Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опасные «издержки» хозяйственной реформы




Вероятность возникновения технологических катастроф в ближайшее время может существенно увеличиться в связи с переводом нашей экономики на рыночные начала, а предприятий – на хозрасчет.

Во-первых, может сложиться такая ситуация, когда тяжелая промышленность, транспорт и некоторые другие отрасли экономики, характеризующиеся низкой скоростью оборачиваемости фондов, невысокой рентабельностью и даже убыточностью, лишатся материальных, людских, финансовых ресурсов, которые будут прежде всего устремляться в сферы экономики с высокой прибыльностью (скажем, торговлю). Тяжелая промышленность, транспорт и другие капиталоемкие отрасли, будучи одновременно и наиболее энергонасыщенными отраслями, рискуют оказаться бесхозными или полубесхозными, а это значит, что с каждым годом они будут все более «перевыполнять» планы по авариям и катастрофам.

Сегодня все более типичной становится следующая ситуация. Скажем, построили мы предприятие. Пусть даже оно соответствует мировым стандартам. Все там блестит, техника современная. А вот оклад обслуживающего персонала где-то около 200 рублей. При нынешнем расцвете совместных предприятий, кооперативов и других «хлебных» организаций, действующих в основном в сфере торговли и посреднических операций, даже на самое современное химическое предприятие за такие деньги никого силой не затащишь. Вот что говорит по этому поводу главный инженер управления по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Госгортехнадзора СССР М. Бесчастнов: «Основной контингент в отрасли (химической. – В. К.) – люди с низкой квалификацией, не обладающие достаточными знаниями для того, чтобы обслуживать современную технику». А завтра обеспеченность кадрами в химической и других отраслях с повышенным риском технологических катастроф может быть еще хуже.

Во-вторых, для повышения своей рентабельности предприятия всех без исключения отраслей экономики будут стремиться всячески экономить на капитальных и эксплуатационных затратах, даже если это будет создавать дополнительный риск для здоровья и жизни людей. Уже на этапе проектирования начинаются недопустимые отступления от стандартов. Вспомним взрыв на аммиачном предприятии в Ионаве. После-аварийная экспертиза показала, что несущая железобетонная плата под резервуаром имела толщину всего 400 мм., хотя по нормативам она должна была быть не менее 700 мм. Заключение экспертизы: не будь этого отступления от стандартов, катастрофа (по крайней мере, таких масштабов) не произошла бы. Тот же М. Бесчастнов отмечает: «Я бы лично упразднил такое понятие – рационализатор, во всяком случае – в химической промышленности. Сделал что-то толковое, полезное для предприятия – получи премию. А то ведь возникла целая армия «умников», которые только и думают, где бы что урезать и укоротить – вразрез с технологией, вопреки здравому смыслу».

В связи с начавшейся погоней предприятий за прибылью все больший размах приобретает также недопустимая экономия на фондах оплаты труда. Характерный пример – железнодорожный транспорт (включая перевозку опасных грузов). Стремление иметь меньшую численность путейцев без достаточной их вооруженности, выжать предельный срок эксплуатации пути и в то же время постоянно снимать максимальное число тонно-километров вызывает на наших глазах развал всего путевого хозяйства. Осмотр пути, обслуживание технических средств – все, что связано с надежностью и безопасностью, отошло на второй план, и это повело к росту аварийности. Только за три года (1986 – 1988 гг.), по данным Госкомстата СССР, значительно возросло число крушений и аварий на железных дорогах страны, включая катастрофические, в том числе при перевозке особо опасных грузов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.