Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. В. Пелымская , Н. Д. Шматко 3 страница




Гуманистическая модель воспитания - модель воспитания, опирающаяся на личностных и индивидуальных способностей человека с целью становления и совершенствования личности, ее самоактуализации на основе осознания личных и общественных потребностей.

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - этнограф, историк и философ.. Концепцию Н.Л. Гумилева отличает стремление связать социальное и природной в единый ряд развития. Эта задача осуществляется благодаря тому, что исходная для Гумилева категория этноса рассматривается им двояко - как социокультурная общность и как форма внутренней дифференциации вида “человек” разумный в зависимости от географических условий.

Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - немецкий философ, основатель феноменологии. По мнению Гуссерля, науки о природе и истории нуждаются в четком обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания.

Данилевский, Николай Яковлевич (1822–1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы.

Даосизм, философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Основные принципы первых даосских мыслителей – «естественность» (цзы жань) и «недеяние» (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем -дао: «Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется».

Две культуры - естественно-научная и гуманитарная культуры. К проблеме соотношения двух культур, к их растущему противостоянию в мире привлек внимание современников английский писатель Ч. Сноу.

Движение, способ существования материи, ее всеобщий атрибут; в самом общем виде Движение – «… это изменение вообще» (Ф. Энгельс), всякое взаимодействие материальных объектов.

Девиация - отклонение от нормы.

Дедуктивное умозаключение - умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Дедукция – мыслительная операция, выведение частного от общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному. Вывод по правилам логики, цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началами (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом - следствия из посылок. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция (лат.) - в логике - одна из форм умозаключения, обозначающая движение познания от общего к частному, от общих суждений (общих правил, законов) к частным выводам, частным утверждениям. Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам.

Дезинтеграция - распадение, расчленение целого на составные части.

Деизм -термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин «теизм», и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом.

Действительность - философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: а) целостное единство таких сфер как природа, общество и сознание; б) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; все, что в своем развитии раскрывается как необходимость, разумное, закономерное; г) совокупность всех реализованных возможностей.

Декарт Рене (латинизированное имя - Картезий) (1596-1650) - философ, математик, физик, физиолог. Декарт - один из родоначальников "новой философии" и новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. В основу философии положил сомнение во всем наличном знании. Данное сомнение является своего рода приемом для нахождения безусловно достоверного начала знаний. Этим началом Декарт считал положение "я мыслю, следовательно, я существую". В учении о познании Декарт - основоположник рационализма, сыгравшего значительную роль в развитии философского знания и науки в целом.

Дельфийский оракул (лат. orakulum, от oro - говорю, прошу) - оракул в древнегреческом городе Дельфы. В Древней Греции и Древнем мире ни одно важное дело не совершалось без совета оракула - предсказания божества, которое истолковывалось жрецами.

Демиург (от греч. demiurgos - мастер, ремесленник) - в античной философии создатель космоса. У Платона демиург сотворил мир из со-вечной ему материи, взирая на столь же вечные первообразы - идеи (эйдосы).

Демократический стиль воспитания - стиль педагогического взаимодействия, при котором между педагогом и воспитанником (обучаемым) распределяются полномочия в отношении проблем обучения, организации деятельности и т. д.

Демократия (от греч. - народовластие) - форма государственного устройства, для которой характерна власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и органов власти. Различают представительную (решения принимают выборные органы) и прямую (решения принимают все граждане) демократию.

Демокрит (ок. 460- 370 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Философия Демокрита является прототипом последовательно материалистического учения, оказавшим в дальнейшем огромное влияние на развитие европейской философии и естественнонаучной мысли. Демокрит - один из основателей атомистики. Он признавал два начала: атомы и пустоту. При этом атомы, т.е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели тел.

Деонтология, (греч.: deon (deontos) – должное + logos – слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей.

Дескрипция - описание; языковая конструкция, которая заменяет собственное или нарицательное имя предмета. Обычно передается словосочетаниями "тот, который...", "такой, что..." и др.

Деструкция - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Детерминизм - (determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций, теория, рассматривающая все явления материального и духовного мира как взаимообусловленные: одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимотношений явлений объективной реальности (генетические (причинно-следственные), статистические, пространственные, временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все эти связи выражаются через систему таких детерминистических категорий как необходимость и случайность, возможность и действительность, закономерность и т.д. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов процессе их взаимодействия. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных устремлений научного познания, явно или неявно участвующим в организации научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета; в гуманитарных науках, в т.ч. в педагогике, детерминизм ориентируется на когнитивную процедуру понимания.

Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек познает и преобразует мир.

Диалектика (в переводе с греч. - веду беседу, рассуждаю) как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития; учение о наиболее общих законах развития природы, человека и общества.

Диалектический материализм - философское мировоззрение, одна из составных частей марксистского учения, его философская основа. В диалектическом материализме первоосновой мира признается материя, а разработанная в нем диалектическая теория развития указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим.

Диалектический метод - это общие философские принципы и подходы, которые применяются и при анализе экономики. В частности, каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении, а внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.

Диалог - (в философии, педагогике) - способ субъет-субъектного познания окружающего мира.

Диахрония (греч. dia - через, сквозь и chronos - время) - понятие, противоположное синхронии и подразумевающее восприятие явлений как сменяющих друг друга во времени.

Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения.

Дидактические принципы - (principum - начало, основа, происхождение, первопричина) Принцип является инструментальным основанием той или иной деятельности. В данном случае дидактические принципы представляют собой инструментальное основание деятельности по обучению, распространяемый на все явления в области обучения. Наиболее полно изложены в педагогических трудах Я.А. Коменского (“Великая дидактика”). Эпитет “великая”, употребленный им, подчеркивал ту огромную роль, которую играет дидактика в организации разумной жизни человеческого сообщества, и тот масштаб влияния, который оказывает образование на все стороны жизни человека. Понятие дидактических принципов введено в педагогику А. Дистервегом. К дидактическим принципам относятся истинность (научность), ясность, четкость, последовательность изложения, самостоятельность, заинтересованность, наглядность и т. д.

 

 

Дидро Дени (1713-1784) - французский философ-материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик искусства, организатор и редактор "Энциклопедии". Отстаивал идеи о материалистичности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Дидро считал материю единственной субстанцией, а причину ее существования считал заключенной в ней самой.

Дизъюнкция (лат. disjunctio - разобщение, различие) - одна из логических операций, отражающая употребление союза "или" в логических высказываниях.

Дильтей Вильгельм (1833- 1911)- немецкий философ, которому принадлежит такое понятие как “науки о духе”, названные впоследствии гуманитарными науками. Творчество Дильтея остается актуальным, его значение состоит в открытии пути, на котором впоследствии разовьются социология и социальная психология. Произведения: “ Введение в науки о человеке”, “Построение мира истории в науках о духе”, “Сущность философии”. Не отрицая целиком познавательного значения естествознания, Дильтей подчеркивал, что оно имеет дело лишь с внешним опытом, в то время как науки о духе занимаются внутренним опытом, самосознанием, только в этих науках достигается понимание жизни.

Диоген Лаэртий (Лаэртский)- (нач. 3 в.) - древнегреческий писатель, автор известного труда "Жизнь, мнения и учения знаменитых философов", являющегося ценным источником биографических фактов и сведений о философских и естественнонаучных представлениях древнегреческих мыслителей.

Диоген Киник (413- 323 г. до н. э.) - греческий философ, мизантроп; испытывал презрение к богатству, жил в бочке, удалясь от людей. В ясный полдень он появился в Афинах с фонарем и объяснил: “Ищу человека»

Дионисий Ареопагит, Псевдо-Дионисий Ареопагит - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. "Ареопагический корпус" включает 4 трактата ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие") и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии, его влияние испытали Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Максим Грек. На Западе "ареопагитический корпус" стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот, Эриугена и Николай Кузанский.

Дисгармония отсутствие, нарушение гармонии, т. е. согласованности, стройности в сочетании чего-л.

Дискурс (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение) - организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации").

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Диссипативная структура - некая пространственно-временная структура, устойчивые характеристики которой определяются достаточным притоком энергии извне и способностью к диссипации (лат. - рассеяние), т.е. способностью рассеивать энергию в окружающую среду.

Дифференциация (фр.: differentiation < лат.: differentia – различие) разделение, расчленение целого на части, формы и ступени.

Добро – в широком смысле: положительная ценность вообще, благо. В этом широком значении словом «добро» обозначается как то, что имеет, с точки зрения отдельного человека или группы

Добро и Зло - категории этики и понятия морального сознания, показывающие в предельно общей форме разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и в поступках, моральных качествах, социальных явлениях. Добро и Зло проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления и выделяют добродетели и пороки. К добродетелям относятся (со времен Сократа) мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния, смирения, милосердия, сострадания, добродетели этики ненасилия; толерантность, согласие, понимание. Проявление Добра в жизни связываются с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка,

выполнения долга, отношением к человеку как к цели. К распространенным проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиации, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, греховность, порочность, корыстные ориентации. Добро и Зло следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Добра, за пределами которого она становится Злом.

Догматизм - одностороннее, закостеневшее мышление, оперирующее догмами (положениями, которые принимаются на веру за абсолютную истину). Догматическое мышление не способно к развитию, к восприятию новизны и имеет абстрактный, оторванный от реальной жизни характер.

Догматики (от греч. dogma - мнение, постановление, решение) - мыслители, которые принимают некоторые положения или принципы на веру за непререкаемую истину, несмотря на то, что эти положения могут иметь абстрактный, оторванный от реальный жизни характер.

Доктрина (от лат. doctrina) - руководящий принцип, учение, научная или философская теория.

Доминанта - очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающей поведению определенную направленность. Термин введен А.А.Ухтомским. Доминанта рассматривается как общий принцип работы головного мозга.

Доминантность - преобладающая роль структуры и (или) функции в живой системе.

Досократики - термин для обозначения ранних греческих философов 6-4 вв. до н.э. Досократики не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, о социальной сфере, а ограничивались лишь учением о природе, космосе. К числу досократиков относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит и д.р.

Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881 гг.) - русский писатель, мыслитель, публицист. В рамках собственно философской традиции Достоевский - мыслитель экзистенциального склада, в эпоху "неверия и сомнения" заново решающий "последние вопросы", развивающий своеобразную диалектику "идеи" и "живой жизни". В центре его картины мира находится человек, ощущающий непреложность своего "Я есмь" перед лицом всей Вселенной; именно с этой точки зрения Достоевский развивает критику рационалистических и позитивистских течений мысли.

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское воззрение, согласно которому в основе мира лежат два равноправных, несводимых друг к другу начала или принципа (например, материя и дух у Декарта или добро и зло в некоторых онтолого-этических концепциях). Дуализм противостоит монизму, признающему в качестве первоосновы мира одно-единственное начало (например, дух, сознание в идеализме или материю в материализме), философское направление, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами.

 

Дунс Скот (1266- 1308) - шотландский ученый и философ, опиравшийся на Платона, Августина, Аристотеля, признававший человека и творением, и творцом.

 

Душа – универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность человека, отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества.

Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма - инструментализм, или "гуманистический натурализм", в котором пересматривается классическая концепция истины как соответствия знания реальности. Согласно Дж. Дьюи, истинность идеи должна измеряться её эффективным воздействием на практику, а сами идеи суть инструменты решения жизненных проблем.

Дюркгейм, Эмиль (Durkheim, Émile) (1858–1917), французский социолог, один из первых представителей функционализма

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Единство логического и исторического - это принцип исследования, состоящий в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.

Жизненно-практическое мировоззрение - взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям. "Жизненная философия" может проявлять себя по-разному - от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления просвещенного здравого смысла, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.

Жизнь – в общем плане – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных. Живые системы способны к упорядочению, к созданию порядка из хаоса, а также к эволюции с возникновением новых системно-структурных качеств.

