Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская драма в литературе 1940 – 1950-х годов: исследование онтологии тоталитарного государства в сказке Е. Шварца «Дракон» и в «Железной мистерии» Д. Андреева 2 страница




Главная проблема драматургии Булгакова 1920-х годов – судьба интеллигенции и традиционных культурных ценностей в постреволюционную эпоху, что находит отражение в пьесах «Дни Турбины» и «Бег». В 1930-е годы драматург обращается к новому герою – человеку универсального сознания, который сам формирует мировоззренческую и духовную позицию в эпохе, определяет для себя смыслы и ценности, опирающиеся на общечеловеческий опыт. Главный герой Булгакова в 1930-е годы – творческая личность («Последние дни», «Мольер», «Дон Кихот»). Драматург исследует трагическую участь творца в истории, обнажает неразрешимые противоречия художника как земного человека и как гения – выразителя божественного духа.

Важной тенденцией развития драматургии 1920-1930-х годов становится появление эстетики и поэтики абсурда. Театр абсурда связан с группой Обэриу (объединение реального искусства) конца 1920-1930-х годов, в их творчестве выражено новое мироощущение, они вступили в полемику с социальной драмой, отразив реальное бытие как абсурдное. С другой стороны, опираясь на философские открытия конца Х1Х – начала ХХ века, обэриуты выразили новые представления о пространстве и времени, обнажили эпистемологический кризис современной эпохи. В творчестве Д. Хармса и А. Введенского абсурдистская метафизика противостоит, с одной стороны, позитивизму социальной мифологии, с другой – модернистским мифам (например, в поэтических драмах М. Цветаевой «Конец Казановы», «Ариадна»). Абсурд в их творчестве выступает как мировоззрение, как эстетическая стратегия и как поэтика.

Поэтика абсурда обретает в драме второй половины 1920-х – 1930-е годы и в литературе в целом более широкое распространение. В рамках поэтики и эстетики абсурда правомерно рассматривать пьесы А. Платонова, наиболее известные среди которых написаны на рубеже 1930-х годов: «Шарманка», «14 красных избушек». Поэтика алогизма развивается в реалистической комедии Н. Эрдмана «Самоубийца».

Важное место в литературном процессе занимает психологическая драма второй половины 1930-х годов. Пьесы «Таня» А. Арбузова, «Машенька» А. Афиногенова, «Обыкновенный человек» Л. Леонова противостоят социальной драме как идеологической форме времени; они выдвигают на первый план обыкновенного человека, раскрывающегося в частных коллизиях, возвращают литературу к чеховскому театру внутреннего действия.

Драматургия 1920 – 1950-х годов обнаруживает сходство в мотивах и темах: наиболее актуальными становятся мотивы страха, власти слова над реальностью, трагического одиночества человека в истории.

Условная драма Е. Шварца «Дракон» и Д. Андреева «Железная мистерия» уходят в область символических форм отражения жизни, в которых проглядывает историческая реальность с ее болевыми проблемами; язык философской драмы (сказки у Шварца, мистерии у Андреева) и становится единственно возможным способом в 1930-1950-е годы разговора о современности. Сквозь сказочные архетипы «Голого короля», «Тени», «Дракона» просвечивает историческая реальность ХХ века. Игра и эксперимент сближают Е. Шварца с театром абсурда конца 1920-х годов (группа «Обэриу»), с которыми он был хорошо знаком.

В условной драме исследуется феномен тоталитарного государства как форма общественного устройства в ХХ веке; в разных жанровых разновидностях драмы ставятся общие проблемы: власти и тотального подавления человеческой личности, проблема компромиссного существования и границ сопротивления «дракону», путей обретения духовной свободы и форм нравственного противостояния злу. Условная драма, развивающаяся в рамках модернистской картины мира, предлагает иную антропологическую модель – не ограничивается эмпирическим изображением человека, рассматривает его и как существо метафизическое («Железная мистерия» Д. Андреева).

 

Основная литература

Абсурд и вокруг: сборник статей / Отв. ред. О. Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

Акимов Н. Не только о театре. Л.,М., 1966.

Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2-х т. Т.2. Театральные премьеры и дискуссии. М.: Искусство, 1977.

 

Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М.А. Булгакова). Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1989.

Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978.

Бражников И. Смысл и чистота абсурда // Современная драматургия. 1994. № 2.

М. А. Булгаков – драматург ихудожествен, культура его времени. М., 1988.

 

Василинина И. Театр Арбузова. М.: Наука, 1993.

Виролайнен М.Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003.

 

Головчинер В.Е. Эпический театр Е. Шварца. Томск, 1992.

Головчинер В.Е. «Черти родят болото…», или Проблема интерпретации пьес Эрдмана // Проблемы поэтики и истории русской литературы Х1Х – ХХ веков: международный сборник научных статей памяти проф. В.П. Скобелева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005.

Голубков С.А. Мир сатирического произведения: учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1991.

Гудкова В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920х – 1930х годов. М.: Новое лит. обозрение, 2008.

Гуськов Н. «От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов». СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003.

 

 

Дашевская О.А. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины ХХ века. Томск, 2006.

Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995.

 

История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2006.

 

Киселев Н.Н. Жанровое своеобразие пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца» // Проблемы литературных жанров: материалы У1 научной межвузовской конференции 7 – 9 декабря 1988. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990.

Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002.

Кнабе Г.С. Гротескный эпилог классической драмы: Античность в Ленинграде 1920-х годов. М., 1996.

Кнабе Г.С. Семиотика культуры: конспект учебного курса. М.: РГГУ, 2005.

Корниенко О.О. Мифический модус социалистически ориентированной литературы 30-х годов ХХ века // Питання лiтературознавства. Науковий збiрник. Выпуск 72. Чернiвцi: «Рута», 2006.

 

Лейдерман Н.Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1.: Новые художественные стратегии. Екатеринбург, 2005.

 

Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худ. лит-ра, 1988.

Мейлах М. Вступительная статья и примечания // Введенский А.И. Полное собр. произведений. В 2-х тт. М.: «Гилея», 1993. Т. 1,2.

Меньшикова Е. Всполохи карнавала: гротескное сознание как феномен советской культуры. СПб., 2006.

Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков: ХНУ, 2005.

 

Пави П. Словарь театра. М., 1991.

Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М.: Наука, 1993.

 

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999.

Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып.10. Поэтика драмы в литературе ХХ века. /Ред. Т.Л. Рыбальченко. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009.

Русская литература первой половины ХХ века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Минск: ТетраСистемс, 2009. /8

Рябов О.В. Русская философия женственности. Иваново: Изд. центр «Юнона», 1999.

 

Свербилова Т.Г. Трагикомедия в советской литературе. (Генезис и тенденции развития). Киев: Наукова думка, 1990.

Силантьев А.Н., Южакова О.Н. Философский дискурс как основа интерпретации творчества обэриута А.И. Введенского // Текст и интерпретация. Новосибирск: НГПУ, 2006.

Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова. // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. Т.3. Пьесы. М.: Худ литер., 1990.

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.

 

Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988.

 

Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара: Самарский гос. университет, 2006.

Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи, воспоминания, эссе: 1914 – 1933 / Шкловский В. – М.: Сов. пис., 1990.

 

Эйхенбаум Б.М. «Как сделана «Шинель» Гоголя» // Эйхенбаум Б.М. О прозе: сб.ст. Л.: Худ. лит., 1969.

 


[1] Гудкова В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – 1930-х годов. М.: Новое лит. Обозрение, 2008. С. 17 – 18.

[2] См.: Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М.: Наука, 1993. Статьи: Вишневская И. Драматургия в идеологическом воздухе Октября; Афанасьев Н. Цензура нового типа.

[3] См.: Гудкова В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – 1930-х годов. М.: Новое лит. обозрение, 2008. Глава 8. «Некоторые особенности советского сюжета. Традиции и изменчивость».

[4] Гуськов Н. «От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов». СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. С.

[5] См.: Акимов Н. Не только о театре. Л.,М., 1966. С. 36.

[6] См. подробнее о заказе пьес о Ленине в 1937 году статью И. Вишневской «Разрешается к представлению…» (В кн. «Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М., 1993. С. 146 – 148.)

[7] Они рассматривались в рамкахтворчества драматургов. См.: Василинина И. Театр Арбузова. М.: Наука, 1993.

[8] См.: История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2006. Раздел «Драматургия 20 – 50-х годов» (С. 491 – 568).

[9] Блок А. Собр. соч. в 8 томах. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1962. Т. 6. С. 115.

[10] Блок А. Памяти Леонида Андреева // Блок А. Собр. соч. в 8 томах. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1962. Т. 6. С. 131.

[11] В этом ракурсе пьесы анализирует И. Вишневской в статье «Драматургия в идеологическом воздухе Октября» // «Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М., 1993.

[12] Пришвин М. Дневники.1930 – 1931. Кн. 7. СПб., 2006. С. 148 – 149.

