КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовный эмбрион
Становится очевидным, что новорожденный ребенок должен проделать некую созидательную работу по формированию своей психики, аналогичную той работе, которую проделал эмбрион при формировании физического тела. Перед ним развертывается период жизни, совершенно отличный от внутриутробного и при этом совсем не похожий на жизнь взрослого человека, которым ему предстоит стать. Эта послеродовая работа — созидательная деятельность, осуществляемая в так называемый «период формирования» и превращающая малыша в некий «Духовный Эмбрион». Похоже, что человек проходит два эмбриональных периода. Один — внутриутробный, как у животных, второй — послеродовый, свойственный только человеку. Длительное младенчество делает человека существом, совершенно отличным от животных, и именно с этой точки зрения мы и должны его рассматривать. Оно образует барьер, за которым человек становится совершенно не похожим на других живых существ. Способности человека не являются ни продолжением, ни трансформацией способностей животных. Его появление на земле было эволюционным скачком живой природы, исходной точкой нового хода событий. Именно различия между видами, а никак не сходство, позволяют нам различать их. Именно нечто новое формирует новый вид. Это новое не является простым производным от старого, а всегда проявляет оригинальные черты. Оно несет в себе характеристики, прежде не существовавшие. Это новый импульс в царстве жизни. Так было, когда появились млекопитающие и птицы. Они принесли с собой нечто новое. Они были не просто копиями, разновидностями или продолжением ранее существовавших особей. После того как вымерли динозавры, новыми характеристиками птиц стали: активная защита яиц, строительство гнезд и самоотверженная забота о птенцах. Бесчувственные же рептилии, напротив, всегда бросали свои яйца. А млекопитающие даже превзошли птиц в защите своего вида. Они не строят гнезд, но вынашивают потомство в своем теле и питают его своей кровью. Это были совершенно новые биологические черты. Затем на сцене появился новый персонаж — человек. Если говорить о человеке как о биологическом виде, то его эмбрион имеет двойную жизнь. Он создан по новому проекту и имеет, по сравнению с другими тварями, новое предназначение. На этом моменте нам следует остановиться и, исходя из этого, заново начать изучение развития ребенка и психологии человека. Если работа человека на земле связана с его духом, с его творческим разумом, тогда его дух и его разум должны стать точкой опоры его существования и всех трудов его тела. Вокруг этой точки организуются поведение человека и даже его физическое строение. Развитие человека осуществляется внутри определенного духовного пространства. Сегодня эта идея, бывшая всегда в центре внимания индийской философии, получает распространение также и на Западе. Сам опыт подсказывает нам, что причины физических нарушений часто кроются в состоянии психики, когда дух более не в состоянии осуществлять должный контроль. Если природа человека действительно управляема некоей «духовной субстанцией», если он так зависим от нее, что этим обусловлено все его поведение, тогда первейшей заботой о новорожденном младенце должна быть забота о его психической жизни, а не только лишь о жизни тела, что, к сожалению, происходит сегодня. В процессе развития ребенок не только обретает способности человека — силу, разум, язык, — в то же самое время он адаптирует свое существо к условиям окружающего мира. И это — прямая заслуга той особой психологической формы, которая так отличает его от взрослых. У ребенка иные, нежели У нас, отношения с окружающей средой. Взрослые наслаждаются своей окружающей средой, они могут вспоминать ее и думать о ней; ребенок же впитывает ее. То, что он видит, не просто запоминается, это образует часть его души. Он воплощает в себе все, что видят его глаза и слышат его уши. Одни и те же вещи не произведут в нас никакого изменения, в ребенке же произведут преобразования. Этому особому виду жизненной памяти, которая не является сознательной памятью, а впитывает образы в самую жизнь индивидуума, сэр Перси Нанн (Percy Nunn) дал особое название — «Мнеме»1. Одним из примеров этого, как мы видим, является язык. Ребенок не «запоминает» звуки, а воплощает их и потом может их воспроизводить в совершенстве. Он овладевает языком во всей сложности его правил и исключений не потому, что он изучает его, и не благодаря своей памяти. Возможно, его память сознательно никогда не сохраняла его язык, и все же язык становится частью его психической жизни и его самого. Несомненно, тут мы имеем дело с феноменом, отличным от чисто мнемонической деятельности, — мы имеем дело с одним из самых странных аспектов разума младенца. В ребенке существует особый вид чувствительности, который заставляет его поглощать все вокруг себя, и одна эта работа по наблюдению и поглощению позволяет ему адаптировать себя к жизни. Он делает это благодаря бессознательной силе, которая существует только в детстве. Первый период жизни ребенка — это период адаптации. Мы должны ясно понимать, что подразумевается под адаптацией в этом смысле, и отличать ее от формы адаптации, существующей у взрослых. Именно особая адаптивность ребенка делает землю, на которой он родился, единственной, где ему захочется жить, а родной язык — единственным языком, которым он владеет в совершенстве. Взрослый, живущий за рубежом, никогда не сумеет адаптироваться таким же образом и до такой же степени. Подумайте о миссионерах. Это люди, которые по своей воле едут в дальние края, чтобы исполнить там свое предназначение, и если вы будете расспрашивать их об этом, они скажут: «Мы жертвуем своей жизнью, живя там». Это признание показывает ограничения в способности взрослого к адаптации. Но вернемся к ребенку. Он начинает любить землю, на которой родился, и не важно, где она находится. Возможно, жизнь там и тяжела, но такого счастья он больше не обретет нигде. Один любит холодные равнины Финляндии, другой — песчаные дюны Голландии. У каждого эта адаптация, эта любовь к стране пришла от того ребенка, которым он когда-то был. Именно ребенок зарождает это, а взрослый уже обнаруживает в себе. И тогда он чувствует свою принадлежность к этой стране, и он обязан любить ее, чувствовать ее очарование, и нигде больше он не найдет такого счастья и покоя. В Италии было время, когда родившиеся в деревнях жили и умирали, ни разу за свою жизнь не совершив дальней поездки. Когда же Италия стала государством, некоторые, вступив в брак или в поисках работы, стали покидать родные места, а потом испытывали страдания от странной болезни: бледности, депрессии, слабости, анемии. Были испробованы многие лекарства, и, наконец, в качестве последнего средства доктор прописывал страдальцу воздух родных мест. И почти всегда этот совет давал прекрасные результаты: у пациентов улучшался цвет лица и они выздоравливали. Люди говорили, что воздух родных мест — лучшее лекарство, даже если климат там был гораздо хуже тех мест, где они жили потом. Но что действительно было нужно этим страдальцам, так это покой, дать который их подсознанию могли обычные места их детства. Нет ничего более важного для нас, чем эта впитывающая форма разума, которая формирует взрослого и адаптирует его к любому общественному строю, климату или стране. На этом основано все наше образование. Заметим, кстати, что каждый, кто говорит: «Я люблю свою страну», произносит не поверхностные или фальшивые слова, а открывает очень важную грань в себе и своей жизни. Поэтому мы можем понять, как ребенок благодаря особенностям своей психики впитывает обычаи и привычки страны, в которой живет, пока не сформирует в себе типичного индивидуума для своего места и времени. Еще одна из загадочных характеристик, которую человек приобретает в детстве, — это манера поведения, соответствующая его региону. Общеизвестно, что обычаи и особый менталитет, характерный для района проживания, являются приобретенными, поскольку не являются естественными или врожденными.2 Таким образом, перед нами возникает более понятная картина активности ребенка. Ребенок развивает поведение, адаптированное не только для своего времени и региона, но и для местного менталитета. Вот, например, в Индии так велико уважение к жизни, что почитание животных прочно укоренилось в сердцах людей. Столь глубокое чувство у людей уже взрослых возникнуть не может. Если мы скажем: «Жизнь достойна уважения», это еще не станет нашим ощущением. Я могла бы думать, что индийцы правы, что я тоже должна уважать животных. Но во мне это звучало бы просто голосом разума, это не задевало бы моих эмоций. То почитание коровы, которое есть у индийцев, нам, европейцам, испытать не дано. Также и коренной индус, как бы рассудителен он ни был, не может этого избежать. Эти ментальные характеристики кажутся наследственными, но на самом деле это понятия, в младенчестве впитанные ребенком из окружения. Однажды в саду, прилегающем к местной школе Монтессори, мы увидели маленького индийского мальчика немного старше двух лет, который пристально смотрел на землю и, кажется, проводил по ней линию пальцем. Там был муравей, который мог с трудом передвигаться, потому что у него не хватало двух ног. Ребенок заметил его затруднение и старался помочь, прокладывая ему путь пальцем. Любой мог бы подумать, что этот ребенок-индус, должно быть, «унаследовал» такую любовь к животным. Другой ребенок, привлеченный этой сценой, подошел, увидел муравья, наступил на него и раздавил. Этот второй ребенок был мусульманин. Христианский ребенок, возможно, поступил бы так же или прошел бы равнодушно мимо. И было бы вполне допустимо подумать, что ощущение барьера между людьми и животными, из которого следует убеждение, что любви и милосердия заслуживают только люди, является еще одним примером наследственности. Но это не так. У народов мира существуют разные религии, и даже если какой-то народ решает отказаться от старых догм, то сердце его чувствует странное смятение. Эти верования и чувства являются нашей неотъемлемой частью. Как говорят в Европе, «они у нас в крови»._Все социальные и моральные привычки, формирующие личность человека, принадлежность к касте, и всевозможные другие чувства, которые делают его типичным индусом, типичным итальянцем или типичным англичанином, формируются во младенчестве, благодаря той загадочной ментальной силе, которую психологи назвали «Мнеме». То же самое относится и к привычной манере держаться, позам и походке, характерным для того или иного народа. Некоторые племена в Африке выделяются особым телосложением, позволяющим им справляться с дикими зверями. Другие интуитивно тренируются для развития слуха, и все члены племени отличаются тонким слухом. Каждая черта личности, впитанная ребенком, фиксируется навсегда, и даже если позднее рассудок отказывается от нее, что-то все-таки остается в подсознании. Ибо ничто из того, что формируется в детстве, не может быть стерто полностью. «Мнеме» (которую мы можем считать высшим видом памяти) не только создает особые черты индивидуума, но и не дает им угаснуть. То, что впитал ребенок, остается навсегда, это решающая составная часть его личности. И то же самое происходит с его частями тела и органами, так на каждом взрослом нестираемый отпечаток индивидуальности запечатлевается в раннем периоде жизни. Поэтому надежда изменить взрослых слаба. Когда мы говорим: «Этот человек плохо воспитан» или когда делаем замечание по поводу чьих-то дурных манер, мы легко можем обидеть или унизить, заставив их осознать свои недостатки. Но этим не исправить ошибки, потому что они прочно укоренились в человеке. То же самое объясняет адаптацию человека, назовем это так, к разным историческим эпохам, потому что взрослый человек из древних времен не смог бы жить в современном мире, а ребенок адаптируется к цивилизации на том уровне, которого она