Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза стойкой нетрудоспособности 1 страница




Стойкая нетрудоспособность — это длительная либо постоянная нетрудоспособность или значительное ограничение трудоспособ­ности, вызванное хроническим заболеванием (травмой, анато­мическим дефектом), приведшим к значительному нарушению функций организма. В зависимости от степени утраты трудоспо­собности устанавливается инвалидность.

Установление стойкой нетрудоспособности — сложный и ответ­ственный акт, в котором принимают участие органы здравоохра­нения (лечащие врачи, клинико-экспертные комиссии) и органы

•0> Экспертиза трудоспособности О- 431

социальной защиты населения. Определение стойкой нетрудоспо­собности и группы инвалидности — не одномоментный акт, а дли­тельный процесс, базирующийся на изучении динамики заболева­ния и начинающийся в ЛПУ. Врачи выявляют признаки стойкой нетрудоспособности, а органы социальной защиты населения ус­танавливают ее законодательно. В связи с этим на врачах ЛПУ не­зависимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности лежит особая ответственность. Они долж­ны быть грамотными в вопросах экспертизы стойкой нетрудоспо­собности, уметь своевременно выявлять признаки инвалидности и оперативно направлять на медико-социальную экспертную комис­сию, правильно и информативно заполнять документы, направля­емые на комиссию.

Стойкая нетрудоспособность, или инвалидность, является юри­дической категорией, так как инвалид приобретает определенные права: право ограничить или полностью прекратить профессио­нальную деятельность, право на пенсионное или на полное госу­дарственное обеспечение (дома-интернаты), право направления на переобучение, льготы при оплате коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте и др.

Правильная оценка трудоспособности определяется комплекс­ным методом, включающим всестороннее клиническое обследова­ние больных с определением функций органов и систем, а также изу­чение характера и условий труда, влияющих на организм больного.

Пациентов направляет на медико-социальную экспертную ко­миссию (МСЭК) ЛПУ.

Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверж­дением направления клинико-экспертной комиссией учреждения (форма направления утверждается Минздравом России по согла­сованию с Министерством социальной защиты населения России).

Установлен определенный порядок направления больных на ме­дико-социальную экспертизу.

Лечащий врач проводит тщательное клиническое, лабораторное, инструментальное, рентгенологическое обследование больного, при необходимости привлекая различных специалистов, заведую­щего отделением. Лечащий врач также определяет условия, харак­тер и тяжесть труда, наличие профессиональных вредностей, уточ-

ЧАСТЬ II «• Раздел 11

•О- Экспертиза трудоспособности -О-

няет, как больной справляется с работой, и трудовую установку больного.

Заведующий отделением совместно с лечащим врачом, сопос­тавляя данные о функциональных нарушениях вследствие пато­логического процесса с условиями труда больного, определяет тру­доспособность. Это заключение фиксируется в амбулаторной карте. При показаниях для направления на медико-социальную экспертизу больного направляют на КЭК, которая и выносит со­ответствующее решение.

На медико-социальную экспертизу направляются больные, у ко­торых болезненные явления стали устойчивыми, несмотря на при­менение различных методов лечения (амбулаторного, стационарно­го, специализированного санаторно-курортного и т.д.), и полностью или частично препятствуют профессиональному труду, т.е. лица, имеющие признаки инвалидности. При этом временная нетрудо­способность, как указывалось выше, не должна превышать 4 мес.

На медико-социальную экспертизу направляются лица, не име­ющие признаков стойкой нетрудоспособности, в случаях, когда вре­менная нетрудоспособность продолжается 10 мес (в отдельных слу­чаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — 12 мес). На медико-социальную экспертизу направ­ляются и работающие инвалиды для изменения трудовой рекомен­дации при ухудшении клинического и трудового прогноза.

В «Направлении на МСЭК» указывают число выданных лист­ков нетрудоспособности, их начало и окончание, а также причину временной нетрудоспособности.

Лечащий врач, описывая объективный статус больного, пред­ставляет данные о функциональном состоянии наиболее поражен­ных органов и систем организма. В «Направлении на МСЭК» так­же записываются заключения консультантов. Обязательны заключения терапевта, невропатолога, хирурга, офтальмолога, а для женщин — гинеколога.

Диагноз при направлении на медико-социальную экспертизу должен быть сформулирован в соответствии с МКБ-10. Полный клинический диагноз должен содержать определение нозологичес­кой формы, характера и степени функциональных нарушений, ста­дии болезни, течения с указанием частоты, длительности и тяжес­ти обострений. Помимо основного диагноза, в «Направлении на МСЭК» должны быть отражены все сопутствующие заболевания.

Кроме этого «Направления на МСЭК», требуется правильно оформленный листок нетрудоспособности. В листке нетрудоспо­собности указывается дата направления на экспертизу (заполняет­ся КЭК, подписывается ее председателем и заверяется круглой пе­чатью ЛПУ).

Больной направляется на экспертизу с открытым листком нетру­доспособности. Врачи-эксперты медико-социальной экспертной ко­миссии оформляют «Акт освидетельствования во МСЭК», который содержит паспортные и профессиональные данные, результаты эк­спертного обследования, включающие жалобы больного, клинико-трудовой анамнез, данные экспертов — терапевта, невропатолога и хирурга (или других специалистов в зависимости от заболевания), результаты дополнительных исследований, диагноз экспертной ко­миссии и подробное экспертное решение. Заключение комиссии об определении инвалидности, продолжении временной нетрудоспо­собности фиксируется в листке нетрудоспособности с указанием даты освидетельствования, подписывается председателем и заве­ряется печатью медико-социальной экспертной комиссии.

При установлении инвалидности срок временной нетрудоспо­собности завершается датой регистрации направления на МСЭК. В этом случае лечащий врач в графе листка нетрудоспособности «приступить к работе» пишет «с такого-то числа признан инвали­дом такой-то группы». Со дня освидетельствования начисляют пен­сию по инвалидности.

Лицам, не признанными инвалидами, листок нетрудоспособно­сти продлевается ЛПУ до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертная комиссия имеет право возвра­тить больного в ЛПУ как недостаточно обследованного, в этих слу­чаях на время освидетельствования листок нетрудоспособности

продлевается.

При отказе больного от направления на медико-социальную эк­спертизу или несвоевременной явке на экспертизу по неуважитель­ной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов медико-социальной экс­пертной комиссией. Отказ или неявка указывается в листке нетру­доспособности. В графе листка нетрудоспособности «отметка о нарушении режима» указывается «отказ от направления на МСЭК» или «неявка на МСЭК» и ставится дата отказа или неявки.

434 ^ ЧАСТЬ II <> Раздел 11

МСЭК проводят освидетельствования больных по месту житель­ства. Освидетельствованию подлежат:

1) рабочие, служащие и другие граждане, на которых распрост­раняется государственное социальное страхование;

2) учащиеся высших, средних специализированных учебных за­ведений, курсов по подготовке кадров, аспиранты, клинические ор­динаторы;

3) граждане, у которых нарушение трудоспособности возникло в связи с выполнением государственных обязанностей или долга гражданина по спасению человеческой жизни, по охране государ­ственной собственности и государственного правопорядка;

4) рабочие, служащие, прекратившие работу, бывшие военнос­лужащие, члены семей, потерявшие кормильца, при наличии у них прав на назначение пенсии;

5) инвалиды с детства;

6) члены семьи неработающих пенсионеров для установления надбавки к пенсии;

7) рабочие, служащие, получившие увечье либо иное поврежде­ние здоровья, связанное с их работой, для установления степени утраты трудоспособности в целях определения размера возмеще­ния предприятиями причиненного ущерба; степень утраты трудо­способности определяется в процентном отношении;

8) колхозники, фермеры и члены их семей;

9) инвалиды для переосвидетельствования;

10) инвалиды с детства I и II групп и другие лица, не имеющие права на пенсию и обращающиеся за назначением пособия, право на получение которого обусловлено инвалидностью;

11) лица, направляемые в дома инвалидов и интернаты.

Кроме того, экспертные комиссии проводят освидетельствова­ние инвалидов по направлению органов социальной защиты насе­ления с целью определения медицинских показаний для получе­ния автомототранспорта и противопоказаний к его вождению. В этом случае, а также при освидетельствовании лиц с целью поме­щения в дом инвалидов необходимы соответствующие документы с точным указанием причины и цели направления на медико-со­циальную экспертизу.

При направлении на экспертизу рабочих и служащих, прекратив­ших работу или неработавших, бывших военнослужащих, членов их семей, а также членов колхозов, фермеров и членов их семей требует-

-V- Экспертиза трудоспособности -Ф- 435

ся справка из районного отдела социальной защиты населения, воен­комата, сельского правления о получении права на пенсию при уста­новлении инвалидности.

Гражданин по своей инициативе или по своему усмотрению не может обратиться в комиссию для проведения медико-социальной экспертизы, он может быть направлен для этой цели только ЛПУ.

Для экспертизы стойкой нетрудоспособности в нашей стране со­здана разветвленная сеть медико-социальных экспертных комиссий, находящаяся в ведении органов социальной защиты населения.

Структура и деятельность комиссий определяются специальны­ми законодательными и нормативными актами (Типовыми поло­жениями, Инструкцией по определению групп инвалидности, Списком профессиональных заболеваний и Инструкцией по при­менению списка профессиональных заболеваний и др.).

Основные функции медико-социальной экспертной комиссии сводятся к установлению инвалидности и определению ее причин и группы. В каждом конкретном случае инвалидность может быть установлена по общему заболеванию, профессиональному заболе­ванию, трудовому увечью, инвалидности с детства; для военнослу­жащих причиной инвалидности могут быть ранение, контузия, уве­чье, полученные при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пре­быванием на фронте, или увечье, полученное в результате несчаст­ного случая, не связанного с пребыванием на фронте, а в специ­ально предусмотренных законодательством случаях — заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы. Зако­нодательством Российской Федерации могут быть установлены и другие причины инвалидности.

Значительное место в деятельности экспертной комиссии занима­ют мероприятия по восстановлению трудоспособности, профилактике инвалидности и использованию остаточной трудоспособности инва­лидов. Комиссия дает трудовые рекомендации, разрабатывает мероп­риятия по восстановлению трудоспособности инвалидов. Существен­ную роль в профилактике инвалидности играет право комиссии на санкционирование долечивания и продления временной нетрудоспо­собности, что часто позволяет совместными усилиями лечащих вра­чей и экспертов добиться полного восстановления трудоспособнос­ти. Рекомендации экспертной комиссии по медико-социальной реабилитации инвалидов, которым инвалидность установлена времен-

436 <• ЧАСТЬ II •> Раздел 11

но, на срок, необходимый для восстановительного лечения, получе­ния новой специальности, адаптации к новым условиям труда и жиз­ни, также способствуют восстановлению трудоспособности.

Экспертные комиссии создаются по территориальному призна­ку. Основными органами медико-социальной экспертизы являют­ся первичные комиссии, которые осуществляют первичное осви­детельствование больных и повторное инвалидов. Первичные районные, городские и межрайонные экспертные комиссии орга­низуются на базе ЛПУ. Кроме первичных, создаются республикан­ские, краевые, областные, а в Москве и Санкт-Петербурге — цент­ральные городские медико-социальные экспертные комиссии.

Комиссии подразделяют на комиссии общего профиля и спе­циализированные.

В состав экспертной комиссии общего профиля входят 3 врача (терапевт, хирург, невропатолог), представители управления (отде­ла) социальной защиты населения, представитель профсоюзной организации и медицинский регистратор.

Для проведения медико-социальной экспертизы больных тубер­кулезом, психическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, глазными, профессиональными заболеваниями, пациентов с по­следствиями травм созданы специализированные комиссии, кото­рые организуются на базе специализированных ЛПУ — противоту­беркулезных, онкологических, кардиологических диспансеров, а также крупных больниц и поликлиник. Специализированные эк­спертные комиссии состоят из двух врачей соответствующей специ­альности (один из них председатель) и врача смежной профессии.

Председателем комиссии (и общего профиля, и специализиро­ванной) назначается наиболее опытный и сведущий в вопросах ме­дико-социальной экспертизы врач, который несет ответственность за работу комиссии, юридическую и клинико-экспертную обосно­ванность принимаемых решений.

Медико-социальная экспертная комиссия принимает решение на основе коллегиального обсуждения данных медицинского освиде­тельствования больного с учетом его профессии и производствен­ной характеристики с места работы. Ни один член комиссии не имеет права единолично осуществлять медико-социальную экспертизу и выносить экспертное решение. В связи с этим основным методом работы комиссии являются заседания, которые проводятся соглас­но календарному плану на основной базе.

•О- Экспертиза трудоспособности -Ф- 437

Освидетельствование больных и инвалидов в основном прово­дится в помещениях комиссии, но в необходимых случаях может быть и на дому и в крупных ЛПУ, обслуживающих район.

Кроме того, в целях повышения оперативности и качества ме­дико-социальной экспертизы, лучшего знания экспертами условий производственной деятельности больных и инвалидов, квалифи­цированных трудовых рекомендаций проводятся выездные заседа­ния непосредственно на производстве, в крупных ЛПУ, обслужи­вающих район.

По окончании обследования и освидетельствования больного членами комиссии выносится коллегиальное экспертное решение о трудоспособности, группе и причине инвалидности, трудовых ре­комендациях, а в отдельных случаях о сроке фактического наступ­ления инвалидности.

На основании экспертного решения комиссии рабочие, служа­щие, колхозники, фермеры и учащиеся по состоянию здоровья ос­вобождаются от профессиональной работы или обучения. Это зак­лючение оформляется в виде «Справки МСЭК», которая выдается инвалиду. В справке отмечают группу и причину инвалидности, тру­довые рекомендации и срок очередного переосвидетельствования. Помимо справок, в 3-дневный срок комиссии направляют соответ­ствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении. В соответствии с зак­лючением комиссии назначается пенсия инвалидам определенных групп, предоставляются облегченные условия для работы и опре­деляются другие виды льгот. Без трудовой рекомендации медико-социальной экспертизы руководители предприятий и учреждений не имеют права предоставлять работу инвалидам.

В необходимых случаях комиссия выносит экспертное заклю­чение о предоставлении инвалидам мото- и велоколясок или авто­мобилей с ручным управлением, обеспечении протезами и ортопе­дическими изделиями; устанавливает показания к направлению инвалидов I и II групп трудоспособного возраста в стационарные учреждения Министерства социальной защиты населения Россий­ской Федерации (дома-интернаты).

Если освидетельствованный больной не согласен с вынесенным решением, он в течение 1 мес может подать письменное заявление об этом председателю экспертной комиссии, проводившей экспер­тизу, или руководителю районного отдела социальной защиты на-

438 О- ЧАСТЬ II О* Раздел 11

селения. В 3-дневный срок вся документация на данного больного должна быть передана для рассмотрения в экспертную комиссию субъекта Федерации или территории, входящей в субъект Федера­ции, или центральную городскую комиссию (Москва, Санкт-Пе­тербург).

Высшими органами по медико-социальной экспертизе являются республиканские, краевые, областные и центральные городские (в Москве, Санкт-Петербурге) медико-социальные экспертные комис­сии. Функциями этих комиссий являются методическое руководство деятельностью общих и специализированных первичных комиссий, проверка обоснованности экспертных решений этих комиссий, ана­лиз экспертных ошибок и обобщение опыта работы. Решения, при­нимаемые высшими экспертными органами по обжалованию заключений городских, межрайонных, районных и специализиро­ванных комиссий, а также в порядке контроля за правильностью эк­спертных решений этих комиссий, являются окончательными.

В состав высших медико-социальных экспертных комиссий вхо­дят 4 врача: терапевт, хирург, невропатолог и врач организатор-ме­тодист. Председателем комиссии является главный эксперт респуб­лики, края, области или города (Москва, Санкт-Петербург).

Решения высших экспертных комиссий (в том числе при осви­детельствовании в сложных случаях, в порядке контроля или об­жалования и в других случаях) принимаются большинством голо­сов членов комиссии. При равенстве голосов мнение председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает в письменном виде свое особое мне­ние, которое приобщается к делу.

Высшие экспертные комиссии организуются при Министерстве социальной защиты населения РФ и отделах социальной защиты населения.

Нормы числа освидетельствованных для высших комиссий не предусмотрены, поэтому они обязаны обеспечить безотказный при­ем больных для обжалования решений первичных комиссий.

В России в зависимости от степени утраты трудоспособности устанавливаются инвалидность I, II или III группы.

Наиболее тяжелая инвалидность — инвалидность I группы. Ин­валидность I группы устанавливается при полной постоянной или длительной потере трудоспособности лицам, нуждающимся в по­вседневном систематическом постороннем уходе (помощи, надзо-

4- Экспертиза трудоспособности "О- 439

ре). Как правило, это больные с практически необратимыми про­цессами (конечная стадия онкологических заболеваний, полный паралич вследствие перенесенного нарушения мозгового кровооб­ращения и т.д.). Инвалидность I группы устанавливается также ли­цам, которые имеют стойкие и резко выраженные функциональ­ные нарушения и нуждаются в постоянном постороннем уходе или помощи, но еще могут быть привлечены и приспособлены к отдель­ным видам трудовой деятельности в особо организованных инди­видуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.). К этой категории относятся слепые, больные с тяжелыми анатоми­ческими дефектами (высокая ампутация нижних конечностей), психически больные. Установление инвалидности I группы не вы­зывает затруднений у врачей-экспертов, поскольку показания к ее установлению достаточно четкие.

