Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система высших и центральных органов государственного управления




Конкретно-исторические условия реформирования системы управления Александра I

Значение реформ Екатерины II

Завершая обзор важнейших этапов реформирования системы государственного управления России второй половины XVIII в. при Екатерине II, необходимо отметить, что в условиях внутриполитической стабильности, которая при этом не означала застоя, правительством были предприняты реформы государственного аппарата. Постепенность, последовательность, плановость — важнейшие черты преобразовательской деятельности Екатерины II. Каж­дый шаг должен быть всесторонне продуман, ведь, по мнению им­ператрицы, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый нapoд испытывает пагубные следствия этого».

Оценивая деятельность Екатерины II, необходимо заметить, что она была одним из самых удачливых русских реформаторов, а ее ре­формы носили прогрессивный характер.

«Контрреформы» Павла I

В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения до­стигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении госу­дарством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствова­ние Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет.

Столь долгое ожидание власти отрицательно сказалось на характере Павла I и привело к тому, что, получив престол, император действовал во всем наперекор политике матери. Этим стремлением пронизано, по сути, все его недолгое царствование, в результате чего «самые лучшие по идее предпри­ятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды». Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествовавшие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.

Александр I, как считают исследователи его жизни и деятельности, был умным, великолепно образованным человеком, обладавшим спо­собностями дня государственного управления, а по своим убеждениям был либералом, имевшим идеалы свободы и равенства и мечтавшим о превращении России в просвещенную и свободную страну. В первое де­сятилетие своего правления он действительно пытался осуществить свои планы на деле. Сначала для обсуждения этих вопросов из представителей дворянской аристократии при нем был учрежден так называемый «Непременный со­вет» в составе 12 человек, а затем — «Негласный или «интимный» комитет», которые существовали непродолжительно, но побуждали молодого им­ператора предпринимать конкретные действия.

Вершиной пирамиды системы власти Российской империи яв­лялся император, сосредоточивший в своих руках всю полноту вла­сти и опиравшийся, прежде всего на верховные и центральные ор­ганы государственного управления. Таковыми в историко-правовой науке принято считать «Непременный совет» (1801-1810), Го­сударственный Совет (с 1810 г.), Сенат, Министерства, Комитет министров (с 1812 г.), Собственная его императорского Величества канцелярия и в сфере Православной церкви — Синод.

Формирование министерств

В 1802 году принимается Манифест «Об учрежде­нии министерств». В нем отмечалась преемственность нововведения с преобразованиями Петра I, его коллегий, действовавших столь продолжительное время, и опреде­лены функции министерств.

Согласно манифесту, государственными делами должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; внутренних дел; юстиции; финансов; коммерции; на­родного просвещения и иностранных дел. Министерства управля­ли не только общегосударственными делами, но и местными, структурами, поддерживая с ними постоянные связи и получая еженедельные записки о всех текущих делах.

Другие министерства руководствовались специальным документом «Общее уч­реждение министерств», принятым в июне 1811 г. и завершавшим реформирование министерств, которые определялись как выс­шие органы исполнительной власти, а власть министров - как высшая исполнительная. Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров, а с 1812 г. они законодательно были оформлены как Комитет министров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.