КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритм действий старшего коллеги
1. Обучение лучшим методам выполнения работы. 2. Уважение опыта и профессионализма, наработанных новичком в прошлом. 3. Помощь в установлении социальных связей в компании. 4. Готовность в случае необходимости бросить «спасательный круг». 5. Помощь в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе, что в некоторых случаях приводит к лучшим результатам, чем порицание, стимулирование вины у подопечного. 6. Свобода наставника и подопечного от оценивания, осуждения и риска. Эта установка позволяет наставнику научить новичка относиться к своим ошибкам и провалам как к полезным возможностям для обучения. При правильной работе с этими ситуаци- ями ошибки и оплошности станут источниками ярких впечатлений, способствующих обучению. Наставничество преходяще, и важно осознавать его конечность. Завершение формаль- ной обязательности отношений фиксируется как окончание испытательного периода. Чаще всего подопечный к этому моменту достигает заданного уровня профессиональной квали- фикации и готов к автономизации в профессиональной деятельности. При этом завершение ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 3 www.orgpsyjournal.hse.ru формальных отношений может переживаться психологически сложно любым из участников партнерства наставнического периода. Полезно подготовить себя к тому, что отношения наставничества, как и жизнь человека, зарождаются, развиваются, достигают зрелости, угасают и, наконец, должны завершиться. Завершение можно пройти продуктивно – зафик- сировать совместный успех и признать выгоды, полученные всеми в процессе общения и взаимодействия. Ритуал в данном случае – хорошее подспорье в блокировании грусти. Это может быть маленькое торжество в виде чаепития с пирожными, «посвящение в действую- щие сотрудники» с информированием всего коллектива о том, что организация получила ценный интеллектуальный, творческий, управленческий, исполнительский, физический ресурс в лице еще одного постоянного сотрудника. Форма ритуала должна быть органич- ной культуре организации. Важно понимать, что успех, запечатленный как положительный эмоциональный отклик окружения, приятный образ памяти у наставника, руководителя и сотрудников подразделения, частью которого выступает подопечный, – наилучший зачин грядущего партнерства. А вот чего стоит избегать – обрыва недосказанности, неопределен- ности конца, что может выродиться в шлейф отрицательных переживаний неудовлетворен- ного запроса на продолжение. «Жизнь после смерти» формального наставничества конечно же существует. Но она иная, с большим правом на автономность пути каждого. Как важный период научения наставниче- ство требует анализа пройденного, извлечения полезных и вредных уроков для того, чтобы учесть их в будущем наставничестве. «Даже самые бледные чернила лучше самой хорошей памяти», – учил Конфуций. Поэтому запишите все свои озарения, сожаления, ошибки в корпоративном «Дневнике наставника», чтобы каждый, кому еще предстоит быть в этой роли, мог поступать мудрее. Этот дневник – «копилка находок» может вестись деперсони- фицированно на корпоративном сайте. Каждый наставник может вбросить туда свой опыт анонимно. Однако не стоит исключать и право авторизации для тех наставников, которые захотят дарить свои опыт и прозрения, указывая свое имя.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |