КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различия житейской и научной психологии 58
Отличия человеческих орудий от вспомогательных средств, используемых животными, и их значение для психологического развития человека. 59 Особенности теоретического и эмпирического исследования в психологии. 57 Эмпирическое знание вырабатывается при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретическое знание возникает на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы. Сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны ли эти предметы между собой. Путем же анализа отыскивается такое реальное и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы, это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. Эмпирическое знание, в основе которого лежит наблюдение, отражает лишь внешние свойства предметов и поэтому полностью опирается на наглядные представления. Теоретическое знание, возникшее на основе преобразования предметов, отражает их внутренние отношения и связи. Необходимым средством фиксации эмпирического знания является слово-термин. Теоретическое знание первым делом выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами искусственного и естественного языка. вспомогательные средства животных имеют ряд функциональных особенностей: 1) не заготавливаются впрок; 2) не имеют постоянного рабочего назначения; 3) их функция не закреплена в их форме; 4) не связаны с системой общественного производства; 5) поведение животных определяет характер применения орудий. Использование материального орудия-средства существенно меняет строение деятельности путем выделения отношений а) между предметом, на который направлено действие (целью), иорудийным средством; б) между орудийным средством и субъектом. замена в антропогенезе ручных операций орудийными ведет к формированию и развитию собственно человеческого мышления. Замещение словами (языковыми средствами) в совместных формах человеческой деятельности предметов и явлений, а также способов их преобразования с помощью орудий лежит в основе формирования и развития надситуативного символического мышления и лингвистических составляющих человеческого сознания.
Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т.е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии - различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию рисунков и т.д. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу. В житейской психологии возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания. Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния через эти понятия.
В понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения.которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватным им.Ленин рассматривал отражение как свойство, которое на определенной ступени развития, а именно на уровне высокоорганизованной живой материи, приобретает форму ощущения, восприятия, а у человека - также и форму теоретической мысли, понятия. ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации. Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Отражение есть результат взаимодействия объектов. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение. Связь образа с отражаемым не есть связь двух объектов (систем, множеств), стоящих во взаимно-одинаковом отношении друг к другу, - их отношение воспроизводит поляризованность всякого жизненного процесса, на одном полюсе которого стоит активный ("пристрастный") субъект, на другом - "равнодушный" к субъекту объект. 51. Отражение как процесс и как "продукт" деятельности субъекта. 61 Отражение как процесс является результатом взаимодействия субъектов. Он происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира, и это взаимодействие имеет своим результатом отражение. Индивид осуществляет предметную деятельность, реализует какие-то связи, и результатом этой деятельности является психическое отражение. Восприятие, ощущение, представление, память, мышление и другие психические явления – это процессы психического отражения, разных уровней и разных форм. Например, ощущение – это результат (процесс) психического отражения определенных свойств объекта при их воздействии на соответствующие рецепторные системы субъекта. Восприятие – это результат (процесс) целостного психического отражения объекта при его актуальном взаимодействии с субъектом и т.д.
52. Отражение как психологическая категория. "Активные" и "пассивные" (страдательные) аспекты отражения. 62 Категория отражения – одна из важнейших психологических категория, общих и фундаментальных понятий психологической науки. Отражение – психическое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и отношения объектов в процессе осуществления жизнедеятельности. В современной психологии общепризнано положение о том, что отражение – активный процесс, он не является пассивным копированием мира. Психические явления и процессы, то, что мы называем психикой, психическими отражениями, —активные, как по происхождению (потому, что никакое психическое отражение, никакие психические явления и процессы не могут возникнуть и развиваться иначе, как в жизненных, всегда активных процессах, в процессах жизни субъекта. Эти психические явления существуют только в процессах жизни.), так и по функции (оно выполняет свою особую роль в тех самых порождающих его жизненных процессах: «опосредствует» жизненные процессы) 53. Отражение как "разрешение" противоречия между внутренними детерминантами развития субъекта и внешними условиями его существования. 54. Понятие «норма развития» в психологии. 65 Понятие «нормы развития» однозначно определить очень сложно. В современной психологии развития понятие нормы является одним из ключевых. Определяя понятие «нормы психического развития», следует помнить, что речь идет не чем-то раз и навсегда сложившемся, а об очень индивидуальном и непрерывно изменяющимся процессе. С одной стороны, нормальным считается тот, кто не болен, и чьи показатели развития более или менее совпадают со среднестатистическими, но тут, опять же, все очень индивидуально. Следует отделять нарушения здоровья ребенка от нарушений развития психики. Так, здоровый с медицинской точки зрения ребенок может отставать в развитии речи, моторики и пр., а ребенок с тяжелым хроническим заболеванием, может развиваться в психическом плане без отклонений.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |