Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. В. Пелымская , Н. Д. Шматко 2 страница




Аттрактор – потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует. По Князевой: к онечная область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы.В качестве аттрактора может выступать или точка (устойчивый фокус), или иное более сложное образование. Существуют странные аттракторы, когда траектории системы совершают произвольные и не поддающиеся регулярному описанию блуждания внутри определенной области. Странный аттрактор можно назвать «привлекающим хаосом» (По Пригожину).

Аттрактор – это «вызов». В синергетике говорят о конусе притяжения аттрактора, который как бы затягивает в себя множество возможных траекторий системы, определяемых разными начальными условиями. Воронка стягивает разрозненные исходные линии траекторий в общий, все более узкий пучок.

Действие аттрактора заключается в том, что он осуществляет как бы детерминацию будущим предстоящим состоянием системы. Состояние еще не достигнуто, его не существует, но оно каким-то загадочным образом протягивает щупальца из будущего в настоящее; в методологическом смысле взгляд на аттрактор по аналогии с целью, как если бы это была избранная системой цель, часто оказывается действенным (СМ.: Князева Е., и др. А. Единая наука о единой природе// Новый мир, 2000, № 3 С. 161-179).

Спектр возможных структур-аттракторов эволюции, то есть структур, на которые выходят эволюционные процессы в системе, не являются сплошным. В процессе эволюции система может перейти в то, или в это состояние, но не во что-то среднее между ними.

Аутентичный - подлинный, исходящий из первоисточника.

Базис и надстройка - понятия, выработанные в рамках марксистско-ленинской философии. Базис - то же, что и производственные отношения (т.е. отношения, в которые вступают люди в процессе своей материально-производственной деятельности), при этом базис, как некий экономический каркас общества, характеризует эти отношения в связи с понятием надстройки (под которой имеются в виду различные учреждения и организации, настроения, идеи и др.), соответственно отражающей в форме различных духовных образований базис.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный философ, представитель персонализма, экзистенциализма.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В теории З. Фрейда представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного».

Библия - собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений, созданных на протяжении 25 веков (13 в. До н.э. - 11 век н.э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Библия состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудеями, и христианами, а также Нового Завета, признаваемого только христианами. Ветхий Завет состоит из трех частей (“Пятикнижие Моисея”, “Пророки”, “Писания”). Новый Завет содержит: 1) исторические книги - Евангелия и Деяния апостолов, 2) учительные книги - Послания апостолов; 3) пророческую книгу - Откровение Иоанна Богослова. Первоначально на Руси распространялись учения апостолов и святых отцов церкви, которые сыграли огромную роль в принятии христианства (его православной ветви). Полный перевод Библии (обоих частей) на русский язык был разрешен Синодом лишь во второй половине Х1Х века. До этого неполный перевод Библии существовал в старославянских текстах. Этика христианства сыграла огромную роль в оформлении принципов воспитания в русском государстве.

Биологические ритмы - циклические (суточные, сезонные и др.) колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды. Б. р. характеризуются: периодом (частотой), амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

Биопсихологическая теория в воспитании - педагогическая теория, ориентирующаяся на важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивающая независимость индивида от нее.

Биоэтика - система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды. В настоящее время биоэтика институциализируется как специальная область междисциплинарных исследований. Культурные основания биоэтики заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и моральной ответственностью за ее деструкцию. Одна из целей биоэтики - выработка критериев и нормативов, допускающих или ограничивающих проведение тех или иных исследований на человеке, способных изменить его психику, поведение, создающих возможность манипулировать человеком. В биоэтике можно выделить проблемы медицинской, профессиональной и социальной этики. Актуализация проблем биоэтики обусловлена достижениями генной инженерии, биотехнологии, научно-технической революцией в целом. Возможность перестройки биологических процессов развития человека может изменить подходы к духовной сущности человека с точки зрения не только религии, но и общечеловеческой морали. Идеалы и ценности гуманизма диктуют необходимость этического контроля над наукой, который должен быть открытым, междисциплинарным и направленным на защиту экологических и социальных интересов людей.

Бифуркация - раздвоение, разделение, разветвление чего-либо, точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы; Бифуркацию иллюстрирует биология в виде эволюционного дерева, которое наглядно представляет поле путей эволюции живого.

Бихевиористские теории научения - теории обучения, в которых общая формула усвоения выглядит как "стимул - реакция - подкрепление".

Бог – высший сверхъестественный объект философской и религиозной мысли и основной предмет религиозного культа.

Божественное откровение -в монотеистичесих религиях непосредственное волеизъявление Божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «Писания» (в иудаизме и христианстве – Библия, в исламе – Коран) и в «Предании», также получающем письм. фиксацию (в иудаизме – Талмуд, в христианстве – соч. Отцов Церкви, В исламе – Сунна).

Брахман - одно из центральных понятий древнеиндийской философии, означающее духовное начало, абсолют, лежащий в основе всего существующего, высшая объективная реальность.

Бруно Джордано (1548- 1600)- итальянский мыслитель. Ознаменовал собою начало Возрождения. Для познания мира, считал он, необходимы разум и

 

опыт, но не только вера и традиция. Пантеист. Основные произведения: “ О при чине, принципе и единстве”, “О бесконечности вселенной и мирах”.

 

Будда и буддизм. Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль.

Бытие – философская категория, категория онтологии, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материала, природы. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Проблема Бытия – стержень мировоззрения и сознания людей, а также один из главных критериев классификации философских систем.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626)- английский философ. Создатель современной теории познания и современного экспериментального научного метода. Бэкон упорядочил рациональную организацию эксперимента, составляя таблицы “присутствия “, “отсутствия” и “степени”, цель которых - отделить причины от явлений. Главное произведение - “Новый Органон”.

 

Вебер Макс (1864- 1920 гг.) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Диапазон исследований М.Вебера очень широк: вопросы истории хозяйства, социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества, логика и методология общественных наук.

Веды (санскр. veda – «знание»), древнеиндийские сакральные тексты, включающие: 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахманы – истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр; Араньяки – «лесные книги», предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала; Упанишады – своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства-сутры (буквально «нить») для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («части вед»), – фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия.

Вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. В философии Канта вера переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. По определению Апостола Павла: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”.

Вербальный - (от лат. verbalis - устный) словесный.

Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.

Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945) российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии. В центре внимания Вернадского - разнообразные философские и методологические проблемы: природа научного мировоззрения, взаимодействие естествознания и философия, социальные функции науки, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др.

Вероятность – понятие, которое отражает меру возможности, дает количественную характеристику ее осуществимости при данной совокупности конкретных условий.

Вещество - фил.: вид материи, совокупность дискретных (прерывных) образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено).

Взаимодействие – понятие, отражающее процесс и итог воздействия различных объектов друг на друга, вследствие чего изменяется их первоначальное состояние.

Вико Джанбаттиста (1668-1774) - итальянский историк и философ. Основной труд по философии истории “ Принципы философии истории”.

Виртуальность - сила, способная реализоваться; часто - синоним возможности.

Витальный (от лат. vitalis - жизненный) - жизненный.

Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) - австрийский философ, логик и математик, один из создателей аналитической философии. Ведущий принцип философии Витгенштейна - необходимость борьбы с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода философских псевдопроблем..

Владимир Мономах (1053- 1125) - государственный деятель, великий князь киевский, писатель, законодатель, мыслитель. Ключевое произведение Владимира Мономаха - “Поучение” (принципы милосердия, сострадания, уклонения от зла. Для спасения это было достаточным условием, и это противопоставлялось многотрудному пути монашеской аскезы).

Власть - способность оказывать воздействие на кого-либо, используя авторитет, силу, права. Власть политическая или государственная - это способность подчинить действия людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Власть - это способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя при необходимости принуждение. Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средств – воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов.

Внешняя цель образования как государственно-общественного института - жизнеобеспечение общества в конкретно-исторических условиях, развитие его производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.

Внимание - сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте. Физиологической основой внимания является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание - сосредоточение субъекта на объекте, вызываемое яркой эмоциональной окраской, новизной и силой раздражителя. Произвольное внимание представляет собой сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, определяемое поставленной задачей. Постпроизвольное внимание возникает на как проявление направленности личности и представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

 

Возможность – философская категория, отражающая совокупность предпосылок, которые при определенных условиях могут стать действительностью.

Возрождение (Ренессанс)- период в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (В Италии – 14-16 вв., в других – конец 15-16 вв., переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени.

Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де (Voltaire, Fran ois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер.

Волюнтаризм, (лат.: voluntas – воля) 1) характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами исторического процесса, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями; 2) фил.: направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше).

 

Воля – сознательная устремленность человека на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волевого действия является постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия.

Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений

Воспитание - в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколения накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Воспитание - общественное явление, передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание - одно из сложных философско-педагогических понятий. В широком смысле слова воспитание - процесс и результат развития личности. При этом воспитание может рассматриваться как процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание). Отсюда в процессе воспитания акцентируется задача выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации. “Воспитанность” выступает как один из атрибутов человеческой индивидуальности. Она характеризует человека (независимо от возраста) в различных ситуациях межличностного взаимодействия, в адекватной оценке ситуации, в выборе стратегии и тактики действия, соответствующих нормам культуры (субкультуры). В узком смысле слова, наиболее часто употребляемом в педагогической практике - это конкретная деятельность воспитателя по отношению к воспитаннику, создание условий для внутреннего роста воспитываемого, создание им системы ценностей. В этом смысле воспитание является педагогическим управлением процессом развития личности. В данном контексте воспитание тесно связано с процессом обучения.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя 1)цели, 2) субъекты, реализующие эти цели, 3) деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющее их; 4) освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы.

Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений в целом в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы чувств.

 

Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира.

 

Время - фил, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.

 

Всеобщее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса.

Второе значение образования как результата - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет эму адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессионально-содержательной.

Второй закон термодинамики - один из основных законов термодинамики, утверждающий неизбежность возрастания энтропии в изолированных (замкнутых) системах. Согласно этому закону, любая замкнутая система стремится к термодинамическому равновесию, т.е. в ней происходит перераспределение тепла от более нагретых тел к менее нагретым, обратный же процесс невозможен. Со вторым законом термодинамики связано представление о возможной тепловой смерти Вселенной.

Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».

Гальтон Френсис (1822-1911) - английский психолог и антрополог, один из создателей евгеники. Один из создателей дифференц. психологии и метода тестов

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ. Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного. Метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности. Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика, теория государства и философия истории.

Гедонизм - принцип обоснований моральных требований, согласно которому добро – это то, что приносит наслаждение, зло – то, что влечет за собой страдание; этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие) высшим благом, к которому стремится человек. Идеи гедонизма встречаются в киренской школе Аристиппа (нач. 4 в. до н.э.), в этических теориях просветителей 18 века, в теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.С.Милль).

Гелиоцентризм- представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771 гг.) - французский философ-материалист. Основу философии Гельвеция составило учение Локка. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, которую определял как "длящееся, но ослабленное ощущение". Подчеркивал роль общественной среду в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими.

Гендер - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий (например, общественное разделение труда, социальные функции, культурные стереотипы и т.п.).

Гендерная социализация - процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.

Генезис – происхождение, возникновение, процесс зарождения и процесс развития, приведший к определенному состоянию.

Гераклит - (540-480 до н.э) - античный философ. Исповедовал философию становления и изменения всех вещей в противоположность элеатам, подчеркивающим неподвижность бытия

Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле – искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

Гетерогенность - (от греч. heteros - другой) - разнородность.

Гетерогенный - разный, неодинаковый, разнородный, состоящий из различных по составу.

Гилозоизм, (гр.: hile здесь – вещество + zoe – жизнь) возникшее в древнегреческой философии учение о всеобщей одушевленности материи; гилозоизм ошибочно приписывает всем формам материи чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить, свойственные только высокоразвитой материи.

Гипотеза – предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем; форма знания, содержащая предположение.

Глобализация - распространение экономических, политических и культурных процессов за пределы государств и формирование на этой основе новой целостности мирового пространства. Глобальные проблемы – охватывающие весь мир, всеобщие, мировые, общепланетарные.

Гносеология, или теория познания - раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Гоббс Томас (1588-1679 гг.) - английский философ-материалист. Конечной задачей философии признавал ее практическую пользу, содействие "увеличению количества жизненных благ". На первый план выдвигал научное понимание общества как средство познания причин общественных коллизий и их преодоления. Гоббс создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма.

Гольбах Поль Анри (1723-1798) - французский философ, сыгравший важную роль в распространении материализма во второй половине 18 века.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма и устойчивость его основных физиологических реакций.

Гомогенность - (от греч. homos - равный, одинаковый) - однородность, единство.

Гражданские свободы - правовые нормы, определяющие положение человека в государстве. К ним относятся: право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право свободных, равных, регулярных выборов, право создания политических организаций, включая политические партии и др.

Гражданское общество - сообщество свободных и равных граждан "внутри" государства, способных контролировать и регулировать все виды и формы государственного вмешательства в частную и общественную жизнь, а также любые изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Гражданское общество характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества, как правило, вырождается в те или иные формы тоталитарной власти. Гражданское общество - сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. Гражданское общество - это общество, строящее свои отношения с государством на началах партнерства, предполагающее определенный уровень социально-экономического развития, правовой и политической культуры.

Гроф Станислав Ежи (род.1931) – психолог, антрополог, ученый экспериментатор, один из наиболее видных представителей трансперсональной психологии и основатель Международной трансперсональной ассоциации. Изучал влияние ЛСД на течение психических болезней и на измененное состояние сознания.

Гуманизация образования - принцип образования, предполагающий субъект - субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект - субъектные отношения рассматриваются как педагогическое взаимодействие обучающего и обучающегося. Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманизм - (человечный) - (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный) - воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития. Как европейское идейно-философское движение, гуманизм возник в эпоху Возрождения (14-16 вв.), в Италии. Гуманисты (А. Данте, Фр. Петрарка, Л. Валла, Т. Мор, Т. Кампанелла, Пико делла Мирандола и др.) противопоставляли догматическому религиозному мировоззрению просвещенное светское мировоззрение, духовному господству и аскетическим идеалам церкви - культуру древних греков (пайдейю или образованность) и любовь к простым земным радостям; теоцентризму - антропоцентризм и др. Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей, совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Гуманизм провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, рассмотрения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм возник как светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм этой эпохи опирался на переосмыслении философских произведений классической античности. В философии гуманизма человек всегда является целью, но никогда не средством. Общественная практика Х1Х - ХХ веков (возникновение “постиндустриального”, “информационного” общества) показала, что понимание гуманизма трансформируется. Актуализируется проблема “человеческого фактора” в социальной жизни. Особым аспектом в понимании гуманизма остается проблема свободы, “обреченности человека на свободу” и связанной с ней проблемой ответственности. Принципы гуманистической этики основываются на том, что человек ответственен за свои поступки; каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни и ценит его внутренний субъективный мир. В гуманистической психологии за основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди представленных возможностей; человек всегда находится в процессе становления; отказ от личностного роста является человеческой трагедией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.