Заблуждение – знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение имеет своим источником ограниченность, неразвитость чувственно-предметной и теоретической деятельности. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающее в результате абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон.

Закон – существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями, которая характеризуется как объективная, существенная, необходимая.

 

Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости) один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

 

Закон качественных изменений (закон перехода количественных изменений в качественные) в один из основных законов диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Закон объясняет как, каким образом происходит движение и развитие.

 

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза) один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Закон противоречия - один из основных законов логики, запрещающий противоречие в суждениях. Известен с глубокой древности. У Аристотеля имеет следующий вид: "Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле". В современной формулировке закон или принцип противоречия гласит: "Невозможно, чтобы одно и то же высказывание было одновременно истинным и ложным".

Закономерность -объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений

Западники (западничество) - представители одного из направлений русской общественной и философской мысли XIX в. Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы. Западники отвергали идеи славянофильства, а также существование какой-то особой, национальной или, пользуясь терминологией славянофилов, "народной науки".

Заратустра (иран., греч. - Зороастр) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Время жизни предположительно относится к первой половине 6 в. до н.э. Заратустре принадлежит составление "Гат", древнейшей части "Авесты" - священной книги зороастризма.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и морали.

Зенон (490-430 до н.э.) - древнегреческий философ, один из представителей элейской школы. Известен своими логическими парадоксами, поставившими в отрицательной форме важные вопросы о природе движения. Парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что 1) логически невозможно мыслить множественность вещей, 2) допущение движения приводит к противоречию.

Зенон (ок. 335 – ок. 262 до н.э.), Зенон из Кития -древнегреческий философ, основатель стоицизма. Родился в городе Китий (Китион) на Кипре, ок. 320 до н.э. явился в Афины, где изучал философию вначале под руководством киника Кратета, а затем занимался у представителя мегарской школы Стильпона и академика Полемона. Около 300 до н.э. Зенон основал в Афинах собственную школу, которая получила название стоической из-за того, что занятия происходили в т.н. расписной стое, стены которой были украшены батальными сценами.

Зеньковский Василий Васильевич (1881 - 1961 гг.) - русский философ, богослов и религиозный деятель, историк русской философской мысли. Зеньковский - один из немногих русский мыслителей, которые в ХХ в. разработали целостную философско-педагогическую систему. Она представлена в таких его сочинениях, как "Социальное воспитание, его задачи и пути", "Психология детства", "Русская педагогика ХХ века".

Зиммель Георг (1858-1918 гг.) - немецкий философ, социолог, представитель философии жизни. Все области бытия, по Зиммелю, охватываются иррациональным понятием жизни, которая объявляется основой бытия и сознания, единственной реальностью, данной в "непосредственном переживании". Естественные науки, с точки зрения Зиммеля, исследуют лишь явления, они не могут охватить все многообразие жизненных форм, а также постигнуть мир в целом

Знание - отражение в сознании человека свойств вещей, предметов явлений действительности, переработанные в категориях человеческого опыта. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.

Знание как деятельность - особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношение к миру. В структуре процесса познания, результатом которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

Золотое правило поведения (по Эриксону) – люди, включенные в процесс межличностного взаимодействия, должны руководствоваться его императивным правилом: “Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе”. Традиционная формула гласила” Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе”. Содержательно Золотое правило поведения адекватно категорическому императиву Канта и генетически восходят к моральным максимам классической античной литературы.

Зооморфизм - наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Например, в Древнем Египте бог света и солнца изображался в виде сокола, а древнегреческая мифическая Химера представляла собой существо с тремя головами: льва, козы и змеи.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание (психическое, духовное начало) первично, а материя или природа вторична, производна и зависима от духовного начала. Различают объективный и субъективный идеализм. С точки зрения объективного идеализма, первоосновой мира, подлинным бытием является сверхиндивидуальное духовное начало (идея, мировой разум, Бог и т.д.). Субъективный идеализм считает, что реально существует только сознание субъекта и весь мир определяется его деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.