достигла, когда он попадает в нее. И каким бы ни был этот уровень, он успешно создает человека, который может жить в этом мире согласно его обычаям. Это говорит о том, что истиной функцией младенчества в онтогенезе человека является адаптация — создающая модель поведения, которая позволяет человеку свободно действовать в окружающем его мире и влиять на него. Поэтому сегодня ребенок должен считаться точкой, соединяющей разные исторические эпохи, разные уровни цивилизации. Младенчество действительно важный период, ведь, когда мы хотим внедрить новые идеи, изменить или улучшить обычаи и характерные особенности народа, вдохнуть новую силу в национальные черты, мы должны действовать через детей, потому что со взрослыми много нам не добиться. Если мы действительно стремимся к лучшему и хотим нести свет цивилизации в наше общество, то для достижения этих целей мы должны обратиться именно к детям. Так, в последние годы британской оккупации Индии одна семья британских дипломатов часто отправляла своих двух детей с индийской няней обедать в один из индийских роскошных отелей. Там няня, сидя на полу, учила детей есть рис руками, как это принято в Индии. Идея состояла в том, чтобы дети в будущем не испытывали чувства презрения и отвращения к этой особенности индийцев, которая обычно вызывает у европейцев неприязнь. Потому что именно такие различия в повседневной жизни и возникающее отсюда чувство враждебности являются главными причинами разногласий между людьми. И опять же если современные обычаи кажутся упадническими и если желательно возродить старые, то, кроме как через детей, нам результата не добиться. Чтобы оказать влияние на общество, мы должны обратить свое внимание на детство. Из этого положения вытекает важность дошкольных учреждений, потому что именно малыши созидают человечество, а создавать они могут только из того материала, который мы им даем. Огромное влияние на детей оказывает образование, при этом окружающая ребенка среда является инструментом, ибо ребенок впитывает свою окружающую среду, берет из нее все и воплощает это в себе. Со своими неограниченными возможностями он вполне может быть преобразователем человечества, так же как он является его творцом. Ребенок несет нам великую надежду и новое видение. Существует много такого, что мы, учителя, можем сделать, чтобы привести человечество к более глубокому пониманию, более высокому уровню благосостояния и к более высокому уровню духовности. Это значит, что ребенка с самого рождения надо считать существом, обладающим важной психической жизнью, и относиться к нему соответственно. Сегодня ментальной жизни новорожденных детей действительно стало уделяться гораздо больше внимания. Она стала настолько интересна психологам, что вполне возможно появление новой науки, как это уже случилось с гигиеной и педиатрией, предметом которых является жизнь тела ребенка. Но если психическая жизнь существует даже у новорожденного младенца, то она должна уже быть в нем заложена, иначе она не могла бы существовать. На самом деле она должна также присутствовать в эмбрионе, и когда эта идея впервые получила признание, возник естественный вопрос относительно того, когда же можно сказать, что начинается психическая жизнь эмбриона. Как мы знаем, иногда ребенок рождается в семь месяцев, а не в девять, и в семь месяцев он уже достаточно развит, чтобы жить. Таким образом, психика семимесячного ребенка, как и психика девятимесячного, должна быть способна к функционированию. Этот пример, на котором нет необходимости задерживаться, показывает, что я имею в виду, когда говорю, что всякая жизнь окрашена психической энергией. Каждый вид живого существа наделен в той или иной мере психической энергией и неким видом психологии, какими бы примитивными они ни были. Если мы посмотрим на одноклеточных, то увидим, что даже у них есть подобие сознания: они перемещаются прочь от опасности, к еде и т.д. Однако еще совсем недавно считалось, что у младенца нет психической жизни, и лишь недавно его ментальные возможности, ранее не замечаемые, были приняты наукой. Некоторые факты как будто озарили сознание взрослого. Они указывают нам на нашу ответственность. Неожиданно сам процесс рождения так поразил воображение людей, что результаты этого мы видим не только в психотерапии, но и в литературе. Психологи сейчас говорят о «трудном переживании рождения», имея в виду не мать, а ребенка — ребенка, который страдает молча и кричит в момент, когда осуществился его переход и родовые муки закончены. Вынужденный резко адаптироваться к окружению, совершенно отличному от того, в котором он жил, и начать выполнять функции, не свойственные ему ранее, все это в состоянии невыразимой тревоги, — вот самое тяжелое и драматическое испытание всей человеческой жизни. Так говорят современные психологи, придумавшие выражение «ужас рождения»1 для обозначения этого критического и решающего момента в психической жизни ребенка. Конечно, мы имеем дело с бессознательным страхом, но если бы разум ребенка мог говорить, он передал бы ситуацию следующими словами: «Зачем вы бросили меня в этот ужасный мир? Что мне делать? Как жить по-новому? Как я могу вынести этот ужасный шум, который раньше был для меня не громче шепота? Как я могу воспроизвести эти трудные функции, которые ты, моя мать, раньше выполняла за меня? Как мне переваривать пищу и дышать? Как мне переносить сильные изменения климата, ведь я всегда жил при умеренной и постоянной температуре твоего тела?» Ребенок не осознает того, что произошло. Он не может знать, что перенес муки рождения. И все же в его душе дол- Впервые это выражение было употреблено в 1923 г. Отто Франком, одним из первых учеников Фрейда, в его теории «Травма рождения». Хоть эта теория и не получила широкого признания, понятие страха рождения, или ужаса, нашло свое законное место в области психологии бессознательного. жен остаться какой-то след, даже неосознанный; он чувствует в своем подсознании и выражает своим криком то, что я попыталась передать. Итак, работающие в этой области вполне естественно полагают, что должны существовать способы помочь ребенку в его первой адаптации к миру. Давайте не будем забывать, что даже самые маленькие дети могут испытывать страх. Когда в первые часы жизни их быстро опускают в ванночку, то часто при этом наблюдают, как они делают хватательные движения, как будто падают и хотят удержаться. Это типичная реакция страха. Как же природа помогает новорожденному? Безусловно, она делает некоторые приготовления: например, она наделяет мать инстинктом крепко прижать малыша к груди. Это защищает его от света. И сама мать остается некоторое время беспомощной. Оставаясь неподвижной ради своего же блага, она передает необходимое спокойствие своему ребенку. Все происходит так, как будто мать неосознанно понимает опасность, которая может быть нанесена ее ребенку. Крепко держа его, она дает ему тепло своего тела и защищает от слишком большого разнообразия ощущений из окружающего его мира. В мире людей эти защитные меры не столь активны, как у самок в мире животных. Мы видим, например, как кошка прячет котят по темным углам и как она беспокоится, когда кто-то к ним приближается. У матери защитный инстинкт не такой сильный и поэтому легче утрачивается. Не успеет ребенок родиться, как кто-то его уже забирает, моет, одевает, подносит к свету, чтобы посмотреть цвет его глазок, обращаясь с ним скорее как с неодушевленным предметом, нежели с живым существом. Управляет этим процессом уже не природа, а человеческий разум, причем неправильно, поскольку делает это без должного понимания и исходя из привычной мысли, что у ребенка нет психической жизни. Это очевидно, что период рождения, или, скорее, этот краткий момент рождения, должен рассматриваться отдельно. Он не касается психической жизни ребенка в целом. Это один эпизод — его первая встреча с внешним миром. История жизни показывает, как хорошо природа позаботилась о млекопитающих в этот период жизни. Перед тем как детеныши появятся на свет, мать изолирует себя от стада и еще некоторое время после их рождения держится с ними в стороне. Наиболее заметно это у некоторых видов животных, которые живут стадами или стаями, таких как лошади, коровы, слоны, волки, олени и собаки. Все они ведут себя одинаково. Во время периода изоляции у детенышей-зверей есть время адаптироваться к своему окружению. Они живут одни со своей матерью, которая окружает их своей любовью, присматривая за ними и защищая. В этой фазе детеныши-животные постепенно начинают вести себя как другие представители их видов. Во время этого короткого периода изоляции происходит непрерывная психологическая реакция со стороны детеныша на стимулы окружающей среды, и эти реакции следуют общему плану поведения, присущему данному виду. Таким образом, когда мать воссоединяется с остальными, детеныш может войти в это сообщество уже подготовленным к тому, чтобы стать его частью, и не только в физическом плане, но и психологическом; при этом детеныш ведет себя как жеребенок, волчонок, теленок и т. д. Хотелось бы отметить, что даже прирученные млекопитающие сохраняют свои типичные старые инстинкты. Мы видим, как домашние собаки и кошки прячут детенышей, закрывая их своим телом. Это продолжение инстинктов дикой природы, и таким образом сохраняется близость между новорожденным и его матерью. Можно сказать, что детеныш покинул тело матери, но все равно остается с ним вместе. Лучшей практической помощи для постепенного перехода от первого образа жизни к следующему и не придумать. Поэтому сегодня мы должны охарактеризовать эту жизненную фазу следующим образом: видовые инстинкты животного пробуждаются в первые дни его жизни. Трудные обстоятельства жизни не просто вызывают или стимулируют инстинктивные ответные реакции, уместные для ситуации и ограниченные ею, так, наблюдаемые нами действия являются частью самого плана творения. Если это происходит с животными, то что-то подобное должно происходить и с человеком. То, с чем мы имеем дело,— это не просто трудный момент, это решающий момент для всего будущего. Происходит своего рода пробуждение потенциальных способностей. Их задачей будет руководство огромной творческой работой, которую предстоит проделать ребенку, этому «духовному эмбриону». И поскольку природа отмечает очевидными физическими знаками каждое важное изменение в развитии психики малыша, то мы видим, как пуповина, с помощью которой ребенок был прикреплен к матери, отпадает через несколько дней после рождения. Эта первая фаза необычайно важна, ибо во время этой фазы происходит подготовка таинственных сил. Так что мы должны помнить не только о травме рождения, но и о вытекающей отсюда возможности или невозможности той деятельности, которая неизбежно должна последовать за рождением. Потому что, хотя в ребенке и нет никаких определенных предустановленных форм поведения (как у животных), между тем он должен иметь способность формировать свое поведение. Ребенок не обладает атавистической памятью, которая направляла бы его, но тем не менее он будет ощущать туманные побуждения, не имеющие формы, но заряженные потенциальной энергией, предназначенной для направления и воплощения в нем такой формы человеческого поведения, которую он находит в своем окружении. Эти бесформенные побуждения мы назвали «небула» (туманность)1. Когда рождается животное, заложенная в нем наследственность будет управлять его движениями, подскажет ему нужные пищу и формы защиты, свойственные его виду. Человеку приходится вырабатывать все это в процессе жизни в своем социуме, так что ребенку после рождения приходится организовывать свою жизнь в соответствии с обычаями своей социальной группы. Он не рождается с ними, ему приходится впитывать их извне. Важнейшей задачей младенчества является работа по адаптации, замещающая собой наследственные «шаблоны поведения», присутствующие у животных эмбрионов. Так, с учетом той особой роли, которую выполняет ребенок, мы можем приступить к изучению развития ребенка как «главного механизма» жизни человечества. Это очень интересно. Этот малыш, далеко не завершенный даже в физическом плане, должен развивать себя до тех пор, пока не станет тем сложным существом, каким является человек. У него отсутствует «пробуждение инстинктов», которое существует у новорожденных животных на первом этапе их контакта с миром. Однако, невзирая на то что он уже родился, он продолжает вести эмбриональную жизнь, посредством которой формирует то, что кажется похожим на «систему человеческих инстинктов». И поскольку в его случае ничего заранее не предустановленно, ему придется создавать для себя всю ментальную жизнь человека и все моторные механизмы, являющиеся средством ее выражения. Это неповоротливое существо еще не может держать свою голову на весу, но уже готово вести себя как тот ребенок, которого воскресил Иисус. Сначала, говорится в Евангелии, ребенок сел, потом встал, и «отдал его Иисус матери его». Точно так же и неподвижный ребенок будет в конце концов «возвращен человечеству» для активной жизни на земле. Мускульная инертность ребенка напоминает нам об открытии Когхила (Coghill) — органы формируются после образования нервных центров, уже готовыми к работе. Также в ребенке уже заложены психические шаблоны поведения, еще до того, как он начинает двигаться. Таким образом, исходная точка младенческой подвижности не моторика, а психика. Самая важная сторона человеческого развития — психика. Потому что движения человека должны быть организованы в соответствии с установкой и под руководством его ментальной жизни. Разум — это то, что отличает человека от животных, и формирование разума должно происходить прежде всего. Все остальное является результатом. Кода ребенок рождается, его органы еще не вполне сформированы, скелет не отвердел, двигательные нервы не покрыты оболочкой из миелина, которая изолирует их друг от друга и позволяет передавать команды мозга. Поэтому тело остается инертным, как если бы это был грубый макет тела. Поэтому человеческое существо прежде всего растет интеллектуально, а остальное развитие принимает свою форму и образ действия полностью из жизни его разума. Это наилучшим образом показывает важность первого года жизни и приоритет разума в развитии индивидуума как характерную черту сынов человеческих. Далее развитие ребенка состоит из многих этапов, следующих в определенном порядке, потому что они подчиняются общему закону. Детальное исследование постнатального эмбрионального развития показывает, когда завершается формирование черепа, когда сходятся хрящи, постепенно закрывая роднички, когда стираются некоторые швы, в частности лобный, и как затем меняются относительные пропорции структуры всего тела, и, наконец, начинается отвердение конечностей. Также известно, когда покрываются миелином спинномозговые нервы и когда мозжечок, который отвечает за равновесие тела и имеет при рождении очень малые размеры, вдруг начинает бурно расти, пока не достигает своих нормальных пропорций относительно полушарий головного мозга. И наконец, когда видоизменяются эндокринные железы и железы, принимающие участие в пищеварительном процессе. Эти факты, хорошо известные уже на протяжении продолжительного времени, показывают последовательность стадий «зрелости» физического развития, идущих параллельно с соответствующими изменениями в физиологии нервной системы. Так, например, если нервы и мозжечок еще не достигли должного уровня зрелости, то ребенок не сможет удерживать равновесие и поэтому не сможет сидеть и стоять. Ни обучение, ни упражнения не могут ничего поделать с этими ограничениями. По мере своего созревания органы, отвечающие за моторику, начинают мало-помалу подчиняться командам разума, что обусловливает поначалу некоординированное движение — так во взаимодействии с окружающей средой приобретается необходимый опыт. Благодаря этому опыту и упражнениям постепенно движения ребенка становятся координированными, и наконец он уже полностью подчиняет их своей воле. В отличие от животных у человека нет врожденной координации движений, ему приходится их оттачивать и координировать самому. У него нет даже определенной цели, он должен найти ее для себя. Конечно, это сильно отличает его от детенышей большинства млекопитающих, которые с рождения ходят, бегают и прыгают, как это свойственно их виду. Почти сразу они могут выполнять самые сложные маневры: например, лазать, если того требует их наследственность, перепрыгивать через препятствия или быстро взлетать. Человек, напротив, никаких навыков с собой в этот мир не приносит, однако имеет непревзойденный талант овладения разнообразными достижениями, в том числе требующими специальных навыков, как-то: движения ремесленника, акробата, танцора, музыканта, чемпионов в разных видах спорта. Но все это приходит не просто в результате созревания органов движения. Это всегда вопрос практического опыта, иначе говоря — обучения. Каждый формирует свои навыки самостоятельно, хотя исходное физическое строение у всех одинаково. Человек самосовершенствуется. Вернемся к детям. Нам важно различать некоторые стороны природы ребенка. Мы должны прежде всего осознать, что, хотя дети и начинают двигаться, когда их физическое тело в достаточной степени для этого подготовлено, и хотя это происходит в силу достижения ими необходимой зрелости, тем не менее состояние их психики от этого не зависит. Ибо в человеке, как мы видели, сначала развивается психическая сторона. Органы ждут, сколько необходимо, когда произойдет это развитие, и тогда разум начинает их использовать. Но когда органы начинают действовать, начинает происходить дальнейшее ментальное развитие, но ему всегда помогают движения, совершаемые в ходе взаимодействия с окружающей средой. Поэтому получается, что если не дать ребенку возможности двигаться, когда он к этому готов, то его умственное развитие будет затруднено. Хотя умственное развитие не имеет ограничений, оно в большой степени зависит от способности пользоваться инструментами действия, преодолевая, таким образом, свое собственное бессилие. Но все это время разум развивается самостоятельно. Ментальный рост несет в себе одну тайну, невидимый секрет своего будущего предназначения. Каждый индивидуум имеет свои скрытые способности, которые еще не могут быть исследованы, пока ребенок находится на психо-эмбриональной стадии. В этот период мы можем наблюдать только удивительную похожесть всех малышей в мире. Это можно сформулировать так: «Все дети при рождении похожи, они раскрываются одинаково и по тем же законам». В их разуме происходит примерно то же, что и в эмбриональном теле. Там сегментация клеток всегда проходит через одинаковые стадии так, что с трудом можно увидеть разницу между одним эмбрионом и другим. Однако из клеток со временем появляются такие разные существа, как ящерица, птица или кролик. Каждое из них поначалу выстраивает себя одинаково, хотя позднее появляются глубокие различия. То же самое происходит и с «духовным эмбрионом», из которого в дальнейшем могут возникнуть гениальный художник, общественный деятель, святой или обычный человек. И эти обычные люди могут иметь разные склонности и вкусы, которые и обусловливают их разное положение в социуме. Ибо понятно, что не предначертано всем «делать одно и то же», «вести себя одинаково», как это бывает у низших тварей, чья активность ограничена их наследственностью. Но мы не можем предугадывать это дальнейшее развитие, эти различные направления, равно как и не можем учитывать их формирования духовного эмбриона в постнатальный период, в котором происходит формирование человека. В этот период мы можем только помогать жизни раскрыться, и происходит это для всех одинаково. Для всех существует первый адаптационный период, и для всех именно духовная сторона инициирует развитие жизни. И если в этот период оказывается помощь в соответствии с потребностями человеческой жизни, то польза от этого будет огромна, потому что каждый сможет потом лучше развить свои индивидуальные способности. Следовательно, может быть только один способ обучения и обращения с крохотным младенцем. Если обучение должно начинаться с рождения, то это может быть обучение только одного вида. Нет смысла говорить о разных технологиях для индийских малышей, китайских малышей или европейских малышей, или делать различия для социальных классов. Мы можем говорить только об одном методе — том, который следует естественному раскрытию человека. У всех малышей одни и те же психологические потребности, и они проходят через одну и ту же череду событий на пути к становлению человека. Все мы должны пройти через одни и те же фазы роста. И поскольку тут ничего не зависит от личного мнения, то и никакой философ, мыслитель или исследователь, работающий в лаборатории, не может ничего предложить или предписать то или иное обращение. Только природа, установившая определенные законы и определившая потребности человеческого существа на разных этапах его развития, может диктовать метод обучения, которому мы должны следовать, ибо он устанавливается своей целью — удовлетворять потребности и законы жизни. Эти законы и эти потребности ребенок сам" должен указывать своими спонтанными проявлениями и своим развитием. Его спокойствие и счастье, интенсивность его усилий и постоянство свободных реакций будут служить их свидетельством. Единственный наш долг — учиться у него без промедления и служить ему как можно лучше. Сегодня медицинская психология выделяет момент рождения как короткий, но решающий период из последующего периода развития. И хотя его интерпретация в настоящее время основывается только на фрейдистских взглядах, тем не менее там приводятся реальные данные и проводится ценное разграничение. Речь идет о «симптомах регрессии», имеющих непосредственное отношение к травме рождения, и «симптомах подавления», связанных с обстоятельствами, которые могут произойти во время последующего периода роста. Регрессия не является подавлением. Она означает своего рода бессознательное решение новорожденного — решение идти назад, а не вперед в своем развитии. «Травма рождения», как теперь понимают, ведет к чему-то гораздо более худшему, чем крики и протесты ребенка, она приводит к аномалиям в развитии. Результатом оказывается психическое изменение или, скорее, девиация психических сил. Вместо того чтобы идти той тропой, которую мы называем нормальной, развитие ребенка отклоняется в нежелательном направлении. Вместо того чтобы прогрессировать, те, кто переживает негативную реакцию по поводу послеродового шока, похоже, испытывают привязанность к своему состоянию до рождения. Существует несколько симптомов регрессии, но у всех общим является следующее: кажется, что страдалец подумал о настоящем моменте и сам себе сказал: «Пойду-ка я туда, откуда пришел». Если маленький ребенок много спит, это считается нормальным,."до слишком долгий сон ненормален даже для новорожденного, и Фрейд считал такой сон своего рода убежищем, в которое уходит ребенок, выражая неприятие по отношению к жизни и к миру. Кроме того, разве не во сне находится царство подсознательного? Когда нас сильно что-то тревожит, прибежищем нам служит сон, потому что во сне мы видим сны, а не реальность, во сне есть жизнь, в которой не надо бороться. Сон — место, куда мы уходим от мира. Примечательно также положение тела во сне. Естественное положение новорожденного малыша — руки возле лица, ноги подтянуты. Иногда эта позиция сохраняется и у взрослых и, можно сказать, показывает возвращение к положению тела в утробе матери. Еще одним симптомом регрессии могут быть и приступы плача у ребенка при пробуждении. Он кажется испуганным, как если бы ему пришлось пережить заново тот ужасный момент, который принес его в этот неприятный мир. Маленькие дети часто страдают от кошмаров, и это немало добавляет им неприятия жизни-; Позднее регрессия может проявиться как тенденция цепляться за других, как будто боясь остаться в одиночестве. Такое поведение — знак не привязанности, а страха. Ребенок робок и всегда хочет находиться с кем-нибудь рядом, желательно с матерью. Он не любит никуда ходить и предпочитает дом и изоляцию от внешнего мира. Все, что, казалось бы, должно радовать его в этом мире, наполняет его тревогой, и ему отвратительна мысль о новых экспериментах. Окружающая его обстановка, вместо того чтобы казаться привлекательной, как должно это быть для ребенка, отталкивает его, и если с самого младенчества ребенок чувствует отвращение к окружению, от которого он зависит в своем развитии, то это не даст ему нормально вырасти. Также не захочет этот ребенок покорить мир, и не для него будет впитывание мира, чтобы сделать его своей частью. Впитывание всегда будет для него сложным, и он его никогда не завершит. Он будет ходячей иллюстрацией к изречению «Человек рожден для скорби». Его все утомляет. Каждый вдох стоит ему усилий, и что бы он ни делал, все противно его наклонностям. Людям такого типа требуется больше отдыха и сна, чем другим. Часто у них плохое пищеварение. Легко можно представить, какое будущее ждет таких детей, потому что эти симптомы долговременные и могут остаться у них на всю жизнь. Такие дети плаксивы, постоянно требуют помощи, кажутся ленивыми, грустными и подавленными. Вырастая, они по-прежнему чувствуют отвращение к миру, не любят новых знакомств и остаются очень робкими. В борьбе за существование эти люди оказываются слабее других. В социальной жизни им не хватает радости, храбрости и счастья. Это жестокая месть со стороны бессознательной психики. Можно забыть то, что есть у нас в сознательной памяти, но бессознательная, которая, кажется, ничего не чувствует и ничего не помнит, делает кое-что похуже, потому что впечатления, созданные на этом уровне, передаются мнеме. Они запечатлеваются в самой личности. В этом большая опасность для человечества. Ребенок, который не обеспечен условиями для нормального формирования, позже отомстит за себя обществу через того взрослого, которого он сформирует в себе. Наша слепота не вызывает сопротивления, как это было бы со взрослыми, но способствует формированию людей, которые слабее, чем должны быть. Она производит внутренние изменения, которые становятся помехой в жизни индивидуума, и формирует людей, мешающих мировому прогрессу. Выше я подчеркнула то важное значение, которое специалисты придают сейчас моменту рождения для развития психической жизни человека. Но до сих пор мы говорили только о более ранних наблюдениях, тех, которые указывают на опасность регрессии. В связи с этим мы должны сейчас рассмотреть защитные меры, существующие у всех млекопитающих по отношению к своим детенышам. Натуралисты давно уже пришли к выводу, что в первые дни после рождения материнская забота тесно связана с пробуждением в новорожденном общих инстинктов вида, из чего мы можем сделать определенные выводы, очень полезные для более глубокого понимания психологии маленького ребенка. Мы понимаем необходимость уделять внимание адаптации ребенка к своему миру и в то же время помнить о шоке в момент его рождения, потому что это показывает нам, что он также, не в меньшей степени, чем мать, нуждается в особом обращении. Мать и ребенок подвергаются разного рода опасностям, и им обоим приходится преодолевать серьезные трудности. Однако для ребенка опасность для его телесной жизни, хотя и очень большая, менее серьезна, чем угроза его ментальной жизни. Если бы единственной причиной регрессивных симптомов была травма рождения, тогда симптомы были бы у всех детей. Вот почему мы предпочитаем более содержательную гипотезу, которая основывается и на человеке, и на животных. Понятно, что в первые дни жизни происходит нечто крайне важное. Если в животных просыпается наследственное поведение, то что-то подобное (как мы говорили выше) должно происходить и в ребенке, потому что, хотя у него и нет никаких наследственных моделей поведения, которым он должен следовать, тем не менее у него есть «потенциал», способный вызвать его развитие, и происходит это через контакт с внешним миром. На основании этого мы сформировали концепцию «небул», уподобляя творческие энергии, которые позволяют ребенку впитывать окружающий мир, звездным туманностям, из которых берут происхождения небесные тела. Частицы в небесных туманностях находятся так далеко друг от друга, что последняя практически не имеет плотности, но все равно они создают нечто видимое, что с большого расстояния кажется спутником звезд. Так же как эта туманность с течением времени меняется на что-то более позитивное, так и мы можем представить медленное возникновение чего-то ненаследственного, но производимого инстинктивной тенденцией, которая является наследственной. Например, ребенок получает из небулы языка подходящие стимулы и руководство по формированию в себе родного языка, который у него не является врожденным, но есть что-то, что он находит в своей окружающей среде и впитывает согласно непреложным законам. Благодаря туманной энергии языка ребенок начинает отличать звуки разговорной речи от других звуков и шумов, которые до него доносятся все вперемешку. Благодаря этому он может воплощать тот язык, который слышит, так совершенно, как если бы это было чертой его расы. Аналогичным образом он принимает социальные роли и обычаи, которые делают его человеком, принадлежащим конкретно его месту жизни. Небула языка не содержит язык особого вида, который ребенку предназначено развить, но из нее может родиться любой язык, который при рождении обнаруживает ребенок в своем окружении, и каждый ребенок разовьет свой язык за один период времени и следуя той же процедуре, во всех детях во всех странах мира. Здесь мы видим существенное различие между человеком и животными. Новорожденное животное производит почти сразу особые звуки, своего рода модель которых является частью его наследственности, тогда как ребенок остается немым очень продолжительный период времени, после чего говорит на том языке, на котором говорят вокруг него. Так что голландский ребенок, растущий среди итальянцев, будет говорить по-итальянски, а не по-голландски, несмотря на длинную голландскую родословную своих родителей. Понятно, что ребенок не наследует определенную модель языка, но наследует способность конструировать язык через неосознанное впитывание. Эта потенциальность, которую можно уподобить потенциальности генов зародышевой клетки, контролирующих рост тканей так, чтобы они образовали точный и сложный орган, и есть то, что мы называем «небула языка». Точно так же небулы, которые имеют отношение к способности ребенка адаптироваться к своей окружающей среде и к появлению в нем соответствующего социального поведения, не воспроизводят в нем через наследственность ранние модели поведения, через которые прошла эта раса на своем пути к современному уровню цивилизации, но дают ребенку после рождения способность впитывать те конкретные модели, которые он находит в своем окружении. И это в равной степени верно для остальных его ментальных приобретений. Как справедливо заметил Каррель1, «сын ученого не наследует никаких знаний своего отца. Оставьте его на необитаемом острове, и он будет не лучше наших кроманьонских предков». Давайте на этом остановимся и проясним один момент. У читателя могло создастся такое впечатление, что когда мы говорим о небулах, то имеем ввиду разные инстинктивные способности, существующие независимо друг от друга, и тогда читатель мог бы возразить, что это затмевает неотъемлемую целостность разума. Но аналогия с туманностью проводится здесь только в целях описания и совершенно не подразумевает атомистической концепции строения разума. Для нас ментальный организм является динамическим целым, которое трансформирует свою структуру благодаря опыту освоения окружающего мира; при этом им управляет энергия (орме)2, особыми видоизмененными стадиями которой являются эти небулы. Давайте представим, что по каким-то неизвестным причинам небула языка не будет функционировать. Тогда не будет развиваться речь. Эта аномалия, которая не столь уж редко встречается, вызывает форму немоты у детей, имеющих абсолютно нормальные органы речи и слуха и чей мозг также в норме. В моей практике было несколько подобных случаев, которые поставили в тупик отоларингологов и невропатологов и оказались для них полной загадкой. Было бы интересно изучить эти случаи и выяснить, что произошло в первые дни жизни этих несчастных. Эти идеи смогут объяснить многие факты, остающиеся сегодня непонятными в других областях жизни, например связанные с адаптивностью человека к обществу. Они могут представлять собой даже большую научную ценность, чем факты, свидетельствующие о предполагаемых последствиях родовой травмы. Я считаю, что многие регрессивные тенденции обусловлены отсутствием жизненного стремления, который вел бы ребенка к социальной адаптации. В этих случаях ребенок ввиду недостатка необходимой чувствительности ничего не впитывает из окружающей его среды или впитывает неправильно. У него не получается развить то, что называется «любовью к окружающей среде», потому что эта среда его не только не привлекает, а даже отталкивает, а ведь благодаря именно этой среде он должен обрести свою независимость. В этом случае не происходит обычного впитывания характерных особенностей своего народа, его обычаев, религии и т. д., и в результате возникает настоящая моральная аномалия, человек не на своем месте, изгой, демонстрирующий многие из вышеупомянутых регрессивных симптомов. Если принять, что человек имеет творческую чувствительность вместо наследственных моделей поведения, и адаптация к окружающей обстановке происходит благодаря ей, то становится понятно, что вся психическая жизнь индивидуума стоит на фундаменте, заложенном в самые ранние годы жизни. Но тогда следует задуматься над вопросом, не существует ли каких-либо причин, в результате которых пробуждение этой творческой чувствительности может произойти с задержкой или не произойти вовсе? На этот вопрос до сих пор нет ответа, и искать его надо в жизни тех несчастных, состояние которых ставит науку в тупик и заставляет ее говорить о нерешенных загадках. В настоящее время мне известен только один случай, который может подсказать направление исследования. Речь идет о молодом человеке, недисциплинированном и не желающем учиться, — трудном мальчике с тяжелым характером, обрекшим его на изоляцию. Он был красив, здоров и при этом неглуп. Однако в первые пятнадцать дней жизни ребенок сильно страдал от недоедания, что привело к такой потере веса, что он стал похож на скелет, особенно лицом. Нанятой для него кормилице он показался отвратительным, и она стала называть его «кожа да кости». После первых двух недель и всю оставшуюся жизнь он развивался нормально. Он рос крепким ребенком (иначе он бы тогда умер), однако, когда он стал юношей, он стал преступником. Однако хватит еще не подтвержденных гипотез. Есть один факт первостепенной важности. Небула чувствительности направляет духовное развитие новорожденного так же, как гены обусловливают развитие тела из оплодотворенной яйцеклетки. Так что давайте окружать новорожденных детей такой же особой заботой, как та, которую проявляют высокоразвитые животные по отношению к своим детенышам в короткий период сразу после их рождения, когда пробуждаются психические особенности вида. В данный момент мы говорим не только о заботе о ребенке в первый год или первые месяцы жизни, и более того, мы не ограничиваемся областью только телесного здоровья. Но целью нашей является сформировать подход, важный для сознательных матерей и для всей семьи: должен появится особый свод правил, точных и четких, по обращению с детьми как в момент рождения, так и в последующие несколько дней.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |