Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. В. Пелымская , Н. Д. Шматко 7 страница




Обратная афферентация - процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности.

Обскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - крайне враждебное отношение к просвещению и науке.

Общественное сознание – не простая совокупность индивидуальных сознаний, а целостное образование, обладающее внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое, обыденное сознание, идеология, общественная психология) и формы сознания (политическое, правовое, этическое, эстетическое, научное, религиозное, философское).

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общие суждения - это суждения, в которых что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

Общий адаптационный синдром ОАС (мед)- совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Этот термин предложен в 1936 году Г.Селье. В развитии ОАС выделяется три стадии: I - стадия тревоги; II - стадия сопротивляемости (резистентности); III- стадию истощения.

Объект и субъект (лат. subjectum - подлежащее и objectum - предмет) - философские категории. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта

Объективация - опредмечивание, превращение в предмет (объект).

Объективировать - превращать в предмет; переносить из субъективной реальности в интерсубъективную, в объективно-реальный мир.

Объективная реальность в философии материализма категория сопоставимая по своему значению с категорией материя.

Объективное - независимое от сознания и чувств отдельного субъекта.

Объективный идеализм в философии истории -идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д.

Обыденно-практическое познание - информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д. Одно из теоретических направлений, получивших название “культура и личность” сформировалось” в 20-х годах в США. (Р. Бенедикт, М. Мид), которые считают, что основополагающую роль в культурной дифференциации играют вариации форм детского воспитания.

Оккам Уильям (ок.. 1285 - 1349 гг.) - английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Оккам был главным представителем номинализма 14 в. Как политический писатель Оккам выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип "евангелической бедности", предвосхитив во многом идеи Реформации. Предшественник английского эмпиризма, внесший вклад в размежевание философии и теологии, допускавший автономное развитие науки, основанной исключительно на эксперименте.

 

Олигархия (в переводе с греч. - власть немногих) - форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее знатных и богатых или экономически могущественных.

Онтогенез - развитие индивида от зародыша до взрослого состояния

Онтологический аргумент - аргумент в пользу существования бога, вытекающий из т.н. онтологического доказательства, опирающегося на представление о неразрывной связи (тождестве) бытия и мышления: если мы мыслим нечто существующим, то его существование подтверждено наличием самой мысли об этом существовании. Онтологическое доказательство имеет различные версии. Одно из них основано на понятии о совершенстве: бог есть самая совершенная реальность, которую мы можем помыслить. Если бы такая реальность существовала только в нашем сознании, а не в действительности, она не была бы столь совершенна (мы, например, могли бы помыслить нечто более совершенное). Следовательно, Бог существует не только в нашей мысли, но и в действительности.

Онтологический порядок - порядок бытия.

Онтология (греч. ontos - сущее и logos - учение, слово) - раздел философии, учение о бытии.

Описание этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание производится как путем обычного языка, так и спец. средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). Логически описание предшествует обобщению.

Опыт (от лат.испытывать) – знание, полученное наблюдением, а не разумом. Из опыта эмпиризм (Локк, Юм) выводит знание; опыту противостоит классический рационализм (Декарт), для которого чувственный опыт, хотя и необходим,, но недостаточен и не может обойтись без мысли, позволяющей нам воспринимать и управлять конкретным опытом.

 

Оригинальность мышления - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883 - 1955 гг.) - испанский философ, публицист, общественный деятель. Философские взгляды Ортега-и-Гассета складывались под влиянием неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое под влиянием философии Хайдеггера трактовал как духовный опыт непосредственного переживания, как "вслушивание" в жизнь с помощью "жизненного разума". В социологии наибольшую известность получило сочинение "Восстание масс". Ортега-и-Гассет считал основным политическим феноменом ХХ в. идейно-культурное разобщение "элиты" и "масс", а следствием этого - общую социальную дезориентацию и возникновение "массового общества".

Осмысливание - мысленное расчленение изучаемого на составные части и соединение их, выделение главного и существенного, установление причинно-следственных связей и отношений.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем в процессе взаимодействия с последними.

Отчуждение - процесс дегуманизации человеческого существования, абстрагирование человека от его творческих возможностей, что происходит либо в условиях эксплуататорского характера производства, когда труд становится средством выживания (концепция К. Маркса), либо в условиях привычно-пассивного образа жизни, не предполагающего самостоятельного, критического мышления (концепция, разрабатываемая в экзистенциальной философии). Отчуждение - обособление от человека условий и результатов его экономической деятельности, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над ним.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) - философское учение, согласно которому бог представляет собой некое безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Другими словами, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая наличие какого-либо иного сверхприродного начала.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, ряд теоретических положений, определяющих конкретное исследование; совокупность определенных подходов к решению исследовательских задач и ценностных ориентиров, принятых научных сообществом и господствующих в течение определенного времени. Понятие введено Т. Куном. Наука, по его мнению, развивается благодаря смене парадигм, которая выражается в форме научной революции. Парадигма - модель, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач; устоявшийся образец видения явлений в определенном свете. Парадигма научная - совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде. совокупность принципов, обеспечивающих основное правило, принцип постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи, основной образец мышления. Парадигма социального воспитания - педагогическая теория, ориентирующаяся на приоритет социума в воспитании человека.

Парапсихология - область психологических исследований, изучающая формы и способы приема человеком информации, не связанные с деятельностью известных органов чувств. До настоящего времени все паранормальные явления не имеют закономерного объяснения в рамках существующих научных парадигм.

Парамедицина – область, смежная с парапсихологией, включающая разнообразные, не имеющие объяснения методы лечения: наложением рук, мысленным внушением (без применения речи и без непосредственного контакта, иногда на большом расстоянии).

Парипатетизм (от греч. – прогуливаться) – философия Аристотеля и его учеников. Это имя было дано школе Аристотеля, который проводил беседы с учениками, прогуливаясь под портиками Лицея (перипатос)

Парламентаризм, парламентская республика -форма политической власти, при которой четко распределены функции законодательной и исполнительной власти, при привилегированном положении парламента.

Парменид (ок. 540 - 470 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, основатель элейской школы. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности, говоря о бытии (или сущем) и небытии (или не-сущем). Парменид был убежден в том, что истинное знание дает нам только разум, а на чувствах основывается лишь недостоверные и противоречивые мнения людей.

Парсонс Толкотт (1902-1979) – американский социолог. Развивал социологию действия, определяющую действие тем смыслом или резонансом, которое индивидуальное действие находит внутри некоторой группы, т.е. не существует действие «без группы».

Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

Пассионарная личность - термин философии Л.Н. Гумилева - русского историка-этнографа, философа. Согласно Гумилеву, в основе любого деяния, оставляющего следы в истории, лежит страстное стремление человека к достижению своего идеала. Это стремление к идеалу наперекор всему, даже во вред себе, он назвал "пассионарностью".

Патернализм - установка на отцовскую опеку, заботу старшего над младшими, подопечными.

 

Патология (от греч.: patos – страдание, болезнь и …логия ) мед - область теоретической и клинической медицины, изучающая патологические процессы (общая П.) и отдельные заболевания (частная П.); включает патологическую анатомию, патологическую физиологию и т. д. П. называют также любое отклонение от нормы.

 

Патримониальный - (от лат. patrimonia) - наследственный, родовой.

 

Патристика (от греч.: pater, лат.: pater – отец), ряд теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв. в христианской традиции известных как Отцы Церкви. Совокупность философско-теологических учений, разработанных христианскими мыслителями (отцами церкви) во 2-8 вв., главной целью которых были разъяснение (истолкование) и защита христианских догматов. В отличие от схоластов (9-14 вв.) с их стремлением к рациональному обоснованию христианского вероучения, отцы церкви в толковании Священного писания и в постижении Бога опирались на сверхразумное созерцание и мистическое откровение. Периоды развития: II – III вв. – полемически фрагментарное философствование апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген); IV – V вв. – систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе – Августин Аврелий (Августин Блаженный); VI в. – начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающийся в трудах Иоанна Дамаскина.

Паттерн - "узор", структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов и т.п.

Пацифизм - антивоенное движение, известное с XIX в., представители которого осуждают любые формы войны.

 

Персонализм теистическое направление современной философии, считающей, что весь мир есть совокупность духовных личностей, управляемых “высшей божественной силой”. Персонализм признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.

 

Перцепция – восприятие, представления. В психологии – восприятие. Лейбниц употреблял понятие перцепция для обозначения бессознательного, смутного впечатления в противоположность ясному осознанию- апперцепции, которая опирается на предшествующее знание.

Пико делла Мирандола (1463-1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Пико делла Мирандола стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религиозные и философские школы лишь различными способами выражают одну и ту же истину. Другая центральная идея Пико делла Мирандолы - особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до высшего; в сочетании со свободой выбора это дает человеку космическую незакрепленность, творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу.

Пифагор (ок. 580 - ок. 500 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, математик, ученый. Основатель одного из влиятельнейших античных философских течений - пифагореизма. В основе мира полагал число. Активно развивал учение о переселении душ и, в целом, бессмертии души.

Пифагорейцы - последователи древнегреческого философа Пифагора (ок. 580 - ок. 500 гг. до н.э.). Пифагорейская школа, получившая особое влияние в 4 в. до н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Пифагорейцы учили, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, родоначальник одного из главных направлений в античной философии - объективного идеализма. Автор свыше 30 философских диалогов. Развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые назвал "видами", или "идеями" и которые отождествил с бытием.

Платоновская Академия - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!". В 529 г. указом императора Юстиниана были закрыты все языческие философские школы в Афинах.

Плотин (ок. 205-ок.270) – философ – неоплатоник. Плотиновское учение перенимает у Платона идеализм. Его теории души, разума, единства раскрывают концепцию умственной активности. Плотиновская доктрина «единого» включает теорию оснований познания, не признанную классическим рационализмом, но идея интуитивного постижения божественного Абсолюта оказала влияние на отцов церкви, а впоследствии – на рефлективную философию.

 

Плутократия (греч.: plutokratia, от plutos – богатсво и kratos – власть), форма государственного устройства, при которой политическая власть формально и фактически принадлежит богатейшим слоям общества.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания позитивные, т.е. положительные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность чисто умозрительных исследований.

Познавательно-оценочная (гносеологическая) функция правосознания - функция, которая связана с изучением и познанием права, его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализом его основных принципов и институтов, а также с оценкой собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценкой всех других социальных институтов с точки зрения их взаимоотношения с правом.

Познание постижение закономерностей объективного мира, высшая форма отражения действительности. Существуют различные уровни познания (чувственное, эмпирическое, теоретическое) и его различные формы.

 

Политеизм (греч.: poly – много и theos – бог), многобожие, вера во многих богов, характерна для древних обществ.

 

Понимание - постижение и истолкование (интерпретацией) чувств, мыслей и стремлений человека. В процедурах понимания выражается диалогическая природа социального познания.

Понятие - одна из форм отображения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Образование понятия, переход к нему от чувственных форм отображения - сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение.

Поппер Карл (1902-1994) - английский философ и социолог. В качестве одной из основных задач философии выдвинул проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, согласно К. Попперу, является принцип фальсификации - принципиальная опровержимость любой научной теории.

 

Постмодернизм – обозначение специфики мировоззренческих установок новейшей культуры, связанной с поливариантным восприятием мира

 

Постпозитивизм – термин, обозначающий ряд философских концепций, возникших в середине 20 век в процессе критики неопозитивизма. Нередко отождествляется с аналитической философией.

Почвенники, почвенничество течение русской обществ. мысли 1860-х гг., родственного славянофилам (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов). В журналах «Время» и «Эпоха» они проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.

 

Православие - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную церкви. В 324 г. император Римской империи Константин издал эдикт, согласно которому христианство стало общегосударственной религией в империи. Но в 395 г. Римская империя распалась на Западную Римскую империю со столицей в г. Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в г. Константинополь. В 476 г. Западная Римская империя под ударами варваров пала, а Византийская империя оставалась стабильным государством еще долгое время (395 - 1453 гг.). Далее развитие обществ в западной и восточной части некогда единой империи пошло разными путями. Особенности развития обществ отразились на догматической и культовой стороне христианства. Христианская церковь на Востоке существовала в условиях сильного, стабильного государства, и для Церкви был характерен догматический и культовый консерватизм и традиционализм, т.е. христианские догматы и обряды оставались неизменными. Суть православия - верность изначальному христианству.

 

Прагматизм - (в воспитании) научение решать жизненные проблемы с целью добиться благополучия в рамках существующих социальных норм и стандартов поведения.

Прагматизм (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное философское учение, возникшее в 70-х гг. 19 в. в США и получившее наибольшее распространение в первой половине 20 в. В центре философии прагматизма находится так называемый "принцип прагматизма", определяющий значимость знания его практическими последствиями.

Праксиология – раздел философии, предметом изучения которого являются исходные основы, природа и сущность человеческой деятельности,, ее активно-преобразующий характер, виды и формы общественной практики, направленность, цель и смысл человеческой деятельности.

