Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития идей социально-педагогической поддержки в зарубежной и отечественной педагогике 2 страница




а) первичных условий (ситуаций общения, учения и проч.) для того, чтобы ребенок прямо или опосредованно учился сознательно и самостоятельно осуществить выбор стратегии и тактики поведения, учения (индивидуальной образовательной траектории), в т.ч. источников информации, причем выбор, не противоречащий ни его личностно-значимым ценностям, ни культурным традициям;

б) вторичных условий (содержательное и эмоциональное наполнение всех компонентов образовательного пространства: субъектного, ценностного, процессуального, материального и др.), чтобы ребенок мог самостоятельно действовать сообразно результатам своего выбора.

В том случае, если у ребенка сформировались умения самостоятельного разрешения учебных и личностных проблем, и, даже, в некоторых случаях, навыки, то педагог может перевести свою поддерживающую деятельность на более высокую ступень – педагогическое сопровождение [2, с. 71]. Его сущность состоит в перманентной готовности педагога адекватно отреагировать на ситуации дискомфорта психологического и/или физиологического планов. Анализ ситуаций, при которых следовали запросы детей на этот тип педагогической деятельности показал: им необходимо было почувствовать, что в случае возникновения проблемной ситуации, с которой они справится не в состоянии, они всегда смогут обратиться к педагогу.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка понимается как специально организованная деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика. Очевидно, что истинная индивидуальная образовательная траектория не может быть ограничена лишь областью учения. По сути это программа собственной образовательной деятельности ученика, определяющую зону его ближайшего развития в общении и учении. В ней отражается понимание им целей и ценностей общества и индивидуального образования (т.е. необходимого и значимого становления и развития его личности), предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества.

Поскольку индивидуальные образовательные траектории распространяются на учебную и на внеучебную сферы его жизнедеятельности, а образовательные интересы старшеклассников разнонаправлены – на получение знаний, навыков и компетенций творческой и прикладной деятельности, выделяют воспитательные (личностно- и социально- ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески- и практико- ориентированные) траектории.

Варианты педагогического сопровождения подразделяются на блоки «опека – забота - защита» «наставничество», «помощь – поддержка – собственно сопровождение» на основании характера взаимодействия со старшеклассником. Так, индивидуальная образовательная траектория может быть разработана ребенком совместно с педагогом, но с разным их долевым участием, зависящим от готовности обучающегося к данному виду деятельности и наличия у него соответствующих навыков.

Различные варианты социально-педагогической поддержки способствуют созданию педагогических условий для формирования у обучающихся готовности к активной творческой поисковой активности и приобретения старшеклассниками опыта продуктивной учебной деятельности и ответственного поведения.

При этом логика педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования такова – «взаимо- – со- – само-»:

1. Педагогическая организация взаимодействия субъектов (ребенка, родителей, психолога и др.) по поводу процесса и перспектив выбора учащимся ситуаций общения и учения.

2. Организация последовательности личностно- и социально- значимых событий в образовательной деятельности.

3. Стимулирование и консультирующая коррекция реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, в процессе чего формируется и развивается их способность к самоопределению.

Для примера рассмотрим содержание взаимодействия субъектов. При этом оговорим, что направленность педагогической деятельности на тех или иных субъектов образовательного пространства определяет профессиональные роли педагога: аналитик, проектировщик, консультант учеников и родителей, координатор деятельности педагогов, учеников, родителей, представителей сообщества [26].

Содержание взаимодействия старшеклассников с педагогами, в т.ч. классными воспитателями. Во внеурочной деятельности: индивидуальный и микрогрупповой анализ прецедентов, дебаты, тренинги общения, разрешения проблемных ситуаций, деловые игры, обсуждение процесса и перспектив выбора содержания, форм образования и последовательности знакомства с информационными источниками, ведение графика индивидуальных достижений. В учебной деятельности: индивидуальные и микрогруповые консультации, работа с информационными источниками, прикладная, проектная и творческая деятельность, решение нестандартных задач, выполнение вариативных заданий, определение тематики проектов, создание соответствующих методических материалов (тестов для самоконтроля, сборников задач, заданий и упражнений разного уровня сложности, для учеников с различным индивидуальным стилем учения, направленности образовательных интересов, различающихся по гендерному признаку и т.д.).

Взаимодействие «Учащиеся – родители»: этические беседы, дебаты, совместные исследовательские, творческие и прикладные проекты.

Взаимодействие «Родители – классные воспитатели»: индивидуальные консультации, микрогрупповые совещания прецедентного характера, дебаты, традиционные родительские советы, конференции, общественные советы.

Взаимодействие «учащиеся – представители социума»: Практическая деятельность и ее рефлексия. Работа над проектами. Изучение общественного мнения по поводу проектов, имеющих социальную значимость. Взаимозачет успешности образовательной деятельности учеников вне зависимости от типа учреждения, на базе которого им получены знания, умения и навыки (ведение единого портфолио ученика).

Взаимодействие «представители социума – педагоги»: педагогические консилиумы. Анализ динамики реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся и выявление возможности дальнейшего расширения образовательного пространства для их самоопределения. Создание условий для презентации социально значимых продуктов образования учащихся.

Педагогическими условиями социально-педагогической поддержки индивидуального образования служат:

· взаимодействие и сотрудничество старшеклассников и взрослых (и их разностороннее обеспечение) по поводу определения целей, ценностей, критериев выбора стратегии учения общения, поведения старшеклассника, прогнозирования его последствий и индивидуальной и групповой рефлексии результатов соответствующей деятельности;

· переход к реальным индивидуальным программам учения (а не обучения) и вариативным учебным планам (в рамках общепринятого содержания образования и государственных стандартов);

· создание ситуаций свободного выбора как в учебно-воспитательном процессе, так и в образовательном пространстве социума в целом, что предусматривает организацию широких и разнообразных образовательных пространств и сред, стимулирующих разнообразную самостоятельную учебу обучающихся, в частности, в рамках выполнения ими различных проектов;

· изменение содержания и форм групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся на занятии и вне его;

· снятие мнимой противоположности основного и дополнительного обучения;

· всемерное привлечение родителей к участию в разработке и реализации индивидуальных программ образования;

· изменение позиции учителя-«урокодателя» на позицию педагога-консультанта, наставника и фасилитатора («вдохновителя», «творческого лидера», «научного руководителя»);

· организация продуманного индивидуального педагогического сопровождения каждого ученика [26].

При этом профессиональные функции педагога определяют направления педагогического сопровождения: аналитико-проектирующее, консультирующее, координирующее, организующее.

Рассмотрим собственно содержание взаимодействия субъектов на предмет разработки индивидуальных образовательных траекторий в различных сферах их жизнедеятельности.

Сфера «общение». Совместно обсуждается выбор стратегий поведения, стилей общения, способов решения проблем и выхода из конфликтов, социального статуса в социуме (ближайшего и отдаленного по времени и значимости). Выбор ограничен социокультурными нормами и степенью знакомства с ними старшеклассников. Расширение возможно за счет создания педагогически организованного моделирования ситуаций внутри- и межличностного общения.

Сфера «образование вне стен образовательного учреждения»: обсуждается выбор базы для выполнения учебных проектов; тематики кружков, секций, студий учреждений дополнительного образования; тематики экскурсий в муниципальном, региональном и федеральном масштабе, в т.ч. виртуальных с помощью Internet. Выбор ограничен готовностью фирм и учреждений к сотрудничеству с образовательными учреждениями, региональной спецификой. Расширение возможно за счет практики социальных проектов, повышающих рейтинг образовательного учреждения в социуме, разнообразия открытых презентаций результатов образовательной деятельности обучающихся, предполагающих свободное общение присутствующих.

Сфера «внеурочные занятия в образовательном учреждении»: обсуждается выбор тем творческих и прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость; ролей в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (тренинги общения, шоу-технологии, КДТ, дебаты, деловые игры и т.д.); вариантов презентации результатов деятельности. Выбор ограничен педагогическими возможностями субъектов. Расширение возможно за счет повышения их квалификации, привлечения родителей и специалистов, увеличения степени веры в творческие силы обучающихся, создания школьных СМИ (газеты, журналов, радио, Интернет-сайта, телевидения), кафе, театров, ученических объединений социальной направленности.

Сфера «учебные занятия в образовательном учреждении». Обсуждается выбор темпа и уровня глубины изучения материала; тем научных и прикладных проектов; источников информации; видов домашних заданий; вариантов презентации результатов учения; педагога, стиль обучения которого максимально соответствует стилю учения обучающегося. Выбор ограничен традициями единообразия образовательных траекторий для всех учащихся учебной группы, что закреплено в учебном расписании, недостатком финансирования для приобретения необходимого количества информационных источников. Расширение возможно за счет составления вариативного расписания и введения практики посещения занятий учениками разных возрастов, но сходного уровня подготовленности и направленности образовательных интересов.

В результате ученик определяется в содержании и формах индивидуального образования (не путать с образованием вне группы учеников, например, индивидуальными одиночными занятиями с педагогом), вариантах презентации продуктов образовательной деятельности, максимально соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, субкультурным особенностям поведения.

Таким образом, только организованная работа педагогических коллективов на единых ценностно-смысловых основаниях поддерживающее-сопровождающей деятельности приводит к развитию способности и готовности старшеклассников к самоопределению в условиях образовательных учреждений различного типа, в социуме и осознанному, ответственному выбору индивидуальных жизненных, в т.ч. и образовательных стратегий.

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержке трудных подростков строится на следующих принципах:

- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки трудных подростков являются:

- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки трудных подростков предполагает следующие функции:

· Развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

· Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

· Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

· Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

· Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

· Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

· Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Соблюдение прав трудных подростков на полноценное образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода, выбранного специалистами. Наиболее часто используются дефектоцентрический, социальный, комплексный подходы, которые не в равной степени согласуются с гуманистической установкой и чаще всего не позволяют рассматривать особенных детей в качестве «группы риска».

Многие ученые рассматривают интегративный подход как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный. Такой подход позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности, определенный круг проблем которой ограничивает полноценное участие его во всех сферах жизнедеятельности и препятствуют освоению образовательных программ без создания благоприятных условий, необходимых для успешного социального воспитания.

Интегративный подход к воспитанию подростков с особенностями в развитии осуществляется при условии причисления их к «группе риска» и его осуществление невозможно только в рамках системы специального образования, где дети воспитываются достаточно изолированно от естественной социальной среды. Для успешного социального воспитания трудных подростков необходима их интеграция в среду обычных сверстников. В современных условиях эту задачу можно решать в рамках системы дополнительного образования.

Теоретические исследования отечественной педагогической науки и педагогическая практика подтверждают тот факт, что дополнительное образование — это необходимая интегративная часть комплексного, гуманистически направленного, социокультурно ориентированного воспитания трудных подростков. Дополнительное образование создает условия успешной интеграции особенных детей в естественную социальную среду, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из форм работы с семьями трудных подростков, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Таким образом, под социально-педагогической поддержкой мыпонимаем социально-педагогическую помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Трудного подростка характеризует прежде всего отсутствие ценностей, принятых в обществе; убеждение в своей ненужности в обществе, ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия; повышенный уровень тревожности и агрессивности; преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия; изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска).

Социально-педагогическая поддержка трудных подростков в общеобразовательной школе может быть результативной при условии, если она ориентирована на повышение уровня жизненных целей и ценностей подростка, обеспечивает успешность в общении и деятельности, формирует положительное самовосприятие, реализует потребность в признании успешности значимым окружением.

 

 

Глава 3. Анализ практики реализации социально-педагогической поддержки трудных подростков в образовательных учреждениях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.