[13] Виролайнен М.Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. С. 111.

[14] См. подробнее: Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. С. 114 – 117.

[15] Вишневский В. Оптимистическая трагедия // Вишневский В. Избранное. М.: «Правда», 1984. С. 172.

[16] См.: Имена // Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 664.

[17] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. С. 172.

[18] Океан безграничен, неорганизован, опасен. См.: Мифы народов Мира. В 2-х томах. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. Т.2. С. 249 – 250.

[19] См.: Категории мифов // Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 654.

[20] См.: Имена // Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 664.

[21] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. С. 172.

[22] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. С. 195 – 196.

[23] См.: Виролайнен М.Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. С. 125 – 128.

[24] Рябов О.В. Русская философия женственности. Иваново: Изд. центр «Юнона», 1999. С. 8-10.

[25] Рябов О.В. Русская философия женственности. С. 10.

[26] Глебов А. Инга // Глебов А. Избранные пьесы. М.: Сов. пис., 1961. С. 181.

[27] Глебов А. Инга. С. 184, 173.

[28] Глебов А. Инга. С. 202 – 203.

[29] См.: Инга. Я терпеть не могу плавать в штиль, когда вода гладкая и голубая, как небо. Неинтересно. Когда борешься с нею, налетают на тебя одна за другой волны, оглушают, окатывают с головой, - вот тогда плыть удовольствие. - С. 180.

[30] Глебов А. Инга. С. 191 – 192.

[31] Глебов А. Инга. С. 195 – 197.

[32] Афиногенов А. Страх // Афиногенов А. Пьесы, статьи, выступления. М.: Искусство, 1977. С. 200.

[33] См. речь Бородина: «Скуластые киргизы прогоняют ученых, профессоров сажают в тюрьму, аспиранты лезут на кафедры, таланты гибнут от выдвиженцев…Сыновья отказываются от матерей и скрывают прошлое, дочери обвиняют отцов…Что сделалось с людьми, я спрашиваю?». - Афиногенов А. Страх. С. 195.

[34] Елена // Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 206 – 207.

[35] Афиногенов А. Страх. С. 217 – 218.

[36] Афиногенов А. Страх. С. 196 – 197.

[37] Афиногенов А. Страх. С. 196.

[38] Афиногенов А. Страх. С. 210.

[39] Пришвин М. Дневники.1930 – 1931. Кн. 7. СПб.: Русская книга, 2006. С. 148 – 149.

[40] См.: Мифологический словарь. С. 205.

[41] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна. М.: Теакинопечать, 1930. С. 63.

[42] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна. С. 12 -13.

[43] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна М.: Теакинопечать, 1930. С. 31.

[44] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна М.: Теакинопечать, 1930. С. 40.

[45] См.: Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 644.

[46] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна. С. 27.

[47] Чижевский Д.М. Сусанна Борисовна. С. 48.

[48] Они рассматривались в рамкахтворчества драматургов: Василинина И. Театр Арбузова. М.: Наука, 1993; Афанасьев Н. Я и Он. Александр Афиногенов // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М.: Наука, 1993. С. 346 – 376; Афанасьев Н. От «Унтиловска» до «Метели» и обратно. Л. Леонов // Там же. С. 427 – 460; Щеглов Г.Н. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии Л. Леонова. М.: Сов. пис., 1984.

[49] Афиногенов А. Машенька // Афиногенов А. Избранное. В 2-х томах. М.: Искусство, 1977. Т.1. С. 552.

 

[50] Афиногенов А. А. Машенька. С. 393.

[51] Леонов Л. Обыкновенный человек // Леонов Л. Собр. соч.: В 9-ти томах. М.: Худ. литература, 1961. Т. 7. С. 309.

[52] Афиногенов А. Машенька. С. 409.

[53] Афиногенов А. Машенька. С. 399.

[54] См.: Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 84.

[55] Афиногенов А. Машенька. Там же. С. 427.

[56] Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков: ХНУ, 2005. С. 97 – 98.

[57] Цит. По кн.: Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева.С.98.

[58] Лейдерман Н.Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1.: Новые художественные стратегии. Екатеринбург, 2005. С. 27.

[59] Бражников И. Смысл и чистота абсурда // Современная драматургия. 1994. № 2. С. 204.

[60] Злотникова Т.С. Абсурд. Энциклопедия культурологии. М.: РОССПЭН, 2007. Т.1. С. 21 – 23.

[61] Пави П. Словарь театра. М., 1991. С.

[62] Подробнее см.: Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара: Самарский гос. университет, 2006. С. 121 – 127.

[63] Сценическую историю пьесы в 1970-1980-е годы в Англии, Германии, Франции см. подробнее: Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара: Самарский гос. университет, 2006. С. 120-121.

[64] Абсурд и вокруг: сборник статей / Отв. ред. О. Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 9.

 

[65] Анекдот – короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица; небольшой шуточный рассказ с неожиданной концовкой. См.: КЛЭ. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1962. С. 233 – 234.

[66] См. подробнее: Гуськов Н. «От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов». СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. С.

[67] Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара: Самарский гос. университет, 2006. С. 164 – 165.

[68] Интеллигенция – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом. См.: Философский энциклопедический словарь. М.: «Сов. энциклопед., 1983. С. 210.

[69] Эрдман Н. Самоубийца // Современная драматургия. 1987. № 2. С. 208. Далее текст пьесы цитируется по этому изданию с указанием страниц в квадратных скобках.

[70] Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. С. 148 – 149.

[71] Эйхенбаум Б.М. «Как сделана «Шинель» Гоголя» // Эйхенбаум Б.М. О прозе: сб.ст. Л.: Худ. лит., 1969. С. 312.

[72] См. подробнее: Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. С. 183.

[73] См. Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи, воспоминания, эссе: 1914 – 1933. М.: Сов. пис., 1990. С. 416 - 417.

[74] Абсурд и вокруг: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 17 – 18.

[75] Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худ. лит-ра, 1988. С. 79.

[76] Идея «дьявольской сделки» высказана в критике. См., например: Головчинер В.Е. «Черти родят болото…», или Проблема интерпретации пьес Эрдмана // Проблемы поэтики и истории русской литературы Х1Х – ХХ веков: международный сборник научных статей памяти проф. В.П. Скобелева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. С. 258 – 271.

[77] Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худ. лит-ра, 1988. С. 240 – 241.

[78] Манн Ю. Поэтика Гоголя. С. 196 – 200.

[79] Манн Ю. Поэтика Гоголя. С. 176 – 177.

[80] Манн Ю. Поэтика Гоголя. С. 200 – 201.

[81] Абсурд и вокруг: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7.

[82] Абсурд и вокруг. С. 9 -10.

[83] Абсурд и вокруг. С. 12 – 15.

[84] О кризисе Европы см. подробнее: Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2003.

[85] Абсурд и вокруг. С. 16.

[86] Абсурд и вокруг. С. 16 – 17.

[87] Абсурд и вокруг: Сб. ст. С. 21.

[88] Абсурд и вокруг. С. 28 – 33. Абсурд и вокруг. С..

[89] Абсурд и вокруг. С. 33.

[90] Абсурд и вокруг. С. 40 – 42.

[91] См.: Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995; Мейлах М. Вступительная статья и примечания // Введенский А.И. Полное собр. произведений. В 2-х тт. М.: «Гилея», 1993. Т. 1,2; Подборка статей: «К столетию Александра Введенского» // Текст и интерпретация. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 190 – 244.

[92] Силантьев А.Н., Южакова О.Н. Философский дискурс как основа интерпретации творчества обэриута А.И. Введенского // Текст и интерпретация. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 208.

[93] Жаккар Ж.-Ф.Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. С. 210 – 213.

 

[94] См.: Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе концв Х1Х – Начала ХХ века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла). Волгоград: Перемена, 2000. С. 5 – 9.

[95] В «Словаре-указателе сюжетов и мотивов русской литературы» представлена обширная подборка и аннотация святочного сюжета в русской литературе Х1Х-ХХ веков, исчисляемая сотнями названий. (См.: Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып.2, С. 100 – 184).

[96] Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе концв Х1Х – Начала ХХ века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла). Волгоград: Перемена, 2000. С. 8.

[97] Введенский А.И. Полное собр. произведений: В 2-х томах. Т. 2. М.: Гилея, 1993. С. 47. Далее цитируется по этому изданию.

[98] В статье соблюдена орфография А. Введенского. См.: Введенский А.И. Полное собр. произведений: В 2-х томах. Т. 1, 2. М.: Гилея, 1993.

[99] Сочельник – вечер накануне Рождества и Крещения (6, 18 января). После него отправлялись на ночную Рождественскую службу. В сочельник рекомендуется особо строго соблюдать пост, что подразумевает воздержание от плохих поступков. Это праздник прощения и примирения. См.: Капица Ф.С Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. М.: Флинта; Наука, 2001. С. 165 – 166.

 

[100] См.: «Смерть, по Введенскому, – это единственно реальное событие, прерывающее время и вместе с ним – постижение мира в категориях обусловленного временем сознания» (с. 33). Мейлах М. «Что такое есть потец»? // Введенский А.И. Полное собр. произведений. Т.2. М.: Гилея, 1993. С. 8, 33 и др.

[101] Введенский А.И. Полное собр. произведений. Т.2. С. 166.

[102] Бражников И. Смысл и чистота абсурда // Современная драматургия. 1994. № 2. С. 200 – 202.

[103] Бражников И. Смысл и чистота абсурда. С. 200 – 202.

[104] См. подробнее: Мейлах М. «Что такое есть потец»? // Введенский А.И. Полное собр. произведений. Т.2. С. 12 – 15.

 

[105]Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып.2, С. 104.

[106] См. подробнее: Мейлах М. «Что такое есть потец»? // Введенский А.И. Полное собр. произведений. Т.2. С. 8.

 

[107] Мейлах М. «Что такое есть потец»? // Введенский А.И. Полное собр. произведений. Т.2. С. 15.

 

[108] Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып.2, С. 172 – 173.

[109] Корниенко О.О. Мифический модус социалистически ориентированной литературы 30-х годов ХХ века // Питання лiтературознавства. Науковий збiрник. Выпуск 72. Чернiвцi: «Рута», 2006. С. 162 – 165.

 

 

[110] Русская литература первой половины ХХ века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Минск: ТетраСистемс, 2009. С. 5.

[111] См.: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989.

[112] См.: Григорай И.В. Концепция личности в драматургии М. Булгакова 1930-х годов // Творчество М.Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции (16 – 21 сентября 1991 года). Самара, 1991. С. 65 – 67.

 

[113] Булгаков М. Дьяволиада. Фантастические произведения. Душанбе, 1989. С. 248 – 249.

[114] Булгаков М. Дьяволиада. Фантастические произведения. С. 248.

[115] Булгаков М. Дьяволиада. Фантастические произведения. С. 245.

[116] Мифы народов мира. М., 1983. Т. 2. С. 309 – 310.

 

[117] Булгаков М. Дьяволиада. Фантастические произведения. С. 291 – 292.

[118] Мифы народов мира. М., 1983. Т. 1. С. 42.

[119] Мифы народов мира. М., 1983. Т. 2. С. 469.

[120] Булгаков М. Дьяволиада. Фантастические произведения. С. 282.

[121] Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М.А. Булгакова). Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1989. С. 54.

[122] Ю.В. Бабичева отмечает жанровое многообразие тетра Булгакова, а его основным жанром считает трагикомедию. См.: Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М.А. Булгакова). Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1989.

[123] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). // Булгаков А. Пьесы. М.: Сов. пис., 1987. С. 259.

 

[124] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). // Булгаков А. Пьесы. М.: Сов. пис., 1987. С. 255.

[125] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 257.

 

[126] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 273.

 

[127] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 276.

[128] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 276.

[129] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 287.

[130] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 267.

[131] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 264.

[132] Булгаков А. Последние дни (Пушкин). С. 285.

[133] Битков: «Помереть-то он помер, а вон видишь, ночью, буря, столпотворение, а мы по пятьдесят верст… Вот тебе и помер…Я и то опасаюсь: зароем мы его, а будет ли толк…Опять, может, спокойствия не настанет…» [ С. 287 – 288].

[134] Поплавская И.А. Мотив покоя в раннем творчестве В.А. Жуковского // Вестник ТГУ. Томск, 1999. Т. № 268. С. 34.

 

[135] История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 516.

[136] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 106.

[137] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. М.: Сов. Россия, 1988. С. 15.

[138] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 12 – 13.

[139] Андреев Д. Роза Мира. М.: Мир Урании, 1999. С. 7.

 

 

[140] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 12 – 13.

[141] В связи с пьесой Е. Шварца эта проблема затрагивалась в работе В.Е. Головчинер. См.: Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во Томского гос. педагогич. ун-та, 2007. С. 208 – 220.

 

[142] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 64.

[143] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 71.

[144] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 66

[145] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 11.

[146] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 112.

[147] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 50.

[148] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 74.

 

[149] Андреев Д. Роза Мира. М.: Мир Урании, 1999. С. 593.

[150] Андреев Д. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1993. С. 197.

 

[151] Шварц Е.Л., Устинов Л.Е. Дракон. Единственный берег. С. 72.

[152] См. подробнее: Дашевская О.А. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины ХХ века. Томск, 2006. С. 298 – 302.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.