Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии конца XIX – первой половины XX веков 1 страница




Официальная известность Ф. Ницше в Германии начинается с 1890 года. Жалуясь на затянувшуюся непризнанность на родине, философ писал в 1888 году в «Ессе homo»: «В Вене, в Санкт-Петербурге, в Стокгольме, в Копенгагене, в Париже, в Нью-Йорке – везде открыли

733 Ibid. S. 102.


меня: меня не открыли только в плоскомании Европы, в Германии»734. Действительно, в Австрии идеи Ницше в 1875-1878 годах инспирировали возникновение литературно-художественного кружка Энгельберта Пернерсторфера (Pernerstorfer). В Копенгагенском университете критик и историк литературы Георг Брандес (1842-1927) в 1887-1888 годах читал вызвавшие брожение умов лекции о философии Ницше («От den tueske filosof Friedrich Nietzsche»735). В России «стартом» философского ницшеведения стало последнее десятилетие XIX века736. Образованные читатели, хорошо владеющие немецким языком, читали Ницше еще до начала серьезного научного исследования идей философа в России, которым считается 1892 год (публикация очерка В. Преображенского «Фридрих Ницше: критика морали альтруизма»)737. В июле 1888 года Ницше писал: «я пользуюсь немалым авторитетом и становлюсь, исподволь, весьма читаемым автором. Быть самым независимым умом Европы – это что-то. У меня в каждом городе, даже в Балтиморе, есть кружки почитателей»738.

Единого отношения к Ф. Ницше не сложилось. Этот романтик, преодолевший свой романтизм, послужил катализатором самых непредсказуемых реакций, действовал как растворитель или овод. Уже в «Веселой науке» философ причислял себя к «великим бичам» человечества739. К 1887 году стало очевидным «подпольное» влияние Ницше; сам философ признавал, что пользуется удивительным и в общем-то загадочным авторитетом «у всех радикальных партий (социалистов, нигилистов, антисемитов, христианских ортодоксов, вагнерианцев)»740.

734 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 723.

735 «О немецком философе Фридрихе Ницше» (дат.).

736 Мотрошилова Н.В. Дискуссии о философии Ф. Ницше в России серебряного века // Фридрих
Ницше и философия в России. Сб. статей. СПб., 1999. С. 39.

737 Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы // Указ. соч. СП.

738 Ницше Ф. Письма. С. 324.

739 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 645.

740 Ницше Ф. Письма. С. 271.


Резкость и «несвоевременность» идей философа («Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом»741) делали его persona non grata в консервативных кругах. Хотя книги Ницше знали и аристократы, и образованные представители германского рабочего класса, реципиентом и транслятором его идей стала прежде всего интеллигенция. В буржуазных салонах, хранящих восходящую к XVIII веку традицию ферайнов, звучали литературно-музыкальные композиции по Ницше. Веймар, город Архива Ницше, перевезенного из Базеля, стал центром культа философа; роль верховной служительницы отвела себе фрау Фёрстер-Ницше742.

Организацией, усилиями которой Ницше вошел в фарватер германской культурной жизни, стал Архив Ницше, основанный сестрой философа Элизабет в высоко возносящейся над Веймаром вилле на холме Silberblik (Луизенштрасе (ныне – Гумбольдтштрасе), 37). До этого зимой 1891-92 годов Э. Фёрстер-Ницше организовала «ницшеанский кружок» в Берлине. Годом позже она пишет из Новой Германии в Парагвае Петеру Гасту, приглашая его посетить Берлин: его, как старого друга Ницше, «в некоем известном ницшеанском кругу будут носить на руках <...> Симпатичны Вам будут преимущественно д-р Кегель и д-р Майер»743. В ноябре 1893 года в Наумбурге был создан небольшой фамильный архив, располагавшийся в двух комнатах первого этажа в доме на Вайнгартен 18; в 1896 году архив трансформировался в крупный культурный центр в Веймаре. Возможно, на выбор резиденции семьей Ницше (точнее, Элизабет, потому что она была наиболее

741 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1.С. 727.

742 Подчеркивая значение Архива как духовного центра Германии, в общении с привлеченными к

архивной деятельности друзьями Ницше она использовала особую лексику. Например, П. Гаст в 1893

году был назван «жрецом у алтаря Ницше» и «хранителем его священного пламени» (Cancic Н.,

Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in Deutschland.

Stuttgart; Weimar, 1999. S. 253). Вспоминается, что после публикации «Заратустры» Гаст писал

Ницше: «Однажды Вас будут почитать больше, чем азиатского основателя религии, и, надеюсь, на

менее азиатский манер!» (Ницше Ф. Письма. С. 220).

743 Peters H. Zarathustra's Sister: The Case of Elisabeth and Friedrich Nietzsche. New York, 1985. 177f.


деятельным членом семьи) повлияли глубокие культурные традиции Веймара и открытие в нем в 1885 году Национального музея И.В. Гёте и Архива Гёте, в 1889 году объединенного с Архивом Шиллера. Г. Кансик видит в названии «Архив», а не более распространенное в Германии «Общество», «организаторский и культовый, антиквариатный научный аспект» и говорит о сохранении во всей истории учреждения напряженности между научными претензиями, культурно- политическими целями и религиозными потребностями744.

В крупном плане история Архива Ницше делится на два периода: с 1896 по 1908 годы и с 1908 по 1945.

До августа 1900 года вилла «Зильберблик» была не только архивом, то есть учреждением с соответствующими характеристиками, но и местом пребывания безумного философа: он жил в Веймаре три года, с весны 1897 по 25 августа 1900 года. Вилла обрела «ауру Ницше», сохранившуюся и после его смерти. «Кто бы однажды ни бродил в этих помещениях, он ощущает близость жизни этого великого человека, благосклонность его взгляда. Мы верим, что находимся рядом с ним, слышим поучения из его уст здесь, где он распрощался с нами»745 – цитирует современный исследователь издание об Архиве Ницше начала XX века.

Ранние произведения Ницше почти повторили судьбу «Мира как воли и представления» А. Шопенгауэра, то есть не имели коммерческого успеха; издатели жаловались на высокую стоимость складских помещений для непроданных экземпляров финансируемых автором произведений746. К 1885 году относится «крик души» Ницше: «Сколько

744 Cancic К, Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in
Deutschland. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 159.

745 CancicH. Der Nietzsche-Kult in Weimar// Nietzsche Studien, Bd. 16,1987. S. 412.

746 В письме Ницше Г. Кёзелицу (1887 год) есть соответствующие строки: «весь мир жалуется на то,
что «меня не понимают», и проданные 100 экземпляров весьма ощутимо дали мне понять, что меня
действительно не понимают, <> досконально пройдясь по всем заслуживающим рассмотрения
издателям, после множества чрезвычайно мучительных переговоров я уяснил себе тот суровый факт,
что ни один немецкий издатель не желает меня печатать (даже когда я не претендую ни на какой
гонорар)» (Ницше Ф. Письма. С. 279).


же стыда постоянно, со всеми моими публикациями, мне приходилось преодолевать!»747. Однако контакты философа с немецкими издательствами не ослабевали. Уже летом 1886 года Ницше писал другу Ф. Овербеку в Базель о своих издательских делах: «Фрицш, похоже, придает большое значение тому, чтобы у него в издательстве был «полный Ницше» – так же, как полный Вагнер: соседство, которое мне тоже глубоко импонирует»748. К. Г. Науманн, ставший сотрудничать с новым автором с 1886 года на первоначальных условиях тиража книг в 300 экземпляров за счет автора, с удивлением констатировал растущий спрос публики на книги Ницше, и стал благодаря этому крупным издателем: огромные тиражи конца века были немедленно раскуплены.

В 1892 году Петер Гаст, заручившись согласием семьи философа и Ф. Овербека, начал готовить издание первого полного собрания сочинений Ницше. Это совпало с выходом в свет второго – полного – издания «Заратустры» (первое издавалось в трех частях на средства автора тиражом в 40 экземпляров). В 1894 появилось второе издание «Несвоевременных размышлений», были заново напечатаны «Человеческое, слишком человеческое» и «По ту сторону добра и зла». С этого времени солидные тиражи книг Ницше в Германии вошли в традицию. Отсюда ведет свое происхождение неоднократно фигурировавший в критической литературе образ солдат вермахта, в ранцах которых «Заратустра» соседствовал с «Фаустом» И.В. Гете и Библией749. К началу военных действий 1914 года тиражом 150 тысяч экземпляров было выпущено специальное издание «Заратустры» в особо прочном переплете: его раздали солдатам, желая укрепить их боевой дух. Во время второй мировой войны история повторилась.

747 Ницше Ф. Письма. С. 236.

748 Указ. соч. С. 257.

749 В 1888 году Ницше пророчески предрекает: «моего «Заратустру» будут читать не меньше
Библии» (Указ. соч. С. 345). «Фауст» Гёте уже с момента публикации получил в Германии статус
«светской Библии».


Энергичная и абсолютно преданная брату, несмотря на духовную чуждость ему, фрау Фёрстер-Ницше полностью взяла под свой контроль деятельность Архива и успешно, в отличие от своего парагвайского предприятия, «колонизировала» «территорию Ницше». На первом этапе (до 1908 года) деятельность Архива протекала в двух направлениях: научно-литературном и организационно-коммуникативном, то есть проведении различных мероприятий и салонных встреч750. Последнее включало возможность увидеть пребывающего в безумии философа, дом, личные вещи, корреспонденцию и фотографии, книги и рукописи Ницше.

Ницше предвидел учреждение посвященных ему исследовательских центров и возникновение культа вокруг своей персоны. С юных лет он сам стремился основать кружок-союз (литературно-музыкальное объединение «Германия» в Пфорта), монастырь, орден, новую греческую Академию751. Безусловно, почитатели Архива видели в нем воплощение этих школьных идеалов Ницше. «Philosophus radicalis», как он себя именовал752, вполне осознавал свою гениальность и уже в 1884 году был вынужден оградить себя от настойчивых попыток предприимчивых родственников получить материальную выгоду от этого родства.

В 1884 году Ницше пишет в Наумбург сестре и матери: «право издавать мои произведения, а также выпускать новые тиражи могу давать только я один; и распространяется оно еще на 30 лет после моей

750 Н. Орбел справедливо отмечает незаурядные пиар-способности Э. Ницше, позволившие ей завоевать в чванливой академической среде Германии видное место для Архива как серьезного центра культуры (Орбел Н. Ессе Liber. Опыт ницшеанской апологии // Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 2005. С. 616).

751 «В чем Германия сейчас срочно нуждается, так это как раз в независимых образовательных учреждениях, которые бы на деле могли противопоставить себя <общегосударственной> дрессировке рабов государства», – писал Ницше сестре в феврале 1886 года (Ницше Ф. Письма. С. 251). Весной 1875 года философ предполагал создание «Общества несвоевременных», в которое предположительно должны были войти Ф. Овербек, Э. Роде, К. Герсдорф, Ф. Баумгартнер и Ф. Ницше (Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т. 8. С. 140).

752 Ницше Ф. Письма. С. 264.


смерти»753 (последняя фраза явно имитирует категорическое требование Р. Вагнера экслюзивных прав байройтской сцены на «Парсифаля» на этот срок). Совершенно очевидно, что родственники Ницше хорошо запомнили следующую фразу из этого письма «Вот оно – то, что при определенных обстоятельствах может сделать меня состоятельным»: при финансовой поддержке обеспеченного поклонника творчества Ницше Элизабет Фёрстер-Ницше выкупила права на издание произведений брата у матери и дяди за 30 тысяч марок, и с 1888 года, когда ею была осознана знаменитость брата, ревниво следила за его контактами754.

Враждебно настроенные по отношению к Ницше круги еще при жизни философа утверждали, что его влияние недолговечно, и все воздействия на духовно-интеллектуальную жизнь эфемерны. Противниками философа были священники и журналы теологической направленности. Католический журнал «Der Türmer» в 1910 году опубликовал довольно резкий пассаж о том, что «навоз» («Dunstmasse») Ницше обнаруживается во множестве мировоззрений, которые как грибы произрастают после его кометного появления, но ни одно из этих мировоззрений не следует учению Ницше буквально: «никто не разделяет одно и то же мнение; каждый идет своим путем... Ницше мертв, совершенно мертв не из-за врагов, а из-за своих сторонников, которые медленно, но верно хоронили его»755. Однако эти «похороны Ницше» были преждевременны и только активизировали ответные выпады ницшеанцев.

Безумие Ницше трактовалось противниками его философии как божий приговор, сторонники же усматривали в его гибели роковое признание его гениальности. Болезнь стала главным событием во

753 Указ. соч. С. 228.

754 «От мамахен я узнаю кое-что о твоей растущей славе... Я бы сама пожелала тебе другого
апостола, чем г-н Брандес: это такой пострел, который всюду поспел и от каждого куска чего-нибудь
да откусил» (письмо от 6 сентября 1888 года. В кн.: Указ. соч. С. 356).

755 Aschheim S.E. The Nietzsche legacy in Germany, 1890-1990. Berkeley, 1992.P.44.


внешне невыразительной жизни философа. Антиницшеанцы видели в безумии «разгадку» Ницше, самый простой ключ к запутанным текстам его сочинений зрелых и поздних лет. Произведения, объявленные бредом сумасшедшего, уже в силу этого не требовали доходящего до физического и душевного изнеможения разгадывания объявляемых жизненно важными ребусов. В феврале 1888 года Ницше с горечью писал о своей интеллектуальной изоляции: «В Германии, хотя мне идет уже 45-й год и я опубликовал примерно пятнадцать книг... ни разу еще не доходило хотя бы до одного хоть сколько-нибудь стоящего обсуждения хотя бы одной моей книги. Сейчас взяли на вооружение словечки «эксцентричный», «патологический», «психиатрический». Нет недостатка и в злобных и клеветнических намеках в мой адрес»756.

В 1892 году будущий социалист К. Эйснер опубликовал сразу ставшую знаменитой работу о Ницше под заглавием «Psychopatia spiritualis», явно обыгрывающим название труда Р. фон Крафт-Эбинга «Psychopatia sexualis»757. Приобретшая патологический («психопатический») характер болезнь Ницше, независимо от версий исследователей по поводу ее происхождения (врожденная или приобретенная), не только объясняла шоковое воздействие его идей как плодов больного воображения, но и позволяла однозначно истолковывать их. Доктор Г. Тюрк писал о «переволивании» унаследованной патологии Ницше в его морально-философскую систему, об искажении лучших моральных побуждений даже у высокоодаренного и интеллектуально развитого человека под воздействием извращенных ненасытных инстинктов, и фактически определял идейное наследие Ницше как духовную сублимацию этих инстинктов758. Безумие Ницше стало рассматриваться в

756 Ницше Ф. Письма. С. 300.

757 Eisner К. Psychopatia Spiritualis: Friedrich Nietzsche und die Apostel der Zukunft. Leipzig, 1892. S.9.

758 Türck H. Friedrich Nietzsche und seine Philosophie. Dresden, 1891. S. 7.


специализированных трудах (серию подобных работ открыл трактат П. Мёбиуса в 1902 году)759.

Для ницшеанцев эта попытка зачисления их кумира в ряды ординарных безумцев – «психиатрического аутодафе» над философом – была проявлением инстинкта духовного самосохранения «маленьких людей». Само безумие философа виделось ими результатом его долгой духовной борьбы с обществом, неспособным его понять. В «Предисловии Заратустры» Ницше отмечает этот разлад: «Они не понимают меня: мои речи не для этих ушей. Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья... И вот они смотрят на меня и смеются и, смеясь, они еще ненавидят меня. Лед в смехе их»760. В февральском письме 1890 года Овербеку Г. Кёзелиц, свидетель безумия Ницше, высказал мнение, что философ желал наступившего безумия как выхода из жизненной ситуации, что «он рад, что все так закончилось!»761. О безумии как решении Ницше пишет Н. Орбел: со-шествие-с-ума мыслителя трактуется им как подвиг и жертва, событие иного порядка, чем добровольная смерть во имя своих убеждений антигероев «Сумерек идолов» и «Антихриста» – Сократа и Христа762.

Основанное на романтических антиномиях, первенство среди которых принадлежит Аполлону и Дионису, мировосприятие Ницше в безумии разрешило противоположности в единой цельности, разрушив последние связи с обществом формально схожих, но духовно чуждых людей и освободив его дух для прозрения иной реальности. По словам Августа Хорнэфера, безумие положило конец тревожной борьбе ранних лет Ницше и высветило его ослепительный внутренний мир, проявив

759 Moebius P. J. Über das Pathologische bei Nietzsche. Wiesbaden, 1902. Т. Манн видел в работе
Мёбиуса «правду врача».

760 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 12.

761 Ницше Ф. Письма. С. 388.

762 Орбел Н. Ессе Liber. Опыт ницшеанской апологии // Воля к власти: опыт переоценки всех
ценностей. М., 2005. С. 589.


величие и магию его личности763. Безумие Ницше не сразу прервало его творческую деятельность, что сделало его еще более притягательным феноменом как для обывателей, так и для представителей культуры. Встретив больного философа, Рудольф Штейнер воскликнул, что ему открылась реальность духовной сферы. «Внутренним восприятием я увидел душу Ницше, которая парила над его головой, бесконечно прекрасная в своем духовном свете, окруженная духовными мирами, к которым так стремилась»764. Нагнетая интерес со стороны читающей публики, Ницше словно присылал «из могилы» свои новые произведения: последнюю часть «Заратустры» (1892), «Антихриста» и «Ницше contra Вагнер» (1895), «Ессе Homo» (1908) и, наконец, ненаписанную, но опубликованную «Волю к власти» (1901 – в версии А. и Э. Хорнэферов из 483 афоризмов, 1906 – в редакции Э. Фёрстер-Ницше и П. Гаста из 1067 афоризмов).

Печальный исход жизни Ницше не создал прецедента ни в мире в целом, ни в Германии в частности: философу выпал удел любимых им Р. Шумана и Ф. Гёльдерлина. Но только безумие Ницше вызвало широкий общественный резонанс во многом потому, что оно выглядело как закономерное завершение последовательной борьбы философа с интеллектуально-научной традицией, материализованным воплощением его иррациональной философии. «Откуда нам знать, – вопрошала А. Дункан в 1917 году, — не является ли кажущееся нам безумием трансцендентальной истиной?»765. В немецком искусстве начала XX века идея освобождения от земной реальности через безумие стала очень созвучной экспрессионистам. Лидеры французского постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж. Батай), создатели безличного типа философствования «без субъекта», видят в безумии распад субъекта как центра системы представлений и превращения последнего в медиум по отношению к

763 Aschheim S.E. Op. cit. P. 27.

764 Wilson С. Rudolf Steiner, The Man and His Vision: An Introduction to the Life and Ideas of the Founder
of Anthroposophy. Wellingborough, 1985. P. 87-88.

765 Duncan I. Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1983. P. 121.


безличным категориям. В статье, посвященной безумию Ницше, ницшеанец Ж. Батай на примере высказывания У. Блейка «Если бы иные не сошли с ума, то ими были бы мы», утверждает, что гармоническое устройство человеческого общества требует включения в него безумцев: «Ницше сошел с ума – в нашем понимании, – уменьшив таким образом общую возможность, и те, кто прежде лишались разума, не сделали это столь великолепно»766.

Основавшие Архив Ницше семейства Ницше и Элер общими усилиями создали культ гения и героя. Как торжественный ритуал праздновались даты рождения и смерти философа (с 1903 года), велся календарь памятных дней, проводилась пропаганда его идей. Формы деятельности Архива отличались многообразием. К научной работе относилась систематизация наследия Ницше, ответы на многочисленные вопросы его поклонников, определение Ницше-стипендиатов. К общественной – проведение мероприятий, часто сопровождавшихся культурной программой767; «курсы повышения квалификации по Ницше»768, практика индивидуальных и групповых экскурсий по вилле Зильберблик. Поводом для мероприятий веймарской буржуазии становились дни рождения известных лиц, слушание стихов членов Архива и музыки Ницше и других авторов769.

Программа утренних праздников, посвященных дню рождения Ницше, составлялась по принципу чередования музыки и текстов философа. Празднования продумывались как тематические мероприятия. Программа «Час памяти Ницше» октября 1943, например,

766 Aschheim S.E. Ibid.

767 В этом оказывали помощь дружественные организации: например, с Архивом тесно сотрудничала
веймарская «Община чтецов Заратустры».

768 Г. Кансик приводит пример посещения сотрудниками Архива в 1922 году Высшей народной
школы в Тюрингии по просьбе руководства школы, которое ввело в программу обучения «курс» по
«Заратустре» (Cancic И., Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche imd seine
Antike in Deutschland. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 161).

769 Традиция устраивать церемонии на собственный день рождения, которую ввела Э. Фёрстер-
Ницше на основании близкого родства «Заратустре», вызвала появление карикатур в либеральных
журналах.


стоит под темой «Дружба». Для праздника в 1942 году отобраны стихотворения и философские тексты 1880 годов – афоризм 283 из «Веселой науки», прославление веселья из предисловия к «Сумеркам идолов», «Семь печатей. Или: пение о Да и Аминь» из третьей части «Заратустры». Выбор композиторов, произведения которых образно готовят слушателей к восприятию слова философа, также показывает, что устроители ориентировались на позднего Ницше, что позволяло четко отделить культ Ницше от вагнеровского. От музыки ученика философа П. Гаста через ноктюрн Шопена (напоминание о ницшевской легенде об аристократическом польском происхождении) и каприччио Брамса как антагониста Вагнера программа подводит слушателей к сопоставлению экстатического фрагмента «Заратустры» с духовными инструментальными композициями И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Доказывая тезис о религиозном аспекте деятельности Архива, Г. Кансик анализирует программу праздника Ницше в Архиве в 1942 году и формулирует следующие выводы:

Существует традиция проведения праздника в доме смерти на день рождения, по воскресеньям. Ритуал ограничен встречей, речитацией и профессиональным исполнением музыки: отсутствуют общее пение, выход к могиле или памятнику, выступления с речами и совместная трапеза. Выбранные из Ницше тексты выстроены в духе тематического единства: они славят опасную жизнь, возвращение, вечность и Диониса. Их религиозная энергия выведена из христианских форм, мотивов, слов; особенно явствен семикратный повтор в разделе «Семь печатей». «Праздник Диониса» и античная призывная песнь проясняют антихристианскую тематику и преподносят учение Ницше как современную языческую религию. Элитарное мировоззрение Ницше, основанное на идее борьбы за качественный рост человечества, предоставляет возможность новой смысловой трактовки проблем сегодняшнего дня. Война, победа, боль и гибель показываются как


необходимая часть космического и морального порядка; идея вечного возвращения воплощена в образах Диониса, Заратустры, Ницше770.

Поскольку в конце XIX века, когда развернулась деятельность Э. Фёрстер-Ницше, в Германии уже существовал яркий пример национального художественного культа, имеющего религиозный аспект, на первом этапе развития Архив Ницше усиленно имитировал его характеристики и формировал свои реалии по принципу «зеркального отражения» байройтского предприятия.

В центре Байройта находится вилла «Ванфрид», подаренная Рихарду Вагнеру влюбленным в его творчество баварским королем Людвигом П. После смерти композитора в этом здании в стиле классицизма жила его вдова с детьми, затем – внуки и правнуки Вагнера (внуки Вагнера, Виланд и Вольфганг, держали бразды правления в байройтском театре всю первую половину XX века). Здание Архива Ницше – вилла «Зильберблик» в центре Веймара – появилось благодаря поддержке швейцарской меценатки Меты фон Салис, поклоннице творчества Ницше. Она предоставила виллу в качестве архива и жилого помещения, а затем продала Адальберту Элеру, а он – Э. Фёрстер-Ницше771.

Усилиями Козимы Вагнер с 1883 года до тридцатых годов XX века время в «Ванфриде» было приостановлено: на своих местах остались мебель, фотографии, книги и произведения искусства, только смертное ложе Вагнера было перевезено из Венеции. Правнучка композитора Нике Вагнер описывает этот период так: «Ванфрид становится «живым» музеем. Визитеры со всего мира устремляются в «холл» со Стенвеем и бюстами Рихарда и Козимы работы скульптора Густава Китца и в «зал» с европейской библиотекой и Ленбахом на стенах. Многим Козима дает краткую аудиенцию в своем «лиловом»

770 Cancic H., Cancik-Lindemaier H. Philolog und Kultfigur: Friedrich Nietzsche und seine Antike in
Deutschland. S. 251-260.

771 Ibid. S. 159.


салоне»772. В Архиве Ницше не было возможности создать подобную роскошь, но зато посетители, допущенные Э. Фёрстер-Ницше, могли увидеть самого пребывающего в безумии философа. Один из присутствовавших на праздновании последнего дня рождения Ницше вспоминает: «длинная доска... верхним концом упирается в эстраду. Фиолетовая занавесь отделяет эту эстраду от помещения, в котором состоялось празднество, к окончанию которого... занавеси раздвигаются, и в кресле виден больной, одетый в подобие тоги»773.

Ницше стал культовой фигурой не только благодаря почитанию самых ранних приверженцев, но и путем самостилизации своей жизни. Превращение личности Ф. Ницше в предмет почитания произошло без сознательного участия философа, но предпосылки для мистификации и героизации были заложены самим Ницше в часто сменяемом карнавале масок Диониса, Заратустры, Антихриста, сверхчеловека. Первоначально связав свою эллинистическую культурную агитацию с идеалами вагнерианства, философ придал ей самостоятельность, усиливая профессионально-научные и философские претензии. Современники приветствовали философа или вступали в полемику с ним с учетом миссионерского тона его произведений. Эрвин Роде воспринимал в Ницше «Мистагога» и «брата по Дионису»774. Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф, с 1872 года отказавшийся от общения с «метафизиком и апостолом», в своих воспоминаниях с удовлетворением констатировал, что Ницше «сделал то, к чему я его призывал: отказался от ученой карьеры и науки и стал пророком некой иррелигиозной религии и нефилософской философии»775. Подготовленное уже в ранних произведениях философа «Евангелие от Заратустры» позволило воспринимать Ницше реальной ипостасью восточного пророка и изображать полуобнаженным с орлом и змеей, обвившей его голову.

772 Wagner N. Wagner Theater. Frankfurt a/M. u. Leipzig, 1998. S. 254.

773 Cancik H. Der Nietzsche-Kult in Weimar// Nietzsche Studien, Bd. 16, 1987. S. 413.

774 Ibid. S. 410.

775 Willamowitz-Moellendorf U. v. Erinnerungen. Berlin, 1928, 128 ff.


Письма и безумные туринские открытки отсылались «Ницше цезарем», «Дионисом», «Распятым»; «Закон против христианства» подписан «Антихристом». Подобные самоидентификации философа позволили толковать его безумие как «священную болезнь». Деятели Архива, друзья Ницше считали «предметом лицезрения и поклонения» прежде всего его судьбу, а не учение, и ощущали себя в веймарской обители философа «на святой земле»776. Ницше, в свое время прославивший Вагнера как германского «оракула искусства»777, стал восприниматься оракулом жизни.

Культы Вагнера и Ницше имеют знаковое оформление. Члены «Общества друзей Байройта» носили в качестве опознавательного знака значок с маленьким золотым кольцом на реверсе – традиция, сохранившаяся и поныне. Прославленные оперы Вагнера стали «застывшей иконой китча, эмблемой, формулой, культурным штампом»778: наряду с маленькими гипсовыми бюстами Мастера на ярмарках немецких и австрийских городов продавали изображения Лоэнгрина и ноты его арий на тарелках и чашках. Общество друзей Архива Ницше вело рекламную работу в том же ключе: публикации трудов, от дорогих до популярных в карманном формате, охватывали весь рынок; было налажено производство почтовых открыток с изображением виллы «Зильберблик», самого Ницше с его знаменитыми усами, а также предметов декоративно-прикладного искусства с устойчивой символикой (Аполлон, Дионис, орел, змея и т.д.). Благодаря сотрудничеству с представителями стиля модерн, в частности, Анри ван де Вельде, семейное предприятие Элер – Ницше выпускало даже спички в коробках, украшенным стилизованным «Н».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.