Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии конца XIX – первой половины XX веков 2 страница




Культ гения усиливается культом мертвого и могилы. Празднования, особые церемонии в честь усопшего и его

776 Cancik H. Der Nietzsche-Kult in Weimar. S. 412.

777 Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 72.

778 Wagner N. Wagner Theater. S. 62.


героизирующее изображение конфигурировали элементы исторической личности и придавали ей крупный масштаб. Могила Вагнера, как и до конца поддерживавшего его друга и родственника Листа, находится в парке виллы «Ванфрид». Фёрстер-Ницше еще при жизни брата безуспешно пыталась получить особое разрешение на похороны брата в саду Архива. Ницше был похоронен в семейной усыпальнице в Реккене, и тело его было перевезено в Веймар позже, когда планировался проект Кеслера – ван де Вельде по увековечиванию его памяти.

Семья Вагнера, живущая на вилле «Ванфрид», возглавляла ежегодные байройтские фестивали, собирающие немецкую и международную публику. Козима и дети управляли архивом европейского значения и, согласно устному завещанию главы семьи, должны были заботиться о «торжественном исполнении произведений Рихарда Вагнера» (письменно эта воля была формализована в завещании сына, Зигфрида Вагнера)779. Семья Ницше – Элер, в первую очередь в лице Элизабет, руководила деятельностью Архива Ницше «для полного исследования Ницше в качестве опорного пункта для всех духовно-творческих, художественных и научных устремлений в духе моего брата Фридриха Ницше»780. Семья Вагнера как ядро фестивальной деятельности сосредоточила вокруг себя ряд дружественных структур, среди которых лидирует «Общество друзей Байройта». Благодаря кипучей деятельности Элизабет вскоре появилось «Общество друзей Архива Ницше», в которое входили Р. Роллан, А. Жид, А. Франс, Т. Манн, Г. 'Аннунцио, Г. Уэллс и другие (в будущем состав «Общества» поредеет после открытых контактов главы Архива с фашизмом).

В восприятии немецкой и мировой общественности Байройт воспринимается как центр монокультуры вагнеровских музыкальных драм, непрерывно функционирующий от эпохи Людвига II через две

779 Wagner N. Wagner Theater. S. 14.

780 Cancic H., Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in
Deutschland. S. 170.


мировые войны до сегодняшнего дня. «Festspielhaus» («Дом торжественных представлений»), построенный в 1876 году О. Брюквальдом по проекту Готфрида Земпера на основе пожеланий Вагнера, рассматривался отцами-основателями «как место исполнения обновленного мифа, как немецкий эквивалент греческого образца – Дельфов»781. На эмблематических изображениях начала века здание Байройтского театра эманирует свет, проявляя свое сакрально-национальное значение. Претензия на центр новой духовности, художественной религии объясняет и расположение театра – в противовес деревенской церкви посреди селения, формирующей общину, он находится на возвышенности перед лесом Танненвальдом. Избранное месторасположение, смелое архитектурное решение, конструкция зала, рассчитанного на полторы тысячи человек, в форме амфитеатра с прекрасной акустикой, и «дионисийское» превращение оркестра, скрытого от взглядов публики в оркестровой яме, в «мистическую бездну» (Вагнер), – все это создает театр нового типа, театр-мистерию для представлений возвышенно-вневременного характера782.

Для Э. Фёрстер-Ницше было очень желательно создать подобный массовый центр «артистической метафизики» брата. Огромную помощь в канонизации Ницше ей оказали представители европейского искусства, искренне стремящиеся прославить имя философа. Перед первой мировой войной у Гарри графа Кеслера и архитектора Анри ван де Вельде возник план воздвигнуть в Веймаре храм-мавзолей Ницше, описание которого содержится в письме Кеслера Г. фон Гофмансталю:

781 Wagner N. Wagner Theater. S. 11.

782 Театр был построен в духе «зрелищной режиссуры» («Bildregie»), Двухчастная сцена объединяла
глубинную сцену и авансцену с приоритетным значением последней. Мобильный блок авансцены
вплотную приближал солиста к залу и менял декорации (Погадаева С.И. Архитектура сцены и
режиссерские искания в немецкое театре середины XIX – первой трети XX века. Автореферат... канд.
иск. М. 1988. С. 11). После разрыва с Вагнером Ницше вернулся к юношескому «греческому»
пониманию идеального театра, в котором религиозно-массовое значение трагедии обусловливало
дистанцированную пространственную перспективу.


«I. Для начала мы хотим объединить в нем искусство и природу (пейзаж, вид), как это делали греки и японцы для своих героев. Мы хотим на горном склоне с видом на Веймар создать нечто вроде рощи, через которую «торжественная улица» ведет к некому храму. Перед этим храмом на террасе, откуда открывается вид на Веймар и Веймарскую долину, Майоль должен воздвигнуть фигуру юноши – аполлонический принцип.

II. Изнутри мы мыслим храм по следующему плану. Справа и слева у стен по три каменных ступени, на которые во время празднеств, представлений возлагают подушки. В центральном помещении устанавливают стулья. В алтарной части нечто вроде низкой «сцены», подобие той, на которой стоит алтарь в церкви, и на ней – герма Ницше. Пилястры разделяют стены на три части. В центре каждой – большой рельеф Клингера, а справа и слева от него большие доски с надписями (афоризмы Ницше). Итого всего шесть рельефов (по три на каждой стене) и двенадцать таблиц. Освещение через боковое окно у входной двери и через низкие боковые окна над рельефами (никакого верхнего света). Я думаю, мест в этом холле на 200 – 250 человек, и на празднествах поминовения Ницше нужно как можно меньше докладов, всякой говорильни, а время от времени музыка, пение, и прежде всего танцы (Рут сен Дени и т.п.). Поскольку рельефы внутри должны олицетворять дионисийство в мировоззрении Ницше, то музыка и танцы должны иметь соответствующее содержание. Аполлоническое начало выражается вовне: сначала в фигуре Майоля, а затем в живых фигурах. Это должно придать целому своеобразнейший и новейший характер.

III. Позади храма я предполагаю стадион, на котором могут ежегодно проходить соревнования по бегу, гимнастике, всякие соревнования, короче, телесная красота и сила, которую Ницше, как современный философ, теснейшим образом связал с духовностью. Как


уместно возведение вблизи христианской церкви больницы783, так уместно, что вместе с памятником Ницше возникает место, посвященное молодости и силе. Оно одухотворяет жизнь, как Христос – страдание»784.

Это документ может быть расценен как проект религиозного культа Ницше, вполне естественный для автора трактата «Об искусстве и религии. Искусство религиозной толпы». Ницшеанская версия германского эллинизма сочеталась в проекте с актуальным олимпийским спортивным движением и традиционно популярной идеей национального памятника. Очевидна греческо-языческая модальность культа, поскольку в нем возрождаются нехристианские традиции (культ героев), в архитектурной форме дается конкурентная альтернатива христианству (госпиталь – стадион) и учитываются современные тенденции (развитие физической культуры и интерес к философии Ницше)785. Комитет содействия проекту впечатлял рядом известных имен: Г. д'Аннунцио, М. Барре, А. Франс, А. Жид, Г. Гауптман, Г. Малер, Ш. Морра, Э. Мунк, Р. Штраус, Г. Уэллс, проф. П. Рихтер и многие другие.

Осуществлению плана памятника Ницше в Веймаре помешал ряд обстоятельств, прежде всего первая мировая война, которая педалировала националистически-патриотические настроения в Германии. Проект же Кеслера был очевидно эллинистически- космополитичным. Э. Фёрстер-Ницше медлила с активными действиями в связи с этим и внешним происхождением заявленной ницшеанской инициативы. Думается, что в задачи Элизабет входило сделать образ

783 Вспомним, что Ницше упрекал Вагнера, «склонившегося перед католичеством», что герои его
опер «постоянно в пяти шагах от госпиталя» (Нщше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 543). В наследии 1886
года встречается мысль, что добродетель «в конце концов превратит землю в лазарет» (Ницше Ф.
Полное собрание сочинений. Т. 12. С. 164).

784 Цит. по кн.: Cancik H. Der Nietzsche-Kult in Weimar. S. 414-416.

785 В «Воле к власти» афоризм №117 говорит о первенстве здоровья тела, а не души, расценивая
телесное здоровье как первоусловие здоровья душевного. Е. Колесов обнаруживает у Ницше почти
цитирование Фридриха-Людвига Янца – пропагандиста «всенародной» физической культуры как
средства возрождения немецкого духа после поражения в войне с Наполеоном (Ницше Ф. Воля к
власти. Опыт переоценки всех ценностей. С. 752).


брата не только константой социально-культурной жизни Германии, но и национальным символом-фетишем, компенсировать маргинальность жизненной ситуации философа государственной акцентабельностью его творчества. В биографии Ницше786 и многочисленных статьях она усиленно стремилась сделать Ницше респектабельным, устранив подозрения в патологии. Ницше глазами Элизабет с детства отличается крепким здоровьем, подорванным только во время войны; он пруссак-патриот, раненый в сражении за отечество; он любящий сын, брат, друг, святой человек, одинокий в связи со своей тонкой чувствительностью и непониманием публикой великих произведений, сошедший с ума в связи с сверхдозой сильного снотворного. «Аварийные ситуации» ницшевского творчества создавали немало препятствий для «хозяйки» Архива: так, например, она хотела отсрочить публикацию «Антихриста», поскольку опасалась конфликта с прусским законодательством, сурово карающем кощунство. Задача превращения Ницше в германского национального героя была достаточно сложной, так как сами его произведения не способствуют этому и содержат множество критических выпадов в адрес и немцев, и Германии как таковой. Однако Ницше был канонизирован семьей и – соответственно – контролируемым ею Архивом как символ германского духа, германской истории, Германии как державы.

Очевидно, что в Германии в конце XIX века возникла своеобразная конкуренция ницшеанского веймарского культа во главе с Э. Фёрстер-Ницше и вагнеровского баварского движения под руководством Козимы Вагнер. Подразумеваемая конкуренция, корни которой уходили очень глубоко787, была проблематична – не в смысле сопоставимости культовых имен Ницше и Вагнера, а по причине

786 Förster-Nietzsche E. Das Leben Friedrich Nietzsches, in 3 vols. Leipzig, 1895-1904.

787 В предисловии к «Человеческому, слишком человеческому», выпушенному в 1894 году, Петер
Гаст приводит реплику Вагнера, датирующуюся июнем 1878 года: «Ах, знаете ли, Ницше читают
лишь в той мере, в какой он принимает нашу сторону!» (Цит. по кн.: Свасъян К.А. Фридрих Ницше:
мученик познания // Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 17).


«проигрыша» Архива Ницше Байройту по ряду параметров. Главными из них были централизованность культа, его публицистическое оформление (Архив Ницше не располагал печатным изданием, подобным «Байройтским листкам») и личность лидера. Фрау Элизабет Фёрстер-Ницше не могла конкурировать с харизматичной Козимой, дочерью великого Ференца Листа, в первом замужестве баронессой, не могла сравниться с ее авторитетом в европейском культурном мире. Даже поклонников Ницше часто отталкивала деятельность Элизабет и провинциальная мелкобуржуазная атмосфера Архива, несоединимая с духом ницшеанства. В то же время руководительница Архива Ницше делала все для максимальной популяризации культа брата: она была членом многих авторитетных немецких организаций – общества Гёте, немецкого Шиллер-союза, общества Шекспира, общества Данте, общества Шопенгауэра, Немецкого общества против эмансипации женщин, Немецкого общества расовой гигиены (с 1913 года), Женского ферайна Красного креста, Национального единого фронта и ферайна современного музыкального искусства788.

Отношение Ницше к сестре очевидно амбивалентно, о чем свидетельствует синтез постоянного родственного общения, устоявшего даже перед неизлечимой болезнью, и чрезвычайно резких отзывов. Пассажи в опубликованных книгах и наследии весьма выразительны; в черновиках, тон которых Ницше всегда смягчал в окончательном варианте писем, Элизабет характеризуют словосочетания «наглая глупость», «бесстыжая бестактность» и «смесь идиотизма и дерзости... под соусом морализаторства»789.

Известные попытки фальсификации текстов в переписке Ницше, предпринятые Элизабет, были направлены на «высветление» общей

788 Оценку деятельности Э. Фёрстер-Ницше в германском обществе дает факт неоднократного составления запроса на обсуждение ее кандидатуры в качестве номинанта на Нобелевскую премию за биографию Ницше. На соискание премии предлагалось также выдвинуть биографию Р. Вагнера, написанную Р. Глазенаном.

789 Ницше Ф. Письма. С. 216-217.


картины их взаимоотношений790. Послевоенное ницшеанство в полной мере использовало возможность возложить на Э. Фёрстер-Ницше ответственность за «черное ницшеанство», запятнанное фашизмом. Некоторые современные исследователи (К.-Х. Хан, Н. Орбел) оценивают ее деятельность в более спокойном тоне, учитывая огромные усилия Э. Фёрстер-Ницше по сохранению разбросанных по разным квартирам Ницше в Европе материалов и преданность брату, пусть омраченную мелкобуржуазной ограниченностью и невозможностью разделить его духовно-интеллектуальный космос.

С 1908 года Архив Ницше существует как научное учреждение общественно-правового характера, исследующее творчество Ницше и консолидирующее многообразные ницшеанские импульсы. Институциональная и функциональная структура Архива включала Общество Архива Ницше, Общество друзей Архива, научный комитет по историко-критическому полному изданию трудов философа. Централизующая претензия веймарского архива по отношению к «свободным ницшеанцам», а также к базельским соперникам с большим архивом Ф. Овербека и маленьким архивом Ф. Ницше, выразилась в программе действий Фонда Архива Ницше, созданного Э. Фёрстер-Ницше 6 мая 1908 года при финансовой поддержке крупного шведского банкира Эрнеста Тиля. Задачи фонда находились в полном согласии с уже выработанной стратегией Архива: «Фонд служит исключительно научным и общеполезным целям; имеет особую задачу длительно сохранять архив Ницше и обеспечить стипендии молодым людям из

790 О фальсификации текстов неоднократно писали сотрудники Архива – П. Гаст, А. Хорнэфер, Р. Штейнер. Фёрстер-Ницше ставится в упрек также произвольная компиляция 1067 посмертных фрагментов под общим заглавием «Воля к власти» в 1906 году. Денацификация Ницше в 1950 – 1960 годы (К. Шлехта, Дж.Колли и М. Монтинари) на основании «не ницшевской» компиляции фрагментов разделила философа и его сестру. Это дало аргументы для защиты Ницше, обвиненного на основании прежде всего «Воли к власти» в теоретической идеологии фашизма.


профессионального круга юристов, офицеров, писателей, художников и ученых»791.

Архив Ницше распространял рекламные письма, в которых позиционировал себя в качестве всеобщего центра постоянно растущего ницшеанского движения, захватившего все культурные страны. Внутри страны и за границей также существовали корреспондирующие с Архивом или враждебные ему комиссии по Ницше, такие, как кампания Хайнрих Штоллверк, различные премии имени Ницше, общество Ницше в Мюнхене или базельский «Контрархив». В правление Архива как акционерного учреждения входили члены семей Ницше – Элер (председателем стал двоюродный брат Ницше и со-опекун Адальберт Элер), Гарри граф Кеслер, философ Макс Хейнце, Рауль Рихтер и врач Ганс Ваингер. Фамильная основа управления Архивом сохранилась до смерти племянника Ницше по материнской линии майора Макса Элера в 1945 году.

Архив Ницше при всей неоднозначности форм и методов его деятельности стал центрообразующей организацией ницшеанского движения, способствующей популяризации и монументализации философа792. Сюда регулярно поступали и регистрировались посвященные Ницше материалы прессы и книги из разных стран мира. Надолго или временно, но он притягивал к себе поклонников личности и творчества Ф. Ницше, в том числе из России: гостями Архива в разное время были музыкальный критик и издатель Э.К. Метнер, дипломат и переводчик Ибсена граф М.Э. Прозор, публицист, переводчик и поэт

791 Cancic H., Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in
Deutschland S. 159-160. Например, в 1919 году Архив Ницше присудил почетную премию О.
Шпенглеру за «Закат Европы» и избрал его членом президиума.

792 По словам Рихарда Элера, «этот дом, Архив Ницше, всегда был и пребудет отчизной постоянно
обновляющегося ницшеанского движения» (Oeler R. Die Zukunft die Nietzsche-Bewegung, 1938. S. 11).
Николай Орбел придерживается противоположной точки зрения на основании многообразия
неподконтрольных Архиву ницшеанских импульсов (Орбел Н. Ессе Liber. Опыт ницшеанской
апологии // Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. С. 594).


М.А. Сукенников793. Многие деятели культуры расставались с Архивом прежде всего по причине невозможности соединить собственные научные принципы с неусыпным патронажем общего дела со стороны Элизабет. Фёрстер-Ницше вела упорную борьбу за духовное наследство своего брата, но ее деятельность скорее запутывала читателей Ницше, чем открывала тайны его учения794. Период между 1889 и 1910 годами Д.М. Хоффман называет «дикими годами» борьбы за авторизованное полное издание Ницше, то есть за выполнение задачи, поставленной Архивом со дня своего основания. «Дух «хозяйки», а вместе с ней и архива, которым она дирижировала, видимо, можно описать следующим образом: целенаправленная ложь, создание легенд, автократичное поведение, выбрасывание сотрудников, не соответствовавших ее предписаниям и заманчивая дружба с теми, кого она хотела привлечь к сотрудничеству (на ее условиях)» – резюмирует X. Герлах в рецензии на монографию Хоффмана795.

Противниками Архива являлись прежде всего представители базельского «контрархива» с К.А. Бернулли, Ф. Овербеком и Я. Буркхардтом во главе, а также архивные «еретики»796. Если сотрудник архива вникал в материал и шел собственным путем, то есть готов был не всегда и не во всем следовать желаниям, интересам и даже диктату «хозяйки», регулярно происходило следующее: Фёрстер-Ницше дезавуировала его работу, подрывала его научную репутацию и увольняла. Наиболее известными ее жертвами были Фриц Кегель, Рудольф Штейнер и братья Хорнэфер. Первым пострадал Генрих Кёзелиц, он же Петер Гаст, которому позже удалось вернуть

793 Подробно об этом: Азадовский К.М. Русские в Архиве Ницше // Ф. Ницше и философия в России. СПб., 1999. С. 109-129.

794 Детально описано в книгах: Hoffman D.M. Zur Geschichte des Nietzsche-Archivs / Elisabeth Förster-
Nietzsche, Fritz Koegel, Rudolf Steiner, Gustav Naumann, Josef Hofmiller / Chronik, Studien und
Dokumente. Berlin und New York. 1991; Peters H. Zarathustra's Sister: The Case of Elisabeth and Friedrich
Nietzsche. New York, 1985.

795 Rezensionen // Nietzsche Studien, Bd. 24,1995. S. 419.

796 Скрупулезное исследование этого аспекта деятельности Архива Ницше содержится в исследовании Д.М. Хоффмана.


благоволение Э. Фёрстер-Нищпе и стать ее верным сподвижником. Музыковед доктор Август Хорнэфер (1875 – 1955) и его брат филолог Эрнст (1871 – 1954), на короткое время сотрудники Архива, затем создали «Языческое общество» и критиковали действия Архива, видя в Ницше лишь предтечу «религии будущего», а не воплощение спасителя. Однако по масштабу действий «Языческое общество» Хорнэферов, включившее антихристианскую тему Ницше в модель героического национального режима, как структура несопоставимо с Архивом797.

«Архивная» фаза изучения Ницше страдала множеством издержек с точки зрения научной достоверности. Ближайшая родственница Ницше располагала всеми текстами – рукописями, заметками, корректурами, первоизданиями с авторской редакторской правкой. Однако она сама не владела научным аппаратом для систематизации имеющихся фрагментарных данных и навязывала сотрудникам Архива задачи «сегодняшнего дня», противоречащие научной объективности. Наибольшие проблемы для исследователей поставило так называемое наследие Ницше как самая обширная и неупорядоченная часть его творчества. Наследие представляет собой 6 папок отдельных листов (фрагментов рукописей разных лет); 64 тетради в твердых обложках с заметками в афористической форме, размышлениями и набросками более крупных текстов; 46 тетрадей для заметок 1870 – 1889 годов – синтез дневника с краткими ежедневными записями, черновиков писем, хозяйственных заметок и набросков новых идей; 47 «базельских тетрадей», сосредоточивших материал для «Рождения трагедии» и «Несвоевременных размышлений». Существует также «школьные материалы», то есть наброски и статьи периода Пфорта (около 1500), «студенческие материалы», то есть филологические штудии университетского и раннего базельского

797 Параллельно с Архивом Ницше в Веймаре с 1903 года существовал автономный «Веймарский кружок», среди членов которого были Г. Гауптман и Г. фон Гофмансталь.


периода (около 200), почти 1600 писем798, личные документы – школьный аттестат, диплом доктора наук, счета, история болезни из йенской неврологической клиники. Дополняют находящийся в великолепной сохранности Архив наследственные бумаги – переписка старших родственников и теологические документы799.

К.-Х. Хан выделяет три фазы в истории публикации полного собраний сочинений Ницше, включающего запутанные материалы наследия. Периодизация основана на смене приглашенных Архивом ответственных редакторов. Первая фаза датируется 1892 годом, когда научным редактором собрания сочинений становится по праву дружбы Петер Гаст. Гаст писал под диктовку страдающего от болей Ницше еще будучи студентом базельского университета, и хорошо разбирал сложный почерк философа. Издание было приостановлено после выпуска четырех томов800 волевым вмешательством Элизабет на том основании, что тексты выпущенных книг не буквально воспроизводили первоиздание. Гаст, ссылаясь на имеющиеся у него ницшевские корректуры первоиздания, таковых не представил, в связи с чем научная достоверность его текстов стала сомнительной.

Вторая фаза издания текстов Ницше (1894 год) связана с научной редактурой Фрица Кёгеля – знакомого Элизабет филолога, защитившего историко-философскую диссертацию. В этом же году он подготовил к печати восьми томов, включая сочинения, предоставленными к изданию самим Ницше, то есть «Антихрист» и стихотворения. Кегель представил еще рукописи двух томов, вышедших из печати в 1895 и ненапечатанные сочинения, как «Философия в трагическом веке», «Об истине и лжи во внеморальном смысле», дополнения к

798 Анализируя архивный эпистолярий, К.-Х. Хан приводит следующие цифры: переписка с матерью и сестрой (854 письма); с друзьями: К. фон Герсдорфом (240), Э. Роде (104), П. Дойзеном (64); представителями вагнеровского круга: с Рихардом и Козимой Вагнер (124), М. фон Мейзенбуг (24) и т.д.

799 Hahn К.-Н. Das Nietzsche-Archiv // Nietzsche Studien. 1989. Bd. 18. S. 4-5.

800 «Так говорил Заратустра», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла» (тома 2,3,7,8 соответственно).


«Несвоевременным размышлениям», а также избранные фрагменты из блокнотов и тетрадей 1869-1876 годов, расположенные в систематическом порядке. В 1896-1897 он наконец поставил еще рукописи двух других томов «наследия», избранные афоризмы из тетрадей годов 1876-1885, которые также были напечатаны, но как тома 9 и 10 быстро изъяты из обращения. Весной 1897 Кегель покидает Архив, и срывается вторая попытка издать собрание сочинений Ницше.

Подобно Гасту, Кегель не соблюдал буквальной верности первоизданиям. Он привлекал поставляемые рукописи на Советы и пытался путем сравнения текстов выявить и устранить своеволия Гаста при изготовлении списков под диктовку Ницше, однако столь же мало, как и Гаст, считал нужным отмечать в аппарате вмешательства в текст.

Третья фаза история публикации «полного Ницше» начинается с 1899 года, когда редактором собрания сочинений вновь становится П. Гаст. Полное собрание произведений, писем, части музыкальных композиций философа было выпущено в свет к 1926 году. Несмотря на то, что главная задача, поставленная перед Архивом Ницше уже в его уставе, была выполнена, угроза потери «монополии на Ницше» в 1930 году вынудила Э. Фёрстер-Ницше начать новый издательский проект. Его краеугольным камнем стала «Воля к власти» – любимая идея Элизабет, которая глубоко и неоднозначно отразится в политике и мировоззрении Германии: нацисты использовали для теоретического фундамента своего дела идею воли к власти как «истину» позднего Ницше. Для экспертизы текстов был приглашен философ Ганс Ляйзерганг и – позже – поддерживающий фашизм Ганс Эмге801.

Преданная делу Архива Ницше, Элизабет использовала все возможности укрепить его позиции, будь то финансовая помощь или

801 Подробно история публикации «Воли к власти» Ницше изложена в: Орбел Н. Ессе Liber. Опыт ницшеанской апологии // Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. С. 571-734. Начало современного этана исследования творчества Ницше датируется 1961 годом, когда в Веймар на 10 лет переселился Маццино Монтинари с целью нового историко-критического издания Ницше. Результатом этого труда стали 19 томов собрания сочинений и три тома писем.


политическая поддержка. До самой смерти в 1935 году она собирала пожертвования на «дело Ницше» от широкого круга лиц, включающего еврейских банкиров и лидеров тоталитарных государств (Гитлера и Муссолини)802, не забывая ответно отмечать их юбилейные даты телеграммами «с самыми теплыми поздравлениями» от Архива Ницше. Она делала правителям подарки (например, Гитлеру была вручена трость Ницше) и принимала ответные. Получив от ставшего канцлером Гитлера пенсию за заслуги в популяризации философа, она способствовала аннексии фашизмом Ницше и приветствовала регулярные визиты фюрера на виллу «Зильберблик», широко освещавшиеся в прессе. Провозглашение Ницше предтечей национал-социализма заставляет вспомнить опасения философа еще в 1888 году: «меня страшит мысль, что к моему авторитету будут прибегать совершенно не те и совершенно неоправданно. Но это – беда каждого великого учителя человечества: он знает, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может стать для человечества злым гением – так же, как мог бы стать благословением»803.

Архивная политика тесных контактов с лидерами германского и итальянского фашизма приносила плоды. В 1935 году рейхсканцлер дал указание архитектору Альберту Шпееру сделать проект перестройки здания Архива с целью его монументализации. Возросшему до государственного масштаба культу Ницше стали тесны рамки оформленного Анри ван де Вельде большого салона, в котором стоит рояль и украшенный цветами бюст Ницше работы Макса Клингера. Проект расширения Архива включил постройку рядом с виллой «Зильберблик» лекционного зала памяти Ницше, крытой галереи и библиотеки и был реализован в 1937 году. Восхищенное описание

802 Денежный перевод 20 тысяч лир от Муссолини в 1923 году помог Элизабет справиться с последствиями экономического кризиса.

803 Ницше Ф. Письма. С. 222.


Рихарда Элера можно сравнить с неосуществленным проектом Гарри графа Кеслера 1914 года.

«С древних времен человечества мы знаем помещения, простирающие благодать для пробуждения и сохранения религиозных переживаний. Для усиления нерелигиозных – духовных, художественных, культурных, творческо-жизненных движений у нас нет соответственных мест. Подобное духовное место в ясно определенном направлении, родное место «Заратустры» и сущности Заратустры – зал Ницше. Его основная мысль должна развиться из плана строительства: цель всего строения – памятник Ницше и Заратустре. Его впечатляющее возвышение осенит мероприятия..., имеющие целью строительство обществ, которых желал Ницше, которые он обозначал как «союз ордена высших людей», «школа воспитателей», «трибунал культуры» и т.д. <> К возглавляемому памятником залу докладов примыкает помещение собраний, в котором под впечатлением великолепных далеких видов местности и в соединении с собраниями благодаря обмену мыслями и настроениями может создаться связь умов... К этому помещению ведет длинная крытая галерея, отделенная от памятника Ницше. Тут содержатся картины личностей, которые связаны с Ницше и его «Заратустрой», от Сократа и Платона до Шопенгауэра и Вагнера и т.д.»804.

В создании памятника «Ницше и Заратустре» как кульминации проекта потребовалась помощь итальянского дуче, которого связывали с сестрой философа дружеские отношения еще с весны 1926 года, когда Э. Фёрстер-Ницше успешно организовала премьеру драмы Муссолини «Campo di Maggio» в Национальном театре в Веймаре. В интервью с Максом Элером Муссолини вспомнил юность и книги Ницше: «Я прочел их все без исключения. Они произвели на меня глубокое

804 Cancic H., Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in Deutschland. S. 261-262.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.