Практика - деятельность людей, обеспечивающая развитие общества.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Представление воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий, образ предмета или явления.

 

Президентская республика - республиканская форма правления, где преимущество власти сосредотачивается в руках выборного главы государства – президента, в отличие от парламентской республики

Пригожин Илья (р. 1917) - бельгийский физик и физикохимик, один из создателей теории синергетики. Известен работами в области термодинамики. Лауреат Нобелевской премии (1977).

Прикладные науки – науки, в которых исследования и открытия имеют прямую ориентации на практику, науки, обеспечивающие разработку новых технологий, то есть алгоритмов действия для получения желаемого продукта

Принцип 1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы (напр., принципы науки); 2) Убеждение, взгляд на вещи

Принцип материальности мира - это принцип диалектико-материалистической философии, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, и отражается в нем и определяет его содержание.

Принцип познаваемости мира - это принцип диалектико-материалистической философии, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика.

Принцип развития - это принцип диалектико-материалистической философии, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

Припоминание (анамнезис) -термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающий в здешнем мире виденное ей в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи – образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий.

Причинность - связь между одним явлением или состоянием (причиной) и порождаемым им другим явлением или состоянием (следствием). С точки зрения закона причинности, у любого события в мире есть свое основание или своя причина, и каждое явление представляет собой звено в непрерывной цепи причин и следствий.

Проблема - вопрос или комплекс вопросов, вытекающих из обнаруженного противоречия. К проблемным вопросам относятся те, которые имеют существенный практический или теоретический интерес; сложный теоретический или практический вопрос, содержащий себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении.

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение) - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

Прогресс – применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс – понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции

Производительные силы - совокупность средств производства (совокупность предметов и орудий труда) и людей, приводящих их в движение. Главной производительной силой общества являются производители материальных благ – трудящиеся; сами люди и средства производства (предметы и орудия труда, а также наука). Понятие, выработанное в рамках марксистско-ленинской философии. С точки зрения, марксизма-ленинизма, в обществе действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, т.е. производственные отношения зависят от материальных условий своего существования.

Производственные отношения - это отношения, в которые вступают люди в процессе своей материально-практической и материально-духовной деятельности. Понятие, выработанное в рамках марксистско-ленинской философии. Другими словами, под производственными отношениями имеется в виду совокупность связей, возникающих между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления различных материальных и духовных благ.

Просвещенный абсолютизм - политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления - Россия, Дания, Пруссия - и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые, с одной стороны, укрепляли положение дворянства в обществе, с другой, -способствовали дальнейшему развитию буржуазных отношений. Мария Терезия и Иосиф II (Австрия), Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Россия) пытались использовать во внутренней политике идеи западноевропейских просветителей. Реформами "сверху", преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков и привилегий они пытались укрепить свою власть, но в то же время доказать, что их дела направлены на осуществление планов "просветителей", на создание "союза философов и государей"; они подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так, прусский король Фридрих II поддерживал связь с Вольтером, Екатерина II состояла в переписке с Вольтером и Дидро.

Прокопович Феофан (1681-1736) - русский государственный и церковный деятель, глава “Ученой дружины” при Петре I, идеолог росвещенного абсолитизма. Автор сногочисленных трудов социально-политических и богословско-философских трактатов. Его труды объективно способствовали отделению отечественной философии от теологии, оказали влияние на М.В. Ломоносова и русских просветителей 18 века.

Пространство­ -философская категория, отражающаявсеобщую форму существования материи, представляющая собой сосуществование материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем). Пространство неразрывно связано со временем и постоянно взаимодействует с ним, обладает количественными и качественными характеристиками, а также бесконечностью. Универсальные характеристики П. – протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Протагор (ок. 480-410 до н.э.) - древнегреческий философ, виднейший софист. Сочинение Протагора "Истина" начиналось словами: "Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Под человеком здесь понимается индивид и тем самым провозглашается относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев.

Процесс мышления с физиологической точки зрения представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Психика (греч.: psychikos – душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности; результат специфического взаимодействия живых систем с окружающей средой, особая форма отражения субъектом реальности бытия и мира на уровне эмоций, непосредственная предпосылка сознания.

 

Психоанализ метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. XIX – нач. XX вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преим. сексуальных) и травматических переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). Психологическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх Я» (область социальных норм и установок).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.