Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность





Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня

В соответствии с диалектикой развития любая экономическая система зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование, либо переходит на новую ступень развития. Чтобы прогнозировать дальнейшее поведение, руководитель должен знать, на какой ступени развития находится организация (на каком технико-организационном уровне). Именно поэтому широко распространено понятие «жизненный цикл системы», обозначающее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Концепция «жизненного цикла продукта» была опубликована в 1965 г. Т. Левитом. В ней были определены системные связи таких понятий, как сбыт продукта, прибыль, потребитель, конкурент, стратегия маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Маркетологами выявлено, что жизненный цикл продуктов по мере возрастания потребностей людей становится короче. Это требует роста инвестиций, совершенствования технологий, интенсификации научных исследований, усиливает конкурентную борьбу. Изучение закономерностей жизненного цикла товаров позволяет прогнозировать развитие организации. В качестве товара могут выступать не только выпускаемые изделия, но и сами технологии, технологические системы, т.е. следует рассматривать концепцию жизненного цикла различных систем.

Концепция жизненного цикла систем отражает действие законов циклического развития и убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. Если предметной областью в анализе является производственная деятельность, то в качестве системы следует анализировать технологические системы.

В результате проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно технологических работ создается информационная модель продукции.

Информационная модель продукции состоит из нормативной, конструкторской документации и технологического метода изготовления продукции, реализованного в виде технологической документации.

Для осуществления технологического метода из множества орудий труда выбираются необходимые для этого процесса средства технологического оснащения, включающие технологическое оборудование и технологическую оснастку. В результате формируется технологический комплекс, в котором функциональная взаимосвязь средств технологического оснащения обеспечивается с помощью нормативной, конструкторской и технологической документации.

В совокупности с предметами производства и исполнителями технологический комплекс образует технологическую систему, которая может при наличии энергоресурсов выпускать соответствующую продукцию.



Приведенная в действие технологическая система реализует технологический процесс, состоящий из последовательно осуществленных технологических операций, характеризующих технико-организационный уровень производства.

По завершению нормативного срока службы или в силу каких-либо других причин функционирующая система ликвидируется (полностью или частично) и заменяется более результативной.

Жизненный цикл разбивается на стадии, фазы или этапы: рождение, развитие, зрелость, старение.

Рождение. Технологическая система находящаяся на этой стадии как правило возникла недавно ввиду неудовлетворенной потребности группы потребителей или в результате развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся для удовлетворения нужд потребителя.

Основными характеристиками таких систем являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет, прибыли, как правило, нет, а скорее наоборот, только инвестиции. Поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития системы.

Развитие. На этой стадии наблюдается интенсивное развитие технологической системы, т.е. приращение результатов опережает рост затрат.

Продукция, производимая технологической системой, начинает пользоваться спросом у все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей. На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше и вхождение в отрасль новых «игроков» становится гораздо более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается за счет интенсивных факторов производства.

Зрелость. Это стадия полного насыщения рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, но в развитии все большее значение приобретают экстенсивные факторы.

Старость. Покупатели постепенно теряют интерес к продукции либо потому, что ее начинают вытеснять новые и более качественные заменители, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов, сужение ассортимента товаров. Объем продаж падает, прибыли снижаются, движение наличности медленно падает.

Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от факторов производства и реализации продукции. Различают факторы внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся: природные, транспортные условия, изменения, не предусмотренные планом предприятия (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты), тарифы на услуги и перевозки, торговые скидки и надбавки, нормы амортизационных отчислений, ставки заработной платы, начисления и ставки налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием, разные нарушения поставщиков и т.д.

К группе внутренних факторов относятся основные факторы, определяющие результаты работы, связанные с нарушением государственной дисциплины предприятия: нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых скидок; экономия прибыли от мероприятий по охране труда и улучшению условий труда; несвоевременность текущего ремонта основных фондов; недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров; непроведение мероприятий по освоению новой техники.

Кроме этого на изменение прибыли от реализации влияют следующие факторы первого порядка:

-структура реализации, она может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации. Прибыль может увеличиться, если в структуре реализации большую долю занимают товары с высокой рентабельностью, и наоборот, рост удельного веса низкорентабельной продукции в структуре реализации приведет к уменьшению общей прибыли;

-объем реализации продукции также может воздействовать двояко: увеличение объема реализации рентабельной продукции приведет к росту прибыли, увеличение объема реализации убыточной продукции приведет к уменьшению суммы прибыли;

-снижение себестоимости продукции при прочих равных условиях приводит к росту прибыли, и наоборот;

-рост цены реализации продукции при прочих равных факторах приводит к быстрому увеличению прибыли, снижение цен уменьшает прибыль.

Анализ прибыли проводится как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции методами детерминированного факторного анализа.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Р) – отношение прибыли от продаж (П) к сумме затрат по реализованной продукции (С).

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукции зависит от следующих факторов первого порядка:

-изменения объема продаж,

-цены реализации,

-переменных затрат на единицу продукции,

-суммы постоянных затрат, отнесенных на данный вид продукции.

Факторная модель данного показателя выглядит следующим образом:

Где:

Vi – объем реализации продукции;

Bi – сумма переменных затрат на единицу продукции;

Ai – сумма постоянных затрат, отнесенных на данный вид продукции;

Цi – цена реализации единицы продукции.

Факторный анализ можно провести с использованием метода цепной подстановки.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию можно использовать следующую факторную модель:

Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от продаж (П) к сумме полученной выручки (N).

Если выручку представить как сумму произведений объема реализации и цены по видам продукции, то рентабельность продаж можно рассчитать по следующей формуле:

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 рубль продукции (С/N), а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (Т/N), материалоемкости продукции (М/N) и амортизациеемкости продукции (А/N), т.е. от показателей интенсификации.

Влияние факторов на изменение рентабельности продаж определяется с помощью метода цепных подстановок.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.