Инвалиды II группы составляют основную массу стойко нетру­доспособных.

Инвалидность II группы устанавливается лицам с полной по­стоянной или длительной потерей трудоспособности вследствие на­рушений функции организма, но не нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Инвалидность II группы ус­танавливается:

а) лицам со стойкими нарушениями функций, когда професси­ональный труд полностью недоступен;

б) лицам, которым труд противопоказан, поскольку под влия­нием трудовых процессов может наступить ухудшение течения за­болевания. Ведущее значение при экспертизе имеет клинический прогноз. К этой группе относят больных после повторного инфар­кта миокарда, гипертонической болезнью с частыми кризами и т.д.;

в) лицам, страдающим тяжелыми хроническими заболевания­ми (тяжелая форма язвенной болезни с выраженным упадком пи­тания и кратковременными ремиссиями; эпилепсия с частыми при­падками), которым труд не противопоказан, но требуется создание особых облегченных условий (работа на дому, в специальных цехах с сокращенным рабочим днем, дополнительными перерывами в работе). В некоторых случаях условия для работы могут быть со­зданы на самом предприятии, где инвалид работал до заболевания (в основном для лиц интеллектуального труда). Например, к веду­щему конструктору приезжают на дом консультировать чертежи или врач с большим опытом продолжает работать консультантом.

nff *?*!."•-ягл

440 О- ЧАСТЬ II 4- Раздел 11

Инвалидность III группы устанавливается:

а) лицам, которые по состоянию здоровья не могут трудиться в соответствии с прежней профессией и нуждаются в переводе на ра­боту более низкой квалификации. Например, перевод фрезеровщи­ка 5—6 разряда с гипертонической болезнью II стадии на работу по раздаче инструментов;

б) лицам, которым необходимы значительные ограничения по профессии, что приводит к резкому сокращению объема производ­ственной деятельности. Например, перевод ткачихи-многостаноч­ницы на обслуживание 3—4 станков;

в) лицам с низкой квалификацией или ранее не работавшим вви­ду значительного ограничения возможностей трудоустройства из-за сужения круга доступных работ. Например, перевод разнорабочего, страдающего пояснично-крестцовым радикулитом, на должность вахтера;

г) лицам, имеющим выраженные анатомические дефекты и де­формации (согласно «Перечню выраженных анатомических дефек­тов», где содержится подробное описание каждого анатомическо­го дефекта, дающего основание для установления инвалидности III группы, с указанием характера и степени морфологических нару­шений). Установление инвалидности III группы по этому крите­рию основывается только на наличии анатомического дефекта, пре­дусмотренного перечнем, независимо от выполняемой работы. Выраженный анатомический дефект надо отличать от дефектов, которые приводят к снижению трудоспособности. Если дефект или деформация не предусмотрены перечнем, вопрос о группе инва­лидности решается в соответствии с общими принципами экспер­тизы, т.е. с учетом способности выполнять работу по своей профессии. Так, пианист, потерявший палец, становится нетрудос­пособным, и ему установят инвалидность III группы по критерию «а» на период, пока он приобретает новую профессию. Врачу-те­рапевту, потерявшему палец, инвалидность не будет установлена.

В целях динамического наблюдения за течением патологичес­кого процесса и состоянием трудоспособности проводятся систе­матические переосвидетельствования инвалидов. Инвалидность I группы устанавливают сроком на 2 года, а II и III группы — на 1 год. Переосвидетельствование ранее указанного срока возможно только в случае появившейся необходимости пересмотра группы инвалидности из-за ухудшения состояния больного.

•О- Экспертиза трудоспособности -О- 441

Довольно часто инвалидность устанавливается без указания сро­ка освидетельствования. Это, как правило, делается при тяжелых заболеваниях без перспективы улучшения клинического и трудо­вого прогноза.

Заболевания и состояния, дающие право на установление инва­лидности бессрочно, утверждены законодательно в «Перечне за­болеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока освидетельствования».

Инвалидность устанавливается бессрочно лицам, достигшим пенсионного возраста — мужчинам старше 60 лет, женщинам стар­ше 55 лет, а также инвалидам, у которых срок переосвидетельство­вания наступит после достижения этого возраста. Без срока осви­детельствования инвалидность устанавливается — мужчинам старше 55 лет и женщинам старше 50 лет, непрерывно признавае­мым последние 5 лет перед достижением этого возраста инвали­дами I группы; инвалидам I и II групп, которым за последние 15 лет группа инвалидности не изменялась или была установлена бо­лее высокая группа; инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп и лицам, получившим инвалидность I и II группы при защите СССР до Великой Отечественной войны, независимо от возраста и времени наступления инвалидности; инвалидам Вели­кой Отечественной войны III группы и лицам, получившим инва­лидность III группы при защите СССР до Великой Отечественной войны в случае, если им в последние 5 лет подряд устанавлива­лась какая-либо группа инвалидности; инвалидам Великой Отече­ственной войны III группы, женщинам по достижении 50 лет, муж­чинам 55 лет.

Инвалидность классифицируется не только по степени утраты или ограничения трудоспособности, но и в зависимости от при­чин, т.е. социально-биологических условий, приведших к ней, ко­торые должны быть юридически обоснованы и представлены в со­ответствующих документах. Это: инвалидность вследствие общего заболевания; инвалидность в связи с трудовым увечьем; инвалид­ность вследствие профессионального заболевания; инвалидность с детства; инвалидность до начала трудовой деятельности; инва­лидность у бывших военнослужащих.

Законодательство РФ устанавливает размер пенсий, характер и объем других видов социальной помощи в зависимости от группы инвалидности и с учетом ее причин.

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ1

Медицинское страхование является частью системы социально­го страхования, которое рассматривается как гарантированная го­сударством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособнос­ти, для поддержки материнства и детства, а также для охраны здо­ровья членов общества.

Обязательное медицинское страхование, закон о котором при­нят в июне 1991 г., вошло в систему социального страхования Рос­сии в начале 1993 г. Большинство работодателей всех форм соб­ственности уплачивают на социальное страхование взнос 39,0% оплаты труда. Основная часть средств социального страхования приходится на пенсионное страхование - 28% фонда оплаты труда большинства предприятий (более 70% средств социального стра­хования), кроме того, трудящиеся в обязательном порядке вносят в пенсионный фонд 1% заработной платы. По сравнению с пенси­онным страхованием средства ОМС весьма незначительны и со­ставляют 3,6% фонда оплаты труда и менее 10% средств социаль­ного страхования.

В отличие от ОМС как части системы социального страхования, финансируемой за счет целевого налогообложения, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-ком­мерческой деятельности, которая регулируется Законом «О стра­ховании», принятым в 1992 г.

Под добровольным медицинским страхованием в узком смысле слова понимают страхование, обеспечивающее оплату в основном дополнительных медицинских услуг (табл. 64).

1 В разделе использованы материалы, подготовленные Е.Н. Савельевой из учеб­ного пособия под ред. Ю.П. Лисицына (1998) «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения».

Медицинское страхование -Ф- 443

Таблица 64. Сравнительный анализ основных отличительных особен­ностей добровольного медицинского страхования и ОМС1

Добровольное медицинское страхование ОМС
Коммерческое Социальное (некоммерческое)
Часть страхования как финансово-коммерческой деятельности, относящаяся к личному страхованию Часть системы социального страхования
Регламентируется Законом «О страховании» и Законом «О медицинском страховании» Регламентируется Законом «О медицинском страховании граждан в РФ» и законами по вопросам социального страхования
Правила страхования определяются страховыми организациями Правила страхования определяются государственными структурами
Индивидуальные или групповые Всеобщее или массовое
Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности Осуществляется государственными (или контролируемыми государством) организациями
Страхователи юридические и физические лица Страхователи - работодатели, государство, органы местной исполнительной власти
Источник средств: личные доходы граждан, прибыль предпринимателей (1% себестоимости) Источник средств: взносы работодателей, включаемые в себестоимость продукции, государственный бюджет
Программа (перечень услуг) определяется договором страховщика и страхователя Программа (гарантированный минимум услуг) определяется Минздравом РФ, утверждается местными (территориальными) органами власти
Тарифы устанавливаются договором Тарифы устанавливаются соглашением сторон при ведущей роли органов государства
Система контроля качества устанавливается договором Система контроля качества определяется соглашением сторон при ведущей роли органов государства
Доходы могут быть использованы в любой коммерческой и некоммерческой деятельности Доходы могут быть использованы только для развития основной деятельности — медицинского страхования

1 Лисицын Ю.П., Стародубов В.И., Савельева Е.Н. Медицинское страхование. — М.: Медицина, 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.