Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Март-апрель-май




Январь-февраль

Декабрь

Октябрь

Сентябрь

Август

- формирование целей и задач деятельности;

- выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности;

- исследование социума (изучение факторов позитивного и негативного влияния на детей и подростков, формирование вспомогательных сил, социально-педагогических служб).

- общая диагностика контингента учащихся, условий их жизнедеятельности, формирование проблемного поля на основе данных диагностики;

- планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности;

- работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности учащихся;

- осуществление социально-педагогической поддержки, заботы в процессе адаптации вновь прибывших, повторно обучающихся, пятых классов в процессе педагогической реабилитации детей с отклоняющимся поведением;

- работа с педагогами по развитию эмпатии и педагогической рефлексии;

- вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность, установление «педагогического моста» между учителями родителями, вовлечение детей в деятельность.

- активное погружение в социально-педагогическую деятельность;

- активизация работы всех вспомогательных сил, структур, служб по вовлечению детей в различные виды социально-полезной деятельности.

- симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им с ответствующей помощи;

- работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии к детям;

- подведение итогов за первое полугодие.

- дальнейшее осуществление системно-функционального подхода к деятельности с вовлечением всех имеющихся вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности;

- профессионально-ориентационная диагностика выпускников (акцент на детей группы социального риска, одаренных).

- прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе риска, предварительное знакомствос учебными заведениями, которые выбрали дети;

- осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешности) в учебной деятельности.;

- прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.

 

Таким образом, на уровне практики общеобразовательной школы социально-педагогическая поддержка трудных подростков может быть представлена как процесс постоянно возобновляемых и углубляющихся контактов «подросток - социальный педагог (классный руководитель) - социальное окружение», развертывающийся в пространстве и времени учебно-воспитательного процесса, нацеленный на оказание поддержки подростку, испытывающему реальные затруднения личностного плана, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности.

Ситуации, составляющие основу социально-педагогической поддержки, выступают как полифункциональные, нацеленные на диагностику индивидуальных особенностей «трудных» подростков, отражающихся на уровне его притязаний и достижений, ценностных ориентаций, на актуализацию личностного потенциала, обеспечивающую преодоление затруднений, на предупреждение разрывов в отношениях субъектов учебно-воспитательного процесса.

Анализ практики реализации технологии социально-педагогической поддержки в МОУ Пестрецовской ООШ позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Основными задачами социально-педагогической поддержки в общеобразовательной школе должны стать следующие:

· содействовать подростку в развитии самостоятельности и ответственности, в стремлении к собственной идентификации;

· интегрировать подростка в определенную социальную группу;

· стимулировать подростка к личностному саморазвитию и самореализации

2. Последовательное решение в практической деятельности поставленных задач, по нашему мнению, обеспечивает успешность процессов персонализации и индивидуализации, а также социализации - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Так, решение первой задачи направлено на обеспечение референтной позиции трудного подростка, реализацию его социальных потребностей, способностей, интересов, второй - на повышение социального статуса, освоение новых для учащихся социальных ролей и функций; третьей - на развитие системы ценностей человека, его самоутверждение, профессиональное и жизненное самоопределение

3. Для достижения цели и решения поставленных задач социальный педагог должен соблюдать определенные правила взаимодействия с трудным подростком и социальной средой, которые отражаются следующих принципах социально-педагогической поддержки трудных подростков: гуманистической направленности социально-педагогической деятельности, природосообразности, культуросообразности, субъектности, индивидуализации, диалогичности, само- и взаимоподдержки, социальной адекватности, социального закаливания.

Принцип гуманистической направленности социально-педагогической деятельности свидетельствует о том, что социальный педагог, социальный работник - фасилитатор, для которого человек, его жизнь и духовное богатство - высшие человеческие ценности. Это означает отношение к трудному подростку как к ответственному и самостоятельному субъекту, выстраивание субъект-субъектного взаимодействия; обладание профессионально-личностными качествами (готовность помочь, уважительное отношение к каждому человеку, отзывчивость, сопереживание, милосердие, толерантность).

Принцип природосообразности означает осознание осуществление социально-педагогической поддержки трудных подростков с учетом закономерностей их природного развития, половозрастных особенностей, психофизической организации и задатков.

Принцип культуросообразности — это построение отношений с трудным подростком, исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации; оказание индивидуальной поддержки в культурной самоидентификации, освоении социокультурного опыта, профессиональном самоопределении.

Соблюдение принципа субъектности — это восприятие трудного подростка как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, в разрешении собственных проблем; признание неприкосновенности и автономности его личности; помощь в обогащении субъектного опыта.

Принцип индивидуализации заключается в оказании социально-педагогической поддержки трудным подросткам с учетом индивидуальной траектории развития, образовательного маршрута; ориентация на расширение социальных контактов подростка; установление таких взаимоотношений в совместной деятельности, при которых каждая из сторон получит возможность и право реализовать самые ценные задатки и способности.

Принцип диалогичности означает организацию равноправного полноценного межличностного общения, основанного на доверии, искренности, взаимоуважении, выстраивание ситуаций безопасного диалога, в которых социальный педагог (социальный работник) и подросток могут предъявить друг другу свои цели, ценности, договориться о совместных действиях, правилах общения, отражающих на равных интересы обеих сторон; проектирование совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, общественности; кооперация с различными специалистами (врачи, психологии др.)

Принцип само- и взаимоподдержки — это развитие способностей подростка предупреждать и преодолевать в процессе жизнедеятельности препятствия; создание условий, объединяющих подростков, а также взрослых, имеющих общие задачи, интересы, трудности, для взаимной поддержки и конструктивных действий в выработке решения относительно способов поведения в потенциальной или реальной трудной жизненной ситуации.

Принцип социальной адекватности заключается в выборе содержания и средств осуществления социально-педагогической поддержки, особенностей микросоциума, социальной ситуации развития и социального окружения подростка; координация взаимодействия всех социальных институтов, оказывающих влияние на личность учащегося.

Принцип социального закаливания означает включение трудного подростка в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного влияния социальной среды, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Именно с учетом этих принципов должна строиться технология социально-педагогической поддержки трудных подростков, осуществляемая социальными педагогами и специалистами по социальной работе в современной общеобразовательной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.