КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование для жизни
Для того чтобы объяснить, что мы понимаем под образованием для жизни, начинающимся с самого рождения ребенка, необходимо рассмотреть некоторые детали этого вопроса. Один из мировых лидеров — это был Ганди — не так давно провозгласил следующее: во-первых, образование следует получать в течение всей жизни, а во-вторых, в центре образования должна стоять защита жизни индивидуума. Впервые общественный и духовный лидер высказал такую идею. Следует отметить, что наука не только объявила это необходимым, но и с начала нынешнего века доказывает, что продолжение образования в течение всей жизни — практически вполне выполнимое дело. Однако министерство народного образования еще не поддержало эту идею. Современная теория образования богата методами, задачами и социальными ориентирами, но надо сказать, что она по-прежнему совсем не берет в расчет жизнь. Среди многих методов, официально используемых в разных странах, ни один не предлагает индивидууму помощи с момента его рождения и защиты его развития. Образование, как оно понимается сегодня, — это нечто оторванное от биологической и социальной жизни. Все, кто вступают в мир образования, в некоторой степени отрезаются от общества. Студенты университета должны подчиняться правилам колледжа, в котором учатся, и должны точно следовать программе обучения, заданной руководством учебного заведения. И вплоть до недавнего времени можно было сказать, что руководителей университета мало интересуют условия физической или социальной жизни студента. Если студент недоедал или имел проблемы со зрением или слухом, он просто получал оценки ниже. Правда, в последние годы на физические проблемы стали обращать внимание, но только с точки зрения гигиены. Никто еще до сих пор не ставил вопрос о том, могут ли угрожать или даже принести вред разуму студента ущербные и неподходящие методы обучения. Движение за новое образование, в поддержку которого столь горячо выступает Клапаред1, провело исследование относительно числа предметов в расписании и постаралось их сократить, дабы уменьшить умственную нагрузку. Но это не затрагивает сути проблемы — каким образом ученики могут обретать богатства культуры не уставая. В большинстве образовательных систем, контролируемых государством, наиболее важно, чтобы программа была выполнена. Если дух студента реагирует на социальную несправедливость, или его глубоко волнуют политические вопросы, установившийся порядок требует, чтобы молодые люди избегали политики и сосредоточивались на учебе. На деле же получается, что молодые люди заканчивают университет с разумом настолько скованным и узким, что в них утрачена всякая индивидуальность, и они не имеют мнения о проблемах эпохи, в которой живут. Машина образования так отстранена от социальной жизни, как будто она и все ее проблемы находятся за пределами его границ. Мир образования подобен острову, где люди, отрезанные от остального мира, готовятся к жизни путем исключения из нее. Предположим, случилось так, что студент университета заражается туберкулезом и умирает от него. Любопытно и грустно, не так ли, что университет, социальная среда, в которой он живет, игнорировавшая его все время, пока он был болен, вдруг неожиданно объявится на похоронах в виде его представителя. [2] Есть выпускники, которые сильно переживают, что когда они выйдут во внешний мир, то окажутся бесполезными для себя и обузой для своих семей и друзей. Тем не менее не стоит рассчитывать, что академическое заведение обратит на это внимание: отстраненность, полностью оправданная правилами, которые не дают возможность проявлять какой-либо интерес к психологическим проблемам, а позволяют только организовывать учебный процесс и проводить экзамены. Сдавшие их получают диплом или ученую степень. Такова высочайшая вершина, которой достигло в наши дни высшее образование. Тем временем исследователи, занимающиеся социальными проблемами, обнаруживают, что выпускники школ и вузов не подготовлены к жизни и, кроме того, снижена их способность к полезному участию в жизни общества. Статистика показывает ошеломляющий рост числа сумасшедших преступников и тех, кого соседи считают «странными». Социологи взывают к школе, дабы излечиться от этого зла, но школа — это отдельный мир, мир, закрытый от таких проблем. Это заведение со слишком длинной родословной, чтобы изнутри менять свои традиции. Только давление извне может изменить, обновить и найти лекарство от ошибок, которые портят образование на каждом уровне и слишком тяжелым грузом ложатся на жизнь учащегося. А что же представляет собой период от рождения до шести—семи лет? Школа, так называемая подобающая, им нисколько не интересуется. Поэтому этот период называют дошкольным, то есть за пределами официального обучения. И что же, в самом деле, могут делать в школе крохотные новорожденные младенцы? Учреждения, созданные для детей дошкольного возраста, редко зависят от централизованной школьной власти. Их контролируют неофициальные ассоциации, или во главе стоят частные менеджеры — филантропы. Интереса к защите психической жизни младенцев как к социальной проблеме не существует. Кроме того, общество заявляет, что маленькие дети принадлежат дому, а не государству. То новое значение, которое сейчас придают первым годам жизни ребенка, практически еще не распространено. Все, о чем сейчас думают, — это об улучшении условий жизни в семье — в том смысле, что считается теперь необходимым обеспечить подготовку к материнству. Но дом — это не часть школы, он относится к обществу. Так что на деле человеческая личность и забота о ней разорваны: с одной стороны, есть дом, который принадлежит обществу, но существует изолированно от общества, которое не заботится о нем или не замечает его; с другой стороны, есть школа, также закрытая от общества, и, наконец, университет. Нет единства в понимании, нет общественной заботы о жизни как таковой, есть лишь фрагменты, которые по очереди игнорируют друг друга и поочередно взывают к школе, дому или университету, причем последний рассматривается просто как еще одна разновидность школы для заключительной части периода обучения. Даже новые социальные науки, понимающие все зло такой изоляции, такие науки, как социология и социальная психология, всегда находятся за пределами школы. Отсюда не существует подлинной системы помощи развитию жизни. Концепция образования как выражения такой помощи не нова в науке, как я уже сказала, но она по-прежнему не имеет ни статуса, ни места в социальной организации. И это тот следующий шаг, который в ближайшее время должна сделать цивилизация. Тропа для него уже начертана. Критика с легкостью показывает ошибки в сложившейся ситуации. Представители разных сфер деятельности ясно указали, какие лекарства нужны во всех фазах жизни. Так что все готово, нам надо лишь строить. Различные вклады в науку подобны камням из каменоломни, которым уже придали форму для закладки в здание. Нам только надо найти людей, готовых сложить их вместе, и возвести новое строение, в котором столь сильно нуждается цивилизация. Концепция образования, в центре которой стоит забота о живом существе, меняет все предыдущие идеи. Основываясь более не на программе, не на расписании, образование должно соответствовать условиям жизни человека. В свете этого убеждения обучение новорожденного неожиданно становится делом первостепенной важности. Совершенно верно, что новорожденный младенец еще не может ничего выполнять, и поэтому мы не можем учить его в обычном смысле. Он может быть только объектом наблюдения, изучения, которое нам необходимо предпринять, чтобы выявить его жизненные потребности. Это как раз тот тип наблюдения, которым мы сами и занимаемся. У этого наблюдения есть цель — выяснить, какие они, законы жизни, ибо если мы хотим помочь жизни, то первое условие успеха состоит в том, чтобы знать законы, управляющие этой жизнью. И все же просто знать их еще недостаточно, потому что если мы на этом и остановимся, то будем оставаться исключительно в сфере психологии. Не надо нам тогда идти вперед и становиться учителями. Знание об умственном развитии маленького ребенка должно стать широко распространенным, ибо только тогда образование сможет заговорить новым голосом и властно сказать миру: «Законы жизни такие-то и такие-то. Их нельзя игнорировать. Вы должны действовать согласно им, ибо они гласят о правах человека, которые всеобщи и одинаковы для всех». Если общество считает необходимым сделать образование обязательным, то это значит, что образование должно осуществляться и развиваться практически, и если мы сейчас соглашаемся, что образование начинается при рождении, тогда становится жизненно необходимым для каждого знать законы развития. Образование должно не оставаться отстраненным и игнорируемым обществом, а должно обрести силу управлять обществом. Общественный механизм должен быть адаптирован ко всем потребностям, вытекающим из той новой концепции, что жизнь надо защищать. Призыв о помощи обращен ко всем. Отцы и матери должны взять на себя свои обязанности, и если дом терпит неудачу из-за нехватки средств, тогда от общества требуется не только дать необходимое обучение, но и оказать поддержку, необходимую для воспитания детей. Если образование означает защиту индивидуума, если общество признает необходимыми для развития ребенка определенные средства, которыми не в состоянии обеспечить ребенка семья, тогда обязанностью общества становится предоставить эти средства. Государство никогда не должно оставлять ребенка. При таком подходе образование должно стать авторитарным по отношению к обществу, из внимания которого формально оно было исключено. Очевидно, что общество должно осуществлять благотворный контроль над человеческими индивидуумами, и если правда то, что образование должно рассматриваться как помощь жизни, тогда этот контроль никогда не будет ограничивать и подавлять жизнь, а должен будет принять форму физической и психической помощи. Это значит, что первым шагом должна быть передача большей части своего благосостояния образованию. Потребности ребенка в годы его роста изучены, и результаты этих исследований опубликованы. Теперь общество в целом должно сознательно принять ответственность за образование, тогда как образование в свою очередь щедро отблагодарит общество тем благом, которое оно получит от прогресса. Когда образование понимается так, оно становится важным не только для детей и их родителей, но также для государства и международных отношений. Оно становиться стимулом для каждой части социальной организации, стимулом для величайших из социальных улучшений. Но существует ли что-нибудь более застывшее, косное и безразличное, чем образование сегодняшнего дня? Когда стране приходится экономить, то первой жертвой всегда становится образование. Если мы спросим государственного деятеля о его взглядах на образование, он скажет, что его это не касается, что воспитанием его детей занимается жена, которая в свою очередь перепоручила это школе. Но наступит день, когда уже нельзя будет государственному деятелю дать такой ответ или выказать такое безразличие. Какой вывод можем мы сделать из отчетов психологов, изучающих детей с самых ранних дней их жизни? Они единодушны в признании того, что при надлежащей заботе и помощи у ребенка есть потенциал набраться большей силы, достичь лучшего психического равновесия и гармонии, иметь более энергичный характер. Вместо того чтобы оставить все на волю случая, рост ребенка в это время должен быть предметом научного подхода и внимания. Это значит, что требуется нечто большее, чем просто физическая гигиена. Как последняя защищает его тело, так и для защиты его разума и души требуется психическая гигиена. Наука также сделала и другие открытия относительно этих первых дней жизни. Младенец имеет гораздо большую психическую энергию, чем обычно это принято считать. С точки зрения психологии, при рождении он ничто. И не только в своем разуме, ибо при рождении он не способен к координированному движению. Своими почти бесполезными конечностями он ничего не может делать. Также он не может и говорить, даже если видит то, что происходит вокруг него. И все же с течением времени ребенок начинает ходить и разговаривает, и идет от одного достижения к другому, пока не сформируется человек во всем величии его телесных и умственных даров. И таким образом открывается дверь истине: ребенок — не инертное существо, который обязан нам всем тем, что он может делать, как если бы он был пустым сосудом, который мы должны наполнить. Нет, именно ребенок создает в себе человека, и нет такого человека, который не был бы создан тем ребенком, которым он когда-то был. Великие созидательные энергии ребенка, о которых мной так много было сказано и которые ученые вынуждены теперь изучать, были до сих пор спрятаны под массой идей, связанных с материнством. Раньше мы говорили, что мать формирует ребенка, потому что она учит его ходить, говорить и так далее. Но на самом деле мать ничего этого не делает. Это достижение ребенка. Мать рождает ребенка, но именно ребенок формирует в себе человека. Если мать вдруг умрет, ребенок все равно вырастает и завершает свою работу по созданию человека. Индийский ребенок, увезенный в Америку и отданный на попечение американцев, учится говорить по-английски, а не на хинди. Так что его язык идет не от матери, а сам ребенок воспринимает язык, так же как воспринимает он привычки и обычаи того народа, среди которого ему случилось жить. Поэтому ни в одном из его обретений нет ничего наследственного. Сам ребенок впитывает материал из окружающего его мира, именно он отливает его в человека будущего. Признать эту огромную работу ребенка — не значит уменьшить авторитет родителей. Как только они смогут убедить себя не быть строителями, а просто быть участниками в процессе строительства, так они научатся лучше выполнять свои настоящие обязанности, и тогда, в свете более широкого видения, их помощь становиться воистину ценной. Ребенок может хорошо строить, если эта помощь оказана подходящим образом. Таким образом, авторитет родителей исходит не только из чувства их собственного достоинства, но и из той помощи, которую они могут оказать своим детям. По-настоящему большой авторитет и чувство собственного достоинства родителей зиждутся только на этом. Но давайте теперь подумаем о месте ребенка в обществе еще с одной точки зрения. Образ труженика, превознесенный в марксистской теории, стал сейчас частью современного сознания. Его видят производителем богатства и благосостояния, важным партнером в великой работе цивилизованной жизни. Общество пришло к пониманию его моральной и экономической ценности и предоставляет ему средства и условия, необходимые для его работы, потому что он имеет на это право. Давайте перенесем эту идею на ребенка. Он тоже труженик, и цель его деятельности — создать человека. Родители, правда, обеспечивают его средствами, необходимыми для его жизни и творческой деятельности, но социальная проблема по отношению к нему обретает еще большую важность, ибо плоды его труда — не просто материальные вещи, он же формирует само человечество, и не только расу, касту или социальную группу, но все человечество. Если принять подобную точку зрения, то из этого неопровержимо следует, что общество должно прислушаться к ребенку, признать его права и обеспечить его нужды. Как только мы сосредоточили свое внимание и стали изучать саму жизнь, мы смогли обнаружить, что мы дотрагиваемся до секрета человечества, и в наших руках оказалось знание того, как следует управлять и как — помогать. Мы тоже, когда говорим об образовании, провозглашаем революцию, ту, в которой будет изменено все, что мы знаем сегодня. Я думаю об этом как о последней революции — не революции насилия, еще менее — кровопролития, но о такой революции, в которой вообще нет насилия, ибо психическую продуктивность маленького ребенка убивает даже тень насилия. Что надо знать — что представляет собой человеческая норма. Разве не были все наши усилия направлены на снятие препятствий с пути развития ребенка и на сдерживание опасностей и непониманий, которые повсеместно угрожают ему? Это образование, понимаемое как помощь жизни; образование с момента рождения, которое вскармливает мирный переворот и объединяет всех общей целью, привлекая к единому центру. Матери, отцы, политики — все должны объединиться в своем уважении и помощи для этой деликатной деятельности формирования, которую маленький ребенок выполняет в самой глубине психологической тайны, под руководством внутреннего учителя. В этом яркая, новая надежда для человечества. Не перестройка, а помощь в созидательном труде, который человеческая душа призвана сделать и осуществить, работа по формированию, которая выявляет тот огромный потенциал, которым наделены дети, сыны человеческие.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |