Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают на первый план вопросы профилактики беспризорности и безнадзорности




 

Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают на первый план вопросы профилактики беспризорности и безнадзорности, социального сиротства, поддержки (психологической, педагогической, социальной) личности и семьи, создания в общеобразовательной школе условий для развития способностей человека осознавать процессы саморазвития, самоопределения и самореализации.

Ухудшение физического и психического здоровья населения, низкий культурно-педагогический уровень родителей, увеличение количества неполных семей и разводов и другие социально-негативные явления, современного общества обусловливают рост числа детей, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных семьях, с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации, увеличением числа трудных подростков. Для эффективного процесса социализации таким детям необходима профессиональная социально-педагогическая поддержка.

Социально-педагогическая поддержка ясно показывает, как на деле можно строить практику адресного образования. Поддержка преодолевает те ситуации, в которых существует реальная угроза «выпадения» ребенка из образовательного пространства.

Самое главное в педагогической поддержке – это саморазвитие ребёнка, которое включает самосознание, самоопределение, самодеятельность, самореализацию. На настоящий момент времени актуальна проблема разработки технологий и методик социально-педагогической поддержки разных категорий детей, обучающихся в современной общеобразовательной школе. Особого внимания заслуживает и проблема подготовки специалистов, обладающих опытом, знаниями юриспруденции, социальной педагогики, специфики работы с детьми группы риска, специалистов, у которых будет сформирована психология детского юриста и психолога.

Особенно важна социально-педагогическая поддержка трудных детей, подростков, относящихся к группе риска. Категория трудных подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков трудности являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показывает, что мысль о необходимости оказания помощи и поддержки подрастающему поколению высказывали многие ученые - философы, психологи,педагоги.

Социально-философские аспекты социально-педагогической поддержки воспитанника находят отражение в античной философии (Демокрит, Сократ, Платон), философии эпохи Возрождения (Т. Кампанелла, М. Монтень), философской и педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, А. Н.Орлов, К.Д. Ушинский).

Психологические основы поддержки человека раскрыты Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, Л. С. Выготским, А. Маслоу, К. Роджерсом.

Идея поддержки в отечественной системе образовании развивается сравнительно недавно. В работах Е. А. Александровой, III. А. Амонашвили, Т.В. Анохиной, О. С. Газмана, М. И. Губановой, Т. А. Строковой, Н. Е. Щурковой и др. представлены содержательные и процессуальные аспекты педагогической поддержки учащихся в деятельности педагогов.

Проблема настоящей работы определяется совокупностью следующих вопросов. В чем заключается сущность социально-педагогической поддержки? Какие возможности по реализации этого потенциала существуют уже в общеобразовательной школе? Каковы основные условия и средства реализации социально-педагогической поддержки трудных подростков в общеобразовательной школе?

Решение обозначенной проблемы и составляет цельисследования: выявить сущность социально-педагогической поддержки трудных подростков в общеобразовательной школе, обосновать содержание и педагогические условия управления этим процессом.

Объект исследования – деятельность педагогов по реализации социально-педагогической поддержки трудных подростков в социально реабилитационном центре.

Предметисследования – технологии социально-педагогической поддержки трудных подростков в общеобразовательной школе.

Гипотезаисследования основана на предположении, что социально-педагогическая поддержка трудных подростков может оказать положительное влияние на их личностное развитие при соблюдении определенных условий:

- подростки включены в различные виды социально-полезной и творческой деятельности, направленной на развитие их социальной компетентности;

- социально-педагогическая поддержка осуществляется поэтапно, адекватно социальным потребностям и уровню сложности препятствий в жизнедеятельности воспитанников.

Основные задачи исследования:

· проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в истории педагогической теории;

· раскрыть содержание и условия социально-педагогической поддержки трудных учащихся в общеобразовательной школе;

· дать анализ технологии социально-педагогической поддержки трудных подростков в современной общеобразовательной школе;

· проанализировать опыт социально-педагогической поддержки педагогов СРЦ «Медвежонок»;

· дать оценку эффективности деятельности педагогов СРЦ «Медвежонок» по реализации технологии социально-педагогической поддержки трудных подростков.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование методы статистической обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость работы: конкретизировано понятие «социально-педагогическая поддержка трудных подростков»; теоретически обоснована технология социально-педагогической поддержки трудных подростков в деятельности педагогов общеобразовательной школы; определены организационно-педагогические условия реализации социально-педагогической поддержки подросткам в деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе в общеобразовательной школе (обеспечение открытого образовательного пространства для свободного социального взаимодействия в системе «школа -семья - социальная среда»; организация социально-полезной деятельности подростков; создание благоприятного социально-психологического климата в совместной деятельности и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций, выявлены критерии и показатели оценки эффективности реализации социально-педагогической поддержки трудных подростков в общеобразовательной школе. Результаты исследования могут найти применение в практике работы педагогов, социального педагога общеобразовательной школы.

 

 

Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.