Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дионис, сверхчеловек и соборность в мировоззрении А.Н.Скрябина




Отечественная художественная ситуация, возникшая под знаком «русского культурного ренессанса» (Н. Бердяев), насыщена динамикой переходного типа культуры. «Скачкообразность, неравномерность движения выявились здесь с полной определенностью... Пересечение старого и нового, соединение разных столетий, нескольких этапов определили ту «многоукладность» русского искусства, которая в предреволюционное десятилетие достигла высшей точки» – пишет Д. Сарабьянов656. Одной из тенденций стилистически полифоничной эпохи стал новый ренессанс античности.

Античная традиция, после Пушкина пребывающая в длительном забвении, проявилась в русской культуре с середины 1890 годов, со времени выступления старших символистов. Стимулом эллинистической тенденции был культ красоты, совершенной формы, принятый в символистской среде; фоном для античного бума – мифологизирующий модус эпохи, стремление «погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ мира»657. Под эгидой античности познавательные и креативные тенденции культуры смыкались: Л. Бакст писал, что новое классическое искусство подразумевает скорее не эллинистические сюжеты, а «эллинистический культ Человека, культ прекрасной формы»658. Представители стиля модерн в живописи, символисты, музыканты-неоклассицисты увлеченно строили собственные художественные концепции на основе индивидуально преломленных

656 Сарабьянов Д. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и
Запад) // Советское искусствознание. Вып. 1. М., 1981. С. 80.

657 Аверинцев С. Символ //Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. С. 827.

658 Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. №2. С. 69.


идей раннего трактата чрезвычайно модного в это время в России Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Оригинальные варианты «русского дионисийства» возникли в начале XX века в творчестве таких представителей Серебряного века, как Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин, А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб. Мы рассмотрим идейно-художественную эволюцию А.Н. Скрябина в свете постановки и художественного решения ницшеанских образов на почве музыкального символизма.

Символистские аспекты творчества Скрябина отмечались уже его современниками-поэтами: свидетельство этому – статьи Вяч. Иванова и высказывания Бальмонта, Белого и др. Среди музыковедов Скрябина решительно причислил к символистам Л. Сабанеев. Система философских взглядов композитора сложилась к этапному в истории русского символизма 1904 году; круг его философских источников – от немецких романтиков (Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше) до восточных религиозных учений и «Тайной доктрины» Е. Блаватской – был показателен именно для символистской среды.

Философско-эстетические взгляды А.Н. Скрябина далеки от системности изложения: они рассредоточены в творческих записях композитора, его эпистолярном наследии и авторских текстах произведений. Поскольку записные книжки композитора, часто писавшего карандашом, находятся в плохом состоянии, основным источником информации о творческих взглядах Скрябина является сборник «Русские пропилеи»659. В нем М.О. Гершензон с разрешения вдовы композитора Т.Ф. Шлёцер подготовил к печати и опубликовал скрябинский архив – дневниковые записи, текст «Поэмы экстаза» и два варианта текста «Предварительного действа» – последнего концептуального замысла композитора.

659 Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Под ред. М.О. Гершензона. М., 1919.


Философский облик А.Н. Скрябина определяет сочетание солипсизма и универсализма: мир воспринимался им результатом его творчества, его свободной воли. Его профессиональная библиотека была очень невелика: по свидетельству философа Б.Ф. Шлёцера, в 1902-1903 годах она состояла из «Введения в философию» Паульсена, тома диалогов Платона в переводе Вл. Соловьева, «Учения о Логосе» кн. С. Трубецкого, «Истории философии» Фулье, «Фауста» Гёте и «Так говорил Заратустра» Ницше. К этим изданиям позднее присоединились несколько новинок по истории новой философии и логике, отчеты философских конгрессов (в 1904 году он принимал участие во втором международном философском конгрессе в Женеве) и сочинения теософов – Е. Блаватской и А. Безант660. Шлёцер сообщает о том, что Скрябин вырабатывал философскую технику скорее в устном общении со сведущими собеседниками, среди которых были С.Н. Трубецкой и Г. Плеханов, чем в корпении над профессиональными текстами. Это, в сочетании с убежденностью в мессианской телеологии своего искусства и непрерывной духовной активностью, объясняет частую смену философских позиций: титанически-богоборческие идеи накладываются на социалистические, «гений» Т. Карлейля и «герой» Ф. Ницше объединяются с панэстетичной эсхатологией.

Скрябина и Ницше сближает немало творческих параллелей. В отношении обоих художников-мыслителей можно говорить о жизнетворчестве и особом отношении к своей творческой миссии. Абсолютно созвучна в понимании немецкого философа и русского композитора идея противопоставления гения и «слишком человеческой» толпы. Скрябин называл материально «приземленный» мир terre a terre, а гениально одаренных людей – фокусом, в котором проявляются «наивысшие достижения мирового духа»661. История, по Скрябину и

660 Шлёцер Б.Ф. А. Скрябин. Монография о личности и творчестве. Т. I. Берлин, 1923. С. 27.

661 Русские пропилеи. С. 139-140.


Ницше, есть история гениев. Спасением мира и человечества для обоих было искусство, творчество, прежде всего – собственное; наслаждение им сопряжено с болью; в поздних произведениях творческая деятельность создает образ кружащегося в радостной пляске мира.

«Когда звезда моя пожаром разгорится/ И землю свет волшебный обоймет,/ Тогда в сердцах людей огонь мой отразится,/ И мир свое призванье обретет» – гласит фрагмент либретто задуманной в первые годы XX века оперы Скрябина, главный герой которой – художник-теург, «юный неизвестный философ – музыкант – поэт», желающий соединиться с освобожденным человечеством в «солнце радости»662. В более позднем, «мистериальном» творчестве композитора, первый этап «Мистерии», названный автором «Предварительным действом», рассматривал историю Вселенной вплоть до последнего слияния с Единым, до финала как Конца Мира. Скрябинские идеи антиромантически жизнеутверждающи, потому что они сочетаются с темой Экстаза, завершающего эволюцию Духа (сравним светоносное торжество духа в произведениях Скрябина и трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С.В. Рахманинова). Идея экстаза, снимающего все противоречия и контрасты, соединяется в сознании Скрябина с танцем, символизирующим отмену запретов и ограничений. В общесимволистском контексте космический танец Скрябина («Предварительное действо») обозначает предстоящее преодоление роковой разобщенности индивидов и выход в сферу коллективного сознания. Интересно, что отечественный экспериментальный балет 1920 годов активно обращался к музыке Скрябина, усматривая в ней преодоление иллюзорной по отношению к реальному миру позиции классического искусства. Сложная музыка Скрябина, сочетающая напряженность динамики и изысканность ритмо- гармонической

662 Указ. соч. С. 129,125.


характеристики с четкостью формы воспринимается хореографами-новаторами как путь к выявлению новых динамических возможностей тела, преодолении в волевом порыве тела как материала своего искусств 663.

Подобно Р. Вагнеру и В. Соловьеву, Скрябин проповедует панэстетизм и верит, что искусство и жизнь сольются друг с другом. В гармонии и единстве, по Скрябину, заключаются счастье и радость; в единении людей, слиянии их в единый дух и тело жизнь достигает высшего расцвета. Как писал его друг и биограф Л. Сабанеев, Скрябин стремится «к выхождению из сферы искусства, к поглощению Вселенной своим творчеством, к личному осуществлению апокалиптического чаяния Последнего Свершения»664. Б.Ф. Шлёцер дополняет эту мысль: «В сущности, Скрябин ценил жизнь выше искусства; в последнем он видел лишь средство обогащения, углубления, утончения жизни, а позднее – мистическую силу»665.

В записях Скрябина и его письмах не встречается прямого упоминания об Аполлоне и Дионисе с проекцией на творческие планы. Но это не удивительно в отношении этого композитора: по словам Б.Ф. Шлёцера, даже когда он пользовался чужими формулами и положениями, он «вкладывал в них свой собственный, особый смысл, искажая их, таким образом, до полной неузнаваемости»666. Так, например, он подчеркивал космогоническую трактовку образа Прометея, важного для позднего периода его творчества (фортепианные поэмы, «Поэма огня»), как первоначального творческого принципа, воплощающего активную энергию Вселенной667. Однако исследователи музыкально-философского наследия Скрябина обращают внимание на «дионисиевское свершение», восходящую векторность его пламенного

663 Скрябин в танце Лукина. М., 1921. С. 1-4.

664 Сабанеев ЛЛ. Скрябин. М., 1916. С. viii.

665 Шлёцер Б.Ф. А. Скрябин. С. 67.

666 Указ. соч. С. 17.

667 Сабанеев Л.Л. Скрябин. С. 28.


творчества, на удивительное соотношение образного ряда его произведений и используемой для его реализации музыкальной техники. В.П. Бобровский определяет обитую драматургию зрелых скрябинских сочинений как движение «от высшей утонченности через активную действенность (полетность) к высшей грандиозности668. От изысканно-хрупких мелодических линий и образов элегического томления в духе Шопена в зрелом и позднем творчестве Скрябин приходит к идее вселенского мистического Эроса, Экстаза, к идее магического смысла искусства. Искусство смыкается с религией, делается заклинанием хаоса и способом раскрытия истины669. Контраст образов хрупкой изысканности и волевого самоутверждения (сочетание титанизма творческих устремлений с тонкостью физической организации позволило Л. Сабанееву сравнить Скрябина с Прометеем-Эльфом)670, растворение их в грандиозной кульминации – признаки стиля достигшего художественной зрелости Скрябина. Искусство Скрябина телеологично: все его произведения переживались композитором как этапы приближения к единой цели671, что объясняет их формулу – от томления через полет и пляску к экстазу и преображению. Но чем безмернее становятся художественные проекты, размыкающие даже сами границы искусства, тем более жестко выверенной и формульной становится музыкальная техника, новаторство которой позволяет причислить творчество Скрябина к «Авангарду I». Категориальная дихотомия аполлонического-дионисического приложима к произведениям Скрябина на формально-содержательном уровне. Б.Ф. Шлёцер характеризует тенденцию Скрябина к формулам и схемам как спасение от буйных творческих сил. «Рационализм был личиной... иррациональной его сущности; она, эта личина, была проявлением бессознательного, но мудрого

668 Бобровский В.П. О драматургии скрябинских сочинений // Статьи. Исследования. М., 1990. С. 151.

669 Сабанеев ЛЛ. Скрябин. С. 8.

670 Указ. соч. С. viii.

671 Шлёцер Б.Ф. А. Скрябин. С. 64.


самоограничения его творческого духа, по существу безграничного, исступленного»672. Схемы композитора иногда имели даже графический вид: ими он пытался наглядно изобразить свои мистические прозрения. Так, например, в записях Скрябина есть рисунок прогреваемого им храма как графической модели соборной Мистерии человечества.

Испытав много различных философско-эстетических влияний и творчески их переработав в русле своей основной креативной идеи, Скрябин от ницшеанского дионисизма пришел к своеобразно трансформированной идее соборного действия, где все искусства объединяются для пересоздания мира. Летом 1914 года датируются следующие слова композитора: «Я раньше думал, когда был вроде ницшеанца, таким сверхчеловеком, что я один все сделаю, что это моя личность все свершит. Но ведь моя личность отражена в миллионах иных личностей, как солнце в брызгах воды... Их надо соединить, эти брызги, надо собрать личность воедино – в этом и задача, в этом и назначение искусства. Получится единая соборная личность. Сколько времени для этого потребуется, трудно сказать»673.

Идею сверхчеловека Скрябин заимствовал прежде всего из трактата Ницше «Так говорил Заратустра». Интерес к тексту подтверждают многочисленные карандашные пометки на полях. Скрябин также ценил картину московского художника Н. Шперлинга «Заратуштра» («Восточный мудрец»), которая находилась в его кабинете рядом с рабочим столом и повлияла на создание Девятой сонаты – «черной мессы», по определению автора. Скрябин соглашался с друзьями, что этот мудрец с раскосыми глазами и цветком лотоса («Черный») – «нехороший», «бедовый», «но все-таки очень любил этого Черного»674. Заратустра, как и Прометей, для Скрябина были олицетворением великой воли, пробуждающей жизнь.

672 Указ. соч. С. 7-8.

673 Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003. С. 334-335.

674 Сабанеев Л.Л. Указ. соч. С. 66.


Б. Л. Пастернак, вспоминая летние месяцы 1903 года, проведенные на соседней со Скрябиным даче в Оболенском, и споры композитора с отцом, объясняет звучавшие тогда скрябинские проповеди сверхчеловека «исконной русской тягой к чрезвычайности»675. Совершенно очевидно, что русская культура начала XX века воспринимала Скрябина с его философской концептуальностью и ярко выраженным идиостилем как художественно экстраординарное явление. В одной из рецензий на исполнение второй симфонии композитора в марте 1910 года прозвучала мысль о гордой, протестующей славянской душе, сбрасывающей оковы музыкальных условностей676. Революционные деятели высоко оценили музыку Скрябина прежде всего в связи с ее обращенностью к миллионам и энергетическим духовным потенциалом: например, А.В. Луначарский называл композитора музыкальным «буревестником», в котором революция обрела бы «одного из сильнейших своих глашатаев», а в его музыке видел учение об «объединенной жизни», имея в виду социалистический коллективизм677. Однако записи самого композитора свидетельствуют о духовной проекции его музыкально-философских замыслов. В архаическом финальном хоре первой симфонии он стремится к «всенародности»678, в начале века он пишет, что «пришел спасти мир от тиранов-царей», в записях 1904 года сравнивает себя с пожаром и хаосом679. Но уже в апреле 1906 года в письме М.К. Морозовой подчеркнуто, что «политическая революция в России в ее настоящей фазе и переворот, которого я хочу, – вещи разные... Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством»680.

675 Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина. М., 1985. С. 126.

676 Указ. соч. С. 178-179.

677 А.Н. Скрябин и его музей. Под общей редакцией Д.Г. Першина. М., 1930. С. 13.

678 Сабанеев Л.Л. Скрябин. С. 10.

679 Русские пропилеи. С. 154, 138.

680 Скрябин А.Н. Письма. М., 2003. С. 422.


Формой реализации подобного замысла Скрябин избрал Мистерию как объединивший исполнителей и слушателей в едином творческом акте праздник человечества и достижение идеала счастья. Это было в духе опирающейся на античность тенденции к мифотворчеству Серебряного века. Слышание мира как «симфонии» («гармонии») побуждало поэтов к созданию «симфоний» в слове (Белый, Хлебников, Брюсов) и воспеванию грандиозных музыкальных свершений, ставших, по сути, мистериями. «Симфония мира звучит в мистерии» – пишет А. Белый681, а Маяковский придает грандиозный размах музыкальному сверхжанру будущего: в поэме «150000000» звучит дифирамбическое всенародное пение разумных существ вселенной, слетевшихся с «отдаленнейших» планет и грянувших «мира торжественный реквием». Среди композиторов только Скрябин замыслил создание глобальной музыкальной мистерии как отображения абсолютного творчества, истинной реальности музыкального в своей гармонии Бытия, Творческого Духа. Начиная с 1900 годов, большинство произведений Скрябина заканчиваются радостным утверждением себя в мире, «опьянением свободой», «освобождением в любви и в сознании единства» (определения заимствованы из предварительных набросков стихотворной «Поэмы экстаза»)682. В «Божественной поэме», «Поэме экстаза», «Прометее» и «Предварительном действе» как пропедевтике неосуществленной и в принципе неосуществимой Мистерии композитор постепенно выработал учение о всеискусстве как контрапунктировании признанных единосущими искусств. Кульминацией синестезийного пути Скрябина стали «Прометей», где цветной слух композитора реализовался в партии луча, и мистическое по содержанию и театральное по форме Предварительное Действо, к которому были созданы текст и музыка (эскизы последней не сохранились).

681 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 127.

682 Русские Пропилеи. С. 183.


Предварительное Действо могло, в отличие от Мистерии, осуществляться многократно, и в миниатюре повторяло ее замысел: история человеческих рас мыслилась как процесс разделения и погружения Духа в материю и обратного его возвращения к единству. В будущем композитор предполагал образно-пластическую организацию участников действа в специально построенном здании круглой формы и создание курсов технической и духовной подготовки исполнителей.683 О планируемом исполнении действа, уже заключающем в себе принцип соборности, пишет тесно общавшийся с композитором в «мистериальный» период Л. Сабанеев: «Активный исполнитель, облеченный магической силой действенного искусства, вызывает психические силы во всех присутствующих, и пассивные слушатели и зрители начинают коллективно творить образ искусства; и те психические токи, которые вызываются этим творчеством, складываясь с первичным импульсом, усиливают его многократно и доводят до высшей напряженности. Таким образом, устанавливается некое общее для исполнителя и слушателей психическое звучание, вызванное внутренним ассонансом и поддерживаемое взаимным воздействием. В этот момент родится соборная творческая душа»684.

Понятие соборности у Скрябина весьма специфично как по сравнению с его первоначальным обиходом в славянофильской среде, так и в развитии термина в произведениях Вл. Соловьева и С. Трубецкого. Как представляется, причина этого заключается в мистериальной трактовке категории «Я», в сочетании в ней трех основных тенденций внутреннего опыта композитора – напряженного индивидуализма, мистического универсализма и движимого Эросом историзма685.

683 Указ. соч. С. 108.

684 Сабанеев Л.Л. Скрябин. С. 41.

685 Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина // Страсть к диалектике. М., 1990. С. 256-257.


Божественно-всемирная мистерия Скрябина трехфазна: от хаотичной нерасчлененности небытия, покоя, физического мира через оформление и расчлененность лежит путь к новому Единству – Экстазу. Для характеристики первой фазы Скрябин вводит понятие Большого «Я», которое есть музыкальное по сути Бытие как абсолютная деятельность, тождественная с личной деятельностью художника: «Я есмь, и ничего вне меня. Я ничто, я все, я единое и в нем единообразное множество. Я пожар. Я хаос»686. «Малое я» Скрябина как индивидуума, подчиненного законам пространства и времени, находится на границе двух миров – физического мира (Небытия) и Музыкального Бытия, то есть содержит в себе частицу Большого «Я». Хаотичное по природе Большое «Я» – это танцующая Бездна и игра Абсолюта с собой, свобода и желание. «Я игра, я свобода, я жизнь, я мечта/ Я томленье, я чувство/ Я мир/Я безумная страсть/Я безумный полет»687.

Вторая фаза мистерии композитора – оформление Бытия, которое как процесс осознания человечеством себя в мире «есть различение. Оно есть множественность по самой своей природе. Вечное недовольство, вечное стремление, отрицание прошлого»688. Деятельность творческого духа, его порывы и борьба приводят к оформлению мира, что собирательно выражено Скрябиным в образе волн, и созданию неразрывно взаимосвязанных пространства и времени. Взаимосвязь пространственно-временного континуума является источником мысли композитора об индивидуальном сознании, «которое есть отношение к другим индивидуальным сознаниям и только и существует как отношение к ним», как «явление одного и того же духа в форме времени и пространства»689. Возникает свободная игра взаимно предполагающих друг друга «я» и «не-я» как индивидуальности и множественности, и

686 Русские Пропилеи. С. 137-138.

687 Указ. соч. С. 141.

688 Указ. соч. С. 170.

689 Указ. соч. С. 166, 173.


гениальное «Я» Бога-Мира, совмещающее в себе логическое и эротическое начала, становится центром мира и его материалом.

Третья фаза скрябинской мистерии – слияние вселенной в Экстазе – подробно освещена в его поэтических текстах «Поэмы экстаза» и набросках «Предварительного Действа». Композитора чрезвычайно заботило поэтическое соответствие текстов его музыкально-мистическим замыслам, поэтому он не раз консультировался по поводу своей поэзии с друзьями по поэтическому цеху – Вяч. Ивановым, В. Брюсовым, Балтрушайтисом. Экстаз Скрябина – это устранение всех противоположностей во вселенском «Я». В экстазе происходит слияние человека и человечества, природы и космоса, Человека-Творца и Бога; это высшая ступень свободы, творчества, радости и справедливости, это солнце и пожар, тождество смерти и воскрешения. «Универсальное сознание в состоянии деятельности является личностью, единым громадным организмом... Как личность не чувствует постоянно всю себя..., так и Бог-личность в процессе эволюции отчетливо воспринимает переживаемую им в данный момент стадию эволюции и не чувствует всех точек своего организма – вселенной. Когда он достигнет предела высоты подъема, а время это приближается, то он сообщит свое блаженство всему организму. Человек-Бог является носителем универсального сознания»690.

Творческие отклики на замыслы композитора были очень различны. Современники воспринимали их с осторожным уважением или пылким восхищением, в зависимости от принадлежности к классико-романтическому или символистскому направлению. Особый резонанс пространственно-мистические замыслы Скрябина получили в театрально-поэтических кругах. Вс. Мейерхольд, понимавший театр как «соборный», мистериальный театр на площади, считал, что

690 Русские Пропилеи. С. 188-189.


«грандиозный обряд, где сольются в единую гармонию и музыка, и танец, и опьяняющий аромат полевых цветов и трав» мог создать только Скрябин691. Несмотря на то, что «Мистерия» так и не была создана Скрябиным, Вяч. Иванов считал его великим мистагогом, вселенским композитором, выразившим «пафос... соборного слияния в единое Я всего человечества – или макрокосмизм (универсализм) музыкального сознания»692. Иванов написал ряд статей о композиторе, изданных в 1910 годы. Восхищаясь гением Скрябина, поэт характеризовал его через божественно-музыкальную греческую триаду Аполлона, Диониса и Орфея. В отличие от Ф. Ницше, Вяч. Иванов видел в оппозиции покровителя искусств и бога торжествующей природы не противоположность пластического и музыкального начал, а греческое по происхождению соотнесение противоположных родов музыки. Музыка, знаменующая высшую упорядоченность, меру, предел, связана с именем Аполлона и струнной музыкой его лиры. Иной полюс отображает творчество Диониса с оргиастическим звучанием его флейты. Противоположность двух начал «снимается» в Орфее. Скрябин представляется поэту современным Орфеем или Дионисом: «Чтобы не быть смытым волнами хаоса, он должен был сызнова искать предела в себе самом, – и Скрябин отчетливо понял эту необходимость<...>. Как художник, он вышел из трудности путем гениального самоограничения. То отношение, в котором у эллинов находилась между собой духовая музыка и струнная, первая – в качестве представительницы беспредельного, вторая – предела, то же самое отношение мы наблюдаем у Скрябина между гармонией, разоблачающей беспредельное, и мелодией, утверждающей предел»693. В другой статье читаем: «Божество, вдохновлявшее Скрябина, прежде всего

691 Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т. 1. М., 1968. С. 208.

692 Иванов Вяч. Скрябин. Речь на скрябинском концерте 25 февраля 1919 года // Памятники культуры.

Новые открытия. М. С. 115.

693 Указ. соч. С. 102.


разоблачается как Разрешитель, Расторжитель, Высвободитель – Дионис»694.

О. Мандельштам в статье «Пушкин и Скрябин» видит в композиторе следующую ступень русского эллинизма и фигуру дионисического ряда: «Огромная ценность Скрябина для России и христианства обусловлена тем, что он – безумствующий эллин. Через него Эллада породнилась с русскими раскольниками, сжигающими себя в гробах. Во всяком случае, к ним он гораздо ближе, чем к западным теософам. Его хилиазм – чисто русская жажда спасения, античного в нем – то безумие, с которым он выразил эту жажду»695.

Для В. Хлебникова Скрябин, напротив, представляет собой тип аполлонического художника. Он утверждает тождество «Скрябин – земной шар», причем еще одна его мифологема – «скрипка земного шара» – может восприниматься как вариант этого тождества в связи с фонетическим совпадением («скрб» – «скрп»), которое, по Хлебникову, является показателем глубинных смысловых связей. Возникает тройное тождество: Скрябин как вселенский музыкант – скрипка как мировой музыкальный инструмент – земной шар. Л. Гервер усматривает в этом образном ряде отклик на пифагорейское учение об Аполлоне как космической лире. Играя на ней, бог организует мир, в свою очередь тождественный лире и ему самому696.

Если дионисийское начало скрябинского творчества признается многими исследователями, то теоретическая непроработанность категории соборности в наследии композитора является основанием для жарких дискуссий. А.Ф. Лосев, говоря о творчестве Скрябина, с трудом примиряет свое восхищение художественной стороной его произведений с констатацией их антихристианского замысла, не признающего антиномию Бога и мира и утверждающего их

694 Иванов Вяч. Скрябин и дух революции // Он же. Родное и вселенское. М., 1994. С. 385.

695 Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 2. М., 1991. С. 314.

696 Гервер Л. Скрябин и античные мотивы нового мифотворчества// Гнозис. Двуязычный журнал литературы, философии и искусства. Нью-Йорк – Москва. 2006. №12. СП.


имманентность: «Скрябин – причудливая смесь языческого космизма с христианским историзмом»697. Упоминая о воспоминаниях Л. Сабанеева, которые являются основным источником сведений о последнем, «мистериальном» периоде творчества Скрябина (композитор был слишком занят своим музыкально-художественным проектом, чтобы делать связные записи, и никто не мог предугадать его скоропостижной кончины), Лосев пишет: «в самом конце своей жизни Скрябин проповедовал уже другое «Я» и даже называл свой индивидуализм соборностью. Но это, конечно, только начало нового периода в творчестве»698. Современные исследователи-музыканты (К.В. Зенкин, Т.Б. Сиднева) считают своим долгом вступить в полемику с Лосевым, несмотря на его философский статус в российской науке, по вопросу антихристианства в творчестве композитора699. Основание для полемики содержится как в гениальной музыке, так и в текстах самого А.Ф. Лосева, признающего двойственность музыки Скрябина (Л. Сабанеев в «Воспоминаниях» говорил о «неохристианском» уклоне в деятельности скрябинского кружка после его смерти)700 и порой допускавшего слишком резкие оценки.

 

ГЛАВА III. КУЛЬТ НИЦШЕ В ГЕРМАНИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.