Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование системы местного управления




Реформа Синода

Реформы высших и центральных органов власти

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел, Сенат не смог сосредото­чить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного разви­тия.

План реорганизации Сената, утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каж­дого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве.

Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в слу­чае возникновения разногласий вопрос выносился на общее засе­дание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и сво­ей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государст­венного учреждения. В ходе реформы Сенат лишился своей зако­нодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контро­ля и высшего судебного органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время цент­ральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Другая реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с Синодом - высшим государственным органом по делам Русской православной церкви. В его состав входили назначаемые императором митрополиты, архиепископы и епископы. Надзор за деятельностью этого высшего государственного органа осуществлял обер-прокурор — светское лицо из военных или гражданских чинов. В ведении Синода находились все дела Православной церкви: чис­то церковного характера (например, истолкование церковных догм), церковно-административные и хозяйственные дела, борьба с еретиками и раскольниками, церковная цензура, духовный суд и др.

 

В 1775 г. одним из наиболее значительных законодательных актов, изменившим организацию управления страной и систему госаппарата, стали «Учреждения для управления губерний Всерос­сийской империи». Было положено начало губернской реформы, ос­новное содержание которой было связано с реорганизацией систе­мы местного управления. Необходимость такой реформы диктова­лась потребностью создания строго централизованной и унифици­рованной системы, при которой каждая часть обширной террито­рии и каждый ее житель находились под неусыпным контролем правительства.

Созданный в результате реформы аппарат управления на местах оказался способным про­водить политику центральной власти, а также сдерживать народ­ные выступления и просуществовал с некоторыми изменениями при Павле I до буржуазных реформ 60-х гг. XIX столетия, а затем в несколько преобразованном виде до октября 1917 г.

Учреждение о губерниях ввело новое административно-террито­риальное деление, в основу которого был положен демографичес­кий принцип - численность податного населения. Экономические связи и национальные особенности почти не учитывались. В целях более оперативного управления губерниями было проведено их ра­зукрупнение. Вместо прежних было образовано 50 губерний с числом жителей от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а провинции как промежуточная территориальная единица ликвидировались.

Структура местного самоуправления выглядела теперь следую­щим образом. Главным административным (и полицейским) орга­ном в губернии стало губернское правление. Этот орган получил всю полноту исполнительной власти; в его компетенцию входило обнародование законов и контроль за их соблюдением, поддержа­ние порядка в губернии. Возглавлял правление губернатор, кото­рый фактически управлял единолично.

Аналогичным губернскому правлению органом в уезде был нижний земский суд, состоявший из капитана-исправника и двух-трех заседателей, но в отличие от губернского правления члены нижнего земского суда не назначались, а избирались дворянским собранием уезда на 3 года. Дворянские уездные собрания были созданы еще для выборов депутатов в Уложенную комиссию 1767 г. и положили начало дворянским уездным, а затем и губернским об­ществам, узаконенным Жалованной грамотой дворянству (1785). В административном управлении города принципиальных измене­ний не произошло. Власть здесь по-прежнему оставалась в руках городничих и комендантов из дворян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.