Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Межпредметная связь
Наименование
дисциплины
Раздел
Тема
Общая психология
Когнитивные процессы
Ощущение, основы психофизики, понятие абсолютного и дифференциального порогов, восприятие, его особенности и свойства, память, виды и характеристики памяти, мышление, виды мышления, внимание, характеристики внимания, виды внимания.
Высшая математика
Теория вероятности и математическая статистика
Методы статистической обработки эмпирических данных,
Математическое моделирование
Имитационное моделирование, теория массового обслуживания
Физические основы и принципы работы электронных устройств ЭВМ;
Теория систем и системный анализ, закономерности строения систем;
Методы и модели теории систем, методики системного анализа, классификация систем и их роль в выборе методов моделирования и методик системного анализа.
Основы прикладной информатики
Назначение и виды информационных систем (ИС); Документальные и фактографические ИС; состав функциональных и обеспечивающих подсистем ИС; модели и процессы жизненного цикла ИС; стадии создания ИС;
Назначение и виды информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является важной для изучения дисциплины «Проектирование информационных систем». Полученные при изучении дисциплины знания, позволяют грамотно осуществлять анализ предметной области; формирование требований к ИС; методологии и технологии проектирования ИС.
Вид учебной работы
Всего часов
1 семестр
2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
И (или) другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа
Изучение теоретического курса (ТО)
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
И (или) другие виды самостоятельных работы
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
зачет
экзамен
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Nп/п
Раздел дисциплины
Лекции
Пз(или С)
ЛР
Самост.
работа
Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»
Раздел 1
Теоретические и методологические основы ИП и Э
Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э
0,5
0,5
Тема 2 Методы ИП и Э
0,5
0,5
Тема 3 Особенности и классификация системы человек-машина
0,5
0,5
Раздел 2.
Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора
Тема 4.
Деятельность оператора в системе человек-машина
0,5
0,5
Тема 5
Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора.
0,5
0,5
Тема 6.
Прием информации оператором
0,5
0,5
Тема 7.
Принятие решений.
0,5
0,5
Тема 8
Ошибки человека-оператора и его надежность
0,5
0,5
Модуль 2 Проектирование и эксплуатация систем «человек-машина»
Раздел 3. ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ
Тема 9
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
0,5
0,5
Тема 10
Образ в системе психической регуляции деятельности
0,5
0,5
Тема 11. Анализ и синтез проектирования систем отображения информации, психологические факторы сложности
0,5
0,5
Тема 12
. Проектирование органов управления
0,5
0,5
Тема 13.
Инженерно-психологические принципы создания и оценки системы человек-машина
0,5
0,5
Тема 14. Профессиональная подготовка человека-оператора, организация труда.
0,5
0,5
Раздел4 ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером
Тема 15. Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса
0,5
0,5
Тема 16. Эргономика пользовательского интерфейса.
0,5
0,5
Таблица 3.2.1
Содержание разделов и тем лекционного курса
Объем в
(часах)
Ауд.
Сам.
Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»
Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э
Тема 1 (2 часа) (0,05 кред) Предмет и задачи ИП и Э
Определение понятий – эргономика, инженерная психология, система «человек — машина». Предметная область эргономики и инженерной психологии. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии.
Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем и окружающей среды. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней среды. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и методов. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.
Проблематика инженерной психологии. Психофизиологическое направление инженерной психологии. Понятия работоспособности и надежности человека-оператора. Системотехническое направление инженерной психологии. эксплуатационное направление инженерной психологии. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ
0,5
8
Тема 2 (2 часа) (0,05 кред) Методы ИП и Э
Общая характеристика методов. Психологические методы. из психологических методов являются наблюдение и эксперимент Методы наблюдение и эксперимент. Анализ характера ошибок, причин их возникновения. Метод опроса. Тестовые испытания. Физиологические методы. Электроэнцефалограмма. Электромиограмма. Кожно-гальваническая реакция. Электрокардиограмма. Электроокулограмма. Пневмограмма. Речевой ответ. Математические методы. Методы теории информации. теории массового обслуживания. Методы имитационного моделирования
0,5
8
Тема 3 (2 часа) (0,05 кред)Особенности и классификация систем «человек-машина»
Понятие системы «человек - машина». Классификация систем «человек - машина». Целевое назначение системы. Особенность управляющих и обслуживающих систем. Характеристика «человеческого звена». Системотехнические комплексы. Важнейшие принципы системного подхода к изучению системы «человек - машина». Показатели качества систем «человек - машина». Быстродействие. Надежность. Безопасность. Степень автоматизации. Экономический показатель. Эффективность системы «человек - машина». Оператор в системе «человек - машина».
0,5
8
Раздел 2Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора
Тема 4 (2 часа) (0,05 кред)Деятельность оператора в системе «человек-машина»
Психологические особенности операторской деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора. Этапы деятельности человека-оператора. Функциональные характеристики человека и машины. Структура операторской деятельности. Понятие информационной модели. Понятие концептуальной модели. Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Средства отображения информации. Органы управления. Рабочее место человека-оператора
0,5
8
Тема 5 (4 часа) (0,1 кред)Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора
Проявление психологических характеристик в деятельности. Формирование системы мотивов. Цель деятельности. Процесс формирования перцептивного образа. Особенности функционирования когнитивных процессов у человека-оператора. Характеристики работы анализаторов.
0,5
Тема 6 (2 часа) (0,05 кред)Прием информации оператором
Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основные этапы деятельности оператора: восприятие информации, оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации
0,5
8
Тема 7 (2 часа) (0,05 кред)Принятие решений
Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора системы «человек-машина». Сущность и концептуальная схема принятия решений. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Оптимальное решение.
0,5
Тема 8 (2 часа) (0,05 кред)Ошибки человека-оператора и его надежность
Понятие ошибки. Концепция ошибки в теории деятельности. Анализ ошибочных действий. Ошибки и психические процессы. Операции, культура, язык. Ошибка и страх. Установление причин ошибки путем выдвижения гипотез и исключения версий. Надежность человека-оператора.
0,5
6
Модуль 2Проектирование и эксплуатация систем «человек-машина»
Раздел 3ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ
Тема 9 (2 часа) (0,05 кред)Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
Категория деятельности. Пять классов операторской деятельности: Оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-исследователь, оператор-руководитель. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Исследование характеристик когнитивных компонентов. Функциональная структура познавательных действий
0,5
Тема 10 (2 часа) (0,05 кред) Образ в системе психической регуляции деятельности
Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. Проблема образа в инженерной психологии. Многообразие образной сферы человека-оператора: оперативный образ, "образ—цель", концептуальная модель управляемого объекта
0,5
8
Тема 11 (2 часа) (0,05 кред) Анализ и синтез проектирования СОИ, ПФС
Теория и методология инженерно-психологического проектирования. Принципы системотехники. Методологическая основа проектирования системы человек-машина. Инженерно – психологические требования к системе человек-машина. Этапы проектирование системы человек-машина.
Структура инженерно-психологического проектирования. Понятие психологических факторов сложности.
0,5
6
Тема 12 (2 часа) (0,05 кред) Проектирование органов управления
Классификация органов управления. Общие инженерно-психологические требования к органам управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации.
0,5
Тема 13 (2 часа) (0,05 кред)Э и ИП принципы создания и оценки СЧМ
Особенности проектирования системы человек-машина. Проектирование и моделирование деятельности оператора. Учет инженерно-психологических требований в процессе производства. Общие понятия об инженерно-психологической оценке. Проведение измерений в процессе инженерно-психологической оценки. Оценка соответствия техники инженерно-психологическим требованиям.
0,5
8
Тема 14 (2 часа) (0,05 кред)Профессиональная подготовка человека-оператора, организация труда.
Профессиональный отбор операторов. Обучение операторов. Тренировка операторов. Организация групповой деятельности. Принципы формирования групп. Разработка режимов труда и отдыха.
0,5
Раздел 4ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером
Тема 15 (2 часа) (0,05 кред) Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса
Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации.
0,5
8
Тема 16. (4 часа) (0,1 кред)Эргономика пользовательского интерфейса.
Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241. Понятие юзабилити. Методы юзабилити-исследования. Инженерно-психологическая экспертиза пользовательского интерфейса программного продукта.
0,5
8
Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»
Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)
Определение понятий – эргономика, инженерная психология, система «человек — машина». Предметная область эргономики и инженерной психологии. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии.
Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем и окружающей среды. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней среды. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и методов. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.
Проблематика инженерной психологии. Психофизиологическое направление инженерной психологии. Понятия работоспособности и надежности человека-оператора. Системотехническое направление инженерной психологии. эксплуатационное направление инженерной психологии. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ
Тема 2 Методы ИП и Э8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)
Общая характеристика методов. Психологические методы. из психологических методов являются наблюдение и эксперимент Методы наблюдение и эксперимент. Анализ характера ошибок, причин их возникновения. Метод опроса. Тестовые испытания. Физиологические методы. Электроэнцефалограмма. Электромиограмма. Кожно-гальваническая реакция. Электрокардиограмма. Электроокулограмма. Пневмограмма. Речевой ответ. Математические методы. Методы теории информации. теории массового обслуживания. Методы имитационного моделирования
Тема 3 Особенности и классификация систем «человек-машина»8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)
Понятие системы «человек - машина». Классификация систем «человек - машина». Целевое назначение системы. Особенность управляющих и обслуживающих систем. Характеристика «человеческого звена». Системотехнические комплексы. Важнейшие принципы системного подхода к изучению системы «человек - машина». Показатели качества систем «человек - машина». Быстродействие. Надежность. Безопасность. Степень автоматизации. Экономический показатель. Эффективность системы «человек - машина». Оператор в системе «человек - машина».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление