни новорожденного. Некоторые психологи провели специ­альные наблюдения за развитием ребенка начиная с трехчасо­вого его возраста. Другие в результате кропотливых исследо­ваний пришли к выводу, что первые два года являются самы­ми важными в жизни человека.

Величие человеческой личности начинается в час рождения. Из этого почти мистического утверждения следует на первый взгляд странный вывод о том, что образование нужно начи­нать с рождения. Странный потому, что как с практической точки зрения мы можем учить новорожденного или даже ма­лыша в первые два года его жизни? Какие уроки мы можем преподать этому крошечному существу, которое не понимает ничего из того, что мы говорим, и даже не может пошевелить своими конечностями? Или, когда мы говорим об образова­нии малыша, мы имеем в виду исключительно гигиену? Ни в коем случае. Мы имеем в виду нечто гораздо большее.

В этот начальный период образование следует понимать как помощь в раскрытии врожденных духовных способностей ребенка. А это значит, что мы не можем использовать тради­ционные методы обучения, основанные на речи.

Последние исследования показали, что самые маленькие дети наделены присущей им особой психической природой. И это открывает новый путь для наставника. Это нечто необыч­ное, нечто еще не признанное, но в то же время крайне важное для человечества. Истинная творческая энергия ребенка, эта движущая сила, тысячелетиями оставалась незамеченной. Подобно тому, как некогда люди ходили по земле, а позднее рас­пахивали ее поверхность, даже не подозревая о несметных со­кровищах, скрытых в ее недрах, люди нашего времени идут от успеха к успеху в общественной жизни, совершенно не замечая сокровищ, таящихся во внутреннем мире младенца.

С самой зари существования человека на Земле эта сила сдерживалась и подавлялась. И лишь недавно стали высказы­ваться некоторые догадки о ее существовании. Вот, например, что недавно написал Каррел: «Период младенчества, несо­мненно, является наиболее плодотворным. Он должен быть задействован в обучении всеми возможными и мыслимыми способами. Потерю этого периода жизни невозможно компен­сировать. Вместо того чтобы игнорировать ранние годы жизни ребенка, мы должны отнестись к ним со всем вниманием».[1]

Сегодня мы начинаем осознавать ценность этих несобран­ных плодов, более драгоценных, чем золото, ибо это — духов­ная сущность человека.

Первые два года жизни открывают перед нами новые го­ризонты, поскольку в них мы можем увидеть доселе неведо­мые законы построения психики. И именно ребенок дарит нам эти откровения. Он позволяет нам увидеть тип психиче­ской жизни, совершенно отличный от того, которым обладают взрослые. Вот новый путь! Педагог больше не применяет пси­хологические теории к ребенку — сами дети открывают свою психологию тем, кто исследует и изучает их.

Это может показаться туманным, но все станет ясно, как только мы углубимся в детали. Ребенок обладает разумом, способным впитывать знания. У него есть способность к самообучению. Достаточно одной наблюдательности, чтобы доказать это. Ребенок растет, разговаривая на языке своих родителей, в то время как для взрослых изучение языка — большое интеллектуальное достижение. Никто не учит ребенка, и все же он начинает безошибочно пользоваться существи­тельными, глаголами и прилагательными.

Очень интересно проследить за развитием языковых навы­ков ребенка, и все посвятившие себя этому солидарны в том, что использование слов, наименований, первых элементов языка выпадает на определенный период жизни ребенка так, словно этим процессом управляет точнейший хронометр. По­хоже, ребенок следует жесткой программе, заложенной в него природой, так точно и пунктуально, что этому может позави­довать любая старорежимная школа, как бы хорошо она ни была организована. Продолжая следовать этой программе, ребенок с безупречным усердием переходит к изучению случаев нарушения языковых норм и грамматических конструкций родного языка.

В каждом ребенке присутствует, если можно так выразить­ся, исполнительный учитель, настолько умелый, что он доби­вается одинаковых результатов со всеми детьми во всех частях света. Единственный язык, на котором люди могут говорить в совершенстве, — это тот, который они усвоили в младенче­стве, когда никто еще их не может ничему научить! Более того, если в старшем возрасте ребенку придется учить другой язык, ни один специалист не сможет его научить говорить на нем так же совершенно, как на первом.

Так что, должно быть, здесь задействованы особые внут­ренние силы, способствующие развитию маленького ребенка. И это касается не только языка; в два года ребенок может узнавать всех людей и все предметы вокруг себя. Если мы примем это во внимание, станет очевидным, что ребенок про­делывает внушительный объем работы, связанной с его внут­ренним формированием. Все, что мы собой представляем, было создано ребенком, тем ребенком, которым мы были в первые два года своей жизни. Ребенку приходится не только узнавать все, что он видит вокруг себя, но также постигать наш образ жизни и адаптироваться к нему. Помимо этого, будучи по-прежнему неподверженным обучению извне, он должен заложить в себе все те сложные структуры, которые впоследствии станут нашим интеллектом — основой нашего религиозного чувства, нашего национального и социального самосознания. Как будто природа оградила каждого ребенка от воздействия увещеваний взрослых, с тем чтобы дать пре­имущество вдохновляющему его внутреннему учителю. У ре­бенка есть возможность построить целостную психическую структуру до того, как информация от взрослых получит до­ступ к его сознанию и вызовет в нем какие-либо изменения.

К трем годам ребенок уже успевает заложить основы своей человеческой личности, и лишь затем он начинает нуждаться в специализированном учебном воздействии. Так велики его до­стижения, что можно с уверенностью сказать: ребенок, который идет в школу в возрасте трех лет, — уже маленький человек. Психологи часто подтверждали тот факт, что, если сравнивать способности взрослого человека со способностями ребенка, нам понадобится шестьдесят лет тяжелого труда, чтобы сделать то, что он делает за три. И выразили они это теми же словами: «В три года ребенок уже человек». И тем не менее он далеко еще не исчерпал той странной силы, которой он обладает,— способности черпать информацию из своего окружения.

В наши первые школы дети обычно приходили в возрасте трех лет. Никто не мог их учить, поскольку они не были восприимчивы к обучению. И тем не менее они являли нам изумительное величие человеческой души. У нас был скорее дом для детей, а не настоящая школа. Мы создали детям такие условия, в которых рассеянная вокруг культура могла усваи­ваться из окружающей среды, без непосредственного препо­давания. К нам приходили дети из беднейших слоев общества, родители которых были неграмотны. Тем не менее эти дети научились читать и писать до того, как им исполнилось пять, и никто не давал им уроков. Если посетители спрашивали: «Кто научил тебя писать?» — они зачастую с удивлением от­вечали: «Научил? Меня никто не учил!»

В те времена казалось чудом, что дети четырех с полови­ной лет могут писать и что они научились этому, не ощущая, что их учат.

Пресса начала писать о «спонтанно обретаемой культуре». Психологи задавались вопросом, не отличаются ли эти дети чем-нибудь от других, да и для нас самих это долгое время оставалось загадкой. Лишь только после дальнейших экспери­ментов мы с уверенностью заключили, что все дети наделены способностью «впитывать» культуру. И если это правда, убеж­дали мы тогда, если можно обретать культуру без усилий, тогда давайте предоставим детям доступ к другим ее составляющим. И тогда мы увидели, что они «впитывают» гораздо больше, чем чтение и письмо, — ботанику, зоологию, математику, гео­графию — все с той же легкостью, спонтанно и не утомляясь.

Таким образом, мы обнаружили, что образование — это не то, что исходит от учителя, а естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке. Его получают не выслуши­вая слова, а благодаря опыту взаимодействия ребенка с окру­жающей средой. Задача учителя — не читать лекции, а подго­товить и организовать последовательность стимулов для куль­турной активности в особой среде, созданной для ребенка.

Мои эксперименты, проводимые в различных странах, продолжаются вот уже сорок лет, и по мере того как дети растут, родители постоянно просят меня применить мои ме­тоды работы и к более старшему возрасту. В связи с этим мы обнаружили, что личная активность — это тот единственный фактор, который стимулирует и порождает развитие, и это в равной степени относится к детям младшего, среднего и стар­шего школьного возраста.

Новая картина возникла перед нашим взором: не просто школа или метод обучения, но сам ЧЕЛОВЕК: ЧЕЛОВЕК, истинная природа которого проявляется в его способности к свободному развитию, ЧЕЛОВЕК, чья сила становится оче­видной, как только над ним перестает довлеть тяжесть рацио­нального, ограничивающего его внутреннюю работу и отяго­щающего дух.

Поэтому я считаю, что всякая реформа образования должна быть ориентирована на человеческую личность. В центре обра­зования должен быть сам человек. И мы никогда не должны забывать о том, что человек развивается не только в универси­тете — его интеллектуальный рост начинается с самого рожде­ния и наиболее интенсивно протекает в первые три года его жизни. Этому периоду, более чем какому-либо другому, требу­ется активная забота. Если мы следуем этим правилам, ребенок перестает быть для нас обузой и предстает перед нами как ве­личайшее и самое возвышенное из чудес природы! Мы обнару­живаем, что перед нами не беспомощное существо, некий ва­куум восприятия, ожидающий, чтобы мы наполнили его зна­ниями, а тот, чье достоинство возрастает по мере того, как мы все отчетливее видим в нем строителя нашего сознания, тот, кого ведет его внутренний учитель, неутомимо трудящийся в радости и счастье, по точному расписанию, — над созданием величайшего чуда Вселенной — человека. Мы, учителя, можем лишь способствовать этой работе, так же как слуги помогают хозяину. И тогда мы станем свидетелями развития человече­ской души, появления Нового Человека, который перестанет быть жертвой событий, а благодаря чистоте своего видения сможет направлять и строить будущее человечества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.